ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Fausttophel "Sancta Simplicitas"

Fausttophel, Sancta Simplicitas

02-05-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

FAUSTTOPHEL – 2016 * * * * *
"SANCTA SIMPLICITAS"
Melodic black metal
METAL SCRAP RECORDS
Россия, Обнинск

Может ли мелодичный блэк в принципе не быть коммерческой подливой? Долгие годы считалось, и вполне справедливо, что не может. Один из аргументов против такого утверждения мы имеем сейчас в лице украинско-российского состава Fausttophel.

Уже по внешнему виду обложки мне показалось, что на этом CD должно содержаться нечто стоящее и достойное внимания. Стилизованная, немного грубоватая картинка на самом деле гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Всматриваясь в линии и изгибы этого рисунка можно находить всё новые и новые нюансы и черты. Точно так же дело обстоит и с музыкой этой капеллы, хотя уже вступительное интро на украинском языке на фоне поскрипывания музыкальной шкатулки, топота лошадей и грохота телеги намекает в пику названия релиза на то, что на этом диске всё будет не так уж просто и вряд ли свято.

Первый трек, начинается вполне традиционно в духе Dimmu Borgir, Covenant, Catamenia и Ancient, но уже к середине этой композиции музыкальный материал группы раскрывается, словно чёрный отравленный пустоцвет. Зловещий смех знаменует начало прогрессивных и необычных, поистине симфонических элементов, которые затем обрываются резким олдскульно-трэшевым чёсом гитар и переходит в клавишное атмосферное вступление следующего трека.

Fausttophel стартовал в далёком 1999 году в городе Полтава, но в скором времени приостановил свою деятельность и возобновил ее уже в 2009 году в Обнинске. За воссоздание команды взялись её оригинальный участник Александр Савиных, а также присоединившийся к нему Валентин Самохин, в результате чего в 2013 году свет увидел дебютный альбом коллектива, а совсем недавно группа  представила второй полноформатник “Sancta Simplicitas”. Fausttophel характеризуют свой стиль как melodic black metal, придавая при этом своей музыке, как гласит пресс-релиз, “олд-скульное звучание”.

На деле всё обстоит ещё более интересно и шикарно. Композиции имеют сложную структуру, действительно заключая в себе мелодичный блэк с лёгким влиянием олдскула, неоклассики, симфонизма и немалым количеством нестандартных и свежих ходов, а прививка олдскула делает величественную и вдохновенную музыку Fausttophel гораздо более доступной и слушабельной, чем, скажем, у тех же Dimmu Borgir.

Отдельного внимания заслуживает лирическая составляющая альбома. Тексты Fausttophel написаны на русском и украинском языках, а в треке “Больная Земля” звучат стихи Гумилёва, что, впрочем, не в новинку для команды: на дебютном альбоме также были представлены песни на стихи поэтов Серебряного века. Но в этот раз в треке “Больная земля” музыканты создали действительно потрясающий эпик мизантропии и нигилизма, добавив в него даже звучание аккордеона.

“И снова будет торжество,
И снова буду я единой.
Необозримые равнины.
И на равнинах никого”
(с) “Больная земля”

Почти классический спид-трэш из 80-х встречает слушателя в треке “Омут Абсурда”, который в середине песни переходит в фирменные “фаустовские” эксперименты и нежный звук колокольчиков. Чуть ли не оперная украиноязычная “Круговерть скiнчується, де почалася” заставит ещё раз удивлённо вскинуть бровь и подивиться изобретательности этого мультинационального коллектива.

А финальный штрих на этом релизе – прекрасный кавер на классику Edge Of Sanity “Black Tears”, которую Fausttophel, не мудрствую лукаво, в отличие от всяких там Eternal Tears Of Sorrow, чья версия меня совершенно не впечатлила, исполнили очень близко к оригиналу и с сохранением чистоголосых партий.

В наше время уже никого не удивишь техникой исполнения или качеством записи, но за внешним лоском и великолепием, правильностью и “фирменностью”, увы, так часто теряется внутреннее содержание, глубина и собственно идея блэк-металла. Но этого отнюдь нельзя сказать о том, что, а главное как делает Fausttophel.

Помимо традиционных блэк-проклятий и плевков в сторону религий на альбоме “Sancta Simplicitas” много как музыкальных, так и лирических открытий, но самое главное в том, что эта команда действительно исполняет музыку, которую хочется слушать, а их песни хочется запоминать и можно даже напевать, направляясь, например, за пивом в магазин, что неожиданно сближает их творчество с тем, что делают такие коллективы, как Сварга и Аркона. Удивительное и очень приятное открытие на нашем чёрном небосклоне.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев