ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

"Люди никогда не поймут нас и не полюбят, и это взаимно". Интервью с Сабриной Амо

сабрина амо аборт мозга

13-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В мире, в котором взрывы бомб стали почти ежедневной реальностью, разбудить голос разума и совести стало практически невозможно, но именно за этим спустя 10 лет молчания возвращаются культовые идеологи-ницшеанцы из Аборта Мозга во главе с несравненной Сабриной Амо. После знакового полноформатника “Влечение” они продолжают однажды найденную линию внеперсонального протеста, доведя её на этот раз до “Мании”. Сабрина как всегда великолепна, умна, афористична и недосягаема, как и полагается человеку, который стоит во главе ментальной революции, а Аборт Мозга стал теперь ещё сильнее, жёстче и по-прежнему способен живо и доходчиво показать, как играть музыку свободы и бунта всем, кто этого не понимает. Кстати, для нас это интервью стало особенным ещё по одной причине: в ходе виднеющейся ниже беседы дебютировала наша новая журналистка Искра Сафонова, работы которой вы сможете увидеть уже в самые ближайшие дни у нас на ASTARTA.

— Здравствуйте, Сабрина! Поздравляю с выходом альбома! Как принимают новые песни заинтересованные люди и довольны ли Вы отзывами?

Здравствуйте, Алексей! Спасибо за поздравления! Реакции на новые песни вполне положительные, что для нас не является неожиданностью.

— Мания по определению подразумевает, что есть какая-то навязчивая идея, которая терроризирует сознание и превращает человека в маньяка. В чём заключается навязчивая идея Вашего новейшего альбома?

Навязчива идея альбома в том, что мы долго не могли его записать и в принципе я неоднократно отказывалась от записи, мне казалось, что он не нужен. Пыталась убедить себя, что пора бросить этим заниматься, но «отделаться не удалось», о  себя не убежишь, в альбоме это очень хорошо отражено.

— А почему, если не секрет, хотелось отделаться? И почему не удалось?

По большому счету, демо-версии некоторых песен были записаны и выложены в сеть в плохом качестве, переписать их банально не было времени, так как я была занята маленьким ребенком, а потом Тишанами. Но этот «висяк» некрасивый меня ментально преследовал как незавершенный гештальт, пришлось его завершить в 2017 году. У меня ощущение, что я родила наконец-то, хотя записать  и выпустить альбом намного сложнее, чем произвести на свет человека.

Искра: Почему всё-таки такие большие перерывы между альбомами? Что мешает выпускать их чаще?

По-моему раз в 10 лет, это нормально, я же не конвейер, одну песню  могу три-четыре года писать.

сабрина амо 5

— Я понимаю, что сейчас заглядываю уж очень далеко, но насколько вероятно, что к своему третьему альбому Аборт Мозга дорастёт до чего-нибудь уже по-настоящему жёсткого и жестокого в духе Otep, Kittie или Arch Enemy? (если “Влечение” было записано в жанре классического панка, а “Мания” – однозначно вписывается в хардкор-кроссовер рамки, то следующей диск по идее должен двинуться куда-то дальше, собираетесь ли эволюционировать?)

Самое страшное, что уже записаны несколько демок, которые, возможно станут четвёртым альбомом, что касается текстов, то там будет полнейшая бескомпромиссность, а музыка, скорее всего, ужесточится, но не вся.

— А если сравнивать “Влечение” и “Манию”, то в чём их основное концептуальное отличие? Сейчас как будто панкового бунта и протеста стало меньше, а вместо них пришли зрелость и желание повсеместного культурного доминирования, так ли это?

Мне кажется, эти два альбома особенно ничем не отличаются, оба они порядком мне надоели. Возможно, «Влечение»  более романтический, а «Мания» сквозит не вполне зрелым цинизмом, если цинизм вообще может быть проявлением зрелой личности.

— Розанов, которого называли “русским Ницше”, говорил, что цинизм от страдания, вполне вероятно, что зрелая личность подвержена как страданиям, так и цинизму… А можно ли сказать, что 10-летний юбилей обязал выпустить “Манию”? Всё-таки примечательная дата.

Наверное, можно, хотя лучшие, на мой взгляд, песни, ни в тот, ни в другой альбом не вошли.

— А можете вкратце рассказать или хотя бы упомянуть о какой-то из таких лучших на Ваш взгляд песен?

Лучшая песня Аборта Мозга — «Не люди».  Это мое кредо, мой гимн, ей предшествовала тема «Не нужны» из «Влечения», продолжением стала «Не доверяй» — из «Тишанов», но в «Тишанах она меня не удовлетворяла, так что может и переделаю ее. В «Мании» концепцию «Не люди» продолжает песня «Гимн Зверю», а в новом альбоме  я открою тайну этого концепта в виде веселой песенки «Я люблю Сатану» и это будет  действительно отвратительно, это будет крах и надеюсь, действительно последний альбом.

— Закрытая вечеринка по поводу выхода диска действительно имела место и была закрытой? Что там происходило, если не секрет?

Вечеринка была очень закрытой, мы закрылись в подвале и вызывали демонов.)))

Искра: А какое место на Земле наиболее способствует творчеству и есть ли такое место (или места)?

Главное, чтобы там поменьше людей было, люблю на даче бывать, если бы еще соседей не слышать, было бы вообще идеально.

— Такое чувство, что с “Манией” Аборт Мозга стремится к тому, чтобы перейти в масс-культуру. Или на самом деле Вам хочется, чтобы группу воспринимали в качестве религии?

Я полагаю, Аборт Мозга никогда не проникнет  своими корнями в  толщу народных масс, там просто не за что зацепиться. Мне, конечно, хочется, чтоб группу воспринимали в качестве религии, но творчество, а не меня ни в коем случае.

аборт мозга

— А можно ли назвать Аборт Мозга и в частности “Манию” культом личности?

Культ личности – это слишком узко, хотелось бы именно культ творчества, вот, к примеру, сам диск «Мания», его дизайн и оформление, благодаря SFH (Серж “FromHell” – прим. А.И.), представляет из себя эстетическую ценность, не меньшую, чем музыкальный материал.  У меня есть много разных сфер, где я себя реализую как личность, поэтому, всегда делала ставку именно на коллективное творчество – коллективное бессознательное.)))

— Кстати, очень интересно, что арт нового альбом явно указывает на то, что диск будет посвящён ментальным расстройствам. В рецензии у меня стихийно возникла параллель к Ницше и его “Антихриситу”. Как считаете, можно ли проводить параллели между эмоциональной и психологической окраской Вашей музыки и творчеством этого человека?

Думаю да, Ницше я всегда любила, его «Антихрист» меня на многое вдохновил, думаю, это произведение очень актуально и в наше время. Я однажды прочитала великолепное произведение Ирвина Ялома «Когда Ницше плакал», в котором автор будучи врачом- психотерапевтом изложил свой взгляд на  личность Фридриха Ницше, взаимосвязь его болезни и его творчества. Не знаю соглашаться с Яломом или нет, Ницше – мой герой и всегда им будет.

— Во времена обучения в аспирантуре (философия) мне посчастливилось посещать спец-курс по Ницше, который вёл ведущий специалист по творчеству этого философа у нас в стране, общий посыл того курса состоял вот в чём: “Ницше – человек двоящихся мыслей, великий экспериментатор (и ставил он эксперимент прежде всего над собой, над своей личностью), понять его нелегко, сам Ницше не всегда себя понимал”. Думаю, можно согласиться с этим. ) Кстати, понятие нормы в психиатрии очень условно, нелегко однозначно говорить, у кого есть отклонения, а кто полностью психически здоров, так вот у меня вопрос: Вы говорите о психических патологиях применительно к собственному мировоззрению и обложке альбома с точки зрения обывателей и их усреднено-примитивных представлений о нормальности (гипотетического внешнего взгляда на вас) или сами ощущаете, что творчество Аборта Мозга это болезненно и странно (с точки зрения такого же субъективного, но уже внутреннего, рефлексирующего взгляда на себя же)?

Я часто слышу от людей, что мы Аборт Мозга, больные, и наше творчество для таких же больных, но я это расцениваю скорее как комплимент. В какой-то мере творчество, это само по себе отклонение, однако, как  психологу, мне  известно, что творчество  истинно душевнобольных носит несколько иной оттенок,  и в этом случае, я откровенно шучу.

— Скажу честно, меня альбом немного разочаровал. Вы очень долго и интригующе анонсировали этот диск, думалось, что будет действительно что-то похожее на взрыв, а вышел качественный слегка утяжелённый кроссовер в духе D.R.I. Композиции по структуре, длительности и подаче напоминают хорошие поп-песни, текста мало… Может, виной тому альбом Тишан или совместный сингл со старухой Изергиль, но было ощущение, что новая работа Аборта Мозга будет звучать более революционно (к тому же ещё и юбилей октябрьской революции тут почти день в день с выходом релиза). Можете как-то прокомментировать?

Я сама разочарована, наверное, мы еще не научились делать качество не в ущерб материалу, будем стремиться исправить это в последующих темах и думаю, у нас получится.

сабрина амо 3

— Ощущения от “Мании” у меня были очень схожи с теми временами начала нулевых, когда я уже учился в университете, а повсюду шумел ТАТУ-бум и в газетных киосках продавались тетради с их фото. Я тогда не удержался, послушал группу, и мне понравилось. Звучало качественно, тяжело (на англоязычном альбоме уже были гитары) и не глупо по текстам.  А Вам не претит вероятность того, что однажды Аборт Мозга тоже можно будет увидеть на тетрадях и дневниках?

Нет, Аборт Мозга, даже если бы и стремились к этому, все равно бы этого не произошло, ибо мы являемся частью контркультуры, а не поп-культуры.

— А в чём разница между контркультурой и поп-культурой на Ваш взгляд? Творчество тех же ТаТу во многом было контркультурно и спорно (особенно для поп-сцены), песни для них писал замечательный Вадим Степанцов, которого трудно обвинить в попсовости (его стихи ещё в конце 80-х и тем паче в начале 90-х можно было увидеть в рок-журналах, да и сам он как человек очень тонок и хорош, так, скажем, его пародия на хэви-метал “Мантра” звучит даже лучше, чем многие тру-хэви-метал-группы как российские, так и зарубежные). Стала же поп-культурой Metallica, почему нельзя рассматривать творчество Аборта Мозга в качестве феномена поп-культуры, ведь поп-культура это всё, что можно продать?

Если посмотреть с этой точки зрения, то  хотелось бы чтобы диск  продавался как нечто с, за что люди готовы отдать самое дорогое – деньги,  это было бы так символично. Но наши слушатели, да и вообще очень многие «ценители» музыки,  как правило,  хотят получить ее бесплатно, при этом они все равно платят: платят за  трафик в Интернете, платят за подписки в соц.сетях  и так далее — кому угодно, но только не авторам. В связи с этим я хочу обратиться ко всем любителям «бесплатной» музыки: Не хотите платить авторам – будете расплачиваться своей свободой. А вообще, мы раньше приносили свои диски в церкви, детские дома, секты, ночлежки для бомжей,  школы, дома творчества, но их там даром никто не брал)))))))))))))).  Все это делалось ради собственного развлечения. Вот такая вот поп-музыка! Люди никогда не поймут нас и не полюбят и это взаимно.

— Короткие по длительности песни и постоянно повторяющиеся припевы это желание достучаться до всех или просто дань клиповому менталитету пользователей соц.сетей?

Я вообще люблю краткость во всем, а музыканты хотят  музыки побольше, тексты «наращивать»  для меня практически неприемлемо,  и чтобы не вступать с музыкантами в конфронтацию я повторяю некоторые фразы.

— Можно ли назвать Аборт Мозга развлекательной музыкой?

Это зависит от того, кто ее слушает.

— На самом деле возникает двоякое впечатление от релиза: с одной стороны, очевиден интеллектуальный посыл, а с другой – вот эта массовость и доступность. Это желание развивать и вести за собой или попытка сделать свои достаточно сложные идеи понятными и удобоваримыми даже для школьников?

Это желание развивать и воспитывать школьников )))))).

сабрина амо 1

— Помнится, Сергей Калугин в своём “Несло” говорил, что компромисс не для нас, что надо тянуть слушателей к высотам, а вот какого-нибудь Кураева за то что он пытается стать понятным для бОльшего количества народа, стоило бы вообще предать анафеме… А какова позиция Аборта Мозга по этому поводу?

Не скромно, но позволю себе процитировать себя: «Мы упали с высоты, мы безнравственно чисты, мы бессовестно умны, вы нам больше не нужны». Короче говоря, мне все равно как это воспримут, раньше я что-то пыталась донести и раскрыть, теперь мне действительно безразлично. Наше творчество – это конфета, кому-то понравится, кто-то срыгнет, но в отличие от конфет здесь нет совершенно никакой коммерческой цели, мы просто таким образом общаемся с миром.

— Слушал эфир с Вами на Радио Маяк и по ходу прослушивания не покидало сильнейшее чувство де жа вю: вспомнил те времена, когда на Маяке же в начале 90-х слушал эфир с Медведевой, у которой тогда вышел совестный альбом с Боровом. Тогда в эфире ведущий всё потешался и недоумевал: “на дворе 90-е, прогресс, развитие, а Вы поёте “Да, смерть”, как можно быть такими реакционерами в столь просвещённую и развитую эпоху” Сейчас уже далеко не 90-е у нас, делает ли это музыку Аборта Мозга ещё более реакционной и несовременной или, наоборот, спустя 20 лет, архаика стала раритетом и антиквариатом? А, может, ведущие и всякие диванные знатоки не правы, и музыка это нечто, что принципиально вне времени и пространства, особенно если она основана на концепции? Может ли устареть концепция?

Впечатление сложилось от эфира на радио Маяк, наверное, оно этим и обусловлено. Концепция христианства не устарела, а антихрист должен устареть?

— Я бы сказал, на фоне нашего “прогресса” в виде спинеров и гироскутеров, христианство, антихрист и песни Медведевой не только не устарели, но засияли новыми красками. Не смущает ли Вас, что поклонники зачастую страдают дальтонизмом и легко могут спутать имморальность и аморальность, Аборт Мозга и Оргазм Нострадамуса? Для Вас важно, чтобы транслируемые группой идеи были восприняты правильно и адекватно или тут можно использовать слоган Димы Маликова “танцуй пока молодой” или, как говорит, Калугин, ничего, что я сыплю богословскими и философскими терминами, ничего, что меня не понимают, кому надо тот поймёт?

Так и Ницше никто особо не понимал во времена его бытности, а что уж про Шопенгауэра говорить. Мы творим потому, что не можем не творить, это как нужда: поесть, в туалет сходить, если бы я могла не писать эти песни, я бы их не писала.

— Я думаю, что Ницше не понимают и сейчас, Ницше вообще человек, которого нужно читать строго в оригинале, а не в жутких русскоязычных переводах, где “Антихрист” оказывается “Антихристианином” и вообще всё перепутано… Сейчас вспомнилось, как журналисты “М” в начале нулевых огорчались из-за “не-думового“ поведения вокалиста Paradise Lost Ника Холмса во время выступления на Metal Mania в Польше, когда тот кривлялся и открыто высказывал своё “фи” своим же поклонникам, которые не смогли понять концепцию группы, его глубокие идеи, не въехали в эволюцию группы, а хотели просто рубиться под что-нибудь тяжёлое… Кажется, что Аборт Мозга сейчас это, пожалуй, группа, у которой ряды поклонников наиболее стройные, а присутствующие в этих рядах люди важны для вас. Страшно подумать, насколько на самом деле должно быть неприятно и огорчительно, когда вкладываешь столько сил и энергии в творчество, а кто-то вместо заложенных ценностей видит там нечто совершенно противоположное, так ли это для Вас?

Я повторюсь, для меня не важно, кто и что там видит, но я  буду очень рада, если глухой себе закачает нашу музыку, а слепой включит наш клип, безногий будет плясать под наши песни, а безрукий мастурбировать, в этом и заключается наш концепт.

сабрина амо 2

— Очень многие песни на “Мании” мне напомнили горячо любимые ранние альбомы Кадеварии, в частности её дебютник, а попутно ещё с десяток дарк и блэк-метал групп от Wykked Wytch до Darzamat времён Неры. Такие параллели можно считать исключительно внешними и случайными и насколько вообще близка панк-тусовка, из которой и вышел Аборт Мозга, и серьёзные профильные метал-круги? Доводится ли пересекаться с ними?

В этом альбоме мы пересеклись с серьезными металлистами, отсюда и качество и разочарование.

— Качество – безусловно! Такое чувство, что сейчас Аборт Мозга вышел на совершенно новую высоту, зазвучал совсем на другом уровне, но вы как будто ещё не вполне освоились на этой высоте, от чего остаётся привкус экспериментальности, своего рода пробный дубль. А почему разочарование и в чём оно, если не секрет?

Разочарование от завершенности, у меня всегда наступает в конце разочарование.

— “Пирсинг” c The Крыша звучит уж очень альтернативно и на самом деле сильно выбивается из общей канвы альбома. Это был просто эксперимент из серии “позвали, не слишком стрёмное предложение, почему бы не согласиться” или для Вас эта песня была чем-то большим?

Эту песню мы включили в альбом как дань памяти лидеру группы The Крыша — Джону Федишину.

— Не знаю, почему, но у меня было ощущение, что трек “Молилась” вышел, наверное, самым удачным фитом для Аборта Мозга… а как Вы оцениваете эту работу? И не изменилось ли восприятие песни спустя время?

Этот трек специально был написан для совместной записи со старухой Изергиль, восприятие, мое не изменилось

— А какой резонанс принесло “Бухое Лето”, записанное с Пятой Бригадой?

У поклонников Пятой Бригады мое участие вызвало некоторое замешательство.

— Можно ли назвать музыку Аборта Мозга духовной музыкой? Насколько она связана со сферой духа и мистична? Метафизические реалии, непонятные символы и дефиниции, наличие духовного наставника, общий сектантский настрой… можно ли говорить, что “Мания” – это портал в некое демоническое духовное измерение?

Конечно, «Мания» очень духовна, это наш самый духовный альбом.

— … вспоминаются шуточные стихи, которые цитировал ощутивший себя негласным пророком современного христианства Сергей Калугин: “как над нашим над селом аура зелёная, карма ехать в гастроном закупать креплёное”. Ну а если серьёзно, очевидно, что духовность бывает светлая, тёмная и как бы промежуточная серая (я сейчас не о штампах совсем, а именно о внутренней окраске, понятно ведь, что христианское лицемерие это тьма, а вовсе никакой не свет, а какой-нибудь Nargaroth по сравнению с ним намного более светел, чист и бел, хотя и противоположные ситуации тоже случаются), а какую окраску имеет духовность “Мании” по Вашему собственному восприятию?

прозрачную.

сабрина амо 4

— Кстати, возвращаясь к “Кофе-тайму” на Маяке, я не могу сказать, что сейчас так уж мало ярких и самобытных групп, а можете ли Вы назвать близкие по духу Аборту Мозга коллективы?

Мне понравилась группа Cobra, которая не так давно тоже записала новый альбом.

— Заметил, что ВК есть достаточно многочисленное сообщество с названием Аборт Мозга vk.com/in.brain и даже с крестом. Это тоже часть Вашей пиар-кампании или просто у кого-то схожие мысли и идеи?

Наверное, схожим здесь является отсутствие мыслей. У нас два или 3 каких-то сообщества, я особо ими не интересуюсь, а  именно данное к нам не относится, хотя ранее они там изредка нас вставляли).

— Почему Аборт Мозга не выступает и не планирует концерты и что у вас в ближайших планах?

Не знаю, не хочется выступать, меня это не вдохновляет. Пока в планах нет концертов, но не исключаю, что они будут.

Искра: Сколько планируется клипов? И с чем связано, что у группы их так мало?  

Надо бы снять, но это опять преодоление себя — я не люблю суету, съемки и всю эту возню, позировать ненавижу, да и вообще, моя внешность подпортилась в последнее время, в результате естественных изменений. Да и клипы мне не нравятся, так же как и кинематограф, предпочитаю застывшие картины, порой в них больше движения, их часами можно созерцать.

Искра: Любите ли Вы живопись и кто из художников Вам наиболее близок?

Очень люблю, есть много тех, чьи произведения меня впечатляют: Модильяни, Ван Эйк, Петер Мёнстед, в общем, очень разные, порою далекие друг от друга по стилю живописцы.

— Ваши финальные слова для тех, кто нас читает?

Да прибудет с вами вера, да покинет жалость вас!

— Спасибо за интервью!