ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Оркестровый дэт-дум. Интервью с Павлом Поповым (BitacHi)

11-02-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

BitacHi – редкий по красоте и сложности авангардный оркестровый дэт-дум, за жизнеспособность которого отвечает один-единственный музыкант – человек-оркестр по имени Павел. Проект имеет в андеграунде культовый статус,  и те немногие избранные, кому уже посчастливилось приобщиться с записями BitacHi и вкусить из этого источника, наверняка подтвердят справедливость моих слов. А в минувшем году проект записал совершенно нехарактерный для своей манеры чисто гитарный альбом – своего рода гитарное портфолио Павла - который силами мейджора FONO доступен теперь всем желающим в свободной продаже, что для такого андеграундного акта, каким является коллектив Павла, странно и необычно. А по сему это навело меня на мысль, что врата подземных копий BitacHi уже не так сурово охраняются, и у меня есть шанс разузнать у Павла о его музыкальных экспериментах и о той метанойе (а именно так называется последний диск проекта), что произошла в лагере его оркестрово-задумчивого коллектива.

- Здравствуйте, Павел. О Вашей группе говорят как о новом слове в андеграундном симфоническом дэт-думе. Что Вы сами думаете об этом?

Здравствуйте, Алексей! Я начал писать и записывать музыку из-за того, что всё меньше и меньше появляется музыки, которую мне нравится слушать. Получается, пишу, чтобы было, что самому слушать. Поэтому, наверное, есть в этом заявлении что-то, иначе я бы довольствовался чужими релизами.

- Каждый, кто хоть раз слышал BitacHi непременно замечает совершенно необычный, нестандартный звук и необычные для такого рода музыки  ходы. Мне всегда казалось, что после Haggard, Hollenthon, Therion, Aesma Daeva очень сложно сделать в симфо-металле и в прилегающих жанрах что-то революционно-новое, но Вам это удаётся. В чём секрет?

Половину этих групп даже и не знаю!

А насчёт композиций, скорее не секрет, а теория. Однажды я услышал слова Егора Летова, как он пишет свои песни – так готов подписаться под каждым его словом! Я считаю, что есть какое-то хранилище/поле, где хранится разного рода информация - некий резерв мировой культуры. И вот люди, которые что-то создают – они это не придумывают, а лишь берут это из этого хранилища. Мы являемся проводниками между этим полем и нашим миром. Такие же мысли, в последующем, я услышал в интервью с Александром Пушным.

Вся музыка приходит ко мне сплошным потоком. Т.е. я просто сажусь и пишу, не чувствуя время. Бывает, несколько часов не могу оторваться, а бывает, что за пару часов я пишу всю композицию. На днях так всё и произошло. Написал композицию, которую некоторые слушатели назвали чуть ли не лучшей за всю мою историю. А она просто пришла сама в голову, и на написание и запись у меня ушёл один день.

- Что думаете о мистическом происхождении этого "поля"? Не кажется ли Вам, что всякий музыкант в той или иной степени медиум, а процесс сочинения музыкального материала сродни спиритическому сеансу?

Лично я, не причисляю этот процесс к как-либо спиритическим сеансам. Это сложно объяснить, но думаю, что это ближе к умению и навыкам, чем к мистическим сферам.

Это поле, может, как снег. Некоторые люди, на далёких материках, его ни разу в жизни не видели. Но он есть. Он не магия, а простой физический процесс. Тут так же. Это поле есть и кто-то его “видит”, а кто-то нет.

- На какие группы Вы ориентируетесь в своём творчестве? Творчество каких коллективов Вас вдохновляет?

У меня много любимых групп, но выделю, пожалуй, три самые на меня повлиявшие: Death/ControlDenied, Catharsis (1998-2001), DreamsOfSanity.

Творчество Чака Шульдинера произвело на меня неизгладимые впечатления! Его музыка просто перевернула мой мир! Очень жалко, что он ушёл так рано. Его творчество сильно эволюционировало с каждым альбомом, и он мог ещё много нам показать! С надеждой жду, что когда-нибудь услышу его невышедший альбом When Man and Machine Collide.

Так же, для меня большое влияние имеют первые три альбома Catharsis, композитором которых является Антон Арих. Настолько трагичную и красивую музыку я не слышал ещё ни у кого!

И по музыкальной интеллектуальности и концептуальности я всегда ставил эталоном австрийскую группу Dreams of Sanity. Они первыми для меня открыли понятие “концептуальный альбом” и музыку, которая была предельно продуманна и красива.

Я думаю, если бы эти три группы продолжали бы жить, то мне не было бы нужды писать музыку. Я бы наслаждался их творчеством!

BitacHi Metanoia

- Уникальный стиль BitacHi был сформирован целенаправленно и осознанно, или это получилось случайно?

Абсолютно случайно! Я просто записывал музыку. Преимущественно гитарную, т.к. больше ни на чём играть не умею. Но со временем, для реализации задуманных идей мне стало гитары не хватать, и я стал использовать всё больше и больше инструментов. Так я и пришёл к сегодняшнему звучанию. К слову, симфонический метал я не люблю, а классику стал слушать год-два назад.

- Как Вы сами позиционируете свой коллектив? BitacHi - это симфо дум или что-то иное?

Моя музыка – это сочетание многих стилей и направлений. Повторюсь, симфо-метал я не люблю, поэтому применял к своему стилю приставку Orchestral. Потому, что когда стал использовать оркестровые элементы – я стал писать именно оркестр. Это не мелодия со звуком струнных на синтезаторе. Часто, я прописываю каждый инструмент из оркестра. На альбоме сайд-проекта Smoug некоторые песни состоят более чем из ста дорожек. Так же, я являюсь большим поклонником как дэт-метала, так и дум-метала, что не могло не оставить отпечаток на моей музыке. И в попытках усложнить композиции, я неволей касаюсь и прогрессивного метала. Тем самым, если называть мой стиль, то это будет что-то вроде Orchestral Progressive Melodic Death Doom Metal.

Но в то же время, BitacHi – это я. А мне интересна разная музыка и порой хочется иметь отдушину от тяжёлой музыки. Поэтому, под названием BitacHi, вполне может выйти альбом колыбельных или пьес на классической гитаре, как до этого выходил альбом, записанный полностью на клавишах, а потом на укулеле. Но основное течение проекта, конечно, то, что я описал ранее.

- BitacHi - это Ваш основной проект, а как он соотносится с другими Вашими группами SMOUG, БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ, FAINTING FIT? Какова творческая концепция каждого их этих составов?

Проект Smoug был основан мной и отличным вокалистом Андреем Голубевым, который до и после этого участвовал на всех моих не инструментальных альбомах. Я просто в восторге от его экстремального вокала, а в последние годы он ещё и чистым стал очень хорошо петь! И мы решили с ним сделать совместный проект. Я писал музыку, он тексты (так же раньше проходила работа и с моими альбомами с его участием), так же пригласили вокалиста Виталия Steel’а, певшего тогда в владивостокской группе Euthanasia, и ставропольского музыканта Alexx’а для исполнения двух соло. Я очень доволен дебютным альбомом, хоть и звучание у него оставляет желать лучшего. Написана даже пара композиций для второго альбома, но увы, у меня и у Андрея на то время не хватало времени на проект и сейчас он уже стал неактуален.

Бубновый Валет – это проект моего друга, питерского поэта и музыканта, Константина Крылова, в котором мне посчастливилось выступить в роли соло-гитариста и басиста. Так же, в дальнейшем, возможна и роль композитора, а может быть даже и поэта. Бубновый Валет – как раз и есть та отдушина, про которую я говорил ранее. Нам нравится делать то, что мы делаем и порой, меня затягивает даже сильнее моего основного проекта. Так же, я участвую в записи некоторых партий в сольном проекте Константина Крылова, под названием Konstantin E. Krylov. Стиль этих проектов мне назвать сложно. Я мог бы назвать это русским роком, но это было бы слишком большое ограничение для этой музыки. Тем более, мы не ставим формата, и каким может получиться следующий альбом или отдельная песня – даже не имеем представления. Музыка Бубнового Валета – это в первую очередь наше состояние души и эксперимент. В данный момент мы начинаем работу над полноформатным альбомом, и надеюсь, что развитие проекта выйдет на больший уровень.

Fainting Fit – это совместный проект с отличным музыкантом Alexx’ом. Он написал практически весь материал для первого альбома, а я участвовал лишь в записи пары партий гитары и в электронной составляющей. Для второго альбома большую часть музыки написал уже я, но выпустить его, наверное, так и не удастся. Alexx потерял интерес к этой работе, т.к. занят другими проектами, которые в корне отличаются от музыки Fainting Fit. А без него существование проекта невозможно.

Так же, хотел бы отметить проект Altera с украинской вокалисткой Татьяной Катренюк. Татьяна предложила написать музыку на один её текст и в итоге мы записали 4 песни! Этот проект был неплохим экспериментом, с использованием большого числа акустических этнических инструментов и перкуссии.

BitacHi

- Давайте пройдёмся по творчеству и дискографии BitacHi в хронологическом порядке. Какие релизы были выпущены и чем они были значимы и характерны?

Несмотря на большое количество записей, первым альбомом я считаю “ExperiMetal”, 2007-го года. То, что было до него - необдуманные импровизационные записи, которые мало представляют собой музыку. И чтобы не описывать каждый альбом, я разобью их на блоки связанные одной идеей, стилистикой и атмосферой. Трилогия “eXperiMetal”/”TheColour”/”LastSound”, с промежуточным EP “Apocalipse”, является началом моего обдуманного творчества и представляет собой инструментальные гитарные композиции, во многих из которых предполагался вокал. Далее, всё, что было выпущено до EP ”Forest”,представляло собой совершенствование выбранного стиля и концепции, попутно утяжеляя звучание. Альбомы очень разноплановые, но песни в них ещё более разноплановые, навеянные многими увлечениями, которые были интересны в то время. На “Forest” я открыл для себя красоту оркестровых инструментов, и с него началось развитие этой концепции. Вплоть до “Desperatus” я развивал свои идеи в этом ключе, и этот альбом был апогеем всего моего творчества в тот момент. Поэтому, после этого альбома, следующий я смог написать только через 4 года – это был самый значимый для меня альбом “Katamonas”. Но альбому “Katamonas” предшествовали одни из самых важных работ в моём творчестве: 17-тиминутная композиция по мотивам произведений Г. Ф. Лавкрафта и 10-тиминутная “Портрет Дориана Грея”. Хотелось бы остановиться на альбоме “Katamonas”. После выхода альбома “Desperatus” я поставил точку на проекте BitacHi, т.к. это было вершиной моего творчества. Но спустя несколько лет, в моей жизни произошло очень много перемен, после которых я просто не мог молчать. Мне необходимо было выплеснуть все те эмоции, что долго копились и преодолеть ту высоту, что была достигнута на предыдущем альбоме. Я отказался от оркестра, оставив лишь отдельные редкие инструменты, но значительно усилил звучание гитар. Так же, я пригласил на альбом вокалистов Андрея Голубева (с которым работал ранее) и Владимира Куликова, а так же двух отличных поэтов из Санкт-Петербурга. Часть текстов я написал сам и они их откорректировали, в остальном я полностью доверился им. Последний, на данный момент, альбом “Metanoia” был задуман сугубо как инструментальный гитарный альбом, поэтому там нет сложных риффов и частой смены фраз, как это было на предыдущих альбомах. Вся нагрузка была направлена на чувственность звукоизвлечения и гитарную технику. Я думаю, у каждого гитариста должен быть такой альбом. Что-то вроде портфолио его гитарной техники.

- А почему название группы пишется так необычно: не только первая заглавная, но и предпоследняя буква тоже. И что означает слово BitacHi?

Это слово абсолютно ничего не означает. Ещё в школе у меня был ник – “BiT” (кусок), тогда модно было всякие ники иметь и рисовать их на партах, стенах и т.д. Потом, увлёкшись группой Korn, я добавил в ник слово “cHi” (по названию их песни – что-то типа “ап-чхи”). Позже, добавил связку “а”. Для интересного написания были выделены первая и (как мне показалось, будет лучше) предпоследняя буква. Смысла в этом названии никакого, правда последнее время натыкаюсь на какие-то испанские упоминания, и как я понимаю, это означает “пчела”.

- Последний диск Вашего проекта был назван “Metanoia” (покаяние, перемена ума) и был записан совершенно не характерной для BitacHi манере. Что стало причиной такого радикального поворота? Почему такое, как Вы говорите “портфолио” нужно было записать именно сейчас.

Этот альбом можно считать тем, что я сказал ранее – колыбельные под названием BitacHi или акустические пьесы. Ответвление от общей концепции, но являющееся частью меня как музыканта. Волею судеб, мне в руки попала очень интересная гитара – выпущенная в 1994-м году кооперативом подмосковного города Жуковский. Гитара была в очень плачевном состоянии, но я решил её восстановить. Я обратился в отличную мастерскую NemesisCustomGuitars, в которой меня сразу поняли и взяли её в работу. Когда я услышал как она “запела” после восстановления – я понял, что просто необходимо записать альбом, где она будет главной, и ни на что другое слушатель не будет обращать внимание. Её звук просто восхитителен, это можно услышать на альбоме. Так же, альбом можно считать моей визитной карточкой, но не как композитора, а больше как гитариста. И я очень благодарен лейблу FONO ltd за сотрудничество и за реализацию альбома в наилучшем виде! Что касается названия – оно наибольшим образом отражает мои мысли. Выход этого альбома, правда, подразумевал для меня перемену ума, а точнее ценностей. Наконец, я твёрдо понял, что для меня важно в жизни, чем хочу заниматься и как жить. Может быть моя музыка, для большинства людей, просто музыка. Но основана эта музыка на самых сильных моих эмоциях и мыслях.

BitacHi Katamonas

- Как Вы сами оцениваете проделанную на “Metanoia” работу? Вы довольны результатом?

Альбом “Metanoia” для меня очень противоречив. Он, несомненно, хорош, я вложил в него всю душу и эмоции посредством гитары. Но, в то же время, мне было очень боязно делать его заведомо с примитивной структурой песен. Это в сравнении с моими предыдущими работами, где даже куплеты и припевы, порой, не повторяются между собой. Не говоря уже о десятках инструментов. Но такой альбом должен был быть, и результатом я более чем доволен.

- Расскажите, как и какой концепцией связаны между собой треки на альбоме? О чем вы хотели рассказать слушателям?

Альбом был написан под многими впечатлениями, в основном, приобретёнными в путешествиях. Отсюда и некоторые названия. Но то, что я вкладывал в композиции, не обязательно должны откликаться у слушателя. Главная цель альбома – погрузить слушателя в свои мысли и копнуть так глубоко, насколько это возможно.

- Как сейчас обстоят дела в лагере BitacHi? Уже идёт работа над новым материалом?

Работа над материалом идёт практически постоянно. Я не могу не писать музыку. Поэтому, использую любое свободное время для этого. Но что из этого увидит свет – не знаю. У меня уже несколько лет назад написана рок/метал-опера “Человек-Невидимка” на полтора часа. Осталось дописать ещё композиции три, но никак не доходят руки и не хватает текстов. Так же, я работаю над одним проектом, о котором не хотел бы распространяться, чтобы не сглазить, т.к. это для меня очень важно. Но я уверен, кроме всего этого стоит ждать BitacHi с увеличением оркестра и добавлением хора, и всё это с тяжёлыми гитарами! Я начинаю думать в этом ключе и с этой концепцией можно ознакомиться в видео “Requiem” на моём сайте.

- Новый альбом будет концептуальным?

Определённо – да! Я привык слушать музыку альбомами, и свою музыку стараюсь делать преимущественно концептуальной. Просто так я музыку не пишу, она обязательно будет связана с какими-то эмоциями и впечатлениями.

- Какой эффект, если говорить глобально, Вам хотелось бы произвести на слушателей своей музыкой?

Мне хотелось бы стереть рамки культур - классической и металлической, чтобы слушатель представил себя в большом зале с полным оркестром, органом, хорами, вместе с которыми звучат ещё и гитары, барабаны и другие инструменты. В последнее время, я пишу музыку именно оркестровую, в которой есть гитары и другие присущие метал-группе инструменты. Симфонические элементы не являются частью аранжировки, а являются сутью моей музыки.

- Почему Вы решили обратиться к произведениям Лавкрафта и Оскара Уальда? Что для Вас эти писатели?

Лавкрафт – мой любимый писатель! Я прочитал, наверное, практически все его произведения! Он нетипичный представитель ужасов, т.к. во многих случаях ужас не облачается в каких-то уродливых существ, а предоставляется фантазии читателя. Так же, его вселенная существ очень богата, и некоторые его произведения заставляют задуматься даже о каких-то глобальных  темах, таких как эволюция. В его книгах я нахожу для себя очень многое.

Что до Оскара Уальда – я, к сожалению его ещё так и не прочитал. Инициатором композиции “Портрет Дориана Грея” являлся Андрей Голубев, который выступил так же, как поэт и вокалист, а я лишь поверхностно ознакомился с произведением.

BitacHi

- Какие ещё писатели оказали влияние на Ваше творчество?

Прочитанные произведения оказывали влияние в первую очередь на меня самого, а только в последующем на моё творчество. Но главным писателем, оказавшим на меня влияние, стал Фридрих Ницше. Пару лет я читал только его труды, и они полностью изменили мою жизнь. Но сейчас, я на некоторое время, оставил погружение в эту тему.

- Возможно ли, что в будущем появится альбом BitacHi, написанный под влиянием ещё какого-то литературного произведения?

Это более чем возможно! Как я уже сказал ранее, у меня лежит недописанная рок/метал-опера по мотивам произведения Герберта Уэллса “Человек-Невидимка”, а так же в планах было написать монументальную композицию по произведению Г.Ф. Лавкрафта “Хребты Безумия”.

В более далёких планах, я бы хотел выпустить концептуальный альбом, в котором все композиции будут посвящены литературным произведениям.

- Ваша музыка – оркестровый Doom, а какой Вы человек в жизни? Doom – музыка задумчивых людей, это так?

Какой я человек, я думаю, нужно решать окружающим меня людям. Но могу сказать, что задумываюсь я о многом. А что касается стиля Doom, то он в первую очередь, для людей думающих, нежели задумчивых, и чувствующих красоту меланхолии.

- А насколько часто Вы слушаете Doom для себя? Какие у Вас любимые группы?

В разное время жизни я подолгу увлекался разными стилями. Началось всё с традиционного дэт-метала, потом блэка, а потом уже дум. Он понравился мне своими тягучими мелодиями и приятной неагрессивной тяжестью. В последнее время я, мало слушаю этот стиль, но слушаю! Любимые группы, если касаться только стиля Doom, то это: Painful Memories, Янтарные слёзы, Wine From Tears, Abyssphere, S.C.A.L.P., первый альбом Catharsis, уральские Autumn, ранние Amorphis.

- Насколько на Вас как на человека влияет та музыка, которую Вы играете и слушаете, и как происходит такое влияние?

На мою музыку влияют эмоции и впечатления, которые я приобретаю в повседневной жизни. Слушая музыку, я могу отметить для себя какие-то “фишки” в сведении и применить их в своих композициях. Так, например, услышав в музыке Godless Gruasade разные гитарные партии в обоих каналах, я применил подобную идею в портрете Дориана Грея.

- Можно ли надеяться, что альбомы BitacHi, выпущенные до “Metanoia” так же будут реализованы каким-нибудь лейблом? И как сейчас можно приобрести эти релизы на физическом носителе?

Я думаю, это невозможно. По многим причинам. Во-первых, лейблу будет неинтересно выпускать альбомы, давно гуляющие в сети, во-вторых, качество записи на них не дотягивает до “Metanoia”. И я бы сам не хотел их переиздавать, т.к. сейчас я могу сделать звук лучше, чем на тот момент. Да и материал был актуален на момент выхода, но никак не сейчас. Не касается это только альбома “Katamonas”. Если поступит желание от какого-нибудь лейбла, я рассмотрю возможность пересведения, а может даже его перезаписи.

Так же, в будущем, я планирую выпустить концептуальный альбом, в котором помимо новых композиций, будет ряд перезаписанных старых, среди которых, точно, будет “Портрет Дориана Грея”!

BitacHi Desperatus

- Павел, у Вас прекрасная гитарная техника, Вы сочиняете очень сложные композиции и при этом Вы успеваете участвовать сразу в нескольких проектах, удивительно, как Вам это только удаётся! Но сейчас хотелось задать другой вопрос. Вы по-прежнему открыты для нового, для новых проектов, для новых коллективов или, как говорится, “что есть, то есть”?

Да, мне интересно заниматься всем, что связано с музыкой, поэтому я стараюсь всегда откликаться на помощь или сотрудничество. Некоторым группам я помогал придумать отдельные партии, некоторым аранжировал их композиции. Паре-тройке групп, в своё время, я нарисовал логотип, который и по сей день используется на афишах. Так же, сводил материал и придумывал полиграфию. В общем, я даже рад буду новому сотрудничеству!

- Прослушивая альбомы BitacHi, невольно задаёшься вопросом: каким образом происходит сочинение таких сложных музыкальных фрагментов? Расскажите, пожалуйста, о процессе создания музыки.

Как мне кажется, процесс создания музыки у меня достаточно необычный... Я никогда не сажусь с гитарой и не придумываю риффы, а просто открываю один популярный гитарный редактор и пишу с клавиатуры. Если бы я знал ноты, мне бы хватило бумаги, чтобы писать композиции. Но в моём случае, я пишу “гитарными нотами” – табулатурами.

Мне приходит в голову фраза и сразу же её дальнейшее развитие. Таким образом, я пишу все инструменты параллельно, развивая и продолжая композицию. Для меня последующий аккорд является естественным продолжением предыдущего, последующая нота мелодии - естественным продолжением предыдущей. Всё, каким-то образом складывается в моей голове, а я только успеваю записывать это цифрами.

Но при записи, бывают моменты, которые сложно сыграть и мне приходится немало времени тренироваться. Таким образом, я оттачиваю гитарную технику путём реализации своей музыки.

- Совсем недавно стал функционировать официальный сайт BitacHi. Что там интересного, почему стоит туда заходить?

Да, в этом году я запустил свой сайт, чтобы всё моё творчество было всегда доступно слушателю. Раньше я выкладывал релизы на файлообменники, и все ссылки уже давно мертвы. А теперь полная дискография загружена на сервер, откуда каждый может скачать любой мой альбом. Так же, на сайте будут всегда актуальные новости и свежие материалы. Ещё, я всегда готов к сотрудничеству и для этого тоже служит сайт.

- Возможно ли однажды увидеть BitacHi вживую?

Всё может быть! Я ничего не загадываю. Мне интересно писать и записывать музыку, но если появится интерес у слушателей – я совсем не против выступить. Единственное, будет сложность в наборе музыкантов, но я думаю, если появится необходимость – я справлюсь.

- Что бы Вы хотели пожелать своим слушателям?

Я пожелал бы слушать хорошую, интеллектуальную музыку, которая заставляет переживать и задумываться!

-Спасибо за интервью, Павел! Удачи Вам и BitacHi!

Спасибо Вам, Алексей!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев