ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Способ взглянуть на себя и свое время со стороны. Интервью с ASPHODELA

ASPHODELA

06-10-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Я давно заметил, что электронные проекты из северной столицы отличаются совершенно особенной атмосферой, а их создатели оставляют впечатление настоящих профессионалов своего дела и больших перфекционистов. Сегодня у нас будет отличная возможность убедиться во всём этом на деле – у нас в гостях лидер и единственный участник питерского dark ambient, tribal, IDM коллектива Asphodela Артём Винсенте, который расскажет нам о своём творчестве, религиях, философии, мистике, космических путешествиях и о многом другом, а попутно вскроет взаимосвязь нетанцевальной электронной музыки с группой Sepultura, учением Николая Рериха, книгами Станислава Лема и здоровьем человека.

- Доброго времени суток, Артём! И пользуясь случаем, сразу же хотелось бы узнать, какое время суток Вы считаете для себя более естественным, комфортным и подходящим?

Здравствуйте, Алексей и все, кто читает это интервью. В каждом времени суток своя прелесть, но если говорить о занятии музыкой, мне комфортнее всего работать ночью и ранним  утром.  Минимум внешних раздражителей создает рабочую обстановку.

- Давайте обратимся к истории Вашего проекта и проведём небольшой ликбез для наших читателей, чтобы стало понятно, что такое Asphodela и чего ждать от нашего интервью.

Asphodela – это музыкальный проект, в котором участвует только один человек. Я начал его создавать еще в 2006 году, это были абсолютно любительские записи, созданные исключительно с помощью домашнего компьютера. Однако я вошел во вкус, и постепенно Asphodela стала чем-то большим, чем хобби. На данный момент я занимаюсь созданием атмосферной электронной музыки, которую можно стилистически обозначить как смесь dark ambient, tribal, IDM с сильными влияниями восточной этники. В своей работе я использую несколько аналоговых и цифровых синтезаторов, сэмплы различных этнических инструментов, полевые записи, и иногда записываю акустические инструменты, такие как гитара, глюкофон, и пр. Так же я регулярно играю концерты. Послушать мою музыку можно здесь: asphodela.bandcamp.com, soundcloud.com/asphodela, vk.com/asphodela.music. Там выложены все альбомы кроме самых ранних.

ASPHODELA
Автор фото: Дарья Даркина

- Название намекает на то, что Вас вдохновляет потусторонняя тематика, так ли это и означает ли для Вас слово потусторонний всегда “загробный”, “посмертный” или “трансцендентный” тоже?

Для меня название проекта, взятое из греческих мифов – скорее отсылка к чему-то древнему и архаичному; а, как известно, все архаичное и древнее принадлежит не столько нашему миру, сколько потустороннему. Поэтому среди трех определений, которые ты предложил, мне больше всего нравится «трансцендентный», так как непосредственно «загробная» или «посмертная» тематика меня не интересует. На мой взгляд, изучая древнее и архаичное, мы можем лучше понять наше сегодняшнее время и будущее, и вместе с тем открыть для себя вещи, актуальные для человека всегда, вне рамок его индивидуального жизненного опыта.

- Вспоминая свою юность и начало-середину 90-х, я наверное удивлю кого-то, если скажу, что в те годы нередки были случаи, когда даже весьма радикальные металлисты слушали экспериментальную околоэлектронную музыку с не меньшим пиететом и восторгом, чем альбомы тяжёлых исполнителей, а на какую аудиторию ориентируется Asphodela и какую музыку Вы слушаете?

Я слушаю самую разную музыку и с огромным удовольствием изучаю все ее проявления. На данный момент мне нравится классическая музыка, экспериментальная электронная, фолк, этника, совсем немного джаза, рока и металла. Если говорить об аудитории – на мои концерты приходят не только люди, увлеченные эмбиентом и другими близкими к нему направлениями, но все, кто ищет в музыке способность создавать атмосферу и необычные тембры.

- Вам близко то, что делали в конце 90-х такие группы как Paradise Lost, Amorphis, Tiamat, The Gathering или если сравнивать таким образом, Вам ближе такие экспериментаторы, как Курёхин?

Я приветствую любую музыку, хорошо сочиненную и сыгранную. Paradise Lost, Amorphis, My Dying Bride я слушал еще в школе и ценил их способность выйти за достаточно узкие рамки стилей, в которых они начинали. Сейчас я, правда, их практически не слушаю. Курёхин – однозначно одаренный композитор. Недавно смотрел фильм «Господин Оформитель», к которому он написал прекрасный саундтрек. Во многом благодаря его музыке эстетика фильма обладает  такой притягательностью.

ASPHODELA island

- В списке стилистических ориентиров, которые непременно сопровождают название Вашего проекта, значится tribal. Какой смысл Вы вкладываете в это понятие и перекликаются ли Ваши композиции например с трайбл-металлом Sepultura или Betray My Secrets?

Как я уже говорил ранее, меня вдохновляет ориентальная этническая музыка, я использую местами сэмплы восточных инструментов и некоторые композиционные принципы, характерные для этих культур; однако я не занимаюсь точной музыкальной стилизацией, или исторически ориентированным исполнительством, моя основа – современная электронная музыка, которую я смешиваю с теми элементами, которые мне кажутся интересными и уместными. В моих композициях можно найти влияния музыки Ближнего Востока, Ирана, Юго-Восточной Азии и Африки, поэтому термин tribal мне подходит, как выражающий некую общую эстетику. Да, можно провести некоторые параллели с Sepultura. Я помню их пластинку “Roots”, где они использовали элементы музыки индейцев амазонской сельвы, что удачно дополнило концепцию альбома, на котором  музыканты много размышляли о политике и внутренних проблемах Бразилии.

- Такие Ваши вещи, как “Hindukush” весьма напоминают творчество Dead Can Dance – эти ассоциации проистекают из родственности трайбл-групп и трайбл-музыки как таковой или Вам на самом деле близко творчество Лизы Джерард?

Сочту за комплимент такое сравнение – я действительно люблю и уважаю творчество Dead Can Dance и сольные работы Лизы Джерард, однако ассоциации скорее вызваны некими общими ориентирами и источниками вдохновения. Я собственно и полюбил музыку Dead Can Dance, потому что они обращаются к тем вещам, которые меня всегда интересовали еще до знакомства с их творчеством, но никак не наоборот.

- Я давно заметил, что электронная музыка в Питере обладает какой-то особой аристократичностью, взять хоть N-616, Erugo Purakushi или C-Land, с последними из которых Вам даже доводилось выступать вместе… можете согласиться с таким определением?

Не уверен насчет «аристократичности», но музыка из Петербурга действительно обладает неким индивидуальным «ароматом» - здесь, наверное, сказывается то, что в нашем городе накоплен очень большой культурный слой, и близость к границе позволяет относительно легко взаимодействовать с музыкой других стран. Конечно, это не делает ее лучше, чем музыку из Ижевска или Екатеринбурга. Если говорить об артистах, упомянутых тобой, то, пожалуй, я смогу ответить про C-Land, так как лучше всего знаком с его творчеством. Некая «аристократичность» - результат большого опыта, внимания к деталям, перфекционизма и  тщательной проработки всех аспектов синтеза звука у Константина Леликова. Он действительно очень глубоко разбирается в том, что делает. Кстати, мы будем вместе выступать 28 октября в Музее Звука.

- А кто из питерских музыкантов ближе всего идеологически и концептуально к Asphodela?

Я испытываю большое уважение ко всем своим коллегам, с которыми когда-либо выступал.  Paul Minesweeper близок мне своим отношением к творчеству и вниманию к звуку.  Это тоже проект из одного человека, где темный электронный эмбиент сочетается с гитарным дроуном, переходящим местами в doom, и Павел всегда старается  писать разнообразную музыку, не создавая для себя искусственных рамок.

- Я знаю, что Вы очень любите разного рода коллаборации и сотрудничество с другими музыкантами – какие из совместных работ Asphodela наиболее интересны и почему?

Каждая коллаборация интересна и необычна, позволяет научиться чему-то новому, хотя за все время существования Asphodela их было совсем не много. Из последних – сет с Геной Сорокиным, для которого я написал музыку, а Гена – стихи; концерт с Капитан Ненавидит Море, где я играл на клавишах; театрализованное представление от проекта Случайный Человек, где я немного поработал над звуком.

- В какую сторону будет развиваться и двигаться сотрудничество Вашего проекта с Геной Сорокиным и насколько плодотворным и интересным Вы считаете результаты этой совместной работы?

Я пригласил Гену на свой концерт почитать стихи, так как он талантливый поэт и актер, и я считаю его творчество интеллектуальным. Мы не думали о совместной работе, однако в процессе подготовки к концерту пришли к выводу, что стоит попробовать объединить его поэзию и мою музыку. Как минимум, я нахожу, что это было весьма интересным опытом для нас. Надеюсь, мы сможем записать и оформить тот сет в виде альбома в ближайшем будущем.

- Можно пару слов по поводу фрактальной поэзии? Такое чувство, что для Вас и Гены Сорокина это некий аналог мистического действа, так ли это?

Скорее это способ описания некоторых состояний человеческого сознания, и, если угодно, человеческой души. Более подробно этот вопрос сможет осветить сам Гена Сорокин, так как я отвечаю только за музыкальную часть.

Asphodela 2
Автор фото: Дарья Даркина

- Я был очень удивлён тому, насколько Ваши совместные концертные композиции с Геной Сорокиным напоминают отличную (и вполне мистическую, кстати) группу (the) Dead Elvis – знакомы ли Вы с творчеством данного коллектива и что можете сказать по поводу такого кажущегося сходства?

Если честно, я ни разу не слышал эту группу до нашего интервью. Но глобально сама идея совместить экспериментальную электронику и поэзию не является уникальной.

- Стоит ли ждать совместной работы Asphodela и группы Капитан Ненавидит Море?

Надеюсь, что да.

- Коль скоро мы подошли к разговору о концепциях, как Вы могли бы определить смысловую нагрузку и направленность своих треков? Космос, древние цивилизации, эзотерика или это не полный список?

Да, все эти темы вдохновляют меня. У меня нет единой концепции, которую можно программно изложить, но могу сказать однозначно – интерес к эзотерике, древним цивилизациям, и космосу позволяет лучше познать себя и мир, который окружает, поэтому они находят отражение в моей музыке.

- И мистика? Можно ли назвать Asphodela культом, ритуалом, философским течением, сектой, наконец?

Мистика, знаете ли, такая вещь, которую невозможно спроектировать специально. Если кто-то будет считать, что музыка Asphodela обладает неким мистицизмом или ритуальностью, я не буду возражать. Но и подтвердить это я тоже не могу.

И я против сект и сектантского взгляда на мир. Секты создаются, чтобы контролировать разум людей в чьих-то интересах, а Asphodela выступает за свободу мышления.

- А каково Ваше отношение к религии (религиям) и религиозности как таковой?

Я с любопытством  отношусь к различным религиозным течениям, но для меня они представляют скорее научный интерес. Я не принадлежу к какой-либо из них. Однако у меня есть свои сформированные представления о добре и зле, о том, что делать должно и нельзя, и на мой взгляд без этих основ нельзя представить полноценной человеческую жизнь. Я не приверженец какой-либо определенной конфессии, но разделяю точку зрения, что в религии можно найти что-то полезное для себя. Но особенность в том, что многие религиозные люди считают, что они точно знают, как устроен мир и место человека в этом мире. Я же готов признать: я не знаю доподлинно, как устроен это мир.

ASPHODELA we serve the silence

- Видел трек Asphodela в музыкальной подборке с картиной Рериха, а насколько Вам близки его взгляды и оккультизм вообще?

Я очень люблю живопись Николая Рериха. Так получилось, что я побывал в трех разных городах в музеях Рериха: в Санкт-Петербурге, в Москве и в Новосибирске, и могу сказать, что работы Рериха и исторические документы, связанные с ним, впечатляют и несут огромный заряд энергии.  К оккультному творчеству Рериха и его супруги я отношусь гораздо сдержаннее:  в Агни Йоге, на мой взгляд, многое представляет собой компиляцию не всегда хорошо сочетающихся между собой известных концепций, а такие замечательные вещи, как автоматическое письмо и яснослышание и вовсе вызывают скепсис. Но общие установки деятельности Рерихов, такие как провозглашение ценности человеческой жизни, ценности искусства всех стран и народов независимо от уровня их развития, защита культуры, я всецело поддерживаю.

- Что стоило бы почитать, послушать, посмотреть, чтобы лучше и полнее проникнуться Вашей музыкой и более адекватно воспринимать её? Что Вы читаете и слушаете в свободное время для себя, для души, так сказать?

На мой взгляд, если музыка понравится людям, то это побудит их самих искать истоки и отсылки, тем более что основные ориентиры уже были озвучены выше. Такой поиск будет гораздо ценнее, чем любые мои советы. Поэтому я никогда не стал бы исходить из позиции, что прослушивание музыки требует какой-то особой подготовки. Разве что слушатели должны согласиться с тем, что электронная музыка может быть написана не только для дискотек.

Я стараюсь много читать, сейчас читаю роман Томаса Манна «Доктор Фаустус».

- Я правильно понимаю, что Вам близок Лем, но не очень близки Стругацкие?

Мне все близко. Просто на данный момент Лем оказался концептуально ближе. Дело в том, что один из значимых для меня образов в музыке Asphodela – это образ пути, поиска. Как известно, с момента возникновения литературы существует несколько типов сюжета для произведений. Один из них – это роман-путешествие, где главный герой перемещается из точки А в точку Б. Это внешняя сторона сюжета, а внутренняя – это всегда взаимодействие героя с миром внешним и внутренним, духовным, часто поиск своего места в мире. Это очень важный образ для меня, и если бы музыка Asphodela была романом, то была бы однозначно романом-путешествием. В связи с этим цитаты из «Соляриса» Станислава Лема оказались уместны, когда я готовил трек “Echelon” к концерту. Мне захотелось дополнить его неким мощным концептуальным посылом (позднее версия трека с цитатами из «Соляриса» вошла в ЕР “Island”.  С ним можно ознакомиться здесь asphodela.bandcamp.com/album/island). Что такое «Солярис»? Это ведь не просто путешествие команды людей с Земли на странную планету где-то во вселенной, а путешествие главных героев вглубь себя, столкновение со своим жизненным опытом и духовным миром, как бы банально это ни звучало. И это столкновение становится ключевым в их жизни.

А насчет Стругацких – не исключено, что в будущем я обращусь и к их творчеству.

Asphodela 3
Автор фото: Хитрый Зомби

- А что собственно так притягивает и привлекает Вас в фантастике, древних цивилизациях, в космической тематике? Чего не хватает на Земле и в нашей реальности?

Это хороший способ взглянуть на себя и свое время со стороны. На Земле, как и всегда, не хватает спокойствия и мира.

Я вырос в 90-х, это было очень трудное время для большинства жителей России. Часто бывало страшно жить. Увлечение психологией, эзотерикой, разными культурами, их анализ с рациональной точки зрения представлялись мне путем, который поможет улучшить свою жизнь, лучше закрепиться в таком сложном мире. Было ощущение, что если познать некоторые скрытые от обыденного мышления вещи, то откроется некий коридор возможностей для дальнейшего роста. И это действительно сработало, благодаря этому я смог многого для себя достичь, и я был не одинок в своих устремлениях. Это ощущение я постарался передать в своих альбомах.

- Некто Сергей Калугин в своём монологе-концерте “Несло”, помнится, упоминал, что мистика, эзотерика и космос – это для людей совершенно ненормальных. Для нормальных достаточно водки, женщин и закуски… Как Вам такое утверждение?

Я думаю, в наши времена нормальным людям часто бывает даже не до водки – сил хватает только на ипотеку и кредиты. А насчет мистики и эзотерики – на мой взгляд, бессистемное и бездумное потребление эзотерики ничем не лучше алкоголизма, так как это также эффективно, как и водка, отдаляет человека от понимания мира, в котором он живет.

- А сейчас я снова вспомнил своё отрочество-юность и как писал в разных анкетах в графе “кем хотите быть” категорично-мечтательное “космонавтом”. У Вас тоже были похожие мечты или всё складывалось как-то иначе?

Почти. В три года мне хотелось пилотировать самолеты, а потом я решил стать ученым. Самолеты я не начал пилотировать, но моя «дневная» работа связана с научными исследованиями, правда, там я занимаю административную должность, непосредственно с наукой не связанную.

Asphodela 4
Автор фото: Хитрый Зомби

- Эмбиент-дрон-проект Satanath в буклете к своему последнему альбому “Your Personal Copy” утверждает, что “чрезмерное прослушивание альбома помогает здоровью”, Вы можете сказать подобное о музыке Asphodela и в какой обстановке (с какой целью) лучше всего слушать Ваши композиции?

Думаю, мои альбомы тоже полезны для здоровья, хотя бы тем, что я не начал играть клауд-рэп J. Насчет  того, как слушать – я думаю, лучше слушать в спокойной, расслабленной обстановке. Кстати, я всегда уделяю этому внимание на своих концертах, стараюсь играть там, где можно достичь комфорта для слушателей.

- Трудно не заметить явные параллели к гипнотическим, трансовым практикам, мантрам и медитациям, которые присутствуют в Ваших треках, в одном из источников я встречал даже прямо указание, что Asphodela – это погружение в бессознательное, а Вы сами практикуете нечто подобное (медитации, гипноз) и верите ли в возможность изменения жизни и личной судьбы, посредством взаимодействия с подсознанием?

Да-да, а еще моя музыка чистит карму, заряжает воду и устанавливает прямой контакт с космосом J Шучу, конечно нет. Я практикую медитацию или гипноз? Хм, не припомню, чтобы я это говорил. Наверное, меня неправильно поняли.  Возможно, я имел в виду, что тщательная и кропотливая работа над звуком для меня подобна медитации. Насчет бессознательного – я действительно интересовался этой темой в свое время. Является ли музыка Asphodela погружением в бессознательное? Любое взаимодействие с  более-менее сложно организованной музыкой не обходится без бессознательного, потому что образы, которые рисует ваша фантазия при прослушивании музыки, по сути, появляются оттуда. Но сейчас меня интересуют другие вещи, и я бы не хотел делать акцент на этой теме. Скажу лишь, что всевозможные медитативные практики – это очень тяжелый труд если ими заниматься серьезно, и далеко не всем они нужны, чтобы вам не говорила реклама йоги или психологических тренингов. Изменить свою жизнь часто можно более простыми способами.

Asphodela 5
Автор фото: Хитрый Зомби

- Расскажите, что ожидает зрителей и слушателей на октябрьском концерте? Чем это выступление Asphodela будет отличаться от других?

Я буду выступать в Музее Звука, Санкт-Петербург (ранее ГЭЗ-21 – Галерея Экспериментального Звука, soundmuseumspb.ru): в этом зале очень хороший звук и сидячие места для слушателей, так же есть буфет с хорошим выбором чая, кофе и спиртного. Эта концертная площадка входит в комплекс арт-центра «Пушкинская 10», где под одной крышей расположились также картинные галереи, выставки современного искусства, мастерские художников, и пр., и благодаря этому там интересная творческая обстановка. Я разделю сцену в этот вечер с Paul Minesweeper и C-Land, о которых уже говорили сегодня.

Asphodela готовит сет из новых вещей и уже известных старых; также помимо синтезаторов посетители концерта смогут услышать и увидеть игру на некоторых весьма редких акустических инструментах.

- Что Вы могли бы сказать, чтобы помочь определиться тому, кто прямо сейчас раздумывает, идти-не идти на этот концерт?

Я думаю, однозначно стоит идти, так как я уверен, что этот концерт всем запомнится. Будет громко, разнообразно, и необычно. Мы давно занимаемся синтезом разных стилей атмосферной электроники, но этой осенью выведем свою полистилистику на новый уровень.

Asphodela 6

Автор фото: Дарья Даркина

- Когда ждать новый альбом Asphodela и каким он будет?

Уже написано чуть больше часа нового материала, надеюсь завершить альбом к концу года. Будет много эмбиента и дроуна, меньше этники, а альбом получается достаточно напряженным и мрачным, но при этом там будет место мелодиям и запоминающимся ходам. Так же помимо синтезаторов вы сможете услышать акустическую гитару и несколько других инструментов, о которых я пока не буду сообщать.

- Ваши финальные слова тем, кто нас читает?

Спасибо всем моим слушателям и читателям этого интервью! Будьте счастливы и приходите на концерт 28 октября.

Билеты на концерт можно приобрести он-лайн paulminesweeper.timepad.ru/event/801135/

Вступайте во встречу vk.com/droneoctober

- Спасибо за интервью!

Спасибо Вам!