ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Баланс живого и неживого в контексте электронной музыки. Интервью с Erugo Purakushi

Erugo Purakushi

05-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Меня очень радуют люди, которые умеют грамотно строить предложения и способны адекватно выражать свои мысли. За одного битого двух небитых дают – гласит народная мудрость, а за одного толкового и последовательно мыслящего музыканта в наше взбалмошное время нужно давать пару десятков простых смертных – это точно. Сейчас перед вами отличное и весьма доходчивое интервью с лидером электронно-эмбиентного one-man-проекта Erugo Purakushi Андреем, где физика и лирика соприкасаются как никогда тесно, а пропасть между математическими и гуманитарными областями знания не кажется такой уж непреодолимой. О процессе создания треков Erugo Purakushi, о том, что общего у эмбиента, металла и группы Любэ, а также о том, что связывает проект с Пифагором, мандалами, киборгами и многими другими неожиданными вещами вы узнаете ниже.

- Приветствую, Андрей! Как бодрость духа и как встретили недавно нахлынувший на наши широты хэллоуин/самайн/День всех святых?

Привет! Тащемта, отлично. Праздничную шумиху в целом люблю, будь то наши исконно русские даты, либо же ежегодные праздники из других культур. Обычно я просто являюсь наблюдателем со стороны, это что касается традиций. Однажды я был наряжен в зомбака из "Plants vs. Zombies", это такой, с дорожным конусом на голове. Но не в честь Хэллоуина, а в рамках флешмоба.

- Предлагаю начать это интервью с топ-5 необходимых фактов о Erugo Purakushi, которые нужно принять во внимание прежде чем приступать к знакомству с проектом – итак, что это могут быть за факты?

Например, факт №1: после школы я три раза поступал в учебные заведения, но ни одно не закончил. Крайние два раза - это попытки выучиться на программиста в ИТМО после службы в армии.

Факт №2: в детстве я закончил художественную школу, даже есть диплом. Мы учились вместе с сестрой, и так вышло, что у меня лучше получаются неодушевлённые предметы, геометрия, архитектура, а у сестры наоборот - наброски с натуры, работа с цветом и люди.

Факт №3: электронной музыкой я начал заниматься сравнительно недавно. Вообще, первый раз музыкальный инструмент я взял в руки году в 2008, мы тогда с друзьями выбирались в лес поугорать. Кажется, это был Бельтайн-2008. И я попробовал постучать на перкуссионном барабане - джембе, мне понравилось. Через какое-то время я уже играл кое-какие ритмы на собственном инструменте - в основном на джемах с приятелями. В 2012 году я заинтересовался электроникой - и пошло-поехало! Но не сразу. Долгое время я экспериментировал с различными программами и искал удобный инструмент для своих задач. Перепробовал много чего, но на данный момент остановился на Reason - альбом Mesmerised 2016 года записан польностью на штатном функционале этой программы.

Факт №4: до 28 лет я не выговаривал букву "р". А потом решил всё-таки переучиться и произносить слова правильно.

Факт №5: моя профессия вообще никак не связана с музыкой: я долгое время был сисадмином, а в последнее время плавно перешёл в софт поддержку; планирую совсем перекатиться в разработку ПО.

Erugo Purakushi 1

- А что такое Erugo Purakushi и почему проект был назван именно так?

О, ну это просто. В нашу эпоху уже со школы (если не раньше) у каждого человека есть свой никнейм. Если не ошибаюсь, я свой себе придумал классе в седьмом, когда мы с ребятами решили сходить в компьютерный клуб и поиграть в контр-страйк. Помню, думал несколько уроков и решил, что буду "Mr.Vektor". Потом передумал и назвался "DPOHbI4". Через несколько лет сменил на "leaverpool" - это игра слов (leaver - это такое нехорошее явление в ранней доте на движке WC3, liverpool - название футбольной команды). Затем, в лихую анимешную молодость, я зачем-то залез на вики весьма посредственного тайтла "Ergo Proxy" - и мне понравилось, как оно пишется на катакане - Erugo Purakushi. С тех пор это мой ник. Когда решал, как называть музыкальный проект, решил, что лишняя путаница с именами ни к чему, я - это я.

- Какие новости у Erugo Purkushi и с каким настроением проводите эту осень?

Осень - это такая пора, в которую хочется сидеть дома, значит, будет больше материала, больше музыки. По проекту только хорошие новости: было несколько выступлений, готовлю новые, пишу новые треки. Ещё параллельно готовится к выходу новый релиз под названием MAGNITUDE, а также запущен еженедельный подкаст на Лепрорадио под названием "ШУМОИЗОЛЯЦИЯ".

- Какие впечатления остались от недавних выступлений проекта и какое из выступлений оказалось самым интересным и запоминающимся?

Было выступление в Diskette Lounge bar с девушкой (Marrie Grief) и друзьями, которые как-то выступали на ВНЕФОРМАТНОЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ 5: Foxhead, кошкин бор. Место нам понравилось, очень атмосферное. Ещё был классный движ в Грибоедове "IDM Allnighter" с illocanblo, Andrew Sprrw, ch1ga, Antilogic, kri tik. Я сам очень люблю такую музыку, и особенно приятно, когда приглашают поиграть на подобных мероприятиях.

Erugo Purakushi 2

- Кстати, поздравляю с запуском собственного подкаста Шумоизоляция! С какой целью и с какими мыслями всё создавалось?

Спасибо! Такая идея давно назревала, хотелось нового медиа-опыта для проекта. И такая возможность образовалась: коллега по работе обмолвился, что есть некое Лерпорадио, и я могу попробовать свои силы. Я закинул материал, мы обсудили концепт и всё получилось, в итоге уже проведено несколько подкастов. Кстати, оказалось, что там уже давно промышляют коллеги по электронному цеху - Dopesmoker и Dubsane из соматик-тусовки, не раз пересекались с ними на мероприятиях.

На "ШУМОИЗОЛЯЦИИ" я ставлю как свои треки, так и любимые треки других исполнителей в жанре электронной музыки, в основном это техно, эмбиент, айдиэм. Подкаст выходит в прямой эфир каждый понедельник в 22:00 на leproradio.com.

- Совсем недавно я делал интервью с питерским электронным проектом Asphodela, который тоже вдохновляется творчеством совсем не электронной группы Sepultura, а ещё одни питерские электронщики N-616 приватно сказали мне, что на самом деле играют метал – как Вам кажется, чем обусловлены такие совпадения?

Asphodela - очень крутой проект с мощным звуком. Помню, что как-то хотел прийти на их выступление в Необычайную, но не получилось по времени. Надеюсь, что всё-таки смогу попасть на выступление и послушать вживую. Про N-616 до этого не слышал, но только что включил несколько треков послушать - очень так по индастриалу, даже местами готично. У меня сразу возникли ассоциации с главной темой из меню "Противостояния", а также саундтреки из ранних игр серии Command and Conquer.

Что касается тяжёлой музыки - думаю, здесь есть несколько моментов. Во-первых, есть группы, которые были голосом времени, голосом эпохи. К тому же, есть очень талантливые музыканты, когда не важно, что ты слушаешь в принципе, настолько круто их творчество цепляет, пробивая жанровые барьеры. Я сам раньше слушал в основном тяжёлую музыку, это было распространено (не скажу, что прямо модно). Это было в каком-то смысле контркультурой, какой сейчас (тоже, в какой-то мере) является электронная музыка, во всяком случае некоторые её жанры. Так что я не сильно удивлюсь, если на техно-мероприятии диджей внезапно включит Burzum или Moonsorrow.

- А можете себе представить метал-версию Ваших электронных треков или метал-кавер-версию на композицию Erugo Purakushi? Возможно ли такое в принципе?

Я буду весьма польщён, если увижу кавер на одну из своих композиций. Наверное, это будет означать некую степень признания творчества, хотя бы и локальную. Так как я люблю хороший индастриал и очень положительно отношусь к экспериментам в музыке, мне это понравится.

- А нужно ли?

Вот это важный вопрос. Лично я никогда не занимался каверами, просто не было особого желания. К тому же, из всех каверов, что я слышал, лишь несколько действительно не уступают оригиналу. Моё отношение такое: если кому-то по кайфу сделать кавер - то пожалуйста. Если такой кавер по новому раскроет оригинал или даже хотя бы заставит по новому воспринять композицию - я сниму шляпу.

Erugo Purakushi 3

- Справедливо ли утверждение, что Erugo Purakushi это насквозь цифровая музыка (или по крайней мере базирующаяся в цифре), и в аналоговом виде она просто потеряет весь свой шарм и суть?

Думаю, что нет. У меня уже были эксперименты с аналоговыми семплами, например, во второй половине альбома "Caves and Rains" 2016 года. Другое дело, что это не та музыка, которую я делаю сейчас. Для меня эксперимент важнее пивычки, так что это просто вопрос времени, когда я пойду на поиски нового звучания, нового ощущения от музыки, которую делаю. Пока что существующее поле экспериментов достаточно обширно для меня.

- Как мы знаем из фантастических фильмов и книг, киборг – это смесь живого и неживого, человеческого и компьютерного, выходит, что Erugo Purakushi – это музыкальный киборг, который объединяет природное, аналоговое, естественное с одной стороны и цифровое, футуристическое с другой?

Хорошая аналогия, но кто точно может сказать, насколько киборг является человеком? Лично я затрудняюсь ответить. Вообще, я люблю пофилософствовать на такие темы. Если отвечать в общем, то я не вижу чёткой, принципиальной разницы между живым и неживым - это довольно условная, зыбкая грань, которая давным-давно придумана человеком для удобства классификации объектов и явлений. Вся материя, из которой мы состоим, является в одинаковой степени и живой, и неживой... Так что я не вижу никаких проблем, с тем, чтобы классифицировать объект "Erugo Purakushi" как музыкального киборга, идея мне нравится. Кстати, насчёт киборгов: есть довольно успешный отечественный музыкальный проект "Pixelord" - вот если кто и киборг, так это он!

- Про музыку Erugo Purakushi говорят в категориях ментально и медитативно, а как Вам кажется, какие три слова лучше всего передают суть и смысл Вашего музыкального творчества?

Гипноз, прострация, погружение - но это те ассоциации, которые мои личные, субъективные. Музыка, она тем интересна, что каждый в ней видит что-то своё.

Erugo Purakushi 4

- Что вдохновляет на создание треков для EP: космос, звёзды, научно-технический прогресс, математика, собственные мысли и переживания, реальность или что-то другое?

Научную фантастику, космос, прочие крутые вещи я очень люблю, и в плане идей, и визуально. Но именно в плане музыки вдохновляет каждый раз что-то новое. Иногда просто рождается какая-то идея ритма, или мелодии, или композиции. Я бы разделил такие вдохновения на глобальные и локальные. Первые - это какие-то мысли, которые находят воплощение на протящении длительного времени. Например, я могу написать альбом или два, пока они себя исчерпают. К таким мощным, задающим весь настрой идеям я отношу, например, довольно яркий опыт, полученный на первых рейвах SYSTEM, Gamma. Или, например, крутая поездка на природу: в лес или на море. Мощные места, яркий визуальный опыт меня вдохновляют надолго.

Вторые - это какие-то внезапные идеи, навеянные звуками и ритмами окрущающего мира. Обычно, я стараюсь такие идеи сразу воплотить в треке, пока не забыл. Например, звук трансформатора или холодильника. Или пищащий нойз, доносящийся из динамика в вагоне метро, когда машинист объявляет что-то по громкой связи. Или просто какая-то светлая идея, например, навалить дисторшна на мастер.

- В чём проявляется экспериментальность Вашего проекта? Только лишь в звучании или всё глубже и сложнее?

В первую очередь, это было особенно актуально, когда я был меньше стеснён рамками жанров, когда искал свой стиль. Например, в альбоме "Kupol" 2015 года, я экспериментировал в сэмплировании, местами получалось интересно, местами - агрессивно. Также был период экспериментов под названием "ПРЯМАЯ БОЧКА ВЕСЬ ТРЕК". На данный момент мне интересна работа с эффектами, какие-нибудь интересные паттерны их включения, выключения, взаимодействия. Также я уже давно начал, да и сейчас продолжаю использовать полиритмы в своей музыке, это всегда очень круто заходит, как в спокойной музыке типа "Solar Fields" или "Carbon Based Lifeforms", так и в очень танцевальном техно типа "Aiken". Ещё я перестал стесняться нарезать ритм-секцию так, как считаю нужным, но пока что не знаю, насколько такое "заходит" слушателю.

- Как считаете, на какую аудиторию ориентированы треки EP и есть ли какие-то возрастные ограничения для желающих окунуться в мир экспериментально-медитативной электроники Вашего исполнения?

Да, есть такие моменты. Вот, например, я помню себя маленьким, и меня дико бесила минорная музыка. То ли на то время она была дико популярная, то ли композиторы тогда были такие депрессивные, но мне больше нравились другие песни. Например, ЛЮБЭ или Ирина Аллегрова мне нравились больше, чем Depeche Mode или Фил Коллинз. А сейчас наоборот. Так что я бы рекомендовал свою музыку лицам от 16 лет, которые уже что-то послушали в своей жизни и сформировали музыкальный вкус.

- Чем Вас так привлекает математичность и геометрические фигуры и можно ли утверждать, что Ваша музыка ориентирована главным образом на людей математического склада ума?

Думаю, что да, в определённой мере. Лично мне нравится геометрия, математика, да и маткор, в принципе, могу послушать. Я считаю себя человеком с техническим складом ума, и музыка, к которой я прикладываю свою руку, это отражает.

Erugo Purakushi 5

- Как думаете, великий мистик и математик Пифагор оценил бы Ваши треки и что ближе лично Вам: мистика или математика?

Однозначно, мне ближе математика. И чем больше я узнаю о мире, чем больше получаю опыта, тем меньше я верю в мистическое. Так как Пифагор был в том числе и философом, я убеждён, что ему бы такое путешествие во времени очень понравилось. А вот насчёт музыки - почему-то мне кажется, что человек из далёкого прошлого не смог бы её воспринимать, во всяком случае, с уже сформированным видением музыки как таковой.

- Что Вы думаете о мандалотерапии (мандалах) и можно ли назвать Erugo Purakushi своего рода звуковым мандалом?

Интересная мысль, никогда об этом не задумывался. Если можно будет создать настоящую живую анимированную мандалу - то да, определённо. Идея мне очень нравится: я как раз уже некоторое время собираю идеи для видеоклипа на одну из своих композиций, и кадры с меняющейся под музыку мандалой были бы очень в тему.

- Как считаете, способна ли Ваша музыка передавать какие-то идеи, смыслы, месседжи? Насколько возможно такое, что те чувства и переживания, которые Вы испытываете при создании трека, сможет воспринять и пережить слушатель?

Хм... да, но не на уровне слов или посланий. Скорее, с помощью музыки я транслирую слушателю своё состояние, свой взгляд на мир. Это вопрос о том, может ли настоящее влиять на будущее - да, конечно, но вопрос в том, какое это будет будущее. А это уже предсказать невозможно, потому что у каждого человека своё, уникальное восприятие мира, основанное на уникальном опыте.

- А что можете сказать по поводу мнения, что инструментальная электронная музыка обращается напрямую к подсознанию и контактирует непосредственно со скрытым, первостепенным, сокровенным, минуя вербальные барьеры и другие “двери восприятия”?

Интересное мнение... В чём-то я с ним согласен. Например, известно, что в разных состояниях информация оказывает разное воздействие на человека. К тому же есть такой феномен, как "импринтинг". Вообще, я сам очень люблю по настроению послушать гипнотический эмбиент с полиритмами. А насчёт слов - мне всегда больше нравились композиции, в которых нет слов, либо неясен их смысл. Но это на любителя. Кому-то больше нравится музыка, кому-то - стихи под музыку.

- А с кем из людей прошлого Вы больше всего хотели пообщаться, быть может, спросить какого-то совета или мнения по поводу творчества?

Этот вопрос поставил меня в тупик... Наверное, ни с кем. У меня нет и никогда не было авторитета, либо же такой личности, на которую мне бы хотелось быть похожим, или брать с неё пример. Что же касается музыки, то мне интереснее самому исследовать вопросы и находить ответы. Собственно, поэтому я и пишу музыку.

Erugo Purakushi 6

- Я знаю, что вот-вот у Erugo Purakushi выйдет очередной альбом – что это будет за релиз и чем материал на нём будет отличаться от звучания “SWAY”?

Отвечу неожиданно: в новом релизе я продолжаю развивать те же идеи, что были уже реализованы в альбоме "SWAY". У него уже есть название "MAGNITUDE", релиз будет уже совсем скоро, точно до конца 2018 года. Ничего кардинально нового по звучанию нет, но есть некоторые фишки, которые становятся заметны в целом: где-то новая композиция трека, где-то замедленный темп, какой-то трек является продолжением предыдущего. Если сравнить два релиза, то на новом нет откровенно эмбиентных композиций, разнообразнее звучание у композиций, а также общая планка качества поднята ещё выше - это то, над чем я постоянно работаю. Надеюсь, слушателям понравится.

- Вы пишете музыку. Как к этому относится ваша семья, ваши близкие, друзья?

Сугубо положительно. К сожалению, не всегда хватает времени и приходится чем-то жертвовать, например, общением с девушкой. Но Настя относится с пониманием, и это очень круто. Кстати, она часто выручает с визуальной частью на выступлениях - колдует видео-перфоманс в Resolume, получается очень интересно, причём каждый раз. Особенно мне запомнился её перфоманс на "ArtArea vibes 2.0" в Цементе.

- Мне сейчас почему-то вспомнился большой мистик и просто оригинальный человек Павел Флоренский – известно, что пребывая в заключении на Соловках, он писал своим родным, что всё меньше чувствует интереса к людям и напротив его всё больше влекут, интересуют и привлекают минералы, органические и неорганические соединения, камни, йод – мне кажется или Erugo Purakushi по своей сути является таким же пантеистичным и природно-мистичным проектом?

Если на альбомах "SPARK" и "CONTROL" отчётливо слышалась космическая тематика, местами даже бездна или пустота, то релиз "SWAY" у меня ассоциируется с кристаллами, эхом подземных туннелей, вибрацией от движения земной коры. Грядущий альбом будет полностью продолжать и развивать данную тематику. Уверен, что людям, увлекающимся кристаллами и камнями, обязательно понравится.

- А насколько вероятно и возможно, что рано или поздно появится альбом EP, посвящённый человеку, а не фрактальной сущности и не безличной материи? И кому Вы могли бы посвятить такой альбом?

Это очень навряд ли. То, что я излагаю в виде композиций - это крайне личные, субъективные ощущения, субъективное видение явлений, субъективный ответ на эти явления. Не думаю, что когда-то я буду разделять этот процесс с кем-то из людей (или вовлекать кого-либо). Но, например, если случится какое-то событие, которое ляжет в основу открывшегося мне нового видения мира, я смогу посвятить ему альбом. Может, таким событием станет отправка людей на Марс.

Erugo Purakushi 7

- Как обычно проходит процесс работы над композициями и доведения их до финального состояния? Мне почему-то кажется, что это должно быть похоже на игру с кубиком Рубика, так ли это?

Не знаю, откуда вы всё это знаете, но так и есть. Знаю, что есть музыканты, которые сначала придумывают композицию, а потом воплощают её в жизнь, но это не про меня. Как выглядит процесс у меня: я открываю в Reason новый проект и ищу интересные пресеты для синтезаторов, затем экспериментирую с эффектами, величиной нарезок для повторов, ищу интересные сочетания для полиритма, реализую какие-то наработки или идеи. Обычно, я пишу один трек за несколько подходов: сначала я выбираю инструменты, пресеты, которые участвуют в композиции, прописываю хотя бы простейшие партии для них. Затем делаю композицию трека, то есть, прописываю когда и какой инструмент играет, какую партию. И уже когда всё расставлено от начала и до конца, занимаюсь эффектами, "причёсываю" трек, чтобы звучало гармонично. Иногда по итогам композиция совершенно не похожа на то, с чего я начинал. На один трек у меня в целом может уйти 10-15 часов.

- Что Вы могли бы сказать или пожелать человеку, который пробовал слушать Ваш материал, но не въехал, не понял, не проникся и вообще не зацепило? Что он делал не так и что нужно сделать, чтобы подействовало, пробрало и настроиться на нужную частоту вибраций?

Моя музыка точно не для каждого. И я бы не хотел, чтобы она нравилась абсолютно всем. Часто любимая группа является неким индикатором, например, люди, слушающие одну и ту же музыку, нередко похожи и могут легко поладить или хотя бы найти общий язык друг с другом. Моя музыка в целом непроста для восприятия, так что если не прёт - то не надо себя мучить, лучше послушать что-то другое. Например, в электронике тоже есть своя классика, в каждом её поджанре.

- А с какого трека/альбома лучше всего начинать знакомство с Erugo Purakushi и почему?

Наверное, с альбома "SPARK" 2017 года. Объясню, почему: во-первых, там есть и космические темы, и прямая бочка, и мелодика, и техно. Этот альбом собрал многое из того, над чем я работал, и туда попали очень удачные композиции. Каждый раз слушаю его с удовольствием.

- Что в ближайших планах и чего ждать от Erugo Purakushi в самом ближайшем будущем?

Конечно же, релиз "MAGNITUDE"! В остальном планы такие: двигаться в сторону живых экспериментов на подкасте "ШУМОИЗОЛЯЦИЯ", в обозримом будущем клип, и я уже пишу новый материал для следующего релиза, пока без названия. Разумеется, будут выступления, если останется время - будет и "ВНЕФОРМАТНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА VI" в начале 2019 года.

- Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас читает?

Желаю всем заниматься любимым делом и слушать любимую музыку!

- Спасибо за интервью!