ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом IceThurS "Незапертая Дверь"

icethurs НЕЗАПЕРТАЯ ДВЕРЬ

11-10-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ICE THURS – 2016
Urbanfolk metal/pagan metal/folk metal
"НЕЗАПЕРТАЯ ДВЕРЬ"
BUD METAL RECORDS
Россия, Москва

Что будет, если посадить живое дерево фолк-металла в урбанистическую клетку мегаполиса? Скорее всего, оно очень быстро зачахнет и погибнет. Так бы всё и было, если бы в судьбу трио под названием IceThurS не вмешались сверхъестественные силы, а именно белка. Но белка не простая, и даже не из известной сказки А.С. Пушкина, и тем более не сомнительная интерпретация совершенно безрадостного медицинского термина. Зверька этого зовут Рататоскр. А в скандинавской мифологии эта "белка-грызозуб” – посредник, связующее звено между “верхом” и “низом”, и вообще между пространством и временем (некий аналог мобильной телефонии, но со специфической магической силой).

Именно этот белк Рататоскр, как гласит одна современная легенда, и свёл троих участников IceThurS вместе, так как увидел в своих пророческих снах, что именно они смогут разбудить своей музыкой древних богов и предотвратить крушение современной технотронной цивилизации. Белк увидел будущее, и в этом будущем мегаполисы ушли под землю, а на их месте снова развернулись первобытная лесная архаика, первозданная девственная природа и аутентичный предвечный фолк, который люди исполняли для того, чтобы выразить свой восторг и восхищение перед бесконечным величием мироздания. Это был всего лишь сон, но белк хотел, чтобы о нём узнал каждый из живущих ныне на Земле. Ведь сны, как и древние пророчества имеют свойство сбываться. Так появилась группа IceThurS.

На своём дебютном девятитрековом альбоме эта московская команда представила своего рода летопись, в которой поэтапно описывается всё то, что видел Рататоскр, где он побывал, а также то, что случилось с этим неординарным трио во главе с вокалисткой Екатериной Loky после того, как в их жизнь вошла магия и древнее праисторическое волшебство в лице Рататоскра. Как говорят сами музыканты, белк давно стал полноправным участником группы. Более того: именно белк является основной направляющей и вдохновляющей силой, благодаря которой релиз предлагаемого сейчас нашему с вами вниманию альбома “НЕзапертая дверь” оказался возможным.

Естественно, не обошлось без помощи звукорежиссеров Сергея Лазаря и Аркадия Навахо, а также ещё целого списка приглашённых вокалистов и музыкантов, среди которых были: Светлана Фалий, спевшая все академические вокальные партии, драммер Ефим Бурак (Shadow Host), бас-гитарист Иван Изотов (Epidemic), Игорь Бацов (VORVAŇ), Ансамбль Песни и Пляски Воздушно-Десантных Войск России — заслуженный артист России Владислав Иванов, Евгений Чуб и Дмитрий Калинин, cолистка Театрально-культурнго центра "Русский меценат" Лариса Колесникова и ещё много других, о ком вы узнаете по ходу прочтения этой рецензии, ну и конечно, лейбл Bud Metal Records.

Я думаю, без вмешательства белка не обошлось уже при создании превосходной двуединой обложки диска (своего рода художественной интерпретации древнего, как английские холмы, символа инь-ян), и Артворк действительно сразу же настраивает пытливого слушателя на весьма задорный лад и сообщает ему специфическое предвкушение захватывающего путешествия вниз и вверх по мировому древу, а кроме того, назад в будущее, вперёд в прошлое, да и вообще как душе угодно — ведь для Рататоскра нет ничего невозможного! Но не будем далее растекаться мысию (мысь это, кстати, белка) по дереву (тем более по такому великому). Включаем, наконец, клавишу “play” и отправляемся в путь!

Открывающая альбом “Пиратская сага” расцветает неожиданно-мелодичными почти пауэр-риффами, Но это всего лишь начало – своеобразная обманка-завлекалочка, которая практически сразу же оборачивается плотным трэш-дэтовым риффингом с экстремальным женским вокалом, идеально прослушиваемыми партиями дисторшенновой бас-гитары, мелодичными фрагментами с чистым голосами Екатерины и Светланы, попеременно возникающими в сознании аллюзиями к Cadaveria, Zed Yago, Asmegin, Finntroll, Арконе, Moray Eel, Amorphis, Détente, Holy Moses, Cruachan, Eluveitie и многим другим, от обилия имён которых голова (что делает? ед.ч.) начинает кружиться как глобус, а Рататоскр знай себе поддаёт жару и набирает обороты. Только успевай держаться!

Но это всего лишь начало – своеобразная обманка-завлекалочка, которая практически сразу же оборачивается плотным трэш-дэтовым риффингом с экстремальным женским вокалом, идеально прослушиваемыми партиями дисторшенновой бас-гитары, мелодичными фрагментами с чистым голосами Екатерины и Светланы, попеременно возникающими в сознании аллюзиями к Cadaveria, Zed Yago, Asmegin, Finntroll, Арконе, Moray Eel, Amorphis, Détente, Holy Moses, Cruachan, Eluveitie и многим другим.

Начало второго трека “Дар” удивляет беснованием чуть ли не дискотечной электроники и поражает воображение недвусмысленными параллелями с данс-металлом и индастриалом. Экстремальный мужской вокал и сопутствующие ему высокие чистые голоса дополняют эту немного хаотичную, электронно-пружинящую, флуоресцентную манеру исполнения, которая вызывает уже совершенно другие, нежели ещё четыре минуты назад, ассоциации: Arch Enemy, The Agonist, In This Moment, ETHS, The Kovenant, Amortem, Anckora, Pray Project… А переплетение разнообразных вокальных приёмов и техник от Екатерины Loky, которая как обычно скримит и поёт чистым голосом, Светланы Фалий и Антона Гарма (с его надсадным узнаваемым хрипом) делает эту вещь ещё более странным и необычным музыкальным творением.

Характерно-посталкоголические звуки в преддверии трека “Собутыльник” переходят в неистовый олдскульный трэш-н-дэт-риффинг, на который в припеве парадоксальным образом наслаиваются фольклорные хоровые распевки в духе Надежды Кадышевой и ансамбля Золотое Кольцо. Сказать, что IceThurs не лишены юмора — не сказать ничего. Их песни достаточно выверены и концептуально-серьёзны, но тем удивительнее находить в монохромных метал-фолковых атаках добрую иронию, злой сарказм и безудержный, рвущийся то отсюда, то оттуда красный, сжигающий душу и леденящий кровь таинственный смех. Серьёзное и сардоническое – вот ещё две стороны всесторонне дихотомической и предельно дуальной музыки этого коллектива, в творчестве которого человеческое и божественное, фольклорное и металлическое, нежное и агрессивное, современное и первобытное слились настолько прочно, что одно без другого уже просто немыслимо.

Как известно, чем дальше в лес, тем больше партизанов. Ну а в нашем случае – тем больше белок. Четвёртый трек “Белая дорога” начинается как разудалый распевный трад-фолк в духе Калевалы, где эти самые традиционные фолк-напевы помогли создать Ансамбль Песни и Пляски Воздушно-Десантных Войск России и Лариса Колесникова, но, как вы уже, наверное, догадались, это всего лишь ещё одна обманка-завлекалочка, придуманная хитрыми ироничными сказочниками из IceThurnS. Только немного расслабившись и заглотнув побольше пенного напитка, мы слышим агрессивный едкий трэш-дэт в духе Invocator, Necrodeath, Legion Of The Damned, Atheist, Carcass и иже с ними, который, как карты в колоде, то и дело смешивается и тасуется со всё теми же распевными народными фрагментами. Тут и подавиться пивом недолго от непривычной для уха среднестатистического фолк-трэш-металлиста железно-вокальной полифонии и монументальности. И это уже не шутка. Такого даже у отцов из Sky Clad и Falconer никогда не услышать.

Безудержный эпик “Локи” вторгается в сознание своим ритмичным дисторшеновым чёсом, как бензопила. Вещь хороша настолько, что с первых же аккордов уверенно делает заявку на то, чтобы стать знаковым альтернативным фолк-метал-хитом. Переплетающиеся и сменяющие друг друга чистоголосая и экстремальная вокальные техники Екатерины вкупе с эпизодическим мужским инхейлом Гарма и академическим пением Светланы Фалий оставляют очень сильное впечатление, вызывая ассоциации даже с симфо-металлом и в частности с группой Angtoria, в которой, как вы, конечно, помните, упражняется в своих заоблачных терциях и квинтах никто иная, как сама Сара Джезебель Дева, известная широкой метал-общественности не только своей шириной….простите, голосом, но и участием в составе Cradle Of Filth и Therion.

И снова ядерный фольклорный трек с ядрёными заимствованиями из Костромы (“-Здорово, Кострома; — Здоровенько! – А как вы поживаете? – А я заболела. – А заболела, так полячися!”) и Золотого Кольца – “Разгуляй”. Как ни странно, эта вещь совершенно не воспринимается иронично или саркастично, а звучит очень серьёзно, солидно и убеждённо-убедительно при всей своей скоморошечно-карнавальной атмосфере и соответствующего плана эпизодических сэмплов-вставок. Песня вполне адекватно характеризует нашу широкую и щедрую страну, а также соответствующий специфический менталитет, который, как говорится, умом не понять, аршином не измерить и так далее (за что его, наверное, и любят так сильно буржуи-иностранцы). А по степени хитовости эта вещь даже превосходит предыдущую композицию “Локи”. Екатерина здесь скримит , поёт чистым голосом и представляет доселе не слышанную нами народную технику. А Светлана Фалий вместо привычных академических вокализов заменяет собою целый северный народный хор. И только Гарм не изменяет своей хрипло-брутальной манере пения.

Дальше – больше. Агрессивный, но в то же время мелодичный и непредсказуемо-хаотичный трек “Война” со смешением всех подвластных IceThurS вокальных техник и частыми сменами ритма и настроений напомнил мне несколько утяжелённый вариант таких норвежских экспериментальных авангардистов металла, как Madder Mortem, Atrox и Arcturus. В этой композиции симфонического прогрессива и хитросплетённого авангарда действительно на порядок больше, чем народных заимствований и языческих фольклорных мелодий. Партнером в этом треке выступает Дмитрий Стемпковский (Ephemeral Ocean), демонстрируя истинно мистический гроул, а кроме того благодаря стараниям Екатерины, Светланы и Егора Паленика мы слышим настоящий церковный хор, и это поистине сильно! С другой стороны, если начать прослушивание диска прицельно с этой песни, то можно только удивиться: а где же тут фолк? А фолк-то и на месте. Под прогрессивом и авангардом. Вслушайтесь получше. По-прежнему ничего? Значит, как сказал бы Б.Г., ”то ли нужно менять слуховой аппарат, то ли менять окрестность“. Война, да к тому же война постиндустриальная – дело совсем не фолковое. И церковное пение вторит предвечной панихидой слёзам Рататоскра о погибающем мире, где места для фолка просто нет.

И словно услышав моё замечание, в следующей композиции “Велесова месть” Егор Паленик транслирует в эту вещь глубочайший “бас профундо”, что надо понимать как “бас из бездны”. Именно таким образом создатели и исполнители проекта решили озвучить партии языческого бога Велеса. А атмосферу ярости измученного народа в финальном хоре помогли воссоздать юные музыканты Ярослав Минченко и Нэнси Дардис (экс ICE THURS). Тем не менее, даже в этих аутентично-народных фрагментах слишком сильно ощущается нечто характерное для творчества Натальи Медведевой и её панк-кабаре. Даже в атмосферном a la шаманском эпизоде на первом плане по-прежнему остаётся жёсткая потусторонняя женская харизма, которая напомнила мне почти всех настоящих рок-див прошлого и настоящего от Диаманды Галас и Туры Сатана до Юты Вайнхольд и её Zed Yago.

Ну а завершает диск титульный трек, который, как водится, обещает стать самым интересным и бронебойным на всей пластинке. Так, наверное, и есть, хотя и не для меня. Фолк, трэш, дэт, дарк-блэк, альтернатива, гроул, скрим, электроника, речитатив (!) мелодические фрагменты – всё смешивается в этой вещи, в едином экспериментальном пламенном разряде, напоминающем громоподобное столкновение уже упоминавшихся чуть выше Madder Mortem и Atrox с Merlin, Moray Eel и Арконой. В записи трека приняли участие уже знакомый нам Егор Паленик и Яна Артыковская, в немалой степени благодаря которым эта вещь и стала такой заметной встряской для современного металлического авангардного фолка. Звуки смолкают. Занавес. Зал в шоке. Но даже тому, кто не выдержал до конца этот эпохальный перформанс и уснул под креслом, сейчас уже, конечно, предельно понятно и очевидно, что все эти “песенки” переживали отнюдь не музыканты, которые были лишь проводниками и инструментами того, что видел и слышал белк.

Мне очень трудно как-то оценивать этот альбом по причине его вопиющей монументальности и многосложности (о которых, я думаю, вы уже и так порядком наслышаны из текста, который виднеется чуть выше). О том, что сделала на своём дебютном альбоме эта московская команда можно говорить бесконечно или даже написать целую диссертацию (полагаю, именно так бы и поступил великий идеолог полифонии М.М. Бахтин, в случае, если бы он был жив на момент выхода этого релиза) по мотивам путешествия, в котором мы с неутомимым белком посетили даже такие невиданные места, где уже много-много лет не ступала нога человека. Не зря и не случайно IceThurS придумали для обозначения своего музыкального направления особый термин, поскольку с чем-то из уже существующего и проверенного сравнить их творчество вряд ли представляется возможным. Итак, что же такое urbanfolk metal и с чем его едят?

При всём стилистическом разнообразии, представленном на альбоме “НЕзапертая дверь”, основа всей этой эклектики и синкретизма – старый-добрый хэви/трэш-метал в духе Zed Yago, Détente и Holy Moses + симфонический авангард a la Madder Mortem, Atrox, Arcturus + фолк-метал, просто фолк и pagan metal наподобие Cruachan, Asmegin, Аркона, Finntroll и Korpiklaani + индустриальная ebm-электроника навроде The Kovenant и Amortem + что-то непередаваемо-жёсткое, настоящее и глубокое, что так ярко и блистательно отличало всё то, что делали в своё время Диаманда Галас, Тура Сатана, Кадаверия, Наталья Медведева и другие иконы не просто female-fronted, а female-created-групп и проектов. Кстати, несколько раз по мере прослушивания релиза мне наяву почудилось в этих звуках явное присутствие Летучего Голландца, которого так проникновенно воспевали и чествовали в своё время симфо-экспериментаторы из Zed Yago. Неужели Летучий Голландец это и есть белк?!. – подумал я грешным делом и сам испугался своей настолько смелой и крамольной мысли).

“НЕзапертая дверь” как творение полумистическое, созданное не без помощи потусторонних и сверхъестественных персонажей, требует к себе максимально вдумчивого и внимательного отношения. Слушать такое необходимо строго дозировано, но постоянно. (Как говорится, в российской медицине главное – настойчивость, и тогда эффект обязательно будет. Не обязательно тот эффект, которого ожидал, но какой-то – будет). Я, нисколько не сомневаясь, констатирую, что московские перфекционисты сотворили на своём альбоме нечто, что уже сейчас можно поставить в один ряд с вершинами мирового авангардного фолка, а та глубинная, до мелочей продуманная и выверенная концепция, которая стоит за всем этим аудиальным многообразием (читай: сам мифический и великий Белк), и в которую можно вникать и вникать бесконечно, сообщает новому творению IceThurS поистине неисчерпаемый эвристический потенциал.

 
Прослушать альбом IceThurS "Незапертая Дверь" можно по данной ссылке.