ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Hypertoad "Homeland"

Hypertoad, Homeland

11-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
HYPERTOAD
Релиз
“HOMELAND”
Год
2017
Стиль
Post rock / post metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Этот питерский one-man-проект в лице мультиинструметалиста Андрея Бестолченко очень интересно и живо описывает свой дебютный полноформатник: “пост-рок, уныние, тлен”. Стильная графика на обложке и симпатии автора к тематике “Сайлент-хила” довершают первоначальное впечатление: от диска ждёшь прозрачной меланхолии, снежных вершин и выверенной гитарной техники (в последнем пункте сомнений нет, поскольку Андрей давно и однозначно зарекомендовал себя как профессионала и перфекциониста)

Этот путь через снега и тлен начинается робко и почти эмбиентно – открывающая диск “Through The Snow And Ashes” как будто прощается с городом детства и ловит прилетающие по ветру паутинки, в последний раз окидывая взглядом родные сердцу пейзажи, но вот пора в дорогу, и после характерного звукового эффекта (как будто пластинка готова вот-вот сорваться со своей оси) в дело идут тяжёлые гитары, и мы оказываемся в цепких объятиях обволакивающего постметаллического саунда, где светлая грусть и флегматичная рефлексия идут рука об руку.

Тем не менее, эта первая композиция воспринимается как интро и в детали не углубляется (в стиле русского эпоса так и слышится, как Андрей нравоучительным и немного хитрым голосом поучает: это всё присказка, а сказка-то дальше будет), чем займётся вторая вещь с говорящим названием “The Saddest Fairytale”. Здесь больше порывистых гитарных фраз, которые словно переговариваются и дополняют друг друга. Почти физически ощущаешь, насколько повышается уверенность музыканта, и с каким удовольствием он “рассказывает” нам эту историю.

Третья сюита “Sometimes Dead Is Better” смешивает гитарные переборы и какой-то трипхоповый скрежет, а флажолеты звонкой капелью ложатся на винтажные синтезаторы, а затем исчезают в штормовом крошеве грозного дисторшна, чтобы затем вернуться расстроенным аналоговым шумом в коде. Каждый из треков на этом альбоме отличается категорической продуманностью и логической структурой. Уж не знаю, есть ли у музыканта какое-то профильное образование, но звучат его творения как настоящие мини-симфонии.

Эта интересная особенность и какая-то особая аристократичность, обычно свойственная классике, во многом роднят то, что делает Hypertoad, с творчеством омского композитора-одиночки, скрывающегося за вывесками Faith и Rebirth. При всей очевидности различия жанровых предпочтений и отличия в звучании, общее в самом подходе к созданию музыкальных пьес не подлежит сомнению, что хорошо видно в “Black Bird”, которая, кстати, напоминает даже Second To Sun в тех местах, где появляется инструмент, напоминающий звучанием балалайку.

А дальше нас ждёт большой сюрприз. Пятая глава этой сумрачной эпопеи “I Don’t Believe You” записана в сотрудничестве с некоей таинственной певицей по имени Keri, печальный голос которой подходит проекту как нельзя лучше. По мере прослушивания этого трека я пожалел, что Keri не является штатной вокалисткой Hypertoad – в таком случае материал проекта воспринимался бы куда доступнее и понятнее для широких слушательских масс, хотя, конечно, неизбежно потерял бы в том, что касается прогрессивности и сложности своих творений.

Влияния поздней Anathema, Antimatter и Radiohead в “Ghost Bridge” ближе к середине неожиданно оборачиваются тоскливыми тремоло в духе Haze Of Summer, грязновато ухающей электроникой и синтезаторным битом в духе ТаТу (!), а аранжировки напоминают современную поп-классику Линдси Штирлинг, но с характерным пост-привкусом, что в полной мере станет очевидно в следующем звуковом отрезке под названием “Demonology”, где все ингредиенты из “Ghost Bridge” максимально усилены и доведены до своего логического апогея.

“Away From Nightmare” звучит более живо и жизнеутверждающе, хотя и здесь не обошлось без околоблэкового бурелома a la Haze Of Summer, который, впрочем, достаточно органично вписывается в классическую концепцию “смены времён года”, которой вполне соответствует Hypertoad. Трипхоповый бит в “Autumn In Our Hearts” как будто протягивает мостик между музыкой Андрея и классическими лаунж-релизами, двухминутная “Final Destination” принесёт веяния авангарда, а завершающая “Homeland”, судя по всему, символизирует возвращение домой.

В случае с таким высокохудожественным диском, каким является “Homeland”, сразу же подкупает эмоциональность и эмблематическая многозначность. Всё записано и сведено на таком уровне, что раздражаться на огрехи вам не придётся, а можно будет со спокойной совестью пуститься в путешествие по волнам своей памяти, отпустив на волю подавленные желания и затаившиеся опасения. Hypertoad будет действовать как психотерапия, выравнивая и смягчая внутренние конфликты, а встреча с этими треками гарантированно окажется приятной и полезной.

Отрадно видеть концептуальность релиза, не заметить которую трудно даже при поверхностном и невнимательном знакомством с CD. Большим плюсом является и продуманная структура каждой отдельно взятой композиции, а также размещение треков на пластинке, способствующее постепенному вхождению в атмосферу компакта. Альбом эмоциональный и потому адресован в первую очередь меланхоликам, симпатизирующим Antimatter и Portishead, хотя что-то своё здесь могут найти приверженцы самых разных музыкальных жанров, не исключая суровых метал-ортодоксов, хипстеров и любителей саундтреков.

А вот тлена и уныния я на “Homeland” не услышал – только рефлексию, размышления и светлую грусть о несбывшемся. По настроению композиции вполне вписываются в дум-рамки, но если это и дум, то дум не простой, а флегматичный, построковый и психоделичный (примерно как Anathema рубежа тысячелетий). Я не нашёл на этом диске отчаяния, надрыва и черноты, только печаль и вдумчивое восхищение величием мироздания вкупе с подспудным осознанием неправильности и нецелесообразности человеческих действий в мире вечных и непреложных истин и гордых горных вершин. Для одиноких зимне-осенних посиделок идеальная вещь.