ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

"Посвети, здесь слишком темно". Интервью с Сергеем Канунниковым (группа Возвращение)

возвращение Сергей Канунников (1)

18-12-2015 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Фолк-рок группа Возвращение существует с 1999 года и за это время прочно укрепилась на отечественной рок-сцене, став видным и неординарным представителем русского фолка. К своему творчеству коллектив подходит основательно, предлагая своим слушателям “авторский материал с глубоким содержанием, серьезной литературной проработкой, в котором традиционное звучание народных инструментов умело применяется в современных аранжировках”. Но это не всё. Тепло их веры горит неугасимой лампадой на современных рок-подмостках и не только светит, но и согревает всякого, кто готов зайти к ним на огонёк. Сегодня мы побеседовали с основателем, вокалистом и автором песен Возвращения Сергеем Канунниковым, который рассказал нам о своей группе, её творчестве и философии, о том, что такое рок, фолк-рок и бард-рок и много других важных и интересных вещей.

- Приветствую Вас! Давайте представим группу нашим читателям. Возвращение – это…как бы вы могли охарактеризовать свою музыку?

Музыку Возвращения часто называют фолк-роком, иногда просто роком, нередко и бард-роком. По-своему – каждое из этих утверждений справедливо. Все эти жанры так или иначе представлены в творчестве группы, но у них есть чёткие границы. Постараюсь немного рассказать о каждом. Элементы фольклора представлены, прежде всего, в сюжетных линиях некоторых песен. Но, скажу сразу, сюжеты эти не заимствованы из какого-либо эпоса, а выдуманы и стилизованы. В качестве примера приведу “Скоморошью долю” - персонаж песни, скоморох, герой вымышленный, но историческая подоплёка присутствует, времена правления государя Алексея Тишайшего для сословия вольных музыкантов были самыми тяжёлыми. Вторым фактором, позволяющим причислить нас к фолк-року, является использование в аранжировках различных народных духовых инструментов, таких как жалейка, сопилка, окарина, но встречаются и совершенно чуждые для русской традиции пимак, кавал, курай и многие другие дудки, которыми владеет Илья Кудряшов, играющий в Возвращении с 2006 года. Третья составляющая – это распев, сочетание голосов, порой напоминающее знаменный распев, а иногда даже традиции северных областей России.

Как рок-группа Возвращение стала известной с 2003 года, благодаря выходу альбома “Вверх по течению” на довольно крупном лейбле “Ария рекордс”. С тех пор само определение “рока” в сознании массового слушателя претерпело серьёзные изменения. Лично для меня, принадлежность к року определяется не тяжестью или форматом звучания, и даже не принадлежностью к субкультуре, а к стремлением делать что-то оригинальное, необычное и честное, без боязни называть вещи своими именами. В русском роке должна присутствовать какая-то исповедальность, если хотите. Душа должна быть видна, человек должен быть виден за каждой песней, живой, со своими недостатками, радостями и горем. Таким был русский рок Башлачёва и Янки, Егора Летова. Таким он остается у БГ и у менее известных Алексея Вдовина, Юлии Теуниковой. И тут мало быть честным. Если ты честно напишешь о том, какой ты гад – лучше уж и не писать совсем. А вот если написать, как ты этого гада в себе задавил – любовью, верой, или люди близкие помогли - тогда настоящая песня получится. Только есть один нюанс, сначала задавить надо. А потом писать.

Бард-рокером или просто бардом в массовом сознании ты становишься у нас в стране сразу, как только начинаешь играть акустику в любых ее проявлениях. Любовь к клише и желание повесить бирочку с номерком у нас неистребимо. С другой стороны, по фестивалям АП покататься – милое дело, один только Грушинский принес нам огромное количество друзей. Но подмена определений произошла и с этим жанром, по аналогии с роком, поэтому мы востребованы только на тех мероприятиях, где ещё живо значение слова “автор”, где предпочтение отдается гармонии между литературой и музыкой, состоящей не из тривиальных трех аккордов, а созданной с трудом и любовью. Последнее время такие слёты стали тесно переплетаться с фестивалями независимой музыки, в качестве примера могу привести “Платформу”, прошедшую в этом году в подмосковном Ногинске.

возвращение 1 (1)

- Почему именно Возвращение? Что означает для вас такое название и как случилось, что вы назвали свой коллектив именно так?

Название группы появилось в 1999 году, мы тогда готовились к областному рок-фестивалю “Хит-99”, в репертуаре было с десяток песен, многие из которых сейчас уже не исполняются. Но одна из них как раз и называлась “Возвращение”, я написал ее под впечатлением от произведений Э.М. Ремарка. Концепции общей тогда у нас еще не было, и мы выбирали название из многих вариантов, в том числе перебрали и все названия своих песен, остановились на Возвращении, нам тогда показалось это название ёмким, философским, и главное, “не попсовым”. Тогда впервые родилась идея творческого пути группы. А именно – впитывать, пропускать через себя народную традицию, возвращаться в творческом поиске в прошлое, но не растворяться в нём, а наоборот – совместить это наследие со звучанием современной рок группы. Не скатываться в “лубок”, а говорить о дне сегодняшнем, не забывая о том, что было в далёком прошлом. Песня “Иван да Марья” с альбома “Вверх по течению” - один из первых таких экспериментов. В то время мы если и мечтали о какой-либо известности, то скорее с юмором. Мы создавали свою музыку для очень узкого круга людей, и конечно, для себя. Репетировали в обыкновенном ДК, аппаратуру собирали по знакомым, что-то покупали на радиорынках, что-то доставалось от знакомых даром. Все тогда трудились на ещё живых госпредприятиях, я, в частности, работал связистом на железной дороге. Но львиная доля остававшегося времени отдавалась музыке. У каждого из музыкантов, игравших тогда в Возвращении были на то свои причины и мотивация. Я скажу от себя лично. Думаю, что писать песни и заниматься музыкой, что во второй половине 90-х, что сейчас – один из немногих способов вырасти. Понять хоть что-то о себе, о человеке в общем, о близких. И это держит на плаву даже в самых трудных жизненных ситуациях. Поскольку ты не ждешь каких-то бонусов от всего этого процесса. Все приходит само, когда вкладывается достаточное количество труда. Поэтому, в некотором приближении, название “Возвращение” можно трактовать, как и “возвращение в дом отца своего”, как некий закономерный итог пути. Но понимание это пришло не сразу. Эта история из серии “как вы лодку назовёте – так она и поплывёт”.

возвращение 3 (1)

- Вы довольны тем, как был принят поклонниками альбом “Родниковая Родина”? Что вы можете рассказать об этом альбоме?

Для меня на сегодняшний день – это самая сильная работа коллектива. Я хотел добиться именно такого звучания, плотный рок, мощные голоса жалеек, пронзительные, запоминающиеся гитарные соло. Спустя почти год после его выхода, первоначальная радость от этой работы уже не столь яркая, но ощущение посаженного дерева в жизни осталось. И хочется продолжать дальше в том же ключе, развивая начатое, хоть это и не просто сейчас.

Если говорить об оценках – то подборку рецензий и отзывов можно найти, как и на нашем сайте, так и на просторах Интернета. Притом, добрым словом помянули нас и буржуи иноземные, например здесь.

На этом диске много песен сюжетных, с исторической подоплёкой, но нашлось место и лирике, не забыли все это сдобрить чудесами, лесными красками раскрасить, да голоса вплести неведомые. Так что качайте на здоровье и слушайте…

Могу сказать только одно – наша музыка пройдет мимо вас, если воспринимать ее как фон, если ждать от нее знакомых оттенков. Слушать ее нужно не отвлекаясь, и желательно в хороших наушниках, либо на приличной аппаратуре. Звукорежиссерской работы и всяких нюансов там спрятано довольно много. Те, кто давно знаком с Возвращением, говорят о том, что открывают смысл многих песен “послойно”, с каждым прослушиванием. Иногда после концертов ко мне подходят люди и рассказывают: “Знаете, я пару лет назад услышал(а) такую-то песню и только сейчас я в ней открыл(а)…и т.д.” На мой взгляд, это связано еще и с тем, что перед каждым серьёзным автором стоит некая сверхзадача – создание собственного мира, со своими персонажами, героями, злодеями (это я практически цитирую Дмитрия Быкова). Но мир, копирующий окружающую действительность, не может быть интересен в аспекте творческом, в нём всегда должно быть место чуду, сказке, мистике, если хотите. Гротеску и метафоре. В альбоме “Родниковая Родина” такой мир создан. В нем нет границ, в нем свое течение времени, свои законы. Он своеобразный, но во многом похож на наш, надо только чуть-чуть пофантазировать.

К сожалению, возможностей показать этот материал широкой аудитории живьём у нас было немного. Пара презентаций в Москве и Питере и несколько фестивалей в Поволжье и Подмосковье. По большому счёту – нам нужен толковый “директор по развитию”, поскольку у всех участников группы склад характера творческий, местами технический, а вот с коммерсантами у нас полный пробел.

возвращение 4 (1)

- Совсем недавно у группы вышел новый сингл, расскажите пожалуйста об этом релизе.

Песни “Да будет свет” и “Ива Иволга” очень часто просят сыграть на концертах, но как-то так сложилось, что достойное качество записи до этого момента они не приобрели. А тут подвернулся случай – компания Экспедиция попросила эти композиции записать для своего сборника, одним из людей, формировавших его, был Павел Фахртдинов (автор, широко известный в среде АП и независимой музыки, а также один из основателей фестиваля “Троица. Всё живое”), он и предложил включить туда именно эти песни, что мы с радостью и сделали. Но, так как они официально этот сборник нигде не издали, мы решили выпустить свой сингл, правда не на физическом носителе. Зато на нем мы продолжаем осваивать технологии цифровой дистрибуции, я имею в виду всевозможные ITunes, Bandcamp и другие площадки.

- Когда ожидается новый полноформатный альбом? Будут ли какие-то сюрпризы на новом полноформатнике?

Хотелось бы успеть к осени 2016 года. До весны уже точно не успеем. Мы решили включить в этот альбом несколько новых, ранее нигде не записанных вещей, и уже записали ритм-секцию на них. Скажу сразу, что я даже сам не представлял до недавнего времени, что их в принципе можно аранжировать для исполнения электрическим составом. Но в новый альбом войдут и известные по концертам песни, ставшие среди нашей аудитории проверенными хитами. А сюрпризы обязательно будут, куда же без них. Один готовит наш гитарист Андрей Седлецкий, а какой именно – не скажу).

- В конце лета вы выступали на фестивале “У святого князя Владимира”. Какая программа была представлена на этом концерте?

Программа была без каких-либо купюр. Сыграли часовой сет из лучших песен. Приятно, что такие фестивали стали появляться. Православная Церковь принимает в их организации непосредственное участие, а зачастую становится и вдохновителем. И если раньше проводилось много мероприятий, на которых выступали невнятные персонажи с псевдопатриотическими песнями, то сегодня ярких, живых концертов становится все больше. Пришло понимание, что важно не сколько раз в тексте песни некто сказал “слава Богу”, а то, что в самом творчестве прежде всего важен уровень диалога автора с Творцом. Вертикаль взаимоотношений. Именно поэтому там появляются такие люди, как Сергей Калугин (кстати, с Оргией Праведников мы этим летом играли еще и в Казани на фестивале, организованном при поддержке Татарстанской епархии), а Московский Пасхальный фестиваль в этом году прошел при участии группы Инны Желанной, Сергея Старостина и многих других известных и талантливых людей.

- Какие люди слушают группу Возвращение? Вы наверняка общаетесь и пересекаетесь со своими слушателями и поклонниками. Что вы могли бы сказать о своих поклонниках?

Это не случайные люди. Люди, которые выбирают тщательно, что именно им слушать. Люди, для которых музыка не является неким функционалом. Скажем, бывает музыка для торжеств, бывает для создания романтической атмосферы, бывает для пляски. Такая музыка – это продукт. Так же, как и работа дизайнера, если сравнивать ее с полотном художника. Труд дизайнера имеет четкую задачу. Результат этот труда должен работать и выполнять конкретную функцию. Настоящая живопись отличается тем, что цель художника – показать опять-таки, некий мир, скрытый в предмете изображения, в человеке или пейзаже, расставить акценты – и дать зрителю определённую свободу интерпретировать их. Художник предлагает созерцать и думать. Дизайнер предлагает комфорт и функию. Я, являясь музыкантом и автором , остаюсь на стороне художников. Насколько получается – судить зрителю. Следовательно, наш зритель, должен быть как минимум, не ленивым.

возвращение 5 (1)

- Музыка в стиле фолк в наше время чаще всего ассоциируется с язычеством, но, как я понимаю, группа Возвращение стоит на принципиальных иных мировоззренческих позициях и позиционирует себя скорее как православная, это так? И как вам удаётся совмещать фолк и православие?

Знаете, для меня не ассоциируется. Огромный пласт народных песен, найденных и записанных на еще плёночные диктофоны, а ранее даже на граммофонные пластинки, относится к Руси христианской, отдельно также существуют записи духовных стихов, которые исполнялись в разных губерниях хорами, гуслярами. Одна и та же песня может звучать совершенно по-разному в белгородской или, допустим, терской традиции. Эта культура настолько глубока, что ее изучать можно всю жизнь. Напротив, я как человек, с детства любящий читать историческую литературу, сильно интересовался языческим прошлым, но достоверных источников нашел очень немного. К элементам дохристианской культуры, которые присутствуют в наших песнях, относятся адаптированный и переработанный текст песни “Заговор”, транскрипция одной из берестяных грамот в песне “Венчальная”, и видоизменённая цитата из “Слова о полку Игореве” в “Ночи Оборотня”. Пожалуй, все остальные мои попытки найти оригинальные тексты успехом не увенчались. Нельзя сказать, что я подходил профессионально к этому вопросу, но с византийскими, сирийскими и арабскими источниками я в общих чертах ознакомился. Тенденция, на мой взгляд, такова – существует множество современных стилизаций под языческую старину, но они кажутся мне столь же далёкими от реальности, сколь далека и электрогитара от фолка.

Сам вопрос стоит не верно, это все равно, что “как вам удается совмещать рокабилли и вуду, вегетарианство и хард&хэви”.

История такая, какая есть. Не стоит ее забывать, и не стоит ее придумывать заново. Я не против фэнтези, просто нужно называть вещи своими именами.

- Что вы могли бы сказать о современном православии и его роли в жизни человека?

Не бывает современного или не современного православия. Оно одно, ортодоксальное. Название говорит само на себя. У каждого человека свой духовный путь. Мне не хотелось бы никому ничего навязывать. Мой выбор мне кажется естественным, поскольку христианство – вера моего отца, деда, прадеда… Также как говорить по-русски, а не по-китайски (при всем уважении). Русский – мой родной язык, православие –моя родная вера, язык, который мне дан для духовного общения. Можно среди представителей любой конфессии найти подвижников и подонков, праведников и негодяев. Вопрос в том, что именно ты ищешь. И к чему стремишься сам. Так было во все времена, и роль веры в жизни человека остается неизменной.

- Как складываются у вас отношения с языческими фолк-коллективами? Бывали ли какие-то противоречия и трения?

Мне не очень понятно, какие именно коллективы следует причислять к языческим? Те, в песнях которых упоминаются Сварог, Ярило или Род? Я вообще не понимаю, как музыка может быть языческой или христианской. Никак не могу представить себе языческую ноту до или лютеранский фа-диез. Исполнитель может быть тех или иных взглядов, а музыка, простите, может быть талантливой или бездарной. К тем группам, которые пытаются заниматься исторической реконструцией, кропотливо изучая первоисточники, не подменяя и не искажая изученное, но умело его применяя и разумно подходя к праву на некоторую творческую переработку этого материала, я отношусь с большим уважением. Кстати, как правило, подобные люди громко не кричат о своем православии или язычестве.

возвращение 6 (1)

- Какое у вас жизненное кредо?

Вам процитировать весь Символ веры?)
Ну а если серьёзно, то это любовь. Человек без любви – чучело нелепое, ходит, лопочет чего-то, а смысла никакого. Я всю жизнь учусь этому искусству. Пока выходит не очень, но надежда есть).

- Как вы понимаете фолк, какова творческая концепция вашего коллектива? Как считаете, в чём главный источник своеобразия и основная характерная черта, которая отличает вашу группу?

Фолк-музыка прекрасна тем, что позволяет общаться, находить точки взаимопонимания, ловить общие эмоции людям разных культур, совершенно далеким друг от друга. Поскольку если отбросить всю ту шелуху, которую принесла цивилизация, то многим и петь –то станет не о чем. Не актуально, не модно. Фолк музыка в некоторой степени позволяет избавиться от негативных воздействий моды и тех людей, которые пытаются внушить – что именно сегодня актуально, уводя широкую аудиторию от размышлений в сторону потребления и всеядности.

Музыкальная группа – это довольно сложный живой механизм, в котором заложено много противоречий, психологических условностей, но при всей своей сложности именно коллективное сотворчество, обдумывание партий, аранжировок, позволяет сделать музыку уникальной. Ведь эта музыка становится результатом чувственного и образного мышления нескольких людей, каждый из которых, в своем роде неповторим. Моя задача, как вдохновителя сего действа – не загубить то, что музыканты, играющие и сочиняющие со мной привносят в те наброски, которые я приношу на репетиции. И в то же время, оставаться достаточно жёстким, чтобы основная идея, стержень остались неизменными.

Среди коллег, прежде всего уважаемых и любимых (о прочих говорить смысла нет), мы, пожалуй, одна из очень немногих групп, которая храня верность довольно тяжёлому звучанию, осталась востребована в нише любителей песен со смыслом. Получается это благодаря тому, что мы стараемся на вопрос : “Что главнее – форма или содержание?”, - отвечать “и то и другое”. Есть и ещё один секрет – земля дарит нам песни. Почти каждый из городов, где мне удалось побывать, дарит что-то свое, открывает некое невидимое пространство, о котором мы потом и рассказываем.

возвращение 8 (1)

- Кого из музыкантов вы считаете своими вдохновителями, на кого ориентируетесь?

Нет тех, на кого я, подчёркиваю, ориентируюсь. Есть те, кто нас как бы подпитывает своим энтузиазмом, талантом, ободряет добрым словом. Речь о друзьях – Медвежий Угол, НедРа, Зареница, Сколот. Есть те, кто регулярно радует своими работами, постоянно повышая планку – куда расти (я о мастерстве). Их много, и все они – представители разных направлений, жанров и стилей, но мне более всего интересна наша отечественная независимая музыка. Есть у музыкантов Возвращения свои предпочтения, например бас-гитарист и студийный звукорежиссёр группы Артём Десятун любит музыку, на мой взгляд, математическую, а Илья Кудряшов вообще любит фламенко. Я не думаю, что сейчас именно это формирует наше звучание. )

- Если возможно, назовите пять исполнителей, которых вы считаете достойными представителями современного фолка.

Инна Желанная, Сергей Старостин, Алексей Архиповский, Михаил Вырин, Сергей Филатов.

- Что вы думаете о музыке в стиле фолк-метал? Есть какие-то группы, которые близки и симпатичны вам из этого направления? Быть может Сварга?

Скорее Subway to Sally, и Viikate, очень нравится Gåte с Гуннхильдой Сундли, но этого проекта уже нет, к глубочайшему сожалению. Может быть, мне они нравятся, в отличии от отечественных, именно тем, что я не понимаю слов)). Поскольку у отечественных тяжелых групп именно текстовая составляющая мешает мне воспринимать их творчество серьёзно.

возвращение 7 (1)

- Вы могли бы рассказать какой-то интересный случай из вашей концертной истории?

Как-то нас пригласили выступить в “Горбушкином Дворе”, там есть интересный круглый зал, прямо в торговом центре, как раз где собираются филофонисты. Там же была организована и видеосъёмка силами Владимира Марочкина и его коллег, некоторые из которых работали еще в Московской рок-лаборатории. Мы к этому концерту долго готовились, репетировали. На саунд-чек приехали заранее, звук отстроили прекрасный. И тут после 4-5 песен пропадает свет. Во всем огромном торговом центре. То есть мрак абсолютный, там окон нет совсем. Мы, не останавливаясь, доигрываем “Коловрата” уже втроем, - я на акустической гитаре, Илья Кудряшов на жалейке подыгрывает, и Федя Камшилин у нас тогда на барабанах был – тоже не растерялся, начал перкуссионные штуки всякие выстукивать. И тут люди начали подтягиваться со всего этого огромного лабиринта, много собралось. И концерт мы доигрывали живой акустикой, благо люди принесли свечи и фонарики (где-то добыли, на Горбушке это не проблема), окончание вечера прошло “на ура” Видеозапись, к сожалению погибла. Но не до конца и не у всех. Уже на следующий день кто-то выложил в сеть ролик… Смотрим со стороны и понимаем, что свет выключился ровно на словах “посвети, здесь слишком темно”…

- Группа Возвращение выступает и электрическим, и акустическим составом, как вам самим больше нравится играть и почему?

Нравится и то, и другое, это просто разные грани. И как-то глупо тащить в город, где тебя знает 30 человек полный электрический состав. Я чаще в новых городах выступаю один или при поддержке Ильи. Полная же акустика собирается редко, в акустическом составе задействован балалаечник Денис Забавский, а на перкуссии играют либо Антон Ленков, либо Олег Козлов. Все эти музыканты востребованы, и собрать их вместе – это удача и отдельная радость. К тому же акустика придаёт естественное дыхание каждой песне, воздух, более выразительную динамику. А для нашего электричества нужна большая сцена, качественный звук. Надеюсь, что мы будем выступать в этом формате чаще.

- Какие планы у группы Возвращение?

Скорее хотелки. Хотим покататься по Европе и по Сибири. И по Америке неплохо было бы) В Антактиду не поедем, там холодно. Если в двух словах в планах - мировое господство и выспаться наконец-то. А пока – время для студийной работы.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Фото: Валентин Монастырский*