ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

“Главное здесь - не увязнуть в саморефлексиях”. Интервью с Harmony In Grotesque

Harmony In Grotesque

14-06-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как частенько водится, по-настоящему гениальные, глубокие и культовые группы не получают всестороннего успеха, их логотипы не царапают в лифтах и не выводят на школьных скамейках рядом с Metallica и Accept, да и понимают их творчество далеко не все, что не только не принижает подвиг экспериментаторов и первооткрывателей, но и наделяет его дополнительным ореолом легендарности. Вот и наши сегодняшние герои как раз из этого списка – играют они вот уже 20 лет, играют оригинально и узнаваемо, да ещё и какие пламенные альбомы выпускают! Об актуальном положении дел в лагере красноярских Pan.Thy.Monium рассказывают сами участники коллектива.

- Приветствую, Harmony In Grotesque! Поздравляю с релизом “Noumenon”! Как вы пришли к такому названию релиза и довольны ли сами своей актуальной работой?

Олег: Привет, Алексей! Благодарствуем! Сами не нарадуемся, что до-о-олгая работа над этим альбомом завершена. По поводу названия: в основу альбома лег материал, со времени создания которого прошел весьма продолжительный период, и мы достаточно дистанцировались от этих вещей, сочинили массу нового отличного стаффа... однако "Noumenon" продолжал жить своей жизнью на периферии нашего сознания, обрастая в процессе записи новыми причудливыми деталями, становясь эдакой труднопостижимой вещью в себе, гармоничной в своей эклектике.

Егор: Что собственно и подметил наш друг и коллега Георгий из Eoront, который и предложил данное название для альбома, хотя рабочее название было совершенно другим. А релизом я доволен, правда, успел уже немного от него подустать. Но после пары выпитых кружечек заходит хорошо.

Harmony In Grotesque

- Догадываюсь, что вы уже устали от восторженных отзывов по поводу своего актуального релиза, а поступают ли заманчивые предложения от лейблов или от зарубежных коллег?

Егор: Отзывов на самом деле не так много. Заманчивых предложений и подавно. Но ничего страшного, главное, что альбом родился и живет.

- Можно ли называть Harmony In Grotesque красноярским Pan.Thy.Monium или у вас более честолюбивые планы и высокие амбиции?

Егор: Планы и амбиции незамысловатые и простые – покочевряжиться столько, сколько сможем, и записать еще альбом.

Олег: С другой стороны "более честолюбивые планы" и "высокие амбиции" звучит, наверное, оксюмороном по отношению к группе, в течение 20 лет посвятившей себя сибирскому андеграунду. Мы - просто счастливая команда единомышленников, искренне любящих свое дело. А амбициозные у нас не задерживаются... Не станем скрывать, мы, конечно, питаем нежные чувства к этому скандинавскому проекту, но это лишь одна из множества инфлюенций, оказавших влияние на наше творчество.

- В своей рецензии я написал, что “Noumenon” – это дум, а как вы сами считаете: Harmony In Grotesque сейчас исполняет дум или всё-таки больше авангард?

Егор: Я бы не назвал Noumenon чисто думовым. Мне кажется, он интереснее и прогрессивнее, чем то, что называют или называли думом. Наверное, относительно средний темп песен позволяет так говорить. Так или иначе, современный материал группы уже пошел по другому вектору. Не без авангарда, конечно.

Олег: Всегда любопытны попытки извне стилистически охарактеризовать наше творчество. Нам самим сделать это крайне затруднительно. Думаем, что это некая самобытная амальгама из элементов doom, black, death, dark, progressive, avantgarde, post-metal'а, которую мы именуем grotesque-metal.

Harmony In Grotesque Live 02

- Что символизирует обложка и как она создавалась? Где взяли напрокат чучело птицы?

Евгений: Что она символизирует, мы, наверное, сами до конца не понимаем. Это тот случай, когда импровизация на месте оказалась лучше каких-то запланированных действий. И тем не менее она перекликается как с названием альбома в целом, так и с отдельными песнями в частности.

Ника: А птица — отнюдь не чучело. Это большой пестрый дятел, найденный поздней осенью при смерти на обочине дороги, по-видимому, сбитый автомобилем. Скончался, не приходя в сознание. Ждал своего часа в морозильной камере (не было возможности захоронить). На настоящий момент с почестями предан земле.

Егор: И дабы его смерть не была напрасной, мы использовали его на фотосессии для альбома. В итоге из всех возможных вариантов обложки дятел понравился нам больше всего.

- Шишки и цветы несут какую-то смысловую нагрузку или это исключительно многозначительный антураж, навевающий на мысли о высоком и непонятном в духе арта тиаматовского “Wildhoney”?

Егор: «Wildhoney» мне напоминает скорее не сама фотография, а общий дизайн обложки. Этакая смесь природы и модерна. Хотя цветы и шишки конечно намекают. На “Whatever That Hurts” мы, кстати, еще очень давно сделали кавер и играем его до сих пор. Группа безусловно одна из любимых, как и альбом.

Harmony In Grotesque

- В терновом венке стоит искать и находить религиозный подтекст?

Егор: Лучше не надо. Там нет ничего религиозного. Хотя каждый пусть ищет что угодно в меру своей испорченности.

- Что за дикие крики в начале “Stepentatio”? Такое чувство, что там буянит какой-то спятивший композитор или философ... Насколько я далёк от истины и кто автор этого саунд-террора?

Егор: Идея сделать это вступление принадлежит барабанщику Олегу. За основу сюжета взята сцена из фильма «Ной – белая ворона», которую мы воссоздали на записи. В чем тут смысл? Может Олег объяснит.

Олег: попытаюсь ответить словами Дэвида Линча "Для меня загадка, почему люди требуют от искусства осмысленности, при этом осознавая, что в самой жизни смысла как такового нет. "

- Запись действительно проходила исключительно дома, как показано в трейлере?

Егор: Барабаны мы писали на студии, а все остальное - да, дома.

- Чем подогревались во время работы и насколько вообще алкоголь и стимуляторы (кофе, сигареты... что там ещё бывает?) помогали и помогли сделать “Noumenon” таким, как он стал?

Олег: Не станем скрывать, каждому из нас, в той или иной степени, не чужды радости жизни. "А как иначе найдешь покой в наши мрачные дни", как говорится... Однако, можем сказать, что подавляющее большинство идей, легших в основу "Noumenon", возникали и реализовывались в состоянии кристальной трезвости авторов.

Егор: А я думаю, алкоголь является флагманом в нашей группе среди всех возможных стимуляторов. Его воздействию подвержены все, кроме вокалиста. Да и он, бывает, употребляет раз в пять лет. Наверное, благодаря алкоголю мы смогли договориться о том, каким должен быть альбом.

Harmony In Grotesque

- Скрипки, саксофон, труба, бубен и другая инструментальная экзотика теперь навсегда с вами или это временное решение, задействованное исключительно для записи?

Егор: В основном для записи, чтобы подчеркнуть драматизм. Это было очень интересно - пробовать что-то новое и добавлять остроты в сюжет композиций. На концертах мы использовали и скрипку, и флейту, но это были единичные случаи.

- Что за англоговорящий музыкант играл у вас на трубе и сколько было в общей сложности задействовано сессионщиков для записи “Noumenon”?

Егор: Это был молодой саксофонист Derek Brown из Чикаго, который приезжал в наш город с концертом. Мы попросили сыграть для нас импровизацию. Организатор концерта наш хороший товарищ Борис выделил нам полчаса, и Derek не без интереса наиграл нам авангардное соло на несколько минут. В общей же сложности в записи приняли участие примерно 10 человек, не считая нас самих и остальных, кто оказывал другую помощь.

- А почему всё-таки на запись альбома ушло так много времени? В чём основная причина и что так сильно тормозило процесс?

Олег: Все мы взрослые люди, вынужденные иметь основные работы, т.к. музыка вынесена в раздел любимого хобби, приносящего материально скорее минус, чем плюс. У многих из нас семьи, дети... Быт, занятость, вредные привычки, лень, отсутствие мотивации, многослойность записи с поиском и привлечением множества сессионных музыкантов - вот это вот всё.

Егор: Собственно как мы и написали в анонсе к альбому – «упорное стремление к перфекционизму, помноженное на хроническое распиздяйство. Последнее, пожалуй, в квадрате... или скорее в кубе...». Лучше и не скажешь.

Harmony In Grotesque Live 05

- Удалось ли всё сделать в точности так, как хотелось и задумывалось или о перфекционизме в чистом виде можно только мечтать?

Олег: Мы, без сомнения, старались сделать всё наилучшим образом, но сказать, что мы однозначно довольны результатом - значит расписаться в собственной ограниченности. А нам, по внутреннему убеждению, есть куда расти. Мне кажется, любые признанные шедевры из сокровищницы мирового искусства - есть некий волевой акт их создателя, когда он, превозмогая соблазны и зуд по дальнейшему совершенствованию, говорит себе "Стоп! Пусть всё останется так!". Главное здесь, наверное, удачно поймать этот момент, не увязнув в саморефлексиях.

Егор: Я думаю, в целом удалось сделать значительную часть, а в чем-то даже больше, чем задумывалось. Хотя есть моменты, которые остались не реализованными, но с этим можно смириться.

- Какой трек с новейшего диска сами считаете самым сильным и интересным и почему?

Олег: Треки - как дети. Каждый из них дорог нам по-своему. Но, если честно, лично мне более по душе вторая, более авангардная, половина альбома. Такие треки, как "Wind-up Bird" и "Painted by Pain", например.

Егор: Лично я считаю “Neolithic”. Очень гармоничная (естественно) и монументальная композиция. Сюжет и аранжировка хорошо сложены и настраивают на соответствующий всему альбому лад.

- Когда ожидается презентация “Noumenon” и как принимают новый материал на концертах?

Егор: Материал уже далеко не новый. Больше 10 лет назад эти песни уже игрались и принимались хорошо, впрочем, как и сейчас. А презентацию мы не планируем.

Harmony In Grotesque Live 05 Live 08

- Как прошёл гиг 21 апреля в “Реанимации” и какие воспоминания вы вынесли с того события?

Егор: Очень душевный вышел концерт. В этом городе (Зеленогорске) последний раз мы были 10 лет назад и с удовольствием вернулись и поностальгировали. Народу пришло немного, но это были старые друзья.

- Как так вышло, что у Harmony In Grotesque такие трудности с выпуском физических носителей? Почему “Noumenon” не только не доступен на CD, но даже и не планируется?

Егор: Я бы не сказал, что у нас с физическими носителями какие-то трудности. Мы издали на CD первые два альбома, а также двойной DVD с концертом на 10-летие. Но в нынешнее время актуальны цифровые продажи и мы решили попробовать это для себя. Тем не менее, есть идея выпустить коллекционное лимитированное издание для наших немногочисленных, но преданных поклонников.

- В честь 20-летнего юбилея не запустили какой-нибудь приятный памятный мерч?

Олег: Проблема мерча действительно животрепещет на горизонте наших задач, т.к. пока единственным нашим мерчем были футболки, посвященные 10-летию группы "Decade in Siberian Swamp", и за минувшую с того времени очередную декаду они порядком поизносились.

- А как отпраздновали эту круглую дату? Игрой в бильярд ведь всё не закончилось?

Олег: Ну, мы парились в сауне, ныряли в снег, купались в бассейне и, по мере сил и желаний, предавались излишествам.

Егор: И как кульминация всего - прослушивание альбома с бодуна.

Harmony In Grotesque Live 07

- Оглядываясь назад, как сейчас воспринимаете пройденный путь? Что было хорошо, что не очень?

Олег: Из минусов - множество нереализованных возможностей, потерянного времени на неприлично долгом пути от идеи до ее воплощения в окончательном виде. Из плюсов - масса очень приятных, веселых и душевных моментов, что сопровождали наш долгий тернистый путь.

Егор: Долго писать альбом – это нехорошо, а в остальном все было позитивно. Концерты, поездки, пьянки и гулянки. Отдельные отрицательные моменты, конечно, были, но вспоминается только хорошее.

- А как относитесь к ранним записям (ну и собственно к самому материалу) Harmony In Grotesque, что-то из сделанного ранее перестало быть актуально или вы по-прежнему чувствуете полную идентичность с самими собой 20 лет назад и всеми мыслями, чувствами и переживаниями, которые испытывали тогда?

Олег: Конечно, за столь внушительный период мы изменились и внешне, и внутренне. Что касается нашего дебютника "Cold Sowing Seeds of Death", увидевшего свет 15 лет назад, то он быть может где-то наивен, кривовато сыгран и просто ужасно записан, но при этом полон отличных и искренних, на наш взгляд, вещей, которые мы до сих пор выборочно-эпизодически бережно извлекаем из пыльного чулана, отряхиваем и любовно подаем на свет, включая в сет-листы своих выступлений.

Егор: Я не скажу, что даже в отношении к новому альбому мы чувствуем полную идентичность. Как сказал Олег – «мы были молоды, красивы и безумны».

- Про вас пишут в категориях “не везло”, а как сами считаете везёт вам по жизни или не очень и как вообще докатились до такой заdoomчивой жизни, если уж копать в самую глубь?

Егор: Это кто же так про нас пишет? Не думаю, что нужно быть полным неудачником, чтобы играть тяжелую и мрачную музыку. По жизни мы ребята позитивные, просто иногда делимся своей тоской.

Harmony In Grotesque Live 03

- Говорят, в ваших сибирских местах вы пользуетесь немалым авторитетом и Harmony In Grotesque почитается чуть ли не самой значительной и уважаемой группой, так ли это?

Егор: Абсолютно так! А кто этого еще не понял – тот говнарь и не врубается в музыку! 🙂

Олег: Ну, а если серьёзно, то за прошедшие годы мы немало пошумели и примелькались, и, наверное, у многих бывали на слуху. Но говорить о "самой значительной и уважаемой" - это, мягко говоря, преувеличение. Ну и вообще не нам подобные вопросы следует задавать, наверное.

- Огорчает ли вас отсутствие феноменального успеха или музыку, которую вы исполняете, в принципе не может быть мега-популярно?

Олег: Это музыка не для всех и продукт скорее штучный, требующий определенной базы и почвы у слушателя, поэтому о феноменальном успехе говорить, наверное, излишне. И слава б-гу, честно говоря!

Егор: Группе 20 лет и мы продолжаем. Мне кажется, это объясняет и про огорчение и про успех. Нам просто по большому счету пофигу на это.

- Сейчас многие группы 90-х и 80-х возвращаются к жизни и активной деятельности, что если ваши наставники из Pan.Thy.Monium тоже реанимируются и позовут вас принять участие на грандиозный камбек-фест, согласитесь или проигнорируете?

Олег: Ну, начать следует с того, что Pan Thy Monium, насколько нам известно, были исключительно студийным проектом и никогда не выступали вживую... Но а вообще, отбросив условности, было бы безумно интересно принять участие в этой фантастической затее.

Егор: Неважно кто это будет, но поиграть с отцами всегда почетно.

Harmony In Grotesque Live 04

- Что в ближайших планах и как будете отдыхать летом?

Олег: Мы вплотную подходим к началу записи следующего опуса, для которого у нас уже с лихвой подготовлено материала. Летом будем наслаждаться кратковременным сибирским теплом, греясь на солнечных кочках. Планируем принять участие в ряде локальных опен-эйров, таких, как Autumnaut, Death Fucktor. Подумываем съездить с концертом в Тыву, где еще никогда не бывали. Есть еще некоторые творческие затеи, но это пока секрет.

- Четвёртого альбома Harmony In Grotesque нужно будет ждать тоже 10 лет?

Олег: Никаких сроков пока не даем, но искренне надеемся, что нет!

Егор: Материал уже написан, репетируется и играется на концертах. Хотя если будем писать 10 лет, то глядишь, доживем до 30-тилетия. Это вдохновляет.

- Какие из ваших проектов стоит принять во внимание и услышать тем, кому понравился “Noumenon” и что всё-таки для вас в приоритете: другие коллективы или Harmony In Grotesque?

Евгений: Для меня Harmony In Grotesque всегда в приоритете, хотя, несмотря на это, пока писали “Noumenon”, я успел поучаствовать в записи нескольких альбомов для других банд.

Егор: Из того, где мы в данный момент играем, рекомендуем послушать Eoront и NoScience. Из прошлых достижений - безусловно Alley, Solarfall, Dirtpill. На metal-archives.com есть полный список.

- Ваши финальные слова тем, кто нас читает.

Олег: Отделяйте зёрна от плевел и суппортируйте андеграунд!

Егор: “Покупайте наших слонов!”.

- Спасибо за интервью!