ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Hok-Key "Znak Biady"

Hok-Key "Znak Biady"

28-10-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

HOK-KEY – 2014 * * * * *
Pagan Metal, Folk Metal
"ZNAK BIADY"
SELFRELEASED

Беларусь давно перестала быть неизвестной землёй в том, что касается ярких и выдающихся металл-коллективов, вспомнить хоть Gods Tower, Znich, Дрыгву, Morbid Victory, Rasta, Vicious Crusade. Что сказать, Gods Tower были одними из основоположников и зачинателей целого музыкального тренда, имя которому pagan metal, и своими ранними релизами обеспечили себе не только бессмертие в сознании тысяч металлеров, но и почётное место в анналах металл-истории. Да и не одними Gods Tower славна Беларусь. Белорусы определённо умеют, могут и любят играть громко, изощрённо и с чувством. А белорусский журнал "М" ("Legion") для меня и вовсе всегда был эталоном и образцом музыкальной журналистики. Отличный был журнал.

Сейчас перед нами уже довольно заслуженный коллектив из Беларуси, который называется Hok-Key, и активен на сцене в течение последних 20 лет, обозначив своё присутствие на металл-арене выпуском уже 4 полноформатных альбомов, а также множества синглов и EP.

В начале своей карьеры музыканты классифицировали музыкальное направление своей группы как стёб-металл, но на заре нынешней декады от былой стёбности не осталось и следа – Hok-Key научились действительно очень хорошо и убедительно играть и сделали крен в сторону хэви-металла с красивыми и необычными партиями скрипки. Скрипка – это, безусловно, очень сильная сторона коллектива. Многие группы используют этот инструмент, но мало у кого он звучит настолько убедительно и цепляюще. Кто знает, быть может именно скрипка, а может и географическое положение и славное прошлое земляков из Gods Tower в конце концов побудили Hok-Key в своих стилистических поисках перейти к pagan metal.

На новейшем на данный момент полноформатном альбоме коллектива нашему вниманию представлен именно pagan metal — прекрасный и проникновенный, напевный folk/pagan, который может составить уверенную конкуренцию даже Сварге, Арконе и Alkonost. "Znak Biady" содержит 11 очень разноплановых композиций, которые не перестают удивлять. Первые две – уверенно и плотно вторгаются в мозг и пленяют душу, оставляя очень хорошее впечатление, на третьей "Kalinaj Cyrvonaj" радует балладность и красивый женский вокал, четвёртый трек "Klic Kryvi" удивляет неожиданными симфоническими элементами, уже совсем по-другому звучащим женским вокалом, а за ней снова следует балладная композиция "Paparac Kvietka", затем просто потрясающая, атмосферная хоровая вещь "Nie Kuvaj maja Ziaziulia", которую можно считать подлинной жемчужиной альбома. Диск оставляет удивительное ощущение абсолютной аутентичности и силы, подлинности тех эмоций и чувств, которые музыканты вкладывают в свои треки, остаётся ощущение, что они действительно живут этим, и эта их вера ни на шутку заражает и вдохновляет!

И разнообразие альбома совсем не воспринимается как разнородность. Отличный плотный звук и постоянно присутствующая в композициях чарующая скрипка делают звучание Hok-Key характерным и узнаваемым как в более лёгких, фолковых вещах, так и в более брутальных, экстремальных фрагментах. Если сравнивать Hok-Key и Gods Tower, то Hok-Key не так прямолинейны и более изощрённы, более изобретательны и фолковы. У них больше лиричности и напевной плавности, а партии скрипки вносят очень большое разнообразие. В то же время это настоящий фолковый металл, а не просто синтез фолка и металла. А это редко.

Заслуживают особого внимания тексты коллектива – все песни на альбоме "Znak Biady" на родном для музыкантов языке, и они как минимум красивы и мелодичны, а фонетические особенности языка привносят в звучание команды неожиданную изюминку и усиливают ощущение ”фолковости”. Смысл везде понятен и даже там, где понятен не совсем, угадывается интуитивно, а само звучание слов как будто намекает на присутствие в музыке чего-то запредельного и поистине прекрасного. Тексты как минимум интересно и приятно слушать, они совершенно лишены каких-либо шаблонов и общих мест. Hok-Key записывали альбомы и на русском, и на английском, но родная речь в их песнях звучит наиболее впечатляюще и аутентично.

В состав Hok-Key в разное время входили участники таких заметных белорусских коллективов как Bad Dreams, Аризона и даже Vicious Crusade и Znich, группа выступала почти со всеми крупнейшими белорусскими бандами, кроме того, видимо, музыканты за 20 лет творческой активности элементарно набрались опыта. Как бы там ни было, некогда стёбный Hok-Key звучит теперь намного круче и убедительнее, чем многие изначально серьёзные коллективы.

Прослушивая альбом "Znak Biady", то и дело ловил себя на мысли, что на данный момент главный и единственный недостаток группы – это совершенно не подходящее к музыке название. Никогда бы в жизни не подумал, что такая красивая, без преувеличения сказать, прекрасная, многогранная музыка может быть на альбоме группы с названием Hok-Key.… С одной стороны команда уже достаточно известна у себя на родине, и смена названия определённо внесёт путаницу, но нет сомнений, что сейчас такая неоднозначная вывеска многим помешает не пройти мимо и познакомиться с музыкой белорусов. А тот, кто не остановится, много потеряет.

Долгое время я считал, что в русскоязычном folk/pagan metal Сварга, Аркона и Дрыгва — это абсолютный best, и, вряд ли кто-то сможет играть нечто подобное тому, что делают они. Но сейчас вижу, что у этих групп появился сильный конкурент – Hok-Key, которые не просто не хуже, а в чём-то даже и лучше, чем выше обозначенные коллективы.

Но есть и ещё один факт, о котором обязательно стоит упомянуть, коль скоро идёт речь о группе Hok-Key – это, прежде всего, экспериментальная группа, которая не боится экспериментировать. Эксперименты и подлинное творчество, которое не мыслимо без экспериментов, суть этой команды. И уже новейший EP, который вышел после альбома “Znak Biady” записан в совершенно ином музыкальном направлении. Осталась фирменная скрипка, красивые риффы и голоса, но это уже не канонический pagan, а нечто совсем другое. История продолжается, и я уверен, что Hok-Key ещё не раз удивят и порадуют нас своей качественной, необычной и непредсказуемой музыкой. Hok-Key лично мне очень напоминают такие группы, как Die Apocaliptischen Reiter и Шмели. Не по стилю, а по той колоссальной творческой активности, смелости, которая делает творчество этих групп неизменно занимательным, интересным и вдохновляющим, а встречу с группой всегда желанной и радостной.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев