ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

"Стёб, мистика и неоклассика!" Интервью с группой Iliastrum

Iliastrum

16-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Это питерское трио именует себя с виду странным термином, введённым в широкий оборот ещё стариком Парацельсом в лохматом году. Термин звучит как “илиаструм” и обозначает нечто навроде первоматерии, которая является первоисточником всех пяти известных во времена учёного первоэлементов: Воды, Огня, Земли, Воздуха и Эфира. (как говорится, всё элементарно: два глаза, десять пальцев на руках, одиннадцать на ногах). Как оказалось, Iliastrum не “настоящие сварщики”, а Парацельса помянули, придумывая название, исключительно из метафорических соображений: вокалистка Whisp и её коллеги оперная певица Елизавета и гитарист Антон по сути являются современными музыкальными экспериментаторами с академическим музыкальным образованием: они растягивают свой neoclassical metal словно герои басни Крылова лебедь, рак и щука – в сторону пауэра, фолка, туманной мистики, творчества менестрелей и совсем не туманной реальности. Что из этого получается вы можете услышать на их дебютном одноимённом с группой альбоме, а зачем и каким образом всё это получается – можете прочитать в нашём интервью, в котором приняли участие все трое участников Iliastrium, а стёб, мистика, неоклассика переплелись в единой целое!

— Приветствую вас, Iliastrum! Давайте вернёмся в тот исторический для вас всех июнь 2016 года и вспомним, с чего и как начиналась история вашего коллектива? Как вы нашли друг друга?

Whisp: Приветствую! Нашлись мы с помощью всемогущего Интернета. Вокалистка Лиза меня пленила с первого прослушивания. С мультиинструменталистом и звукорежиссером Антоном случай нас свел, к сожалению, совсем не сразу. Мне попалось вначале невероятное количество гитаристов и басистов, делающих из моей музыки гаражный панк – по качеству звука и уровню техники. Когда я уже отчаялась, а прежний звукорежиссер стал советовать вообще убрать гитару за неимением кого-то достойного, а бас – сделать компьютерным, мне неожиданно написал Антон. Он появился как рыцарь в сияющих доспехах и спас проект. Более того, оказалось, что он еще и звукорежиссер по второму образованию, поэтому теперь он всем заведует.

Елизавета: Сыграл шутку великий Интернет и Вк, который нас вовремя не отпустил =) . Мне выслала объявление о поиске вокалистки на запись песни моя подруга-композитор, и оказалась я в приятных лапках другого композитора. =))) Потом пошла работа над песнями и мы уже держали связь всё время.

Антон: Через соцсеть Вк.

— Представьте, пожалуйста, каждого участника коллектива. Или, может быть, каждый представит себя сам?

Whisp: Я пишу песни – слова и музыку, пою их, играю на рояле и подстукиваю на ханге. Закончила Санкт-Петербургскую Консерваторию, годика полтора играла в широко известной в достаточно узких кругах фолк-группе (*Речь идёт о группе Fearlight и их втором альбоме, для которого Whisp написала один из главных хитов команды “Лес Это Храм” – прим. А.И.)

Елизавета: Елизавета Бокова, профессиональная оперная, джазовая и, как выяснилось со временем, рок-певица. =) Сцена и музыка- это моя жизнь. Не пою — не живу.

Антон: Григорьев Антон.

— Кто у вас отвечает за основную концептуально-лирическую линию и что такое ханг?

Whisp: «Тексты у нас сугубо психологические и возникают спонтанно» — цитируя классика. Вообще, тексты пишу я. А ханг – это очень красивый и совершенно новый ударный инструмент в виде космической железной кастрюли.

— Вот оно как! Вопрос к Whisp: почему Вы так упорно скрываетесь за псевдонимом, не желая открыть общественности своё имя? И что означает Whisp? Как Вы нашли для себя это слово? Что вообще думаете о псевдонимах и их значении для человека?

Whisp: это персонаж детской музыкальной игры «My singing monsters», лохматая поющая тетка. Мне показалось, что мы похожи тембром и имиджем. Псевдоним – отвечая на оба вопроса – помогает маскироваться. Ваш кэп.

Iliastrum 1

— Весьма сомневаюсь, что Whisp имеет хоть что-то общее с лохматой поющей тёткой. Тут скорее шоколадка Whispa (В оригинале название того воздушно-пористого лакомства почему-то пишется, как Wispa, но нас, настоящих последователей Парацельса такими трюками, понятное дело, не введёшь в заблуждение) вспоминается. Наверняка, Whisp может рассказать какую-то необычную историю о том, как она познакомилась с этим необычным инструментом и начала играть на нём?

Whisp: На Youtube. Там же можно послушать людей, играющих намного профессиональнее на ханге. С фортепиано получается как-то лучше.

— Хвала Ютубу! А что за история с группой Fearlight, почему Whisp покинула эту группу, и возможно ли, что в репертуар Iliastrum войдёт песня “Лес Это Храм”?

Whisp: Этой песне и так досталось много внимания, пусть она остается сама по себе. В группе были неразрешимые творческие и стилевые разногласия, поэтому она прекратила существовать.

— Rest In Peace for Fearlight. Хотя… кто знает, “иногда они возвращаются”. А что вас связывает с Парацельсом и почему вы решили вынести один из основных его терминов в название группы?

Whisp: С Парацельсом как лекарем меня связывает фанатичный интерес к экспериментальной современной медицине. А термин «Илиаструм» обозначает материю, из которой появилось все видимое и невидимое, все первоэлементы, включая эфир. Вынесение его в название было актом почтения. Тут вспоминается такая шутка:

"— Ты настоящий Санта, да?

— Нет, я бухгалтер, а эти шмотки просто повыделываться напялил"

Елизавета: Для меня лично это крайне таинственный и продвинутый для своего времени персонаж. Много слышала о его книгах , где было множество открытий и рецептах им изобретённых лекарств , которым приписывались волшебные свойства, но многое из этих его знаний было потеряно в веках. А вопрос нераскрытой, никому неизвестной или известной только посвящённым тайны всегда влечёт к себе умы человечества. =) Так что, судя по всему, мы решили воспользоваться этой хитростью вдобавок к хорошей музыке. =)

— Боюсь даже представить себе, что же за экспериментальной (не нетрадиционной, а именно экспериментальной! – заметьте) медициной занимается Whisp. Поэтому спешу сменить тему разговора и вновь возвращаюсь к Fearlight. Уже из названия “Лес Это Храм” как-то само собой проистекает вопрос о том, во что вы верите и верите ли во что-то? Вы религиозны?

Whisp: Верю. Не религиозна. Но могу сказать, что, как бы мне ни была несимпатична какая-либо религия, не высмеиваю её и её адептов.

Елизавета: Верю в Бога в Человеке . В энергию, которая движет Вселенную и нас самих, которую мы же может порождать. Но верить в бородатого дядьку на небесах … вряд ли =)

— Вполне классически для образованного интеллигента – увы, не удивлён. Расскажите, пожалуйста, как вы решили заниматься музыкой, отличающейся от чисто академической и классической? С чего всё началось и каким был первый эксперимент?

Whisp: Мне с детства нравились рок и металл. Я писала песенки «в стол», а потом многие из них вошли во второй альбом Fearlight.

Елизавета: Началось всё ещё очень давно. Лет в 5 , когда я начала танцевать под песни Майкла Джексона. А также с детского музыкального театра, куда я попала в 6 лет. А также с кассеты альбома Мадонны “Ray of Light”, лучшего её творения до сих пор, который просто поменял моё представление о музыке. И потихоньку эта спираль разворачивалась… Но это долгий разговор, думаю, вы и так всё поняли. 😉

Антон: Все первые эксперименты не были связаны с академической музыкой. Интересовал тогда в основном дум-дэт.

Iliastrum 2

— Да, Мадонна и её поздние альбомы, включая “Ray Of Light”, в своё время пленил много тяжёлых бойцов. Не стал исключением и я. А как вы считаете, насколько классическое консерваторское музыкальное образование помогает вам в сочинении музыки, которая по сути имеет весьма немало общего с роком и даже с металлом?

Whisp: В аранжировке, безусловно, помогает. В плане написания мелодий – вряд ли.

— Надо полагать, мелодии идут из сердца, а гаммы служат своего рода материальным базисом для этой духовной надстройки, если выражаться терминами марксизма-ленинизма. Как вы сами определяете свой стиль и насколько неоклассика для вас строгое понятие? Какие neoclassical-группы вы уважаете, может быть, какие-то из них являются вашими учителями или коллегами? Какую музыку вы слушаете сами?

Whisp: Я думаю, что мы представляем некий микс из бардовской песни, неоклассики, академического кроссовера и фолк-металла. Микс этот как-то настолько спаян, что уже представляет, наверное, особый стиль, но название такого стиля мне неизвестно. А вообще, мой музыкальный идеал – Summoning.

— Елизавета: Уважаю всё, что делает Квинтет Четырёх. Из вокалистов сейчас мало кто нравится, это осталось в прошлом во времена кроссовера а-ля Сары Брайтман и классического рока, который невероятно переплетён с классической музыкой, что-то типа Scorpions (их “Maybe I, Maybe U” — это настоящий классический старинный романс по всем статьям в первой части) и т.п. Слушаю всё, разве что кроме ооочень тяжёлого рока с жёстким и грубым экстрим-вокалом . А так- у каждой группы можно найти что-то, что зацепит.

Антон: Нравились всегда классические фрагменты композиций Septic Flesh. Во всех стилях и направлениях можно найти что-то, от чего побегут мурашки по телу.

— По поводу Summoning – удивлён. Septic Flesh не удивляет ничуть. Действительно великая капелла. А вот слово “кроссовер” у многих металлистов плотно ассоциируется с D.R.I. и подобными им группами. Имейте ввиду. Мне кажется, тут было бы уместнее слово fusion, поскольку вы покидаете стены консерватории и выходите на не знающую жалости метал-сцену. А что думаете о творчестве таких групп, как Apocalyptica, Silenzium, Grerorian – то есть о тех, кто стал исполнять классические рок-хиты с использованием нестандартного, классического инструментария?

Whisp: Отличные команды. На самом деле, мне не так важен инструментальный состав. Есть такие команды, где за шикарной оркестровкой прячется бедненькая мелодия, но не будем о грустном.

Елизавета: Очень классные ребята. Респект им. =)

Антон: Грегориан — отличный кавер-проект. У Апокалиптики есть пара интересных вещей.

 — Ничего себе, у Апокалиптики пара интересных вещей… До таких вещей всем русским ломоносовым как пешком до луны, я уже не говорю о том, сколько это весит на весах Давида в плане новаторства. Как считаете, насколько возможно, что рано или поздно Iliastrum переквалифицируется в симфо-метал или неоклассик-метал? Быть может, во что-то наподобие Fearlight? Что вы сами думаете о тяжёлой музыке и о таких группах, как Therion, Hollenthon, Septic Flesh, Epica?

Whisp: О тяжелой музыке думаю исключительно все самое замечательное. Из указанных групп — Therion и Septic Flesh нравятся, конечно. Из совсем уж тяжеляка радует Meshuggah. Забавно, что Вы, видимо, к металлу нас не особо относите. Пока что, мне кажется, мы будем лихорадочно раздваивать стиль, как Горлум во «Властелине колец», то в направлении фолка, то в направлении неоклассики. Утяжеляться, наверное, не будем, так как важно донести текст, и тяжесть – не самоцель, всегда найдется кто-то, кто играет более экстремальную музыку. Чисто фолком тоже вряд ли станем, особенно с аллюзией на пройденный этап. Как я уже сказала, с первой ноты в 18 лет влюбилась в Summoning, и они до сих пор меня восхищают с каждым альбомом все больше. Также мне нравится до обидного недооцененная финская группа Harmaja. Послушайте ее, кто не слышал, пусть они кое-кого напоминают, но они очень красивы.

Антон: Септик Флеш прекрасен!!!

Harmaja действительно стоит послушать. Ну, а если уж говорить о финнах, то ещё и Tenhi, Waltari!, Ajattara. В ваш дебютный мини-альбом вошло шесть очень разных по настроению песен. Наверное, у каждого участника группы есть свои персональные фавориты? Поделитесь своими предпочтениями?

Whisp: Нарциссизм мне не близок, поэтому о фаворитах среди своих песен не могу сказать. Борис Гребенщиков сказал, когда ему задали вопрос, какие свои песни он любит слушать: "Я что, сумасшедший, сам себя слушать?"

Антон: «Не испугался я погони» — очень необычная композиция, пожалуй, самая любимая. Вызывает интересные ассоциации и переживания.

Iliastrum 4

— Признаться, меня немного удивила песня “Счастье Жить Без Страсти”. Вы можете как-то прокомментировать этот трек? Мне послышалось в этой композиции нечто средневеково-католически-монашеское…эээ, совсем не то?

Whisp: Нет, она всего лишь о том, как же хорошо психологически, когда «попускает» эмоциональная привязанность к не слишком подходящему человеку.

— “Когнитивный диссонанс” – называла такие вещи Марта Кетро. А насколько текст этой песни отражает повседневную жизненную философию участников группы?

Whisp: Непосредственно. Без аффектированного исступления намного легче.

— И серо-скучнее… Где пробитые боевым топором головы, где разоманный во хмелю драккар, где помятая каска?! А моя любимая песня с EP это, определённо, “Не Испугался Я Погони”. Расскажите, пожалуйста, об истории создания этого номера. Что вас вдохновило на эту песню?

Whisp: Она написана по реальным событиям.

— Да уж, случается и такое. Вот как раз для таких случаев боевой топор бывает очень кстати, скажу я вам! А ещё я знаю, что буквально только что вы закончили работу над ещё одной, очень необычной для Iliastrum песней. Расскажите, что это за трек и чем он отличается от материала, записанного в 2016 году?

Whisp: Эта песня – признание в любви, не человеку, а конкретным произведениям искусства, невероятным шедеврам. Каким именно – можно догадаться и по стилю, и по тексту, даже в иллюстрации содержится намек.

— И сразу повеяло Флоренским. Павлом Александровичем… Жизнь коротка, искусство вечно, но в этом мире имеет хоть какую-то ценность только любовь. А почему вам близко Средневековье? Для вас это время романтики, утончённости и галантности?

Whisp: Со Средневековьем у меня совсем не галантные ассоциации: холера, инквизиция, блохоловки. Простите.

Елизавета: Время замков, пищи на огне, шкуры, гобеленов, какого-то странного естества, горнов, охоты, красного цвета… В этом есть свой флёр. =)

— По Средневековью в точку! …и рыцари, которые не вылезали из своих доспехов и не мылись годами. Пардон, не удержался. Вот вам и Осень Средневековья, которую до дыр зачитал(а) Рыжий Канцлер. Если бы вы могли выбирать, то в какой эпохе, в каком веке бы жили и кем были бы там?

Whisp: В настоящем. Мне нравится заниматься музыкой.

Елизавета: Эпоха Возрождения. =) Постаралась бы быть чьей-то Музой.

Антон: Выбор уже был сделан: мы — те, кто мы есть.

— Как романтично – быть чьей-то музой! Увы, на эту тему есть совершенно не утончённый фильм с Шерон Стоун, так и называется – “Муза”. Кстати, насколько реально в перспективе увидеть Iliastrum вживую? И если говорить о такой перспективе, то насколько эта перспектива отдалённая?

Whisp: Теоретически это возможно, если найдутся желающие. Даже для нынешнего состава нам элементарно не хватит участников. Только представьте: гитара, синтезатор и два вокала.

— Гхм. Некоторые проекты выступают и вовсе в одиночку, справляясь одновременно чуть ли не с дюжиной инструментов. Было бы желание. А вам самим хотелось бы выступать вживую? Какими бы хотелось видеть эти выступления? Более камерными, академическими или скорее роковыми?

Whisp: Мне было немного странно петь мои тексты для нетрезвой слэмящейся публики. С другой стороны, прекрасно их понимаю — зачем еще ходить на концерт, если не ради отдыха. Может, у меня песенки просто не концертные.

 Елизавета: Рок в жизни никогда не помешает. Отрываться на сцене — это удовольствие и для артиста, и для зрителей. =)

Iliastrum 3

— Когда можно ожидать от Iliastrum дебютный полноформатный альбом и сколько песен вы ещё планируете написать, прежде чем решитесь обнародовать всё это в качестве LP?

Whisp: Мы ищем лейбл! Пока что нам предлагают либо что-то очень дорогое, либо виртуальное размещение «на цифровых витринах». Поэтому все зависит от того, заинтересуется ли нами звукозаписывающая компания – как пошло и банально. Вообще, песенки в активе еще есть.

— У альбома есть какая-либо концепция и вообще, насколько для вас ныне актуален Парацельс и его “илиаструм”?

Whisp: Концепцию, наверное, можно определить как парадоксальное сочетание скептицизма с «шизотерикой» (эзотерикой – прим. А.И.). Собственно, это ответ на сразу несколько вопросов одновременно.

— А почему изначально выбрали именно Парацельса? Почему не Кьеркегора, не Агриппу, не Джона Ди, не Майстера Экхарта?

Whisp: Если кратко – «срезонировал».

— Мммм… несколько запоздалый вопрос: а что означает лотос, показывающий “козу”, который помещён на аватарке Вашего сообщества и на обложке EP?

Whisp: Поклон водной стихии и намек на то, что эти странные люди исполняют метал.

— Как вы провели новогодние праздники? Дух новогоднего волшебства ещё ощущается?

Whisp: Новый год для меня – один из редких дней в году, когда я позволяю себе немного расслабиться в низком понимании этого слова. В другое время алкоголь не употребляю. Поэтому провела бестолково, но хорошо!

Елизавета: В чудесной компании, не спав до 2 января. Было весело. =) И без алкоголя. =)

— Даже не знаю, какой вариант мне ближе… наверное, некое сочетание: чтобы весело и с алкоголем. И не спать до 2 января. Какие ближайшие планы у Iliastrum?

Whisp: Больше уделять внимания, как ни странно, музыке, так как она была слишком очевидно задвинута текстом на вторую роль.

— Что бы Вы хотели пожелать тем, кто уже полюбил музыку Iliastrum, и подобно вашему покорному слуге ждёт выхода вашего дебютного полноформатника?

Whisp: Хотим, во-первых, поблагодарить за честь, за интерес, за приятные слова, которые нам пишут в личных сообщениях. Пожелать – наверное, это банально, но осознанности, ответственности и силы.

Елизавета: Любите хорошую музыку. И тогда она полюбит вас=)

— Спасибо Вам за интервью! Удачи всем вам и Iliastrum!

Whisp: Вам спасибо – удачи!