ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Harmony In Grotesque "Noumenon"

Harmony In Grotesque Noumenon

17-05-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
HARMONY IN GROTESQUE
Релиз
“NOUMENON”
Год
2018
Стиль
Death doom metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Красноярск

Этот красноярский коллектив недавно отметил своё двадцатилетие, в связи с чем с истинно думовой основательностью выпускает свой третий полноформатник с замечательным философским названием “Noumenon” и абстрактным коллажем из шишек, птицы и тернового венка в качестве обложки. Harmony In Grotesque не могут похвастаться феноменальной или хоть какой-то более-менее ощутимой известностью, однако они отнюдь не ноу-нейм-бэнд, и за свою некороткую историю успели совершить немало подвигов, в том числе засветиться на одной сцене с угрюмыми финнами из KYPCK и активно поучаствовать в творческой активности таких значительных составов, как Eoront, Solarfall, NoScience, Alley, Dirt Pill и других. Ну а работа над “Noumenon” длилась в общей сложности более 10 лет (!), и столь внушительное время не было потрачено всуе.

Так что же такое ноумен? Музыканты не делают по этому поводу секрета: сущность, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли. Антоним ноумена – феномен (нечто из мира явлений, предметов и объектов, что можно потрогать и понюхать, в то время, как ноумен постичь и понять можно исключительно разумом и никак иначе). В те далёкие времена, когда ваш покорный слуга протирал штаны в аспирантуре по философии, учил древнегреческий, латынь и штудировал замысловатые труды философов, ему было очень приятно и увлекательно обмениваться мнениями на эту тему с сокурсниками за кружечкой пенного и закидывать друг друга витиеватыми словечками (так и слышалось в полночном сумраке: этость, чтойность, яйность, интеллигибельность, трансцендентальность, Кант-перекант, Фихте-разфихте).

Однако прямой связи между названием пластинки и её концептом или лирикой нет. Как говорят участники Harmony In Grotesque, в музыкальном плане песни сами по себе очень разрозненные, но, тем не менее, все вместе они составляют единое целое. Отсюда и ноумен, вещь в себе. Скажу сразу, тексты у этой команды отличные: в меру личные, в меру неординарные (чего стоит только цифровая депрессия “Wind-Up Bird”!), в меру профильнодумовые (без явных клише и общих мест). Однако самое интересное в случае с данным релизом совсем не это. Прозвучит странно или быть может слишком громко, но на фоне повсеместного кризиса жанра эти красноярские странники просто сиятельны. Какой там Novembers Doom, когда можно играть дум ТАК.

На альбоме семь достаточно продолжительных треков, каждый из которых безоговорочно отличается от остальных, а распечатывает обойму пронзительно-ревущая “Neolithic” с надрывным сочетанием скримо-гроула и глубокого гроула, изломанных, почти технодэтовых гитар и абстрактных соло-паутинок. Играют Harmony In Grotesque технично и сильно – этого не отнять, а изысканные вкрапления глубокого чистого вокала – это просто находка, и притом не единственная. Музыканты активно используют авангардные фишки, саксофон и эпизодические цитаты из дэта, прогрессива и неоклассики. Уже в той же “Neolithic” можно напрочь заблудиться в извилистых звуковых лабиринтах, которые напомнили мне не только и не столько экспериментаторов из Pan.Thy.Monium, сколько такие серьёзные (и не-думовые) акты, как Caprice.

“Noumenon” звучит так, как будто никакого кризиса и застоя в думе не было, а его создатели перенеслись в студию, где записывали пластинку, из начала 90-х, когда столпы направления в лице Phlebotomized, Beyond Belief, Visceral Evisceration и My Dying Bride были на коне и вовсю разрабатывали каноны и идеалы смертельно-задумчивого металла. Меланхоличная “Infected” – это всё тот же узнаваемый дум-авангард в узнаваемом стиле красноярцев с многозначительными инструментальными зарисовками, шквальным двуголосьем экстремальных вокалов и очень нескучной гитарной работой, а вот “Stepentatio” намного сильнее кренится в сторону атонально-хаотических изломов в духе Nocturnus и хотя с проторенной колеи не съезжает, вполне способна вызвать приступ бурной радости у поклонников маститых корифеев апокалиптического металла.

Лёгкие влияния фьюнерала в “The Funeral Song”  разрождаются в интереснейший эпик скорбной рефлексии с хорами и необычными чистоголосыми стенаниями, а сменяющая его “Wind-Up Bird” предлагает прекрасный образец филигранной гитарной печали пополам с болезненной психоделикой, акустической глубиной и ревущей дэтово-блэковой яростью. Мрачный авангардный инструментал “…And Sorrow Will Be My Wings” служит своего рода вступлением для финальной “Painted By Pain”, которая представляет собой шикарную дум-балладу с величественными “поповскими распевами” и массой интереснейших переходов и неожиданных авангардных сюрпризов. В заключение этой вещи музыканты решили отыграться по полной и не стали сдерживать себя, что в итоге привело, скажем так, к рождению квинтэссенции музыкального парадокса (а что это такое лучше один раз послушать, чем сто раз прочитать).

Кто бы мог подумать, что келтикфростовский “Into the Pandemonium” спустя 30 лет породит таких интересных продолжателей и последователей! “Noumenon” – это определённо дум, но дум самого высокого класса, за который совершенно точно не будет стыдно ни Дэну Сванё, ни отцам из Anathema, In The Woods… и My Dying Bride! Полностью избежав всех возможных соблазнов в виде плагиата, готичности, вторичности, занудности, академичности и жёсткого снобизма, эти северные музыканты создали великолепный альбом, который можно переслушивать бесконечно, а нужно – любить, ценить и понимать. Категорическая эмоциональность, глубина и потрясающее разнообразие “Ноумена” вполне способны стать откровением и манной небесной для каждого, кто имеет хотя бы минимальную симпатию к тяжёлым думовым делам, стоит только уделить ему немного внимания и времени (чтобы собственно добраться до ноумена). Вот такая вот философская универсальность – вы не поверите, это на самом деле работает и ещё как работает!