ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

На пути к солнцу или служение музыкальному эгрегору. Интервью с Ярославом Ikarus (Чаша Познания, Хобот, Больная Музыка, Fast Food Punk)

Интервью с Ярославом Ikarus

11-10-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть такое утверждение: гениальный человек гениален во всём. Сегодня у нас в гостях Ярослав Ikarus, и у вас есть прекрасная возможность, прочитав это интервью, убедиться в том, насколько прав бывает русский народ и его пословицы. Ярослав не только самостоятельно осваивает диковинный музыкальный инструмент под названием диджериду, активно проявляет себя в четырёх взаимосвязанных, но категорично противоположных музыкальных проектах – Чаша Познания, Хобот, Больная Музыка и Fast Food Punk – но и занимается популяризаторской и журналистской деятельностью в своём авторском блоге “МузПодземка”, где рассказывает о малоизвестных андеграундных коллективах. Кроме того он делает посты в собственных сообществах в социальной сети Вконтакте… да обо всём и не рассказать в двух словах! Встречайте – человек-оркестр, гуру современной этно-психоделики и просто очень интересный и разносторонний собеседник, который умудряется в ограниченном пространственно-временном континууме успевать абсолютно всё! Ну или почти всё…

— Приветствую, Ярослав! Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своих проектах.

Приветствую! Ну говорить конкретно что-то о истории моей персоны я, пожалуй, не буду, ибо моя музыка расскажет обо мне всё, что я сочту необходимым гораздо лучше.

Про проекты — я являюсь создателем проекта «Чаша Познания», и имею ещё несколько сайд-проектов, таких как Хобот, Больная Музыка и Fast Food Punk.

— Вы можете вспомнить, когда и как Вы стали интересоваться экзотичной неформатной музыкой и с чего начался Ваш путь в качестве музыканта?

Мой путь музыканта начался в раннем детстве, сколько себя помню, я всегда был очень музыкальным ребёнком. Меня довольно рано отдали учиться в секцию по игре на гитаре, после чего обучали какое-то время в музыкальной школе. Но тем самым мне временно «усыпили» тягу к музыке, ибо обучение казалось мне жутко скучным делом. Интерес к музыке был пробуждён, когда мне стало 16 лет, и я стал бредить идеей создать свою группу. Мой интерес подстёгивала любовь к панк-року, а именно такие группы, как Гражданская Оборона и Оргазм Нострадамуса — они оставили глубокий след на «пергаменте» моей личности и дали мне первоначальный толчок к развитию.

— В чём особенность каждого из Ваших проектов? Как бы Вы охарактеризовали каждую из своих музыкальных групп с помощью трёх слов?

Особенность каждого моего проекта в том, что он является отображением той или иной грани моей личности. Так, например, Fast Food Punk – это весёлый и угарный панк с матерными текстами, а Чаша Познания — серьёзная и возвышенная. Ну а Хобот — это что-то среднее между тем и тем.

— Какой из проектов основной, а какие вспомогательные? От чего это зависит?

Основной, конечно же, Чаша. А зависит это от того, что Чаша – это мой наибольший вклад в музыкальное искусство, нежели всё остальное. И может быть, тот же Fast Food Punk и был бы более популярен и знаменит, если бы я работал над этим, но его вклад в Искусство равен нулю. Так что Чаша Познания — это моё, так сказать, служение музыкальному эгрегору.

— Как и при каких обстоятельствах Вы узнали о таком экзотическом инструменте, как диджерида и как получилось так, что Вы стали играть на ней?

Диджериду, а не диджерида )

Этот инструмент мне просто подарили. И раз уж подарили, я решил, что это не просто так, и стал заниматься на нём. Ну и не зря, как видите)

— Насколько быстро Вам удалось освоить этот необычный инструмент, и какую функцию он выполняет в музыкальной канве Чаши познания? Насколько правильно будет сказать, что диджериду это мостик, который соединяет Ваш психоделический этно-фолк с камланиями шаманов?

Ну я его до сих пор не освоил. Мой уровень владения этим инструментом я бы сказал «продвинуто-начинающий», ибо диджериду — это инструмент очень серьёзный, имеющий множество тонких моментов и подводных камней..

А его музыкальную функцию в «Чаше» я понимаю так: во-первых, он выполняет функцию «органного пункта», то есть даёт гармоническую опору всему остальному. Здесь тот же принцип что у волынки — есть большой басовый раструб который звучит на одной ноте, а все остальное строится уже от него. Во вторых он добавляет в звучание первобытную дикость и экзотичность, что окрашивает музыкальное полотно в те краски, в какие задумано.

- Традиционно деятельность шаманов, да и вообще термин “psychedelic” так или иначе связаны с употреблением каких-то определённых стимуляторов, воздействующих на сознание. Как складываются отношения у Вас с такой традицией?

Ну, не буду кривить душой — определенный опыт с «растениями силы» у меня был. Ибо когда находишься в среде музыкантов, художников, поэтов и прочих «творческих личностей» сложно с этим не столкнутся. Вещества действительно дают определенный вне человеческий опыт, но такое переживание может быть очень опасным, ибо оно потрясет психику так что не каждый сможет остаться после этого прежним. Мне так же не очень понятно когда о веществах говорят как о чем то, что приносит кайф. Ну по мне так упоротся до того, что осознаешь себя Вселенской Душой пребывающей в Абсолютном Нигде — это не так уж и кайфово. Скорее страшно. Так что никому не советую этим заниматься, нормальному человеку этого всего не нужно.

- Как Вы сами определяете своё музыкальное творчество? Что для Вас Ваши проекты: хобби, способ воплотить свои творческие задумки, отдушина в мире серости и суеты, желание изменить мир, смысл жизни или что-то другое?

Не много ни мало — дело всей жизни) Ну явно ведь я пришел в этот мир не для того чтобы выполнять какие то заурядные задачи, типа работы на дядю или что то такое.. Плюс к этому я считаю что Искусство — это то немногое, что приближает нас, ни много ни мало, к бессмертию. Я рано или поздно уйду, и хочу после себя оставить что то. Что то такое большое, значимое, ценное... Можно было бы, конечно, вместо этого заработать много-много денег, купить какую то дорогую недвижимость, или даже отгрохать себе здоровый памятник.. Но что это даст миру? Да ничего...

- Что означает Ваш псевдоним Ikarus и как он появился? Почему именно Ikarus?

Я любил в юношестве кататься на этих автобусах) я любил прогуливать уроки, и пока все учились просто катался зайчиком на автобусах по району. Слушал музыку, смотрел в окно.. Для меня это было как прокатиться на аттракционе. Только это было бесплатно)

Ну а еще я играл когда то в Quake 3, а там был персонаж такой Icarus. Мне понравилось это имя, только в написании через «K» и большими буквами — так оно выглядит более эстетично.

Ну и как потом через годы я понял, что это имя я себе выбрал не случайно. Ведь Икар — это персонаж, который полетел к Солнцу. Ну а мое имя в миру — Ярослав, тоже связано с Солнцем. Далее я бы мог рассказать про свои отношения с Солцнем, но пожалуй сделаю это как нибудь в другой раз)

- Расскажите о Вашем видео-блоге на ютубе «МузПодземка». Когда стартовал этот блог и с чего всё начиналось?

Началось это все с того, что я давно хотел заняться ютубом. Сделать свое шоу. Долго я не знал о чем его снимать, как его делать, в каком формате... И в итоге придумал «МузПодземку» - видеоблог о андеграундных музыкальных коллективах. А вообще цель передачи - показать людям малоизвестные, но крутые проекты, незаслуженно обделенные вниманием из-за менстримной мишуры которая затуманила из сознание.

- Как и по каким критериям Вы отбираете группы для своего блога? Какой выпуск, с какой группой считаете самым интересным и удачным? Почему?

Ну я просто отбираю группы которые мне самому нравятся) не все они, конечно, доводят меня до экстаза, ибо прямо вот таких вот групп во всем мире штуки 4, но группы которые попадают в обзоры тем не менее я считаю хорошими)

- Какой приблизительно контингент интересуется Вашим творчеством и Вашим блогом? Что это за люди и насколько близко Вы знакомы с ними и осведомлены о том, кто Ваши зрители и слушатели?

Да самый разный и неожиданный. Например этим летом нас пригласили выступать на байк-фест Мотоклуб Ночные Волки. Вот уж от кого не ожидал поддержки)) А как раз вот всякие хипповые организаторы нас выступать, почему-то, не очень спешат звать… Так что я вообще не знаю, какая у нас аудитория… Это ещё усугубляется тем, что люди не очень активно проявляют себя и не особо принимают участие в жизни нашего комьюнити.. Но, полагаю, что это временная проблема, и что дальше будет только лучше)

— В какой степени Ваша деятельность и музыкальное творчество связаны с Вашим мировоззрением и верой? Можно ли сказать, например, что Чаша Познания это музыка для людей, симпатизирующих индуизму или буддизму?

Моя деятельность с этим связана самым непосредственным образом, потому как музыка — это единственная духовная практика, которой я занимаюсь.

По поводу буддизма и индуизма — ну, возможно, что у тех, кто в этом, будет более низкий порог вхождения в нашу музыку, однако не вижу причин для того, чтобы люди других конфессий не могли проникнуться нами)

— Насколько Ваша музыка и её эзотерическая глубина отражает мировосприятие Вас реального? Какой Вы в повседневной жизни? Как думаете, “люди в теме”, встретив Вас на улице, смогут распознать в Вас психоделик-этно-гуру?

Музыка «Чаши» отображает глубинные процессы моего существа. Полагаю, что в жизни люди не особо в это всё вникают, особенно учитывая, что людям вообще редко бывают интересны другие люди. А в жизни я стараюсь особо не привлекать к себе внимания и вообще практически не принимаю участие в общественной жизни. А те, кто в теме, бывает, что и замечают меня, хотя я и не одеваюсь, как «харе-кришна»)) Ну был такой случай, когда я просто сидел на скамейке и подошёл чувак с такими словами «ТЫ КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕЕЕК!». Забавно было))

— Та же Чаша Познания это преимущественно инструментальный проект, какой посыл Вы хотели бы донести до слушателей посредством своей музыки, как хотели бы изменить их?

Посыл заключается в том, чтобы слушатель растворился в музыке. Позволил ей течь через себя. Делал неделание. И тогда музыка откроет свои секреты.

— Как считаете, что объективно Ваша музыка приносит в наш мир и в какую сторону меняет его?

Ну на глобальном уровне ничего особо не меняет. Мы не настолько массовые. Ну а так, может быть у кого-то мы и инициализировали какой-то процесс в голове, который в свою очередь запустит какие-то другие процессы, и в итоге получится такой «эффект бабочки». Хороший он или плохой — этого мне не ведомо. Думаю, что он многогранен, и просто такой, какой и должен быть. В жизни вообще всё устроено так, как и должно быть.

— Насколько к музыкальной составляющей Вашего творчества применим такой термин, как “медитативный”? Что Вы думаете о медитации и медитируете ли сами?

Ну смотря что под этим понимать. В широком смысле медитация — это сосредоточение сознания на каком-то объекте. В этом смысле медитативным является всё, что угодно. Но йогой, например, под нашу музыку вряд ли кто-то стал бы заниматься) Всё-таки наша музыка не вполне спокойная.

— В описании к новому альбому одного из Ваших проектов Хобот, сказано, что цель представленной на альбоме музыки – спасти человека от суеты этого мира. Какой мир взамен Вы можете предложить тому, кто согласится на время оставить суетность своих повседневных дел и отправится в путешествие вместе с Хоботом или Чашей Познания?

А их не надо оставить. Суть в том, что ты просто это понимаешь, а дальше занимаешься уже тем же самым, но с осознанием пустотности этой суеты. Была притча такая на эту тему:

«Одного дзенского мастера спросили: — Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым? Он сказал: — Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца. Затем его спросили: — А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете? Он ответил: — Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца.»

Вот примерно это я и предлагаю)

— Так или иначе, но все Ваши проекты, как и блог «Муз.Подземка» это музыкальный андеграунд. Насколько Вас удовлетворяет такое положение вещей? Вы хотели бы вырваться к массовому слушателю или Ваше творчество изначально ориентировано на избранных и мейнстримом быть по определению не может?

Меня вполне устроит аудитория в 1000-2000 человек. А выходить на какой-то уровень «стадионной» группы я не вижу смысла, ибо это путь попсы, которая по факту является просто бизнесом. А я хочу заниматься искусством, а не бизнесом. Но, конечно, если в итоге мы будем иметь куда больший успех — я не против, но с нами от этого вряд ли что-то изменится)

— Наверняка, даже в самом глубоком андеграунде существуют такие понятия, как “успех” и “достижения”, что Вы считаете своим главным достижением и успехом?

Не знаю, я считаю, что мы ещё не добились никакого «успеха». Нам ещё до этого работать и работать…

— Расскажите, пожалуйста, о том, как Ваша музыка оказалось саундтреком авторского блога-программы “Психология серийных убийц”? Как Вы считаете, насколько аутентично подходят Ваши творения к такой тематике?

Автор этого блога искал композитора, и я вызвался ему помочь, благо у меня очень хорошо получается писать всякий мрачняк. Вот чтобы «мрачняком» Чашу не захламлять, выражаю свою «темную сторону» там. Ну а писать светлую музыку намного сложнее…

Аутентичность этого мне не ведома, я же не серийный убийца))

— В творчестве многих Ваших проектов часто затрагивается тема природы и её тайной, мистической жизни. Что для Вас лично природа и что Вы делаете для того, чтобы стать ближе к ней? Является ли такое сближение для Вас целью?

Ну в глобальном смысле всё природа, однако мне нравится бывать в лесах, на водоёмах, особенно где людей поменьше. Это вдохновляет.. Но цели с ней сблизиться я не ставлю, ибо если ставил бы, я бы давно ушёл жить в лес)

— Я знаю, что у Вас не только остаётся время на то, чтобы прослушивать альбомы других групп, но Вы помимо этого даже являетесь создателем и администратором двух музыкальных пабликов в социальной сети Вконтакте. Расскажите, пожалуйста, об этих пабликах и о том, как Вам удаётся выкраивать время на то, чтобы успевать столь многое?

Ну прослушиванием музыки можно заниматься, например, во время работы или во время поездок. Так что с этим проблем нет. А в пабликах я всё максимально автоматизировал, поэтому времени на них уходит не очень много.

Ну а сами паблики — это паблик «рок клипы каждый день», в котором, вы не поверите, постятся рок клипы каждый день)) Ну ещё есть паблик «Сцена» — площадка для творчества начинающих музыкантов.

— Бывает ли у Вас свободное время и как Вы предпочитаете его проводить? Быть может, у Вас есть какое-то необычное хобби?

В свободное время я или занимаюсь музыкой, или играю в компьютерные игры, ну или же курю кальян и слушаю книжки всякие… В общем-то всё довольно обычно.

— Какие музыкальные коллективы повлияли на Вашу музыкальную деятельность? И насколько сильным было это влияние? В какой степени Вы считаете своё творчество новаторским и революционным, а самого себя первопроходцем в той или иной сфере?

Сложно сказать, кто именно повлиял, я ведь слушаю очень много разной музыки.. Всё в совокупности влияет.

Новаторское ли мое творчество? Ну полагаю, что оно как минимум выделяется на фоне всего остального, так что вполне возможно что это так.

— Вы можете рассказать какой-нибудь интересный случай, связанный с Вашей деятельностью – рассказать о чём-то, что произошло во время концертов, записи или фотосессий, и о чём интересно было бы узнать людям?

Когда мы выступали на фестивале «Берег Маугли», мы исполняли песню «Ом Намо Бхагавате Васудевая намаха».. Была ночь, чистое небо и полная луна в нём… Когда я пел строки этой мантры, я очень сильно ощутил, что исполнение мантры само по себе обращает на тебя внимание Бога. А уж когда ты исполняешь мантру на публике в 10 тысяч человек, Бог точно тебя услышит. Был момент, когда я чётко ощутил присутствие Бога в этот момент. Это было круто)

— Чем Вы занимаетесь на данный момент? Чего ждать от Ваших проектов в ближайшем будущем? Когда можно будет увидеть Вас на сцене с тем или иным коллективом?

Сейчас я занимаюсь сочинением нового альбома, который, кстати, возможно будет не один. Возможно, что я запишу один эмбиентный альбом, чисто для себя.. Давно хотел его сделать, благо этому способствует игра на диджериду. Ну и ещё один альбом будет логическим продолжением «Живого Огня». То есть будут учтены и компенсированы все его недостатки, будет больше вокальных песен с текстами, пропитанными глубоким смыслом, а так же будет улучшено само звучание — возможно, даже пропишем живые барабаны.

— Что бы Вы хотели пожелать тем, кто интересуется этно-прогрессивом и интеллектуальной околофолковой музыкой?

Я бы хотел пожелать этой публике побольше поддерживать своих любимых исполнителей. Ходить на их концерты, проявлять активность в их комьюнити в социальных сетях, ведь музыкантам очень важна ваша поддержка. И если она будет, музыканты будут радовать вас больше и больше)

— Спасибо за интервью, Ярослав!