ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Faith "Despairingly"

Faith, Despairingly

11-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
FAITH
Релиз
“DESPAIRINGLY” (EP)
Год
2015
Стиль
Atmospheric doom death metal / experimental
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Омск

Все два one-man-проекта омского музыканта Артёма Первых – Faith и Rebirth – каждый по-своему развивают представление о современном задумчивом металле, но Faith из них самый думовый и концептуальный, мрачный и глубокий.

Через три месяца после выхода фундаментального альбома “In Despair” ему вдогонку был запущен EP “Despairingly”, на котором представлен всего один трек длительностью почти 22 минуты, записанный в лучших традициях Shape In Despair, Doom VS и Trees Of Eternity, но без вокала.

Как и большинство произведений Артёма, “Despairingly” строится на постепенном развитии и поэтапном вовлечении инструментов  и раскрывается словно по кругу. Звучит гонг, призывающий к началу, а атмосферно-таинственное начало синтезаторов уверенно нагоняет мрак, затем к ним присоединяются ударные, чуть позже чистые струны гитары и почти сразу же за ними – угрюмый дисторшн, на фоне которого продолжают своё скорбное повествование прозрачные клавишные, словно переговариваясь с напряжённо-порывистыми гитарами.

Достигнув кульминации, звуки как будто отступают на задний план, в отчаянии утратив последние осколки надежды, и всё заполняет собой синтезаторная подкладка, звенящая, словно тишина в готическом соборе. Траурные блики мелодий подобно призракам обрамляют эту величественную печаль, а затем на её фоне начинают робко пробиваться к жизни ростки новой жизни, а вслед за ними возвращаются техничные ударные и резкий рёв гитары. Такое чувство, что целый мир сорвался в небытие и вновь сейчас готовится воскреснуть из праха.

Так Толкиен описывал в “Сильмариллионе” создание Вселенной посредством музыки, и у Faith в “Despairingly” получился отличный саундтрек для его красочного описания этого эпохального события. Композиция как будто разделена на несколько отрезков, которые по примеру “дней творения” отделяют один смысловой фрагмент от другого. Очередной момент тишины наступает точно на отметке в 9:00 и приносит с собой свежий ветер встающего над руинами мира, который готов вот-вот встать на ноги.

Красивейшие проигрыши на фоне почти беззвучного синтезаторного бэкграунда показывают, что в этот раз ночь перед очередным рассветом не будет просто временем для отдыха. Тяжёлые гитары возвращаются только спустя три минуты и, по сути, просто предлагают другой фоновый рисунок для развернувшихся ни на шутку импровизаций. Возникает ощущение, что являешься свидетелем торжественного шествия галактических объектов, каравана планет, которые триумфально чествуют рождение новой жизни во Вселенной.

В этот раз музыка стихает постепенно и как будто неохотно, но едва ночь готовится спуститься на седые постройки, на холод сумерек яростно набрасывается неистовая агрессия дэта с оглушительными барабанами, злыми риффами и отчаянным хрипом оживших кошмаров. Непривычно и странно слышать такую вакханалию в столь изящной пьесе, но творение не было бы творением, не будь в нём отголосков тьмы и хаоса, не вплети Мелькор свою разрушительную тему в общий хор красоты и благозвучия.

Новый рассвет приносит необычное соло перкуссии на фоне нежной синтезаторной мелодии, которое звучит как странный бессловесный гимн камней и минералов во имя торжества света и гармонии. Композиция обрывается очень резко и неожиданно, как будто просто закончилось место для сохранения, и продолжения мы не слышим по техническим причинам, хотя оно есть и длится где-то в недоступной для нас параллельной реальности. Звуки уже не доносятся из колонок, но ухо отказывается поверить в это, старательно выискивая неслышные вибрации и колебания.

Не случайно на этом релизе всего один трек – для такой монументальной вещи нужен простор и воздух, чтобы она начала дышать – “Despairingly” не может находиться просто среди других и быть всего лишь одним из номеров на альбоме. Артём создал шедевральный эпик меланхолии, который занимает особое место не только в его творчестве, но и на дум-метал-карте. Молчаливая дум-опера, превосходный нью-эйдж тоски и неудовлетворённости, волнующая симфония космоса – на “Despairingly” он во многом превзошёл сам себя.

В этой музыке можно найти сходства со многими известными коллективами от Draconian до My Dying Bride и даже Lacrimosa, но она не сводится к сумме своих частей и не равна ей. Сам подход к созданию композиций у Артёма Первых весьма отличается от того, который присутствует у современных групп, имея много общего с классическими сюитами и сонатами. Ну а помимо этого в “Despairingly“ есть что-то ритуальное и почти шаманское – самозабвенное, сосредоточенное на своей цели и устремлённое в бесконечность. Это музыка, про которую говорят great doom metal.