ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Hyperomm "From Nothing To Eternity"

Hyperomm, From Nothing To Eternity

24-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

HYPEROMM – 2017
Melodic death metal / progressive death metal
"FROM NOTHING TO ETERNITY"
SELFRELEASED
Россия, Москва

Этот московский дэт-металлический one-man проект, во главе которого стоит маэстро шести струн Антон Трубин, выпускает ныне на чадящий свет мира сего своё дебютное творение, которое получило название “From Nothing To Eternity” (“Из Небытия в Вечность”). Выход пластинки долго откладывался, и даже когда уже, казалось бы, в декабре 2016 года процесс был завершён, в очередной раз всё сорвалось, и диск был отштампован и получил сопутствующую полиграфию только сейчас – в начале года близнеца эпохи революции – в 2017 году. Честно говоря, даже не верится, что релиз, к которому автор относился с таким пиететом, наконец увидел свет.

Концепция Антона Трубина, бывшего участника Soundstorm, это тотальный “лютый DIY”. Запись релиза проходила у него дома, но с ориентиром на таких монстров звука, как Mono/Poly и Infected Mushrooms. Антон много и со знанием дела говорит об игре с пространством при записи музыкального альбома и о том, как инструменты в миксе находятся в едином континууме, что уже сразу делает очевидным, что при записи “From Nothing To Eternity” не обошлось без элементов прогрессива, а покрытый тайной и мраком невысказанности проект явно исповедует какую-то концепцию. Впрочем, обо всех концептуальных нюансах красноречиво свидетельствует его сообщество ВК.

Как оказалось, автор всего этого брутального безобразия не просто нарезает брутальные рулады, а весьма серьёзно и философски подошёл к делу записи своего дебютника. Девять треков альбома – это девять любимых стихотворений Антона авторства известных западных авторов, которые, однако, не особо знакомы отечественному читателю. Он приводит в пример Эмили Дикинсон (XIX век), при жизни которой было обнародовано не более двадцати творений, а после смерти найдены тысячи, благодаря которым она стала классиком. И именно её творение стало текстом первого трека. Вот так постепенно открывается скрытый смысл названия релиза – из небытия в вечность выходят на свет давно почившие творцы и их стихотворные произведения.

Открывает альбом гипермелодичная и одновременно сокрушительная “A Great Hope Fell” (а начинается она и вовсе с клавишных!), вступает сухой, скорее трэшевый вокал, и мы слышим канонический mdm с обилием красивых гитарных соло, атмосферных клавишных фрагментов, на фоне которых далёкий женский голос (который, как оказалось, принадлежит супруге Антона Трубина) продолжает чтение стихов с необычными ритмическими сбивками. В целом сочетание музыки и вокала мне напомнило Coroner начала 90-х. Такое чувство, что основной упор делается именно на музыку, а вокал как бы параллельно несёт свои смыслы.

Далее по списку американец Уолт Уитмен (XIX век), изображённый даже на почтовой марке Болгарии, и композиция “Whispers Of Heavenly Death”. Здесь немного больше прямолинейных атакующих риффов, но соло никуда не уходят, а вокал начинает прослушиваться чуть явственнее и как будто злее. “Ухмылки намного интереснее улыбок. Ухмылка всегда таит в себе какую-то тайну” – говорили Coroner о концепции своего альбома “Grin”. Нечто подобное и здесь: тайна содержится в тексте, написанном много лет назад, некое подобие тайны выражает собой прогрессивный трэшевый mdm с несколько задвинутым на задний план хриплым вокалом.

Но вот и часть третья. Англичанин Уильям Эрнст Хенли (XIX-XX в.в.), представляющий позднюю викториантскую эпоху и его культовое творение “Непокорённый”, в оригинале звучащее, как “Invictus”. Трек начинается с прозрачных клавишных переборов, затем переходящих в неторопливо-мелодичное гитарное переплетение. Мгновение, и вот уже перед нами скоростной риффовый трек с неожиданно цепкими клавишными, которые словно свинцовые капли падают грозными грозовыми предупреждениями на головы всем, кто не верит в Апокалипсис. Конечно же, Hyperomm мало похож на Coroner. Музыкально он напоминает, скорее, чуть более прогрессивный вариант Warmen, Etеrnal Tears Of Sorrow, Soilwork и Gardenian.

В четвёртой композиции Антон взял для смыслового наполнения своей очередной сюиты стихотворение Джозефа Аддисона (XVII-XVIII в.в.), одного из творцов английского Просвещения, с говорящим названием “When Rising From The Bed Of Death”, и этот трек в восхождении Hyperomm по шкале брутальности является самым жёстким, агрессивным и бескомпромиссным. Если это mdm, то уже в стиле таких групп, как At The Gates и Dark Tranquillity. В этой сюите безраздельно правят гитары и кромешный разрушительный вокал, а клавишные лишь изредка оттеняют мрачные, словно призывающие хаос, риффы.

“A Presentiment”, написанный на стихи американского поэта и журналиста Уильяма Каллена Брайнта (XVIII-XIX в.в.), продолжает агрессивную линию альбома “From Nothing To Eternity”, проводя заметный мостик к Children Of Bodom, а после перевала через экватор композиции – к проекту их клавишника, Warmen. Антон использует атмосферные, почти эмбиентные, энигматические зарисовки клавишных для того, чтобы на их фоне показать те свои гитарные умения и способности, которые требуют к себе вдумчивого отношения и тихого фона, никак не умещаясь даже в расширенный формат прогрессивного mdm.

И следующий трек “Dirge” с самого начала стартует как отъявленный инструментальный прогрессив, напоминая даже таких виртуозов, как Джо Сатриани и Стив Вай. Вокал, конечно, появляется немного погодя, но звучит поначалу очень робко и как будто нерешительно, лишь спустя треть композиции, когда тяжёлые гитары переходят в атаку, разворачиваясь в полную силу. Авторство лирики для трека принадлежит американскому эссеисту, поэту, философу и пастору Ральфу Эмерсону (XIX век), который, как считается, некогда первым сформулировал философию трансцендентализма, а это его стихотворение представляет собой один из самых мрачных и безысходных на этой пластинке.

Ну а что идёт следующим номером на этом альбоме, я думаю, все, кто внимательно читал рецензию с самого начала, уже догадались. Конечно же, это инструментальная композиция. Её название - “Soundstorm”. Я не знаю, случайно или нарочно, но это самое название с точностью повторяет имя предыдущего коллектива Антона, в котором он проявлял себя на заре своего творческого пути, и в этом треке музыкант отрывается на все сто, показывая все оттенки своих гитарных умений и всю свою музыкальную претенциозность. Что сказать, получилось действительно не хуже, чем у тех же финнов, а прозрачный звук (я бы даже сказал, сверхпрозрачный!) Hyperomm вкупе с нежными колокольчиками клавишных делают музыку этого проекта чуть ли не симфонической.

Вступление к восьмой композиции “The Leveller” напомнило мне то ли Leaves’ Eyes, то ли Lyriel с их интерпретацией “Призрака Оперы” или “Hijo De La Luna”, но вступающий вдруг экстремальный вокал вызывает ассоциации скорее с Eluveitie – мелодик-дэтом, совмещённым с фолком – и с поздним Ancient Rites – выкристаллизованным до ослепительной перфекционистской белизны техникал-симфо-блэком. Автором лирической составляющей для столь впечатляющей композиции выступил Джеймс Ширли (XVI-XVII в.в., кстати, умер в 1666 году), повествующий о том, что рано или поздно самая грозная сила должна будет покориться судьбе и угаснуть.

Завершает диск ещё один злобный и отрывистый трек в духе команды Алекси Лайхо с лёгкой примесью риффов в духе его японских последователей из Shadow – “No Resurrection”. Красивейшие клавишные экзерсисы снова и снова настойчиво напоминают о музыке в стиле эмбиент и нью-эйдж. Мелодичные, близкие к идеальным риффовые прогоны сближают деятельность проекта с творениями в стиле симфонического пауэр-металла. Ну а стихи как и прежде великолепны. Антон доверил завершить свою концептуальную эпопею Джону Робинсону Джефферсу (XIX – XX вв), и это поистине мудрое и взвешенное решение.

У меня осталось очень неоднозначное впечатление от дебютного творения этого ныне московского one-man-проекта. С одной стороны, всё, что исполняет Антон на своём дебютнике, абсолютно не ново, и подобные вещи были сыграны, пожалуй, не одну сотню раз, но музыка действительно великолепна, а стихи (да и сам факт обращения к поэзии столь незаслуженно забытых авторов) вызывают настоящее восхищение (быть может именно этого так недоставало современному мелодик-дэту?), оформление и концепция выполнены на самом высоком уровне, а за всем этим фасадом кроется ещё более глубокая и серьёзная концепция – “жизнь коротка, искусство - вечно”. Всё так. И “From Nothing To Eternity” лишний раз напоминает всем нам о знаменитом латинском афоризме memento mori, предлагая повысить качество и глубину своей столь скоротечной и скудной впечатлениями жизни, введя в неё подлинную культуру.