ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Hok-key "Kalasy Pad Siarpom"

Hok-key, Kalasy Pad Siarpom

16-09-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
HOK-KEY
Релиз
“KALASY PAD SIARPOM”
Год
2017
Стиль
Experimental metal / folk metal
Лейбл
STA RECORDS
Страна, город
Беларусь, Минск

Так вышло, что Беларусь – одна из самых интересных для меня стран в плане музыки (в последнее время коллективы оттуда интригуют меня даже больше, чем польские команды), а Hok-key – мой абсолютный фаворит из тех мест. Я никогда особо не въезжал в Gods Tower, а многие другие белорусские команды хоть и радовали и продолжают радовать, но как-то эпизодически, фрагментарно, не во всём, не всегда и с оговорками. Не сказать, что Hok-key могут похвастаться какой-то особой верностью себе, наоборот, кажется, что эта капелла совсем напротив является синонимом постоянной изменчивости и пластичности: начав с комедийного шуточного металла и пройдя сквозь фолк, хэви и мелодик-метал, они всё время находились в движении и эволюционировали.

Если когда-то в конце 80-х Celtic Frost называли хамелеонами трэша, то сейчас все основания получить статус хамелеонов металла имеют именно эти белорусские музыканты. Кстати они достаточно известны у себя на родине, а во всём остальном мире появляются с набегами (концертами) и традиционно оставляют о себе очень хорошее и приятное впечатление. Новейший диск группы вышел на немецком STF Records, а в плане жанра коллектив вновь решил направиться к фольклорным берегам, где так выгодно и выигрышно проявил себя на альбоме “Znak Biady” (2014) в отличие от миника “Just Time” (2015), хотя по большому счёту Hok-key всегда был и поныне остаётся экспериментально-мелодичным металлом со скрипкой и колоритными национальными особенностями, поэтому с этой точки зрения ничего не изменилось, однако национальный эпос вернулся в тексты – это да.

“Spoviedź z-pad šybienicy” открывает этот лаконичный девятитрековый почти всецело белорусскоязычный альбом, и сразу же задаёт тон и настроение пластинке, где правит уверенный фолк-метал (именно фолковый метал, а не металлический фолк!) с влияниями Schandmaul, Stahlhammer, Шмелей и Asmegin. Гремучая смесь, не правда ли? Так и есть! Грузные риффы с изящными скрипичными партиями и лёгкими намёком на немецких фолк-менестрелей и обретающихся где-то поодаль Stahlhammer с их кавером на “Jeanny“, специфический язык и низкий мужской голос a la Шмели с эпизодическими женскими бэками и помпезной 3D-симфоничностью – вот тот специфический Hok-key, за который их ценят и любят. К слову сказать, женский вокал есть далеко не везде, но в “Čalaviek padvojnaj zorki” его много, и вообще этот трек можно назвать образцом нежного металлического фолка.

А вот “Jablyčny smak” приносит, с одной стороны, элементы разухабистого Korpiklaani-жанра (Как в “Vodka и “Beer Beer””), а с другой – ещё более усиливает элементы характерного стиля Saltatio Mortis, In Extremo, Subway To Sally, etc., где одновременно угадываются и типичные NDH-приёмы. Не сказал бы, что я в восторге от таких экспериментов, но для разнообразия они будут не лишними. В самом деле, нужно же подо что-то водить разудалые хороводы на оупен-эйрах.

Шаманизмом веет от “Spačatku bylo slova”, но очень скоро этот трек плотно встаёт на прямые фолк-металлические рельсы с характерным низким вокалом и воздушным перебором почти космического музыкального инструмента — ханга, напомнившим мне россиян из Geronimo с их harp-металлом. Кстати, звучит это дело действительно необычно и проникновенно. Могу только снять шляпу.

По своей гипермелодичности и виртуозному обращению с тяжёлыми риффами и знойными мелодиями Hok-key напоминают мне любимцев из Eluveitie, а такие вещи как “Kali šumiać daždžy…” заставят почтительно прислушаться и приподнять бровь даже фолк-снобов. Конечно, эта композиция не так уж похожа на столь любимую мной “Nie kuvaj, maja ziaziulia”, но точно не хуже неё. Возможно, даже в чём-то лучше, хотя сравнивать сложно, поскольку “Kali šumiać daždžy…” это отнюдь не баллада.

“Pramieńniem nadziei” возвращает на альбом жёсткие (относительно, конечно) риффы и хриплый вокал в духе Korpiklaani, но на этот раз прямолинейный стафф изобретательно дополняют женские подпевки, скрипичный симфонизм и необычные гитарные эффекты. Одна песня перетекает в другую очень естественно и ненавязчиво, а относительно короткая длительность только играет на руку группе и её слушателям. По мере прослушивания альбома меня не покидало чувство, что я слышу смесь Eluveitie и Indica, настолько мелодично, задорно и хитово звучит материал Hok-key на их новейшем полноформатнике. Кстати, “Daroha biez viartańnia” звучит именно в таком духе. Я бы добавил, что есть там и что-то от Cruachan и Lyriel в плане мелодий.

Самая продолжительная и по-настоящему былинная “Daliejšy šliach (Ruch II)” принесёт на диск серьёзную фолково-симфоническую составляющую, которая на самом деле делает эту композицию похожей на настоящую оперу. Впечатляет – однозначно, хотя лично мне у Hok-key нравятся более простые и удобоваримые песенки. Завершающая диск “Onto The Battlefield” делает крен куда-то в варварский дарк-блэк, но с характерными для белорусов интонациями и чуть ли не ритуальным пением. Здесь нет той фундаментальности, которая меня немного напрягла в “Daliejšy šliach (Ruch II)”, а все эксперименты выглядят очень аутентично, умеренно и уместно, поочерёдно наслаиваясь на вполне традиционную метал-основу.

За что любят и могут любить музыку из стран бывшего СНГ на Западе? Правильно, за национальный колорит, собственный узнаваемый почерк и чтобы это было с нормальным техническим уровнем. Все эти составляющие у Hok-key присутствуют, более того, выглядят они весьма выигрышно и импозантно. Несмотря на то, что наши братцы белорусы активны уже почти четверть века, они и не думают впадать в звёздную болезнь и вытекающий из неё кризис идей, а продолжают активно и уверенно развиваться, не уставая искать и находить свой собственный путь, по ходу следования по которому то и дело набредают на интересные артефакты в виде чудесных композиций. Не скажу, что “Колосья Под Серпом” это шедевр, но альбом крепкий, оригинальный и сильный. Пусть не всегда ровно и на одной ноте, но всегда с чувством и своей особой изюминкой!