ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Фаэтон "Страху места нет"

Фаэтон, Страху места нет

05-03-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ФАЭТОН – 2015 * * * * *
Hard’n’heavy
"СТРАХУ МЕСТА НЕТ"
SELFRELEASED
Россия, Раменское, Жуковский

В 1997 году благодаря культовой в те времена радиопередаче “Рок-интенсив” состоялось моё первое знакомство с замечательной отечественной группой Легион, где прозвучали их ранние, и на мой взгляд наиболее сильные композиции (кто не помнит знаменитый “Листопад” – одну из главных лирических вершин отечественного хэви-металла!). В ту замечательную октябрьскую ночь я узнал, что не Арией единой жив российский hard’n’heavy, а в стране Гоголя и Достоевского есть, похоже, свой Queensryche, ранние работы которого меня в то время очень и очень вдохновляли.

Но более поздние записи Легиона оказались не столь блистательны и вдохновенны, и об идее “русского Queensryche” я благополучно подзабыл. Но случаются-случаются в нашем подлунном мире чудеса, и вот передо мной дебютный полноформатный релиз выдающейся подмосковной команды Фаэтон, прослушивание которого принесло мне не только массу положительных эмоций, но и навело на некоторые размышления о закономерностях развития мирового хэви-металла.

Группа Фаэтон из городов Раменское и Жуковский названа в честь персонажа древнегреческой мифологии и играет в стиле hard’n’heavy. Годом основания команды принято считать 2011 год. Три года спустя коллектив представил на суд общественности свой дебютный мини-альбом, а в 2015 свет увидел их первый полноформатник с претенциозным и одновременно вполне олдскульным названием “Страху места нет”, который и представляется сегодня нашему вниманию.

Альбом начинается с тревожного звука сирен, переходя в не менее тревожный, слегка скрипучий, но с идеально читаемым саундом первый трек, который называется “Расплата”, где на вполне традиционно-характерные арийско-мейденовские риффы ложится чудесный, слегка задумчиво-меланхоличный вокал Ивана Кириллова, который заставляет звучать совершенно иначе, казалось бы, сотни раз заезженные клише. Сложное построение композиций, долгие, техничные и продуманные соло, великолепный басовый рокот, серьёзная лирика – у Фаэтона есть всё, что концептуально отличало хэви-металл на протяжении десятилетий как музыку интеллектуалов и мыслящих людей.

В то же время композиции коллектива характеризует отсутствие какого-либо пафоса или претенциозности. Они слушаются легко, естественно, а их долгая длительность совсем не воспринимается как признак нарочитой прогрессивности и желания занять место Стива Вая или Ингви Мальмстина. На альбоме есть как динамичные, качёвые номера (“Расплата”, “Свободы зов”, “Жестокая игра с судьбой”), так и проникновенная лиричная баллада “Моя любовь” и героический балладный эпос “Война”. И тексты группы действительно заслуживают того, чтобы их слышали, запоминали и знали. При всём героическом пафосе состава, лично мне больше всего запомнилась как-раз-таки нехарактерная для них лирическая вещь, которую мне даже хотелось бы процитировать:

“ Разводи костер, оставайся ждать.
Верь, что я появлюсь по утру.
Буду зверем ночным к тебе бежать,
Доверяя его нутру.

Появлюсь, обниму, расскажу, где я был,
Что я видел и как умирал.
В сердце моем пожар не остыл,
Хоть царапал о ребра метал.

Посмотри на меня, удивись, кем я стал,
Что я делал, в том воля богов.
Любовный огонь мою душу съедал,
Но я безмолвный хранитель снов.

Появлюсь, обниму, растворюсь в твоих снах,
Я прошу тебя, только дождись.
Я по лунной дороге развею твой страх.
Я уже здесь, обернись.

Но я верю, я просто верю, в нашу любовь.
Я просто верю, я просто верю в смысл твоих слов.
Пройдут года и жизнь расставит на места, всю суть обид и злость.
Но в сердце будет на всегда моя любовь.”
(c) Моя любовь

Сквозь все треки пластинки проходит сквозная тема – война. Фаэтон повествует о мужестве, доблести простых солдат, и этот рассказ звучит очень искренне, доверительно, просто и даже как будто флегматично и задумчиво. Немало хэви-металл-команд посвятили свои релизы в последний год (да и не только в последний, конечно) военной тематике, но пластинка Фаэтона напомнила мне, как ни странно, не свежайшие релизы их ближайших коллег - отечественных команд (взять тот же Антарес), а скорее “Valley of Tears” британских ветеранов NWOBHM Tank. Всё те же “летящие” риффы, лёгкая меланхолия и отменное качество реализации, что в совокупности лично у меня вызывает ассоциации с классическим doom metal и группами наподобие Trouble и Solitude Aeturnus.

И всё же, если с кем-то сравнивать творчество группы Фаэтон, то, на мой взгляд, это скорее Легион, нежели Ария, скорее Queensryche, Fates Warning, Savatage и Tank нежели Iron Maiden. Хотя я не скажу, что Фаэтон окончательно и бесповоротно чужды Новой волне британского хэви-металла, скорее они следуют другим её ответвлениям, чем это обычно принято, как у нас в стране, так и за рубежом, а в частности таким культовым некогда на Западе, но почти совершенно не известным у нас составам, как Angel Witch, Tygers Of Pan Tang, Samson и Saxon.

Однако своим главным творческим вдохновителем Фаэтон называют Арию, и хоть “по букве” это, по моему мнению, не совсем и не на 100% верно, нисколько не сомневаюсь, что именно для арийских фэнов раменская команда станет тем, что называется “number one”. Мимо голоса Ивана Кириллова просто невозможно пройти равнодушно, не подпав под чары его изумительного тембра и мужественных трезвучий, и он вполне имеет шанс стать для российского слушателя “своим” русскоязычным Брюсом Диккенсоном. И словно подтверждая эту догадку, звучит трек “Голос” – композиция, которая почти в точности воспроизводит риффы известной классической вещи Iron Maiden, а в середине Иван имитирует характерные вокальные ходы Блейза Бэйли, словно отправляя пламенный привет мейдену конца 90-х и начала нулевых.

На диске “Страху места нет” представлены яркие и энергичные песни в лучших традициях heavy metal, с замечательным сильным мужским вокалом и военно-героическими текстами, что делает этот диск одной из главных сенсаций отечественного hard’n’heavy в ушедшем 2015 году, и я с удовольствием рекомендую эту пластинку всем интересующимся хорошим и качественным тяжёлым роком. Послушайте Фаэтон, вы вряд ли будете разочарованы.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев