ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Haze Of Summer "Znoi"

Haze Of Summer, Znoi

09-04-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

HAZE OF SUMMER - 2017
Post black metal / avant-garde black metal
"ZNOI"
SOUND AGE PROD.
Россия, Подольск

Не так часто дебютный альбом отечественной группы в околоблэковой стилистике выпускается в формате дигипака, но в данном случае всё именно так, а многие критики уже успели выразить своё почтение этому релизу и назвать его одной из лучших работ в жанре авангардного пост-блэка. Если взглянуть на внешний вид предлагаемого CD и на его обложку, мы  увидим исключительно профессиональный продукт, и тут же станет очевидно, что знакомство с дебютным творением команды является чем-то обязательным и необходимым.

“Znoi” - дебютный альбом подольского проекта, который был записан в 2016 году при участии музыкантов таких прославленных отечественных коллективов как Grace Disgraced, Logic Event, Голос Омерики, Изморозь и Аркона, а руководит в этом коллективе человек по имени Никита Дружинин. Пластинка очень быстро разнеслась по просторам Интернета, и уже стала почти культовой не только в нашей стране, но и за рубежом, а потому я просто обязан был написать отзыв на этот нашумевший релиз.

Атмосферное начало с русскоязычными сэмплами переходит в такой же атмосферный, но ритмичный и дисторшено-стремитльный стафф, где на фоне каноничной ритм-секции звучат вполне себе пост-блэковые риффы и вполне канонический скрим, правда немного задвинутый на задний план. В первые несколько секунд мне показалось, что мелодик-блэк смешали с материалом в духе Lauxnos. То бишь есть блэк, есть мелодии, есть ритм, но при этом нет злости и агрессии, мрака и черноты, место которой занимает атмосфера, характерная для музыки с приставкой пост.

Если вы хотите понять, чего ожидать от этого альбома, то вам стоит посмотреть на обложку CD. Нечто вполне нейтральное, интересное, глубокомысленное и совершенно не блэковое, хотя определённо с элементами этого стиля, которые в данном случае, однако, стали уже совсем не страшными и не зловещими, а призваны оттенять меланхоличные музыкальный решения Haze Of Summer. Второй трек “April”, в записи которого принял участие небезызвестный Лазарь (Rossomahaar, Аркона), мы слышим его экстремальный вокал, дуэтно чередующийся с уже привычным скримом проекта в исполнении Никиты Дружинина.

Вы не поверите, но мелодии и ритмы в этой композиции местами даже напомнили мне Korpiklaani и Finntroll. Я говорю, например, о фрагменте, который начинается в 1:48. И это при том, что почти сразу за ним следует лаконично-эмоциональное гитарное соло, а затем прекрасный инструментальный проигрыш, который совершенно нельзя отнести в сторону этих развесёлых финнов. К чести коллектива стоит сказать, что им удаётся звучать очень разнообразно и действительно впечатляюще, при этом оставаясь в рамках мелодик-блэка, приправленного пост-роком.

Авангард? Присутствует здесь и авангард, если считать авангардом совмещение молодёжных разговоров про “сиськи” и протяжно-многозначительных эмбиентных многоточий. Кстати, уже упоминавшийся выше второй трек длится аж 7:16 и недостатка разнообразных переходов там не наблюдается. Но намного более интересным мне показался следующий за апрелем май - песня под названием “May”. Я очень люблю, когда в блэке появляются слушабельные и неожиданные мелодии, как это можно, например, заметить в творчестве наших соотечественников из Astarium; а Haze Of Summer в этой композиции удалось нарулить интересный синтез помпезной дискотеки и истинно блэкового материала. Под такую вещь хоть в пляс, хоть на войну с неверными.

А дальше дискотеки ещё больше. “June” стартует с синтезаторов, которые очень легко можно представить в репертуаре группы ТаТу, но умело переплетает их с прозрачными зарисовками из серии Pink Floyd, Dark Funeral и Catamenia в одном флаконе. В этой вещи действительно есть элементы всех вышеперечисленных коллективов, и они чередуются то как действия в Past Simple - следуют одно за другим, - то наслаиваются одно поверх другого как в Past Continuous. Вам показалось после моего упоминания про сэмплы, что тут есть нечто от Second To Sun? Нет, общего нет. Материал здесь в целом более лёгкий и, если так можно выразиться, призрачный.

По ходу прослушивания я много раз ловил себя на мысли, что нахожусь в пустыне, изнемогая от жажды, и вижу перед собой мираж в виде прекрасного дворца с садами, фонтанами, пивными ларьками и прочими радостями жизни. Но это всего лишь мираж, а меня палит и печёт дьявольским июльским зноем так, что это можно обозначить только одним словом - июль. Или “July”. Именно так и называется следующий трек с чуть более рельефными и выпуклыми тяжёлыми гитарами, непременным пост-блэковым тремоло и неожиданным аккордеоном. Авангард? Отнюдь. У Ancient Rites на “Dim Carcosa” есть такие штучки, и это вполне канонично.

И наконец, завершающий релиз “August” - самая зрелая, интересная и целостная вещица на пластинке, где электроника и блэк пришли к наиболее взаимовыгодному и интересному союзу. Слушать эту песню одно удовольствие, а я то и дело думал: вот ведь, оказывается, не Covenant и не The Kovenant только лежат между блэком и танцполом. Есть ведь ещё и такой вот вариант, и неплохой вариант, что тут сказать. Если вас тошнит от пост-блэка, и вы видеть не можете забубённые, сделанные как на конвейере пост-группы, можете смело приниматься за прослушивание “Znoi” - здесь занудства и примитивизма нет и близко.

Прожив отрезок года с самого начала весны до конца августа с этим проектом, я остался в итоге с очень противоречивыми впечатлениями. С одной стороны, Haze Of Summer явно умеют и могут хорошо играть, делают это с удовольствием, разнообразно и приятно. Более того, изобретательно и здорово. Я думаю, многие будут в восторге от альбома, и это по праву. Так в чём же “но”? Я долго пытал себя, пытаясь найти и адекватно выразить свои сомнения, но в итоге остался ни с чем. Можно разобрать “Znoi” по винтикам, а затем собрать снова и не найти ни малейшего изъяна.

И всё-таки при всём разнообразии идей и отличном качестве записи и реализации у меня осталось ощущение, что слушал новый альбом Stеrbefall на мобильнике. Вы уже готовы искать подлого рецензента, чтобы кинуть в него гаечным ключом? Успокойтесь, всё хорошо, это просто такой литературный приём, чтобы заставить вас послушать данную работу. Ведь иначе понять, нравится вам Haze Of Summer или нет, вы не сможете. Можно не покупать дигипак, но обычное стекло приобрести стоит, чтобы расслушать все необходимые нюансы и с чистой совестью, а главное - с полным на то основанием сказать, что я неправ.

Если это авангард, то авангард специфичный. Не стоит здесь искать Arcturus, Morgul и Love Lies Bleeding c Bethzaida. На самом деле материал на диске очень монохромный и самоидентичный. Чистый мелодик-блэк и такой же чистый пост-блэк в одном флаконе, хорошо перемешанные и доведённые до состояния равномерно однородной субстанции. Скажу честно, я так и не понял, в чём суть и замысел альбома, но, очень сдаётся мне, его смысл можно идеально выразить с помощью словосочетания высказанного по поводу представленной на нём музыки одним из рецензентов. Хипстер-блэк. То есть блэк, который стал настолько доступным, что может понравиться даже человеку, совершенно равнодушному к тяжёлой музыке.