ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Путешествие во времени в жанре атмосферного рока. Интервью с Lost Frames

Lost Frames

13-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сегодня у нас в гостях Вадим Харитонов, который известен как создатель, творец и инициатор интересного рок-проекта Lost Frames. Способен ли русский рок зазвучать как Radiohead и Anathema, стать таким же расслабленным как “Road to hell” Криса Ри и создать эффект путешествия во времени? Музыка нашего сегодняшнего собеседника однозначно отвечает “да” на все три вопроса, а в клипе “Дорога” можно без труда рассмотреть серьёзный философский посыл и некое двойное дно, но обо всём по порядку и лучше сразу к делу. О воспоминаниях, потерянных кадрах и философии современного рока Вадим рассказал со вкусом и знанием дела.

— Приветствую, Lost Frames! Давайте знакомиться! Кто вы и почему вас стоит услышать и узнать?

Привет! Меня зовут Вадим Харитонов. Я автор проекта Lost Frames. Стоит послушать, потому что музыка хорошая :)!

Lost Frames это группа, проект, one-man-проект, отдушина для души, теократическое государство или что-то другое?

В вашей терминологии, Lost Frames – это one-man project, т.е. проект представляю я один, но в реализации идей мне помогают многие люди: сессионные музыканты, саундпродюссер, а в случае с клипом это режиссер, оператор, актеры. Что бы сделать хорошо – надо привлекать профессионалов. Но что я никому не отдаю и без чего не существовал бы проект – это мои идеи, музыка, слова, ну и голос.

— Что означает Ваше название и что это за потерянные рамки? Аллюзия к сриптам и фреймам современности случайна? 🙂

Вариант интересный, но не про это. Правильнее читать – потерянные кадры (кстати, Яндекс предлагает этот перевод первым вариантом, но Вы пошли глубже, что говорит о том, что Вы что-то знаете про ИТ-сферу — это гуд :)). Но вообще, мне просто очень понравилось это словосочетание, а кроме того в нем есть что-то мистическое. Старые забытые кадры, которые могут хранить много интересного, забытого или специально спрятанного, и кто знает, что будет если их случайно найти в пыли старого чердака и внимательно рассмотреть? Может то, что на них изображено, перевернет ваше восприятие действительности с ног на голову, как в фильмах Майкла Шьямалана? Я люблю загадки и абстракции, ну и хорошо звучащие словосочетания на английском языке – поэтому и Lost Frames.

Lost Frames 2

— А я вообще Яндексом, гуглом и википедией не пользуюсь, предпочитая обращаться к файлам в своей голове ) У вас англоязычное название, но на 97% русскоязычная лирика… почему так?

Мне просто нравится английский язык, но говорю и думаю я на русском, поэтому ничего удивительного, что и тексты в основном на русском.

— Считается, что многие русские (ДДТ, Наутилус Помпилиус) группы брали себе названия, которые было бы беспроблемно транслитирировать на английский, мечтая о признании на Западе, а вы на какие земли ориентируетесь: на русскоязычные или всё же на мировое англоязычное сообщество?

Конечно на русскоязычное сообщество. Никаких шансов у наших музыкантов на Западе нет.

— А что думаете о русском роке в целом и относите ли себя к нему?

Я скорее себя отношу просто к року. Чего-то яркого из нового, в жанре «русский рок» я не вижу. А те, кого я считаю музыкальными гениями и явлением в нашей рок музыке, они давно известны и этот список у меня не меняется уже много лет: это Земфира, Мумий Тролль, Сплин, Агата Кристи. Но если говорить про новые группы, то есть такие, которые мне очень понравились, например, вот недавно для себя открыл группу Аллоэ Вера и их последний альбом. Такая очень классно сделанная музыка, очень живая, молодцы!

— Считается, что рок – это музыка молодых, музыка бунтарей… Внесём корректировки в такое определение?

Сейчас в России музыка бунтарей – это рэп. Когда-то был рок, потом альтернатива, потом будет что-то другое. Это нормально. Я в школе пел под гитару песни ГО и это для нас был бунт.

— По общим “габаритным” очертаниям у вас достаточно много общего с типичными русскими рок-группами, но если чуть копнуть вглубь, становится ясно, что инструментальные партии более прогрессивны, мелодии скорее абстрактны, да и вообще разных достаточно чужеродных элементов немало. А на какую музыку Вы сами ориентируетесь и что слушаете для души в свободное время?

Спасибо, что копнули поглубже :). Я за музыку, в которую надо вслушиваться, которую иногда не понять с первого раза. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, на кого ориентируюсь, то это конечно Radiohead. Но у меня в пристрастиях очень мало конкретных групп, мне нравятся альбомы и треки, причем совсем из разных жанров. Так что жанры вторичны, а качество и ощущения первичны.

— Можно ли (и нужно ли) проводить параллели между Вашим творчеством и атмосферным роком Anathema, Pink Floyd, Antimatter? Вам знакомы эти коллективы?

Для меня эти параллели странные, т.к. из этих групп я слышал только Pink Floyd. Да и то пару раскрученных треков. Т.е. это, как мне кажется, не про меня. Хотя, если у вас такая ассоциация, послушаю. Даже интересно стало. 🙂

Lost Frames 3

— Гм, есть такая характеристика для музыки – “для тех, кому за, но ещё не всё по”. Как считаете, это про вас? Такое чувство, что для того, чтобы адекватно воспринять творчество Lost Frames нужно обладать каким-никаким жизненным опытом и для тинейджеров оно не подойдёт. Можете согласиться с данным утверждением?

Непростой вопрос. Мне бы не хотелось, что бы это было так. Но возможно альбом «Город теней», а тем более сингл «Lost Frames» действительно требуют от слушателей немного больше задумчивости и какой-то личной истории. Но с другой стороны, на своем же примере могу сказать, что, музыку можно просто чувствовать и она может нравиться, даже если ты не до конца понимаешь про что песня. Возможно, она заставит тебя что-то погуглить и прочитать, что бы понять. А еще может быть такое, что песня, которую ты когда то знал, откроется для тебя заново по прошествии лет, но уже с другим (новым) смыслом и новыми ощущениями. Просто потому, что ты сам изменился: одно восприятие в 20 лет, совсем другое в 30….

— Я заметил, в одной из рецензий Вашу музыку сравнивают с тем, что делает Крис Ри, в частности с его “Road to hell”… близко?

Ну, я бы так не сказал. Не мой кумир однозначно.:)

— Мне понравилось, как Вы перетолковали Jethro Tull в “Дороге”: “I never old to rock’n’roll if I’m too young to die”, напомнило Севу Новгородцева, который говорил, что хочет умереть молодым, но прожить как можно дольше. Можно ли назвать эти слова девизом и творческим (жизненным) кредо вашего коллектива?

Спасибо, мне тоже понравилось 🙂 Ну да, конечно. Это практически фраза, которая меня заставила сделать проект Lost Frames!

— Когда я начал смотреть Ваш клип на песню “Дорога”, то был уверен в первые минуты две-три, что передо мной традиционный для русского рока “дорожный буги”, а Вы лихо так всё завернули и даже разговорный фрагмент вставили…. Специально решили так сыграть на контрасте традиционного и современного?

Нет, не специально. Просто идею клипа я вынашивал довольно давно, и она изначально была про время, зацикленность и шанс вырваться из этого замкнутого круга. Но получится ли это сделать? И если получится, то когда?  Эти вопросы остаются открытыми. Почти все в руках главного героя. Почти… 🙂

— “Всё в руках человека, поэтому их нужно чаще мыть!”, как писали в советских журналах. А если всё-таки чуть более конкретно по сюжету клипа, о чём там идее речь и что происходит с героями?

Вы только что обратили внимание на «разговорный фрагмент» в клипе. Послушайте его повнимательнее, он многое объясняет… 🙂

— Вы говорили, что идея клипа была очень глубока и крута, а в самом видео много сюрпризов. Что это за сюрпризы и в чём идея ролика?

Мне идея очень нравится, и я до сих пор считаю ее крутой.  Идея в том, что, не смотря ни на что, у главного героя есть шанс. Осталось им только воспользоваться 🙂

Lost Frames 5

— Почему для съёмок был нужен именно кадиллак и как вышло, что он стал “одним из главных персонажей клипа”?

Дело не в кадиллаке, как в марке машины, а в том, что это тот объект, который объединяет нас с главным героем, у нас троих одна «Дорога». 🙂

— Насколько я понял, Вы вообще питаете большую симпатию к скрытым смыслам. Почему “Городом теней” у вас стал именно Голливуд?

Да, есть такое. 🙂 Если быть точным, то на обложке EP «Город  теней», не Голливуд, а Лос-Анджелес. Это конечно город с музыкальной историей и я давно хотел в нем побывать. Но вообще с точки зрения альбома, речь, конечно, не идет конкретно о Лос-Анджелесе: город теней — это образ.  С таким же успехом это могла бы быть и Москва, особенно  вечером, особенно сейчас. Когда кто-то, какие-то люди в темноте, закутавшись от ветра, уставшие, куда-то идут.

— Признаюсь, читал с большой симпатией и даже с умилением Ваши, Вадим, воспоминания о своём детстве и о знакомстве с музыкой. Дело в том, что у меня ситуация похожая, а в мои лет 14 обо мне знакомые шутили, что я начал собирать группы сразу после того, как родился. Как считаете, откуда такая тяга к музицированию в группе у Вас? Это действительно призвание?

Гены, наверное 🙂 Мама – учитель музыки. Хотя в детстве муз. школу не любил, и всячески прогуливал, но муз. школа и музыка – не одно и тоже. 🙂  Поэтому да, наверное, призвание.

— Можно ли сказать, что в основе того, что вы делаете в Lost Frames, лежит ностальгия и горьковатый привкус утраченной детской и юношеской непосредственности?

Ностальгии нет совсем. Я считаю наоборот, сейчас я реализую свои музыкальные идеи так, как они должны выглядеть и звучать.

Lost Frames 6

— Некто Воланд говорил, что рукописи не горят… Есть мнение, что фотографии и воспоминания тоже не подвержены разрушению, нужно только найти правильный и адекватный подход для того, чтобы их отыскать и реанимировать. Такое чувство, что вы как раз нашли такой подход к восстановлению утраченного, и этот подход – музыка. Так ли это?

Я не восстанавливаю утраченное с помощью музыки. Я наоборот, создаю новые сущности (в виде песен), и даю возможность людям их интерпретировать так, как они пожелают, и связывать  с тем, с чем они пожелают. Кто-то будет рефлексировать, кто-то вспоминать, кто-то мечтать, т.е. каждый может найти какие-то свои ощущения, просто послушав. Главное, что бы при прослушивании эти ощущения/эмоции возникли – значит, я достиг цели.

— Время – бог или Бог – это время? И верите ли вы, что время можно обратить вспять, прервать, задержать, изогнуть, наконец, изобрести машину времени, о реальности существования которой так много говорил Эйнштейн?

Я обожаю фильмы про путешествия во времени. И что интересно, во многих фильмах, обыгрывается ситуация, что все на самом деле предопределено, и герой, вернувшись в прошлое, иногда, как ни старается, но не может изменить или улучшить свое будущее. И чем больше я об этом думаю, тем больше я понимаю, что некая предопределённость будущего имеет под собой основание. Но она связана не со случайными событиями, а с тем, что из себя изначально представляет человек: если он упорный, харизматичный, умный – он добьётся своих целей, и в этом смысле все в какой-то мере предопределено. Только не расслабляться, это же только вероятность и «его величество случай» тоже никто не отменял.

— В какой год и в какое место вы отправились бы, если получили бы доступ к такой машине времени?

В прошлое, в 60-ые, посмотрел бы на молодых родителей, бабушку с дедушкой, и закопал бы в лесу что-нибудь ценное.  Ну, действовал бы по стандартной схеме 🙂

— Стали бы что-то исправлять в своём прошлом или что было, то было?

Нет, конечно. Исправлять не стал бы, чтобы не попасть на проблемы Эштона Качера в “Эффекте Бабочки”.  А в лесу точно что-нибудь закопал бы 🙂

— Вам наверное, в детстве нравился рассказ про горячий камень и дедушку, который отказался вернуть молодость ) А с сёстрами уже не пробуете создать совместный проект, это нереально?

Нет, конечно :). Они уже взрослые совсем, у них свои интересы. Все должно быть вовремя. И выезд со школьными друзьями на выходные, во время учебы в школе, у меня остался в памяти на всю жизнь яркой страницей, а недавняя встреча с этими же друзьями, с попыткой реанимировать те же ощущения, обернулась полным провалом.  Жить надо в настоящем, и смотреть в будущее.

Lost Frames 1

— Кстати, как обстоят дела с концертами Lost Frames? Когда ждать живых выступлений?

Они будут, как только я почувствую, что пора. У меня лично нет такой жгучей потребности. Если я пойму, что время настало – я сделаю все, что бы концерт был очень классным и запоминающимся для слушателей.

— Что в ближайших планах и когда ожидать полноформатник?

В планах дальше делать музыку. Но полноформатник как раз делать не хочу — следующим будет также мини-альбом. LP мне кажется как формат умер —  слишком много, слишком долго, поэтому я отдаю предпочтение мини-альбомам и синглам.  Для следующего мини-альбома есть уже и концепция,  и название, и песни (единственно, не во всех песнях я еще до конца текст придумал). Так что новому мини альбому скоро быть. А с синглами еще проще, они у меня могут рождаться спонтанно, как например, с синглом «Lost Frames»: решение его записать было принято очень спонтанно, и неожиданно для меня, песня «Lost Frames» долгое время оставалась самой популярной песней проекта.

— Приоткроете немного завесу тайны, что за сюрпризы будут на грядущем мини-альбоме?

Альбом будет кардинально отличаться от «Города теней». Он будет романтичный, про взаимоотношения, хотя и с минорным настроением (без него никак :)). Так что ждите.

— Уже есть мысли и идеи по поводу очередного клипа?

Есть какие то идеи, которые между собой пересекаются, перерабатываются, но пока они не преобразовались в какую-то более менее сформированную концепцию. Поэтому, как  только она родится —  буду ее реализовывать.

— Что хотели бы поведать напоследок тем, кто нас читает?

Важная составляющая успеха любого проекта – это его востребованность. Так что если вам нравится музыка lost Frames – слушайте на здоровье, наслаждайтесь, и «Да пребудет с вами сила»! 🙂

— Спасибо за интервью!