ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

О личном в стиле дарк. Интервью с Марианной

Vesssna

04-05-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Не так давно группа Fright Night была властителем дум у любителей мрачной готической музыки с низким мужским вокалом, но ничто не стоит на месте, и сейчас основательница коллектива Марианна Лукьянова вместе с клавишницей Мариной Felis организовали новый проект, который был назван Vesssna. Место у микрофона заняла сама Марианна, голос которой эпизодически можно было слышать и в композициях Fright Night, а стилистическое направление новообразованного состава отныне — дарк-рок или даже просто рок. Было реализовано два клипа, 21 мая в клубе Алиби планируется выступление Vesssna, а уже на лето намечен выпуск полноформатника. А по сему будет просто непростительно не узнать, что же происходит в лагере этого проекта, и что говорит об этом сама Марианна.

— Здравствуйте, Марианна! Сейчас у Вашей группы Vesssna вышел видеоклип, в самое ближайшее время намечается концерт, сделана сногсшибательная фотосессия — судя по всему Вы всерьёз встали на “тропу войны” с Вашим коллективом?

Здравствуйте, Алексей! Клипы вышли, да, концерт будет 21 мая в клубе Алиби. Не особо поняла, что Вы имеете в виду под "тропой войны" в данном случае, но, как показывает опыт, жизнь музыканта и состоит на 90 % из борьбы с собственной ленью, замкнутостью и людьми, которые говорят ему, что ничего не получится).

— Именно это и имел ввиду, а кроме этого — активную деятельность в самом широком смысле. Кроме того, в Вашем новом клипе можно увидеть как раз кадры из военной хроники, поэтому можно считать, что это своеобразная игра слов. Кстати, я ничего не пропустил, или у группы есть и другие достижения?

У нас пока вышло два видео-ролика: на песню "Улыбка Свободы" в феврале этого года и на песню "Пыль" совсем недавно, в апреле.

Vesssna-Felis-concert-2

— …тут, судя по всему, стоит сделать небольшой поворот и вернуться в тот момент, когда культовая группы Fright Night была модифицирована в Vesssna. Зачем нужно было отказываться от раскрученного названия и начинать всё заново?

Название FN у людей ассоциировалось с мужским вокалом и англоязычными текстами. Поскольку и то, и другое решено было более не использовать, то и смысла сохранять название не было. К тому же, я хотела дать новому коллективу имя, которое будет не чем-то абстрактным и неодушевлённым, а будет связано именно со мной.

— Что связывает Fright Night и Vesssna помимо того, что и то, и другое — Ваше детище? Быть может, эмоции?

Мои эмоции от создания и продвижения двух этих проектов — совершенно разные, и это хорошо. Всё же с момента основания FN прошло 11 лет. Но в музыке, безусловно, общего осталось много, это ведь по-прежнему я, человек не может внезапно изменить свой стиль написания песен… если, конечно, он пишет музыку в своё удовольствие, а не по заказу.

— А Fright Night закрыт окончательно или ‘никогда не говори “никогда”’?

Изредка, конечно, хочется написать какую-нибудь песню в прежнем стиле, под мужской голос. Но тот человек, под голос которого она будет написана, её не исполнит, не будет выступать со мной на концертах. А смысл тогда затевать это всё?.. Конечно, можно позвать другого вокалиста, но это всё равно не будет FN — это будет Vesssna с приглашенным мужским вокалом.

— Едва увидев название вашей новой команды, я подумал, что у вас действительно случился передоз темнотой, и в итоге захотелось сделать что-то полярное, так ли это и как вообще родилось название Vesssna, да ещё и с таким необычным написанием?

Так уж случилось, что это был мой никнейм задолго до создания нового проекта… несколько лет назад я стала записывать и выкладывать в интернет гитарные кавера и подписывала их вот таким именем. Звукорежиссер тогда сказал, что ему очень нравится идея такого названия. Ну и мне нравится, как оно визуально выглядит, к тому же, я верю, что название группы из 7ми букв принесёт удачу). Уж не говоря о том, что я родилась в середине апреля, и темы весны, пробуждения и перерождения ещё в песнях Fright Night встречались очень часто…

1

— Не боитесь отпугнуть фэнов?… Vesssna ведь слово и образ совсем не из ряда Theatres Des Vampires, Love Like Blood и Lacrimosa

Я думаю, оно скорее вызывает интерес и любопытство. И абсолютно не даёт никакого намёка на то, какой это стиль. Хотя да, в контексте готики и метала звучит свежо. Но зато это не очередное "Black", "Eternity" и "Tears".

— А почему Вы решили сменить глубокий мужской вокал на высокий женский? Теперь Ваш коллектив звучит уже не как Dreadful Shadows, а совершенно иначе, у Вас поменялись музыкальные и концептуальные приоритеты?

Женский (мой) вокал у нас был всегда, начиная с первого альбома FN, просто сначала основным был всё-таки мужской. Я долго училась петь, у меня многое в вокале поначалу не получалось. А на втором альбоме женский и мужской голоса были уже в одинаковых пропорциях. Основная же причина очень проста — голос — это лицо группы, а в новой группе (собственно, как и в FN) я, вероятнее всего, буду единственным постоянным участником. Я сочиняю свои песни и сама их исполняю. Мне нравится сама идея низкого мужского вокала, я по-прежнему люблю Dreadful Shadows, Moonspell и т.д., и не исключено, что когда-то я вновь спою с кем-то дуэтом. Поклонники, как правило, довольно болезненно реагируют на смену фронтмэна в коллективе. Чтож, я могу им обеспечить сейчас стабильность хотя бы в этом.))

— Сейчас Vesssna неожиданно сблизилась с такими группами, как Fleur, Elisabat Muse, Emilie Autumn и ещё целым сонмом женсковокальных окологотических коллективов. Что Вы думаете о таких параллелях?

Fleur слушаю уже давно и с удовольствием, Emilie Autumn — вообще талантище. Так что сравнения весьма приятные, хотя по звучанию моя музыка всё же не очень походит на этих исполнительниц. С Элизабэт, возможно, в чём-то у нас похож вокал.

8

— Давайте вернёмся к Vesssna и начнём с клипа. Расскажите, с чего всё начиналось и как вообще Вы пришли к идее создания этого видео? В чём сюжет и о чём думает или вспоминает героиня?

Вы имеете в виду видео на песню "Пыль", судя по всему. Когда мы записывали дебютный ЕР, я подумала, что неплохо было бы сделать некий видеоряд для каждой из четырёх песен…  вот для этой композиции как-то сами собой подобные картинки в голову пришли… хотя песня не о войне изначально, а просто о внутреннем ощущении человеком собственной беспомощности и бессмысленности всего происходящего.. Но многие знакомые писали мне, что песня и видео полностью друг друга дополняют. Я сама не ожидала, что несколько жестко и пронзительно получится. Там есть кадры, где я рассматриваю старое фото — это фотография моей прабабушки Лидии. Она подарила её на память своему жениху, когда тот уходил на фронт в 1913 году. Он погиб, вместе с некоторыми другими вещами данное фото было передано Лиде обратно его другом через какое-то время. Марина исполняет роль Лиды как раз… мы попытались передать, насколько возможно, атмосферу того времени: размеренность пополам с тревогой.

— Откуда брали архивные кадры? Это эпоха Великой Отечественной или там присутствуют разные войны?

Это архивные кадры Первой мировой войны, также пара моментов ещё с довоенных учений.

— Может, я и ошибаюсь, но мне кажется, что не совсем само собой разумеющееся для гот-группы снимать клип, где львиную долю времени перед лицами зрителей снаряды, солдаты, пушки, а Вы как думаете, насколько такой ход оригинален?

Наша аудитория — абсолютно разные люди, есть как подростки, так и любители классического рока, которым за 50, мы никогда не планировали играть только для готов и соответствовать каким-то шаблонам. Мне кажется, в основном видео, которые сейчас снимают рок-группы, очень однообразны, и люди к этому привыкли…. либо музыканты играют в студии (или на концерте), либо вокалистка ходит в вечернем платье по лесу (по заброшенной церкви, по кладбищу, по улице). Специально не было задумки кого-то удивить, но я рада, что наши идеи Вам кажутся оригинальными.

марианна (12)-2

— Если сравнивать с вашим дебютным видео “Улыбка Свободы”, то в чём основные отличия?

Наверно, в том, что в "Улыбке" всё же общая картинка более "близка к народу" — там есть девушка с гитарой. )

— Лампочки в “Улыбке Свободы” это символ огней большого города или что-то другое?

С одной стороны — да, символ всеобщей бесконечной суеты, но в основном — олицетворение какой-то навязчивой идеи, высшей цели, которая ведёт сквозь темноту…

— А в Вашей жизни есть такая высшая цель? Часто люди творческие говорят, что смысл жизни для них — творчество. Как с этим у Вас?

Знаете, для меня выражение "творческий человек" — это кто-то такой, кто раз в неделю на гитарке побренчал для инстаграма, написал пару строчек белых стихов, прогулялся по Красному Октябрю и Парку Горького в коротких носках, почитал Берроуза, подизайнил что-то разок в фотошопе, но всё это — эпизодически, особо не напрягаясь и без фанатизма… У тех, кто действительно занят своим делом, мне кажется, нет особого желания рассуждать при ком-то об этом… Ладно, скажем так — моя цель — создание максимального количества качественного музыкального материала и максимально возможное его продвижение.

— Кстати, Vesssna это полноценная группа или проект?

Скажем так, это дружеский творческий мой союз с Мариной Felis, которая помогает мне по мере возможности с клавишными партиями.

IMG_6999 1

— Вы так и планируете остаться в формате дуэта или возможно расширение постоянного состава?

"Постоянный состав" — это какое-то чисто теоретическое понятие…) Но, по крайней мере, на записи полноформатного альбома я очень надеюсь сохранить такой же состав исполнителей, как и на дебютном ЕР, нам с Мариной тогда помогали Андрей Ищенко (ударные) и Владимир Осенин (бас).

— К какому направлению Вы относите свой нынешний коллектив: даркрок, готик-рок или готик-метал, и в чём между ними, по Вашему, главное отличие?

Я отношу его просто к направлению "рок". Слово "дарк" в определении стиля означает не то, что моё творчество супер-мрачное, готическое и т.д., а всего лишь то, что оно затрагивает более личные, эмоциональные темы… повествую я о них порой несколько сложным и таинственным языком, нет каких-то весёлых прямолинейных призывов, нет "квадратности" в музыке.

— Чего ждать от концерта Vesssna 21 мая в клубе Алиби? Будут ли исполняться хиты Fright Night и если да, то в каком виде и с каким вокалом? Вы попробуете удивить собравшихся или это будет просто качественное выступление?

Пусть это останется пока секретом, но, в целом, скажу так: будет новый материал. Некую одну композицию FN тоже планирую исполнить.

— У Вас очень необычный имидж, трудно назвать его тёмным или готическим…Вспомнить хоть синюю гитару с последней фотосессии… в этом есть какой-то особый смысл?

Гитары выбирают не по их цвету ведь. По крайней мере, это уж точно не главное. Эта гитара (Jackson Le-88) со мной была и всё время существования FN. Конечно, если бы я играла, допустим, в коллективе Мэрилина Мэнсона, то там и гитара — это важная деталь имиджа. Как раз-таки, тёмного и готического. Поскольку у меня музыка всё же совершенно другая, я могу себе позволить и синюю гитару. Я не хотела бы, чтоб на меня люди вешали какие-то ярлыки, не хочу никого эпатировать и пугать, потому что моё творчество не несет в себе никакого злого и негативного заряда. Мне нравятся чёрные вещи в одежде, но я никогда не красила в черный цвет волосы, не носила всяких там перевёрнутых крестов, красных контактных линз. Всё хорошо в меру, как говорится… и нужно выбирать то, что тебе идёт…

(121) 1

— В рамках Vesssna вы продолжите работу с SoundAge или будете искать другой лейбл?

Я думаю, пока будем заниматься распространением своего творчества сами через интернет. Сейчас для этого есть множество разных возможностей.

— Не могу удержаться, чтобы не спросить: у Вас вместе с Fright Night огромный опыт сотрудничество с самыми разными журналистами и изданиями — как готическими, так и общероковыми, как российскими, так и зарубежными, как печатными, так и виртуально-интернетовскими. С кем было приятнее всего работать, и чьи публикации о Вашем творчестве Вас радовали больше всего?

Пожалуй, самое большое впечатление на меня произвели рецензии американского портала Sonic Cathedral. Они были очень подробными, с отдельным разбором каждой песни, цитатами из текстов, ребята даже просили меня прислать им рассказ, что меня вдохновило на ту или иную композицию. Я была в шоке, конечно. Очень приятно, что есть такие сми, которые уделяют практически одинаковое количество внимания как известным артистам, так и начинающим, причем не только своим соотечественникам… Из русскоязычных — с изданием Atmosfear тоже как-то весьма тепло пообщались.

— Я знаю, что недавно Вы возобновили свой онлайн-дневник, с чем это было связано и что для Вас — такая особенная литература?

Я бы не сказала, что это в полном смысле "дневник", просто мои заметки о том, что происходит в музыкальной сфере… обновляю его по мере сил, надеюсь, в будущем буду делать там посты чаще. Настоящие "дневники" — только у меня дома и в рукописном варианте. ))

— Не думал, что этот жанр ещё жив в эпоху живых журналов и прочей компьютеризации. Надо полагать, рано или поздно Ваши личные дневники смогут стать достоянием общественности, ваших фэнов, как это бывало часто со многими известными людьми? Вы хотели бы их обнародовать однажды?

Это крайне маловероятно. ))) А так — я просто люблю писать ручкой. На бумаге. И записываю всё по-старинке — у меня есть ежедневник, блокноты для текстов песен, блокнот для заметок по разным гитарным делам.

(276) 1

— Вы читаете дневники известных и знаменитых людей, блоги в ЖЖ и т.д.? Какие книги Вам больше нравятся и вдохновляют Вас?

Если и читаю дневники известных — то только тех, кто известен "в узких кругах", российских коллег-музыкантов. А вот книги — да, много про знаменитых гитаристов, например, чтобы лучше понять их творчество. А так — русская классика в основном. Хотя процентов 80 из неё я прочитала ещё будучи подростком, но что-то интересное нахожу до сих пор. Ещё нравятся загадочные товарищи Артур Мейчен и Густав Майринк.

— Чего ждать от коллектива в ближайшем будущем? Когда ориентировочно стоит искать в магазинах диск с альбомом и сколько материала уже есть для него?

В ближайшем будущем мы представим ещё 2 композиции с нашего дебютного ЕР, они также будут дополнены видеорядом. И вслед за этим ЕР появится на itunes, bandcamp и прочих интернет-платформах. Что касается полноформатного альбома, то материал для него почти полностью готов, туда войдут 9 абсолютно новых песен. Начать запись я планирую уже летом.

(190) 1

— Уже есть идеи по поводу этих видео? Это снова будет что-то необычное?

Да, материал уже отснят довольно давно, сейчас они находятся на стадии монтажа. Насколько они будут необычными — это не нам судить…

— Что Вы хотели бы пожелать тем, кто помнит Ваше творчество и поддерживает Вас?

Хотела бы выразить благодарность. Если не особо известный артист "выпадает из жизни" на несколько лет, как это и произошло со мной, очень немногие продолжают чего-то ждать и следить за какими-то новостями. И я очень рада, что есть достаточное количество людей, которые не переставали поддерживать меня и интересоваться моими музыкальными проектами. Обещаю, что впредь буду радовать новыми песнями, клипами, альбомами чаще.

— Спасибо за интервью!

И Вам спасибо!