ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Чтобы прийти к простым вещам, нужно многое пройти и многое попробовать!” Интервью с группой Deva Obida

26-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта мурманская капелла с немного странным, но запоминающимся названием и русскоязычными титлами треков, написанными латиницей, исполняет одну из самых зрелых, интересных и самобытных разновидностей современного фолк-металла. За свою более чем двадцатилетнюю историю они прошли много дорог, шикарно отжигали на одной сцене с Eluveitie, а сейчас представляют свой новейший полноформатник “Rudiment”, где нет ни малейшего недостатка ни в народных инструментах, ни в суровой северной харизме, ни в зрелом и адекватном минимализме. Про всё про это, а также про бороды, водку, спиритический сеанс со Стивеном Хокингом и про сходства и различия с финнами из Amorphis нам прямо сейчас со свойственной Deva Obida точностью и немногословностью расскажет гитарист Артём Бахтурин при некотором участии и поддержке остальных участников состава.

Алексей: Приветствую, Deva Obida! Поздравляю вас с выходом такого сильного, зрелого и многострадального альбома! Как сами оцениваете свой релиз по десятибальной шкале?

Привет, Алексей. Большое спасибо, хоть альбом и вышел уже более трёх месяцев назад, но поздравления продолжаем принимать, это не возбраняется и даже весьма поощряется. Альбом действительно выстраданный, работа над которым забрала последние несколько лет наших жизней, а также литры пота, слёз, крови и почти все нервы. Оцениваем мы его как нормальный такой альбом, вполне себе на десятку. Всё, что было запланировано — сделали и реализовали. Могло ли быть лучше? Не знаю. Когда работаешь, думаешь об этом постоянно. Когда работа окончена, принимаешь результат как есть, отпускаешь ситуацию и не мучаешься вопросами, как можно было бы сделать ещё лучше.

Виктория: Здравствуйте! Позвольте ещё раз поздравить с новым полноформатником! Кстати, прочитав названия песен, которые вы решили написать латиницей, можно подумать, что вы либо из Польши, либо из Литвы... Расскажите, почему вы решили сделать свой выбор именно в пользу латиницы и что думаете о таких ассоциациях?

Здравствуй, Виктория. Ещё раз спасибо. Довольно неожиданные ассоциации, честно говоря, не думал, что в этом смогут увидеть западно-славянский или прибалтийский след. Но в целом это нисколько не задевает. Люди абсолютно свободны в своих ассоциациях и в праве видеть любую связь. Так что, пускай будет так. Никакой сверхидеи здесь не закладывалось. Сделано это было для международной доступности прочтения и произношения названий треков. Собственно и все названия имеют очень простой вид, если вы заметили. В одно слово, простые в произношении и запоминании. Некоторые даже одинаково звучат и пишутся на русском и английском языках. Раньше мы использовали довольно-таки сложные названия песен. Здесь захотелось сделать крайне простой вариант.

Алексей: Раз уж мы коснулись названий и латиницы, быть может, вы сможете прояснить смысл своего названия?

С латиницей наше название связано теми же самыми причинами, о которых я упоминал ранее, говоря о написании треков. Английские буквы используются для возможности оперировать названием человеку, не знакомому с кириллицей, коих в мире большинство. На первых этапах нашего пути написание и логотип были русскоязычными. С определённого момента было принято решение сменить написание, в пользу общенародной доступности. Deva Obida, она же Дева Обида - это символ, который был использован в древнерусском памятнике литературы "Слово о полку Игореве". Это дева с лебединым крыльями, олицетворявшая собой рок, злую судьбу, беды, внутренние распри русских князей. Мы начинали, играя doom metal с pagan-лирикой. И это название отлично отражало в себе обе эти стороны, ну и к тому же было всегда в определённой мере оригинальным, неоднозначным и вызывающим вопросы. А это не так и маловажно для имени группы.

Виктория: В названии стоит видеть обидевшуюся на что-то (кого-то) деву или вы решили так поэтично назвать и персонифицировать само чувство обиды - вроде "Lady Of Winter" Crimson Glory?

Конкретно о чувстве обиды здесь речь не идёт. Да, это персонификация, но, как я уже и сказал, довольно универсальная. В облике девы с лебединым крыльями отражено предчувствие и надвигающиеся мрачные события для русского народа, внутренние и внешние проблемы.

Алексей: Не было ли у вас соблазна и желания сменить название – всё-таки за столько лет ваш стиль не раз и не два претерпевал свои важные изменения, наверняка это касалось и общей концепции коллектива?

Если говорить о некой внутренней концепции, то никогда она не менялась, на самом деле. Несмотря даже на все изменения в музыке и внешние перемены. Она была всегда, но она развивалась. Больше становится источников вдохновения, больше охват тем и способов выражения, но идейный бэкграунд и основы мировоззрения остаются прежними. Но несмотря на верность своим идеалам, на самом деле у нас действительно было искушение сменить название. Хотя, как видите, ничего у нас с этим не получилось. Название уходить не захотело.

Виктория: Довольны ли вы сами альбомом на 100% или есть такое, что можно было бы доработать? И вообще, вы перфекционисты по жизни?

Во время записи альбома мы зануды и перфекционисты. И возможно, даже слишком. Мы это понимаем. Где-то это идёт на пользу, а иногда и наоборот. Хочется более лёгкого подхода к делу, но мы так не умеем, к большому сожалению. Есть у нас неофициальный девиз, когда что-нибудь получается не отлично, а просто хорошо или нормально, обычно произносится фраза: "Хер с ним, и так сойдёт, все равно не получилось уже. На следующем альбоме/клипе сделаем нормально." Произносится это в попытке себя остановить либо иронизируя над своей неспособностью остановиться. Можно ли было бы что-то улучшить в альбоме? Да, наверное, можно. И есть моменты на альбоме, которые могли бы прозвучать лучше. Мы могли бы ещё долго улучшать, искать идеал. Только нужно ли это? Пускай “Рудимент” остаётся и воспринимается таким, каким он получился. Для совершенствования своего звучания и идей есть будущие релизы.

Алексей: Как вы оцениваете вокальную работу Павла Черкасова на “Rudiment” и как сам Павел оценивает опыт такой вокальной работы: насколько сложно и трудно было?

Артём: Запись вокала была, наверное, самым сложным этапом записи альбома. Мы провели в студии кучу времени и сделали количество дублей, не поддающихся счёту. Благо, что мы работали в своём помещении и не были ограничены дедлайнами. Мы сделали большой упор на вокальную часть, альбом действительно очень "вокальный". Хоть и музыка не писалась специально под голос, как аккомпанемент, всё же голоса действительно очень много получилось на новом альбоме. Партии в основном чистые, много мелодий, почти отсутствует экстремальный вокал. К тому же мы использовали много вокальных подложек, вокализов, бэков, интервалов, хоров. Думаю, что Павел и мы в целом справились неплохо. В противном случае альбом попросту бы не вышел.

Павел: На пути к достижению нужного результата мы действительно потратили немало времени и перебрали кучу версий исполнения той или иной партии. Было непросто, но длительный поиск оптимального решения и подбор вариантов практически неизбежны при сочетании врождённого или приобретённого перфекционизма и нестеснённости временными рамками. До сих пор для меня каждый релиз, записанный в составе той или иной команды — это своеобразный вызов, так как меняются требования, подходы, техники, манера. Но это нормально, это неотъемлемая часть учёбы и прогресса. В целом, и на альбоме “Rudiment” считаю свою работу приемлемой, а вот судить, насколько это так и выставлять оценки, предоставлю слушателям.

Виктория: Почему ваш новый альбом называется именно "Рудимент" и нет ли тут намёка на бывших участников команды?

Намёка на бывших участников тут нет совершенно определённо. Ход мысли был абсолютно другой. Хотя мне, если честно, сложно даже найти смысловую связь и проследить за этой мыслью, но ладно. Это всё равно приятно и любопытно, когда у людей возникают столь разные ассоциации и это определённо лестно и заслуживает внимания. Рудимент - это некогда важное явление или орган, в процессе эволюции утратившие своё значение и остающиеся в нашей жизни в виде ненужных неразвитых зачатков, следов прошлого. Это очень мощный образ, символ, наполнивший и объединивший альбом своим смыслом. Каждая песня, озаглавленная одним простым словом, это некое явление-рудимент. Отжившее или теряющее свой смысл в современной жизни. Изначально даже была идея названия - «Рудименты». Но остановились на варианте «Рудимент». Слово, являющееся отражением каждой песни. Ну и в единственном числе это слово пишется и произносится по-русски и по-английски одинаково.

Алексей: А вот это ваше желание простоты и единообразия русского и английского вариантов оно проистекает от желания стать универсальными и понятными любому человеку, на каком бы он ни говорил, или тут есть какие-то ещё другие мотивы?

Вы всё правильно угадали – это определённая стилизация релиза, концепт и, в том числе, стремление к универсальности и понятности, по крайней мере в названиях треков (что уже даёт определённую долю ясности посыла). Мы остаёмся в рамках русского языка, но используем латинский алфавит и некоторые общепонятные слова. Возможно, кому-то даже покажется, что мы пытаемся таким образом усидеть сразу на всех стульях - даже не буду пытаться переубеждать.
Алексей: Реликт, рудимент… вы ощущаете себя олдовыми, культовыми, легендарными и как у вас вообще с самоощущением с таким-то солидным багажом длиной в 21 год, где столько всего всякого разного?

Да, реликт, рудимент, всё это создаёт какую-то древнюю атмосферу. Слишком много старья. Сознательно мы точно не старались подчёркивать свой возраст. Скорей, так совпало. Нет у нас ощущения, что мы имеем отношение ко всем этим словам, что ты перечислил. Самоощущение вполне нормальное, мы ещё вполне адекватны и понимаем, что происходит вокруг нас. Мы не выпадаем из современной медийной сферы, более-менее в курсе, что происходит в музыке и на современной метал сцене, в курсе трендов и не теряем интерес к актуальным тенденциям. Так что каких-то особых ощущений и гордости нет, как и презрения ко всему современному.

Виктория: Ваша песня "Лица" очень яркая в своей остроте, пропитанная болью и памятью о тех, кто защищал нашу родину в годы Великой Отечественной Войны. Скажите, а как, на ваш взгляд, следует правильно почитать память павших? И как это делаете вы (помимо этой песни)?

Спасибо, что обратили внимание и оценили «Лицу». Как правильно, я не могу сказать. Но точно не так, как это делается сейчас. Я даже слово «праздновать» не могу употреблять по отношению к этому дню. Вообще вопрос объёмный и очень сложный и рассуждать на эту тему можно долго. Не знаю, как следует, но точно понимаю, как не следует. Не следует делать из этого дня карнавал, от года в год ужасающий своей лицемерностью, невежеством и масштабом. Делая из победы культ, новую идеологию, религию и главную ценность и гордость современной России. Для нас почитание это знание истории страны и своего края, уважение к ней. Память о тех событиях на основе знаний и информации, а не на основе водки, парада и салюта.

Алексей: Было довольно странно увидеть настолько серьёзный и совсем не природный и не языческий трек на “Rudiment”, вероятно, за этой песней кроется какая-то особая история?

На самом деле у нас совсем не много песен традиционно "языческих". Мы выросли из тех лет, когда хочется петь о сечах, богах и идолах. Наше понимание язычества стало уже другим. Оно растёт вместе с нами. Зачастую мы используем традиционную стилистику, символику, фольклорные образы. Но язычество это не только про историю и отрицание современности в её настоящем виде. Язычество это ощущение жизни. События той войны в нашем крае, история того, как наши земляки отстаивали Кольский Север вполне укладываются в нашу концепцию и видение язычества. Это тема действительно заслуживает отражения в нашем творчестве. Мы коснулись её впервые, как и многих других тем, которые периодически появляются в наших песнях. Это темы о которых хочется написать и это никак не противоречит нашей "идеологии".

Виктория: Но вы всё-таки даже сейчас придерживаетесь язычества как религии?... Вы религиозны или для вас язычество это всё-таки что-то другое: образ жизни, образ мысли, исторический пласт, верность традициям, уважение к предкам?

Мы не делаем культа из язычества, и могу согласиться с перечисленными тобой проявлениями язычества для нас. В целом это близко. Я лично никогда не рассматривал язычество как вариант религии. Даже в юности, на этапе знакомства и погружения в этот мир, когда через призму максимализма и духа юношеского бунтарства всё воспринимается в более ярких и однозначных цветах, язычество было лишено конфессиональных черт. Это не было неким сводом правил, догматов, хотя любое общество пытается навязать свои уставы, как правильно почитать, как правильно быть язычником и пр. Это было способом познания мира и себя, через традиционную гармонию с природой и историей, свойственную всем народам и их исконным верованиям. Я не могу назвать себя язычником. Это, на мой взгляд, очень устаревший термин, вобравший в себя много пошлости и который очень сильно дискредитировали за последние годы. Ещё хуже звучит “неоязычник” и пр. “родноверы”. Но нового определения у меня нет.

Виктория: Кстати, на фотографии со страницы вашей группы под этой песней, вы так сидите, словно готовитесь совершить спиритический сеанс. Скажите, был ли такой соблазн и как вы вообще относитесь к подобным вещам?

Это была фотосессия в избе, в поморском стиле. Скорей было ощущение, что это фото может быть созвучно людям, событиям тех лет; нашему отношению к этой теме и ощущению этой песни. Спиритизмом мы никогда не увлекались, как-то эта тема не коснулась нас. Я не верю в подобные вещи и мыслей провести такой сеанс никогда не было.

Алексей: А если бы всё-таки стали проводить спиритический сеанс, то дух кого вызвали бы в первую очередь и о чём бы его спросили?

Наверное, дух Стивена Хокинга. Его появление само по себе бы опровергло его идеи, а его способность анализировать и просто объяснять сложные вещи ему бы очень помогла в нашей беседе.

Виктория: Когда слышишь название вашего нового альбома, воображение рисует какие-то невероятные картины эволюции, которые можно было бы предположить увидеть на обложке диска, а у вас всё так лаконично. Расскажите, кто предложил сделать всё именно так минималистично, в чём была задумка и довольны ли вы результатом?

На самом деле вариантов обложки было несколько. Мы работали с разными художниками, пытались воплотить разные сложные концепты. В то же время я сделал эскиз обложки, на основе этой фотографии. И чем больше мы работали с художниками, тем больше нам казалось, что вариант с фото больше подходит альбому. Пришло понимание, что не нужны сложные арты, традиционные для оформления метал альбомов. Фото группы отлично отражает наш собственный Рудимент, это группа и всё, что с ней связано. То ощущение, что появилось в далёкой юности и то, что многие с годами теряют. Мы довольны тем, что получилось. К этой простой обложке был очень длинный и сложный путь.

Алексей: Как считаете, является ли минимализм признаком зрелости и насколько вообще зрелость и взрослость это про вас

Да, соглашусь, минимализм отчасти можно назвать признаком зрелости. Чтобы прийти к простым вещам, нужно многое пройти и многое попробовать. Это действительно длинный и сложный путь. И зачастую делать простые лаконичные вещи намного сложней. Я думаю, к нам можно уже употребить и зрелость и взрослость в каком-то смысле. И возраст и опыт, в общем-то, уже не позволяют нам считать себя зелёными начинающими, как бы этого нам самим возможно и ни хотелось.

Виктория: У вас часто происходили смены состава. Быстро ли вы привыкаете к новым участникам и что для вас является важнейшим критерием в выборе музыканта для участия в группе?

Не так уж и часто, но были времена нестабильности состава. Помимо этого состава, в группе ещё побывали: 1 гитарист, 2 басиста, 2 вокалиста, 2 клавишника и 2 барабанщика. Привыкаем к новым людям мы быстро и легко, в этом нет никакой проблемы. Тем более, как правило, мы с ними со всеми уже знакомы и новые участники ищутся в среде знакомых и друзей и со многими мы пересекались в других музыкальных проектах. Важнейший критерий это желание. Желание играть, развиваться и быть частью группы. Всё остальное обязательно приложится и не будет проблемой.

Алексей: Сейчас с высоты прожитых лет и пройденных дорог кого из музыкантов, игравших в Deva Obida, вы считаете самым большой и болезненной потерей для нынешнего состава и почему?

Я не могу сказать, что кто-то стал самой большой утратой именно для нынешнего состава. С каждым уходом и с каждым новым участником мы открывали в себе что-то новое, какие-то потери мобилизовали нас, мотивировали, открывали новые возможности. С высоты прожитых лет, можно лишь сказать, что всё происходило так, как должно было происходить и все изменения были на пользу группе.

Виктория: Есть ли у вас песни, которые были написаны в недавнее время, но не вошли на “Rudiment” и не выпускались в виде синглов? И вообще, часто ли вы пишете "для себя" и "в стол"?

Для себя и в стол мы не пишем, поэтому всё, что было написано на момент выпуска “Рудимента”, находится на альбоме. Есть какие-то задумки, но это лишь небольшие куски, семплы, демки, которые нельзя назвать полноценным треком. Всё, что доходит до состояния полноценной песни, всё выпускается.

Алексей: По какому принципу вы отбирали материал для “Rudiment” и присутствует ли какая-то особая концепция в том, как расположены композиции на альбоме? Нужно ли слушать эти вещи именно в данном порядке или особой разницы нет?

Как я уже сказал, мы выпустили все песни, что были у нас готовы на тот момент, поэтому мучиться с выбором треков для альбома не пришлось. Да, конечно, порядок альбома неслучаен, мы выстроили его в том виде, в котором слушатель в идеале должен пройти его через все изменения настроений, со всеми взлетами и мрачными "падениями". Здесь есть начало, развитие и эпилог. Всё подчинено нашей логике. Но конечно, слушать можно в любом порядке, это не концептуальный альбом и каждая песня сама по себе, в отрыве от всего остального материала, самодостаточна и интересна.

Виктория: В вашем творчестве очень много всего природного, живого. А как вы сами относитесь к природе (и одобряете ли WWF)?

Мы достаточно ревностные приверженцы чистоты, в особенности окружающей нас природы там, где мы живём непосредственно. Но мы не состоим ни в каких организациях и не особо в теме о деятельности WWF, хотя иногда участвуем в добровольных акциях, направленных на борьбу с загрязнением окружающей среды.

Алексей: А есть ли ещё какие-то общие, сквозные темы или идеи помимо любви к природе, которые разделяют все без исключения участники Deva Obida, всё-таки коллективу уже столько лет, и ваша музыка на самом деле очень харизматична, самобытна и своеобразна. Быть может, вы ходите все вместе в вегетарианский ресторан на День Колумба или что-нибудь в таком роде?

Мы все довольно-таки разные, у каждого есть свои личные интересы и своя жизнь. Группа - это главное, что объединяет нас, помимо многолетней дружбы. Так что каких-либо общих необычных странностей у нас нет, хотя часто мы занимаемся общими вещами, типа работы, спорта, прогулок, отмечаний дней рождения и основных солярных праздников вроде солнцестояний и равноденствий.

Алексей: А как у вас в группе с празднованием юбилеев и памятных дат? Как праздновали 20-летие группы и появляются ли уже какие-то планы по поводу грядущего 25-летнего юбилея?

Долгосрочных планов по поводу торжеств мы не имеем. Всё-таки, это не самая важная часть в деятельности коллектива и есть более важные вещи, на которые стоит направить свои организационные и стратегические усилия. Но, тем не менее, отмечания подобных торжеств, как и любые другие совместные акции, вроде вечеринок по поводу релизов, дней рождений, дат, праздников, походов и пр., связанного и не связанного напрямую с группой – всё это является очень важным этапом взаимодействия коллектива. Это необходимый тимбилдинг, усиливающий взаимосвязь членов группы и этим не стоит пренебрегать. Возможно, в этом есть определённый процент залога нашей живучести. По мере возможности, мы всегда стараемся проводить подобные акции в кругу команды и наших друзей.

Алексей: Очень многие заметили ставшие уже совершенно очевидными на данный момент параллели между Deva Obida и Amorphis, а как вы сами расцениваете такую параллельность вашего сегодняшнего стиля и того что делают эти финны?

Нас давно уже сравнивают с Amorphis. Особенно сильно это стало ощущаться после выхода нашего сингла “Varaka”. Несмотря на то, что мы действительно много вдохновения черпали в этих финнах и это одна из любимейших групп, подобные постоянные сравнения со временем утомляют и раздражают. Особенно когда нам самим уже кажется это сравнение беспочвенным и надуманным стереотипом. Хочется надеяться, что мы оторвёмся от этого клише и люди перестанут сравнивать нашу музыку хотя бы с Amorphis, есть же столько ещё прекрасных групп.

Виктория: Какую музыку вы любите слушать в свободное время, для души? И можете ли допустить, что в дальнейшем расширите стилистические рамки своей команды настолько, что от фолка или, скажем, от металла в ней уже практически ничего не останется?

Я слушаю много и современной музыки и металла, много олдскульного рока. Нет смысла перечислять, хотя металла, наверное, в моём треклисте будет больше. Я слежу за актуальной сценой и мне нравится быть в курсе того, что происходит в музыке. Вполне возможно, что стилистически музыка будет развиваться и какие-то жанровые оттенки в ней будут то превалировать, то и вовсе исчезать. Как это и было на протяжении всей нашей истории.

Алексей: Что такое борода для жителя Мурманска: это роскошь или средство выживания? И если серьёзно, насколько ваши бороды на данный момент являются элементом вашего имиджа и необходимы для нынешнего состояния группы Deva Obida?

Борода в Мурманске, как и везде сейчас, это тренд. Хотя мы начали их носить, когда это ещё не было мейнстримом. Для нынешнего состояния, да и для группы в целом наши бороды не важны. Есть они или нет, не имеет значения и на нашу музыку не влияет. Если кто-то устаёт от бороды, он её сбривает и отращивает новую, если есть желание. На бородах нет акцента на самом деле. Мы их не замечаем, и это немного удивительно, когда люди думают и спрашивают, будто это что-то специальное, обязательный элемент корпоративного стиля и пр. Хотя признаю, что для метал-группы имидж - вещь немаловажная. К тебе не будут относиться всерьёз, если ты будешь выглядеть на сцене жалко. Всё-таки, в этом жанре внешний вид имеет значение.

Виктория: Вы успели выступить на одной сцене с множеством известнейших групп, как российских, так и зарубежных: Аmatory, Сварга, Аркона, Eluveitie... С кем из них было интереснее всего играть, легче общаться и вообще – лучше? И не было ли желания пригласить для гостевого участия на своём диске кого-нибудь из той же Сварги или Eluveitie?

Нам удалось немного пообщаться, кажется, со всеми, с кем мы играли. С некоторыми, как например Eluveitie и Сварга, выпивали. С кем-то просто общались и фотографировались. Могу сказать, что все, с кем мы сталкивались, были довольно-таки приятными парнями, с которыми легко и интересно общаться. Со Сваргой, Арконой и Аматори мы играли у себя дома. А финнов и швейцарцев грели в Москве и в Питере. Соответственно и приём был разный, дома нас принимали не хуже, чем гостей. Так что в плане комфорта такой вариант явно выигрывает. Суппорт на большой сцене большого зарубежного артиста это большая ответственность и напряжение для открывающей группы. Это действительно непросто, но даёт невероятный опыт и ощущения. У нас были идеи сделать feat. с Eluveitie, но он так и остался лишь планами. Возможно, в будущем реализуем, хотя и не факт, что именно с этими группами.

Алексей: О чём общались с Eluveitie в ходе совместного распития алкоголя, если не секрет? Быть может, есть какая-то особая поучительная или курьёзная история в этой связи?

Да о чём можно было общаться в гримёрке у группы, которая являлась для нас в то время во многом ориентиром и образцом? Последние их альбомы перед этим шоу были нашими любимыми в жанре. Мы говорили о том, как они круты, как здорово, что нам удалось сыграть у них на разогреве, какое охренительное они сделали шоу (это действительно был один из самых ярких концертов, что мы посещали, как зрители), что-то спрашивали, о чём-то рассказывали, я сейчас уже плохо помню. На самом деле, там было очень много народу (мы и они это уже немало). Каждый общался о чём-то своём - наш барабанщик что-то втирал их барабанщику. Мы в основном общались с Кригелем и немного с девушками. Перед этим концертом мы играли на фестивале и отдыхали в Беларуси, и оттуда привезли самогон, оформленный специально для подарка швейцарцам. Кажется, одну бутылку подарили, а одну совместно распили. Вокалист оказался самым крепким и общительным мужиком из всей компании. Небольшие забавные моменты там случались, но это не для интервью.

Виктория: Есть такой стереотип, что северяне из алкоголя однозначно предпочитают водку и другие по-настоящему крепкие напитки, а как дело с этим обстоит у вас? Случается ли что хочется пива или вина?

Нет, мы пьём только водку, и на этом держится весь север. На самом деле, я даже не знал, что такой стереотип существует, это довольно таки странное заблуждение. Я статистикой не владею, но сомневаюсь, что наши алкопоказатели особо отличаются от показателей жителей средних широт Росси
и. Наша географическая принадлежность никак не влияет на наши гастрономические и алкогольные предпочтения. Так что прошу прощения, если разрушил миф о северянах.

Алексей: С кем из гостевых музыкантов, принявших участие в работе над “Rudiment” было интереснее всего работать и можете ли вы рассказать какой-нибудь интересный случай касаемо такого гостевого участия или просто процесса работы над альбомом?

Два гостевых участника из трёх, два Виталия, это два наших бывших участника. Для нас это был первый опыт работы над альбомом со сторонними музыкантами. Наш бывший флейтист и волынщик Виталий Целобёнок приехал на пару дней для записи своих партий из Петрозаводска, где он сейчас проживает. Нам пришлось на ходу выучить с ним нужные партии и сразу же их записать. К счастью, мы всё успели, и на альбоме всё звучит как надо. Это было почти в самом начале процесса записи и звук волынки очень сильно вдохновлял, сразу стало понятно, что делаем крутую запись.
А когда подошло время писать голос, мы поняли, что наш микрофон уже не в том состоянии, чтобы на него можно было записать приличный вокал. Пришлось спешно искать по объявлениям, искать деньги и покупать новый. Но когда мы перевели деньги, продавец исчез. Мы попробивали, кто и что это за продавец, и выяснилось, что он давно уже так торгует и не мы первые, кого он кинул. В общем, заявление в полицию написали, но никакого результата не было. Дальше по объявлениям уже искать не хотелось и микрофон пришлось лично в Москве покупать и везти в Мурманск.

Виктория: Есть ли уже наработки для следующего релиза? И на что вы больше ориентируетесь на данный момент: на лонгплей или сингл (я заметила, что в вашей дискографии они чередуются)? Или, может, EP для разнообразия?

Наработки уже появились, но не много. Всё же мы только выпустили альбом и сейчас больше заняты его продвижением и поддержкой, в том числе и подготовкой живой программы в поддержку альбома. Новые идеи и песни уже тоже появляются. Когда приступим к работе над ними, пока сказать не могу. Так же, как и не могу назвать формат будущего релиза. Может, действительно для разнообразия запишем EP.

Алексей: Что для вас самое сложное в записи альбомов и стоит ли думать и надеяться, что сейчас в нынешнем составе Deva Obida запись дисков будет даваться вашему коллективу легче и быстрее?

Не считая смены барабанщика, в нынешнем составе мы записали уже два альбома и сингл. Не думаю, что барабанщик - это главный сдерживающий фактор, так что от состава, наверное, это не сильно зависит, как мы будем дальше писать. Возможно, неограниченное время в своей студии тоже держало в слишком расслабленном состоянии. Теперь у нас студии нет, и процесс записи в любом случае будет отличаться, хочется надеяться, что к лучшему.

Виктория: Как вы проводите это лето и какие у вас планы на него? Будете ли отдыхать или работа над следующим релизом превыше всего?

Я в данный момент нахожусь в отпуске далеко от севера. Гитарист Александр ещё дальше, в Туве работает археологом. Остальные участники в Мурманске, но пока все отдыхают. Сейчас идёт работа по поддержке и продвижению альбома. Так что основная деятельность сейчас это различные интервью и работа с лейблом. Ближе к середине лета возобновим репетиции. Работа над следующим релизом пока в стадии домашних наработок. Есть ещё интересные планы на конец лета, но о них пока рано говорить.

Алексей: Судя по вашей музыке и по фото-обложке к последнему диску, у вас должны быть очень зрелые и философичные взгляды на жизнь. За что вы больше всего цените жизнь? Как считаете, что самое главное для человека в жизни, к чему надо стремиться?

Весьма польщён, что наша музыка и обложка выдают в нас столь искушённых жизнью опытных философов. Благодарю за такую оценку нашего творчества. Но не думаю, что нас можно назвать мудрецами. В жизни, наверное, главное - это возможность постоянно расти, развиваться, искать ответы на свои вопросы. И у нас в плане самосовершенствования личностного и профессионального ещё очень много работы. Так что стремиться надо к своим идеалам, которые будут делать тебя лучше. Ну а идеалы у каждого свои.

Виктория: А как насчёт тура в поддержку "Rudiment", презентации диска и просто концертов? Когда в ближайшее время можно будет увидеть Deva Obida вживую?

Ничего определённого в плане концертов пока сказать не можем. Нужны концерты, нужны туры, но у нас в стране довольно-таки сложно обстоят дела с концертными агентствами, которые занимаются организацией туров российских команд. Концерты обязательно будут. Следите за нашими ресурсами, вся информация будет там.

Алексей: Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас читает?

Читайте больше интервью, открывайте для себя новую музыку, поддерживайте локальных музыкантов. Ну и качайте и покупайте наш альбом, кто ещё не успел этого сделать, там много интересного, обязательно найдете что-то, что зацепит лично вас и присоединяйтесь к нашим сообществам в VK, FB и на прочих площадках.

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Спасибо и вам за столь развёрнутые и интересные вопросы. Удачи и пока!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная.