ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Гора, подобная Эвересту. Интервью с группой Gourishankar

Gourishankar

14-05-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Арт-рок группа Gourishankar из Сыктывкара наверняка знакома многим ценителям данного стиля. За 15 лет своего существования команда приобрела почти культовый статус среди почитателей арт-рока и прогрессива, а три выпущенных полноформатных альбома свидетельствуют о том, что для Gourishankar в приоритете качество, а не количество. “Музыка должна высекать огонь из души” – говорил Бетховен. Gourishankar самим фактом своего существования утверждают, что музыка способна создавать целые миры. “Eclectic prog” – можно увидеть в графе, в которой должна значиться стилистическая принадлежность команды. И это правда: сыктывкарский коллектив равно эклектичен, прогрессивен и экспериментален. Сегодня мы поговорили с основателем и лидером коллектива Александром, который рассказал о недавно вышедшем эпохальном альбоме “The World Unreal” и о сущности арт-рока, погрузив нас в волшебную, потустороннюю реальность настоящего рок-искусства.

- Что означает название Вашей группы? Почему Вы выбрали такое странное и сложное для запоминания слово?

В переводе с санскрита “Гуришанкар” означает "гора, подобная Эвересту". Случайно наткнулись на это название. Но... ничего случайного не бывает)

- Как сложилось, что вы решили играть именно арт-рок? Это был выбор исключительно музыкальный или для вас арт-рок это своего рода мировоззрение?

С раннего детства я слушал практически один арт-рок и другие жанры мне казались слишком простыми и поверхностными. Впоследствии музыкальные границы расширились, но арт-рок остался для меня самой свободной зоной для любых музыкальных экспериментов. Вы правильно написали: арт-рок это скорее мировоззрение. Форма может быть любая. Какую бы музыку я не делал, люди говорят, что она всегда получается с какими-то дополнительными измерениями и обладает признаками некой фантасмагоричности и отрешенности.

- Почему, по-вашему, арт-рок это умная музыка для умных людей? “Умный” для вас равнозначно слову “интеллектуальный” или имеет более широкое значение?

Далеко не каждый арт-рок релиз я мог бы назвать умным. И очень часто "умной" оказывается музыка весьма далекая от арт-роковых территорий. "Интеллектуальный" - более точное определение. "Умный" звучит довольно пафосно. И рискует модифицироваться в "заумный" с негативным оттенком. Так же для арт-рока важны художественность и эстетичность, но все это субъективные оценки.

gourishankar at 2002
Gourishankar в 2002 г.

- Как Вы понимаете различие таких определений, как арт-рок и прогрессив? И какое из них больше подходит для Gourishankar?

Общепринятое мнение, что прогрессив рок - это усложненная и творчески обогащенная форма рок-музыки. Но я бы все-таки отмежевал прогрессив-рок от рока как такового, т.к. творческие задачи у них, как правило, различные. Для меня прогрессив-рок был своего рода продолжением, в несколько иной форме, имею ввиду инструментарий, традиций классической музыки. Арт-рок я считаю поджанром прогрессивного рока, имеющим свои ясно выраженные приемы и стандарты. Музыку Gourishankar с очень большой натяжкой можно назвать арт-роком, но в резиновые рамки прогрессивного рока она вполне вписывается.

На западных ресурсах нас относят в раздел eclectic prog, но мною такая классификация воспринимается как некий "отстойник" для тех, кого по внешним отличительным признакам не понятно куда отнести.

- Насколько для вас важна лирическая составляющая Вашего творчества?

Если вы имеете в виду содержание текстов, то для меня они вторичны по отношению к музыке и  приобретают нужные смыслы и оттенки в контексте общей музыкальной задумки. Когда взаимопроникновение стихов и музыки усиливает действие это очень здорово. Но тексты у нас на английском, и мне сложно понять насколько хорошо это получается, т.к. я не носитель языка. В русскоязычной музыке текст для меня важен, но еще более важны актерские данные вокалиста, его способность передать нужные эмоции, способность к импровизации и поиску, многомерность игры. Мне важно видеть перед собой личность, а не певца, просто берущего ноты. Если же говорить о лиризме, то, безусловно, чувствительность в переживаниях и настроениях и в целом эмоциональное начало для меня очень важно.

- О чём Ваши тексты? Каких тем вы касаетесь на новейшем альбоме?

Если я начну пытаться в нескольких словах передать смысл текстов альбома, то получится что-то совсем тривиальное. Могу сказать одно. Джейсон, автор всех текстов профессионально владеет пером. Его лирика полна истинного драматизма и философского осмысления действительности мира. Она является неотъемлемой частью произведения.

- Почему вы решили назвать свой новый альбом “The World Unreal”? Какому нереальному миру он посвящён?

Здесь поднимается тема реальности и иллюзорности бытия. Что есть окружающая действительность? Является ли она истинной? Конечно ли число реальностей, познаваемы ли они? и т.д.

Gourishankar at 2010
Gourishankar в 2010 г.

- Что Вы думаете об утверждении, что музыкант и его музыка способны творить новую, особую реальность?

Полностью согласен, этим регулярно и занимаюсь 🙂

- Какой мир хотели бы создать своей музыкой Вы?

Скорее не создать, а описать и познать. Мир существует внутри каждого из нас, я просто описываю, развиваю и анализирую то, что уже есть внутри меня. Соответственно мой мир является частью всеобщего целого. Я не хочу создавать искусственных "призраков". Они не жизнеспособны и обречены на исчезновение. 

- Вы сознательно обращаетесь к смежным стилям и направлениям, раздвигая рамки традиционного арт-рока или это происходит естественно?

В рамки арт-рока скорее нас пытаются загнать музыкальные критики и систематизаторы. Мы никогда в них не находились. Если же говорить о прогрессивном роке, как о прекрасной платформе для экспериментов, то использование самых различных стилистических форм вполне закономерно и допускается. Так как в определенный момент своего развития прогессив-рок из категории сложного и новаторского перешел в разряд музыкальных штампов, то в связи с этим наметился определенный кризис идей. Сейчас достаточно быть на кого-то похожим для того, чтобы тебя отнесли к ряду прог-роковых групп, не зависимо от наличия новизны и творческого начала в музыке. Часто любители прога борются за чистоту стиля. И не очень радуются экспериментам, выходящим за отведенные стилю рамки. Как мне кажется, внестилистические влияния в нашей музыке вполне гармоничны. 

- Что вы думаете о мнении, что музыка Gourishankar очень напоминает саундтреки? 

Мне часто говорят об этом. Мой хороший друг режиссер, считает музыку Gourishankar саундтреком своей жизни и мечтает когда-нибудь снять о нас фильм. Это здорово. 

- Как считаете, для какого фильма лучше всего подошла бы Ваша музыка? 

Говорят, что трек Order and Chaos с нового альбома подошел бы для саундтрека к фильму Безумный Макс)) хаха

Главное отличие нашей музыки от саундтрека в том, что она самодостаточна. В случае с саундреками такое бывает не часто. 

- Расскажите о том, как создавалась, наверное, самая необычная композиция на новом альбоме “Truth stays Silent”? О какой истине, остающейся безмолвной, здесь идёт речь? 

Этот трек писался достаточно долго. Начало было положено еще лет 10 назад. Многое переделывалось. Планка была взята высокая, и ответственность на плечи ложилась не маленькая. Я не до конца удовлетворен результатом. Но то, что получилось, все равно круто, мало кто может подобное выдать.

Gourishankar 2
Jason Offen

- Какое значение для Вас имеют этно-мотивы, которые можно услышать на “The World Unreal”? 

Мне просто захотелось нарисовать в неосознанном синтетическом пейзаже что-то живое, что-то далекое, передающее связь веков и поколений. Это просто краски музыкальной палитры и ничего более. 

- Какой трек с нового диска Вы сами считаете самым удачным и примечательным? И почему так? 

Лично мне как создателю сложно выделить какой-то один трек. Я их всех люблю и отношусь критически так же ко всем. Если постараться абстрагироваться от отеческих чувств, то как любитель музыки я бы выделил первый (2 на альбоме после интро) и последний треки. Как самые основательные. 

- Расскажите о музыкантах, которые принимали участие в записи “The World Unreal”. 

Это Джейсон Оффен, английский певец и поэт. Он несколько раз приезжал в Россию для того чтобы поработать над альбомом и просто провести здесь время.  Его холодный английский голос очень вписался в атмосферу альбома, а поэзия наполнила музыку необыкновенными смыслами и образами.

Слава Богданов - замечательный барабанщик из Санкт-Петербурга с удивительным и оригинальным почерком. Мы пробовали работать с хорошим техничным английским барабанщиком, но он почему-то, судя по игре, более ощущал себя драмером прог-метал команды. А мне нужно было более изысканное звучание. В итоге Слава сделал то, что было необходимо. Так же приняли участие несколько бэк вокалистов и инструменталисты, всех перечислять не буду. Во втором треке “Order And Chaos” звучит этнический коми-вокал. Иностранцам он часто напоминает ближневосточное пение. Забавно, конечно. 

- В чём главное отличие вашего нового релиза от первых двух альбомов Gourishankar? 

Главное отличие в том, что это более зрелая и взрослая работа.

Gourishankar 3
Светослав Богданов

-  С кем из известных музыкантов вы хотели бы посотрудничать в будущем? 

У нас была возможность посотрудничать с несколькими довольно именитыми музыкантами. Об этом я уже говорил в нескольких интервью. И мы даже начинали работать совместно. Но, то ли их былые заслуги ложились тяжкой ношей на наши плечи, то ли другие причины сказались. Но ничего не срослось. Результат нас не устраивал. Хотелось найти что-то хара́ктерное для своей музыки, что-то уникальное, чтобы не всплывали в голове аналогии с другими коллективами. Поэтому, если, представилась бы возможность поработать, например, с Риком Уэйкманом или Питером Габриелем, то я бы отказался :))

Я не очень люблю группы, в которых состав как проходной двор. Мне нравится, когда несколько людей сотрудничают на протяжении длительного времени, нравится наблюдать, как они вместе растут, как развиваются, как становятся одним организмом. Нравится пытаться понять их каждую новую работу, идти вместе с ними.

Несколько музыкантов, с которыми я мог бы посотрудничать, все-таки есть и, как ни странно, в России. Не скажу, кто конкретно. Но это музыканты новой формации, очень самобытные и безумно талантливые. Удастся посотрудничать или нет, я не знаю. Есть много влияющих на это факторов. Основной - это способность положительного коммуникативного общения со мной 🙂 

- Как проходила работа над клипом на заглавный трек с нового альбома? Расскажите о концепции этого музыкального видео. 

Я предоставил режиссеру полную свободу действий и вообще не вмешивался в работу. Он изучил тексты, сделал раскадровку, подобрал актеров и с оператором все отсняли. Я лишь предоставил свою дочку Соню для съемок :)) Благо режиссер так же как и я любит умную музыку и арт-рок в частности. Какие мысли вложил он, я не спрашивал. Мне интересно смотреть это видео, надеюсь и вам тоже) 

 - Какие арт-роковые коллективы для Вас авторитетны и значимы? Какую музыку Вы слушаете для себя? 

Я музыкант, но прежде всего, я ценитель. Ценитель качественной, интересной и умной музыки. Собственно, стилистика для меня не так важна, как наполнение. Также я имею коллекцию около 3000 номерных изданий интересных мне исполнителей. Я по старинке собираю музыку на физических носителях, а именно на CD. За некоторыми изданиями я гонялся по всему миру и некоторые очень редки, даже настолько, что их сложно найти в мировой сети (бывает и такое). Арт-рок в моей коллекции занимает где-то 1/3. Конечно же, это классический арт-рок 70х-80х. Современный арт-рок практически не слушаю, он имеет мало общего с той волшебной музыкой, которая рождалась в "золотой век". Но, Арт-рок лишь часть моей коллекции. Если позволите, не буду рассказывать о том, что я люблю. Это для меня личная, если даже не сказать интимная сфера. Не знаю, почему так сложилось. О моих вкусах знает очень ограниченное число людей. Я очень трепетно отношусь  к музыке, которую люблю слушать, а фото музыкантов, создавших ее, располагаются в моем семейном фотоальбоме вместе с моими родственниками 🙂 

- У вашего коллектива в этом году юбилей – 15 лет творческой деятельности. Можно ли новый альбом назвать юбилейным? Будут ли ещё какие-то сюрпризы для слушателей? 

В прошлом году фондом Алексея Козлова и лейблом Арт-бит был издан юбилейный боксет, состоящий из ремастированных первых двух альбомов и демозаписей, который назывался “1st Decade”, так же альбом “2nd hands” был издан впервые на виниле. В будущем планируется издание на виниле других альбомов и дигипака “The World Unreal”. Сбудется или нет, я не могу сказать, но хотелось бы верить. В ближайшие годы планов по записи новых альбомов в рамках этого проекта нет. Юбилейным назвать можно! Нам 15? О ужас!) Это очень много. 

- А сами уже как-то праздновали юбилей? Что для Вас эта дата? Какие из своих достижений считаете самыми важными и значимыми? 

Я собрал друзей и коллег в уютном местном кафе и устроил творческий вечер на два часа. Сначала я прочел лекцию о развитии прогрессивного рока в мире, а вторую часть встречи посвятил выпуску нового альбома. Посмотрели видео, пообщались, получилось душевно. Нынче вот так у нас презентации и юбилеи проходят у прог-групп 🙂

Достижения есть! О них можно прочесть, например, в Википедии. И это очень значимо)) А основные достижения в том, что наша музыка заняла свою скромную нишу в мировом музыкальном искусстве и в том, что мне регулярно пишут люди из разных уголков мира, которые счастливы, что услышали ее. 

PostCard3

 - Как думаете, что будет с Gourishankar ещё через 5 лет? Есть какие-то цели, которые вы ставите перед собой? 

Боюсь загадывать, мне бы хотелось продолжать деятельность, но слишком много сил на это требуется. Надеюсь, через 5 лет появятся новые темы для нашего творчества, но на настоящий момент мною все сказано. 

 - Как сейчас обстоит дело с концертами Gourishankar? 

Gourishankar - это студийный проект. Для меня вообще концерты это совершенно иная форма музыкального выражения. Многие группы я с удовольствием слушаю на концертах и не переношу студийные записи и наоборот.

У Gourishankar концертов нет и не планируется. Овчинка выделки не стоит. Откровенно говоря, играть не с кем и не для кого (по крайней мере, в России). 

-  Расскажите о ваших творческих планах. Чего ожидать от Gourishankar в ближайшее время? 

Есть большое желание поучаствовать в трибьюте на "Арсенал" Алексея Козлова. С продюсерами уже обсуждалось. Состоится или нет, не знаю.

Также в планах сделать ремастеринг последнего альбома, т.к. тот мастеринг, который мы имеем, получился неудачным. Стивен Уилсон не против нам помочь в этом)

А вообще, лучше ничего не ожидать. Тогда появление новостей от нас будет приятным сюрпризом. 

-  Что Вы хотели бы пожелать своим слушателям? 

Желаю терпения и желания учиться понимать музыку. Понять произведение искусства это такой же большой труд, как и его создание, а иногда и более сложный. Это как у Дементьева: "Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы".

Не относитесь к музыке потребительски. Уважайте музыкантов. Вся та музыка, которая впоследствии стала для меня любимой, сначала мною вообще не принималась. Что-то я прослушивал по пять раз и более... и потом... потом происходило озарение. И наоборот то, что нравилось с первого прослушивания, впоследствии быстро надоедало и разочаровывало. Учитесь внимательно слушать и ловить магические вибрации, учитесь находить алмазы в груде камней, и вы будете вознаграждены за труд. 

- Спасибо за интервью!

Вам спасибо!)

Алексей "Astarte Eel" Иринеев