ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Felidae "Анамнез"

Felidae "Анамнез"

26-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
FELIDAE
Релиз
“АНАМНЕЗ”
Год
2018
Стиль
Art folk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

От акустики в стиле средневековых менестрелей через фолк-рок до арт-рока – именно так выглядит творческий путь этой группы. Они были разными, порой дерзкими, порой нескладными и противоречивыми, но они с самого начала искали свой путь, не боялись экспериментировать и старались делать только то, к чему зовёт сердце. Сейчас перед нами уже их третий полноформатник Фелиды, а вокалистка Людмила по-прежнему именует себя не иначе, как Крис Баррет, недвусмысленно намекая на глубокую родственность своей группы и творчества бессмертных ранних Pink Floyd – вот ведь анамнез или как говорят бывалые лекари, как всё запущенно. Или может быть столь высокие притязания оправданы и достоверны? Давайте попробуем разобраться.

Если у отца диалектики Платона теория анамнезиса, то в случае обращения в медицинское учреждение мы уже непосредственно имеем дело с анамнезом. Ана́мнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц. Вот этот-то самый анамнез и собираются сейчас собирать деятели из Felidae, на что, кстати говоря, весьма красноречиво указывает и название треков с характерными медицинскими сокращениями/пояснениями. А вот звук современной Фелида не похож не только на Pink Floyd, но и на их ближайших сподвижников их Kansas, Jethro Tull, King Crimson или Yes – звук у них скрипучий, несколько угловатый и пружинящий за счёт скрипки и действительно достаточно артовый и совсем не фолковый.

Изящное интро “Предыстория (болезни)” переходит в архаично ощерившуюся гитарными зигзагами “(Кто) последний”, которая в припеве неожиданно напомнила мне Несчастный Случай. Характерный стиль Felidae более чем узнаваем, как и вокал Людмилы – вопросов или тем более претензий к ним никаких – а в своём нынешнем амплуа коллектив звучит интереснее и выигрышнее, чем когда-либо ранее. Среднетемповая “На(значение)” превосходно душевна (нелегко удержаться, чтобы не начать подпевать вокалистке в раскачивающемся  припеве: “Стань моим лекарством, верным постоянством, мне не нужно помощи иной, Дай мне невозможное, влейся мне под кожу, всё преодолимо, если ты со мной”), “(У)потребление” напоминает о временах альбома “Искра”, а “(Реци)дивная” просто блистательна.

Пламенный околопатологический привет в сторону монументального рока в “(С)бое” звучит местами почти как разухабистые хиты Army Of Lovers, “Обморок” своей протяжной тоскливостью напоминает Flёur, но имеет более сложную структуру, Пронзительный манифест “(Вы)рождение” с трёхминутным вступлением вплотную приближается к владениям Strapping Young Lad и Lacrimosa, параллели к Кейт Буш можно рассмотреть в “(По)мощи”, а гимноподобная “Ремиссия” звучит как в лучшие времена “Короля Артура” и “Девяти жизней”. Никакой иронии, никаких “солнце село за рекой, за приёмный за покой, приходите санитары, посмотрите, я какой”, только сложный, полифоничный и художественный в самом широком смысле слова материал с серьёзной драматургией – таков анамнез на сегодняшний день.

Почти по-металлически увесистые гитары и обилие извилистых мелодий и порой достаточно хаотичных риффов на удивление звучит вполне самобытно и интересно. Конечно, в композиторском плане москвичам далеко как до Pink Floyd, так и до своих violin-оснащённых предтеч из Kansas и Heart, но их актуальный лонгплей звучит совсем недурно. Альбом обворожительно концептуальный и восхитительно артовый. Я не очень верю в саму по себе возможность играть подобную музыку в наше время столь же качественно и на столь же высоком уровне, как это делали отцы, но Felidae доказывают невозможное и исполняют свой тяжёлый металлический арт-рок пусть и не так безупречно и чётко, как ранние Heart или King Crimson, но с не меньшей искрой.

Довольно часто пластинка напоминает рок-оперу (взять хоть вторую часть “(У)потребления”), временами инструментальные партии кажутся чересчур надуманными или просто неоднозначными, но недостатком это не назовёшь. Крошащийся, порой нестройный, но явно узнаваемый саунд и витиеватые вокальные линии с эпизодической хоровой поддержкой хорошо передают нужный маниакально-медицинский настрой (если задуматься, то как ещё должен звучать релиз, посвящённый столь специфической теме?), я бы даже сказал, что “Анамнез” в каком-то смысле очень характерен и тянет на маленький шедевр болезненного рока с претензией на оперность. Кстати, если вам знакомы такие имена, как Sieben, то это ещё одна дополнительная причина попробовать пройти этот путь от предыстории до ремиссии вместе с Felidae. Я прошёл, и мне понравилось – так здорово и аутентично эта группа ещё не звучала никогда!