ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на видеоклип Гренд "Зачем?"

ГРЕНД

21-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ГРЕНД – 2017
Rock
“ЗАЧЕМ?” (clip)
GIANT PRODUCTION
Россия, Москва

Этот московский рок-проект является детищем талантливого композитора Сергея “Гренд“ Измайлова, который занимается музыкой с 2014 года и уже успел много чего совершить на этом поприще. Сергей всегда с повышенным вниманием и пиететом относился к собственному творчеству, которое трудно назвать случайным или поверхностным, но предлагающийся сейчас нашему вниманию видео-ролик, пожалуй, стал квинтэссенцией творческих исканий автора. Что самое интересное, музыкант не стал полагаться на свои силы и обратился для съёмки к профессионалам, чтобы получить итог, адекватный изначальной задумке (Giant Productions – студия молодых режиссеров Андрея Губенко и Алексея Ионова)

“С помощью музыки можно не только найти смысл всего происходящего вокруг нас, но и победить свои пороки, страхи и тёмные составляющие, и обрести истинное лицо” – читаем мы в предисловии к видео, и эти слова на самом деле хорошо передают смысл и задумку клипа. Главной герой здесь – сам Сергей, который каким-то неведомым образом (да это и не важно, каким) оказался один на ночной дороге, и вдруг впереди и позади видит силуэт в мантии с капюшоном, в котором легко угадывается “та, что стоит за левым плечом”. Композитор пробует бежать в лес, но чёрная тень всё время оказывается рядом, каждый раз на шаг опережая его.

В музыкальном плане песня “Зачем?” это модный ныне цифровой рок в духе Asper X, то есть рок с использованием электронных эффектов и современных мелодий. Лирика посвящена бессмысленности нашего существования, от которого не спасает даже наркоз в виде проблем (“Позади бесполезная жизнь, впереди -  беспросветная мгла”), а во главу угла снова и снова выносится один и тот же вопрос: “Зачем?”. Сергей приходит в какой-то заброшенный дом, где находит в покрытом паутиной футляре гитару, тут появляются двое в масках, которые, как оказалось уже давно ждали третьего (но не чтобы банально сообразить на троих, а для чего-то поважнее). Они подходят и протягивают точно такую же маску и композитору.

Кульминационный момент хорошо обыгран, и перелом наступает очень эффектно: Сергей берёт протянутую маску и надевает её. Вместе с этой странной двоицей, у одного из которых бас-гитара, а у другого - барабан, певец выходит на ту же дорогу, где не так давно столкнулся со смертью, и в компании своих спутников выдаёт искромётное соло. Три чёрные фигуры в капюшонах, подобно ожившей обложке альбома Testament “Souls Of Black” поначалу грозно надвигаются на музыкантов, но очень скоро начинают испытывать видимый дискомфорт и картинно рассыпаются в прах. Музыка оказалась сильнее рутины и скуки, а в чём-то даже сильнее смерти, и все трое снимают маски, поскольку преодолевшему ужас и боль они уже ни к чему, так как каждый из них обрёл себя, проделав этот сложный и тернистый путь через разочарования и страх.

Нужно отметить, что Giant Production старались не зря, и ролик смотрится даже лучше, чем “Nocturna” от Moonspell, визуально имеющая с рецензируемым клипом немало общего. Некоторые кадры получились просто изумительными, хотя, к сожалению, есть в этом видео и несколько относительно слабых мест (Смерть вблизи и вид сбоку, слишком поспешный и киношный бег по лесным кущерям, а также чересчур мультяшное исчезновение чёрных призраков). Но это я уже придираюсь. На самом деле работа на самом деле весьма хороша, а главное – имеет чётко выраженный посыл и идею, что в наше время представляет весьма большую ценность.

В самом деле, кто из нас не задавался вопросами из песни (“Ешь, спишь и плодишь детей, сем не зная, зачем это всё”), а выход, который предлагает Гренд, на самом деле ведь знаком большинству из нас, только мы об этом немного подзабыли или просто пока ещё не ставили вопрос настолько ребром, чтобы осознать всю ценность и значение рок-музыки для своей жизни. А между тем даже учёные в недавних исследованиях заметили, что у людей, которые слушают рок, меньше страх перед смертью, жизнь в целом более осмысленная и наполненная (ведь всё лучше следить за выходом дисков, а потом аккуратно ставить их на полочку и переслушивать, чем ковырять в носу и плевать в потолок), и не это ли требовалось доказать?

Да, Гренд конечно не открыл Америку, но сумел ярко, внятно и доходчиво показать в своей новой работе, зачем мы всё-таки слушаем наши любимые группы и что бы с нами было, если бы не они. Итог моей рецензии предсказуем как решение математического примера из курса начальной школы: давайте посмотрим клип “Зачем?”, порекомендуем друзьям, а потом просто станем чуть больше ценить нелёгкий (и недешёвый) труд музыкантов и хотя бы ради исключения станем иногда покупать диски, ходить на концерты или просто чуть-чуть поддерживать их финансово. Уже вижу, как кто-то нахмурил лоб и сейчас скажет что-то наподобие “ну, началось”. Умолкаю.

Если вдуматься в смысл клипа, можно увидеть там и другие оттенки: Сергей смог победить свой страх смерти благодаря работе в команде, сам факт того, что он предложенную маску означает, что он принимает идею вступить в команду и стать одним из её участников, похожим на других из неё. Команду здесь можно понимать не только как коллег по музыкальной группе, но и как друзей, семью, просто единомышленников (люди, которые идут с тобой по жизни и желают тебе добра). Когда вокалист в клипе берёт маску, он выбирает себе команду. Одному всегда сложнее. Конечно, у каждого своё призвания, главное – найти его и осознать, и эту мысль как раз и иллюстрирует видео, но а Сергею Измайлову и Giant Production спасибо за хороший ролик.