ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом HammeRRage "Открой Глаза"

Hammerrage "Открой Глаза"

12-02-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
HAMMERRAGE
Релиз
“ОТКРОЙ ГЛАЗА”
Год
2018
Стиль
Heavy metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Воронеж

Злые языки ещё лет двадцать-тридцать назад обвиняли хэви-метал в чрезмерной ортодоксальности, типичности и предсказуемости, но тру-металлистам это всё было как с гуся вода – посудите сами, зачем изобретать колесо, когда можно просто качественно, с чувством, с толком и с огоньком нарезать качёвый риффинг в духе патриархов жанра и петь о героических вещах, да и кто из нас когда-либо слушал Iron Maiden или Manowar ради оригинальных гармоний или революционных риффов?! Вы можете подумать, что именно так рассуждали и воронежцы из HammeRRage, которые в 2011 году даже название вкупе с логотипом подобрали соответствующие, однако не спешите с выводами, всё далеко не так однозначно!

От диска с таким логотипом действительно ждёшь хэви-материала в традициях жанра, но не стоит думать, что “Открой глаза” будет звучать топорно или предсказуемо  – работа над дебютным лонгплеем HammerRage продолжалась пять долгих лет, и авторы действительно постарались, чтобы их первая пластинка не уступала классике вдохновивших их на занятие музыкой отцов в лице Харриса, Дикинсона, ДеМайо и Адамса, да и музыканты в составе HammeRRage подобрались опытные и амбициозные, а потому в качестве и энергетической ценности результата столь долгой и кропотливой работы можно было на самом деле не сомневаться. И всё-таки: насколько HammeRRage это клон и калька с того же “Sign Of The Hammer”?

Однако прежде чем ответить на этот вопрос, ещё пара предварительных замечаний общего характера. HammerRage как боевая единица была создана Михаилом Белимовичем (Зеркальный Лабиринт, Эгерия и др.), который весьма известен в воронежской околохэвиметаллической тусовке ещё с начала нулевых и участвовал в целом ряде самых разных составов (насколько я знаю, его группа Виа “МММ” до сих пор активна и даже готовит свой третий полноформатный альбом), в 2015 году даже записал сольный инструментальный диск, а сейчас формирует совершенно новый проект. Как говорит сам Михаил, зачатки самых первых песен с альбома “Открой глаза” датируются 2005 годом (это относится к треку “Страха нет”), а сам он считает рецензируемый диск самым важным, значительным и лучшим в плане сведения и записи из всего, что записывал.

Открывающая пластинку “Реванш” стартует с криков, напоминающих о футбольных баталиях, затем вступают увесисто шагающие риффы и наконец, слышится форсированный хриплый голос, весьма и весьма напоминаюший незабвенного Анатолия Крупнова. Иными словами, влияний ранних Rage в “Реванше” куда больше, чем аллюзий к “The Number Of The Beast” или “Hail To England”, да и они совсем не относятся к разряду “содрать под копирку”, а весьма изобретательно и деликатно пересаживают наследие немцев на российскую почву - группа комфортно себя чувствует в том, что касается пространных соло-проигрышей, но в куплетно-припевных частях упор делается не на энергетику и кач, а скорее на крупновскую философичность и повествовательность.

Самурайская “Последний сёгун” начинается с таинственного вступления, но очень скоро срывается в привычный уже абстракно-глубокомысленный чёс в духе творчества Rage конца 80-х., венчает который хриплораскатистый голос Михаила Белимовича. Я не исключаю того, что авторы очень старались быть похожими на классический Rage и вероятно приложили немало к тому усилий, но вышли не клон и не копия, а нечто намного более самостоятельное и уникальное. Помимо упомянутых мной уже аллюзий к Чёрному Обелиску, в саунде группы очевидно и отчётливо прослушивается нечто от ранних записей таких групп как Sabbat, Last Descendants и Pariah – нечто грохочущее, техничное, неровное, первобытное, но привлекательное и живое.

Отголоски любимого Михаилом Короля и Шута и даже кое-где что-то от Высоцкого можно услышать в треке “Страха нет”, впечатляет эпический зачин монументальной пьесы “Проснись”, а в таких номерах, как “Вне Времени” и “Мы вместе” можно по достоинству оценить богатый вокальный диапазон и широкий спектр передаваемых голосом оттенков. Арийские мотивы угадываются в пении гитар в “Молоте гнева”, хороша меланхолично-апокалиптическая зарисовка “Здесь и сейчас”, а подводит черту довольно диковинный акустический номер “К небесам”.  Почему диковинный? Да хотя бы потому, что это не баллада, а вполне себе энергичный трек, но записан он почему-то без использования дисторшновых гитар, а в режиме unplugged.

Общий вердикт по альбому таков: привлекательный логотип, который наверняка будет манить к диску фанатов Manowar, сулит для этих самых фанатов больше разочарований, чем радостей. Лично я влияний мейденов и бойцов под предводительством бас-кудесника по фамилии Демайо не увидел практически вовсе, а увидел отличную переработку классического наследия Пиви Вагнера, которая с лёгкой руки Михаила Белимовича и его соратников стала звучать как манифест интеллектуального техно-прото-трэша.  Появись такая запись в 80-х-начале 90-х, она моментально обрела бы культовый статус у почитателей грамотного тяжмета, разместившись где-то между Легионом, Тяжёлым Днём и не раз сегодня упомянутым Чёрным Обелиском.

Материал на альбоме очень русский, и это однозначно плюс, поскольку Михаил действительно всерьёз и глубоко использует возможности великого и могучего, а попутно сочиняет на самом деле очень неплохие песни, которые можно исполнять хоть у костра под гитару, хоть с симфоническим оркестром, и они от этого ничуть не проиграют. Материал на диске универсальный, хотя и далеко не идеальный – именно такие песни становятся эпохальными и культовыми, а потом уходят в народ и живут своей собственной жизнью, ибо написаны с душой, с полной ответственностью и не без смысла. Наконец, материал на пластинке театральный, драматический, и то, как играет голосом Михаил, на самом деле заслуживает большого уважения. На поверку релиз оказался куда более интересным, чем того можно было бы ожидать, и это здорово.