ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

"Мы придаём безумию законченную форму". Интервью с группой The Aporia

The Aporia

26-08-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В прозаичном мире простых и очевидных вещей крайне редко случаются не то что бы чудеса, а хотя бы краткие разрывы привычной обыденной канвы и лёгкие ментальные всполохи, безумными чайками реющие над её поверхностью. Многие писатели и музыканты говорили о том, что подлинное творчество всегда граничит с безумием, чудом и разрывом пространственно-временного континуума с последующим выходом в совершенно иные сферы и иные плоскости. Именно об этом писал легендарный создатель “Алисы в стране чудес” Льюис Кэролл. Именно об этом звучит группа с академично-философским названием Апория – The Aporia. На связи лидеры и основатели коллектива – Иван Шишкин (ударные) и Даниил Михальченко (гитара), которые будут сегодня нашими гидами и проводниками по миру таинственного и трансцендентного в том, что касается такого удивительно феномена, который всем нам известен под названием “музыка”.

- Приветствую, Иван и Даниил! Выбирая себе название, вы действительно имели в виду апории Зенона, великого древнегреческого философа? Кто и при каких обстоятельствах предложил именно такое название?

Д.И.: Доброго времени суток.

Даниил: Да, имелось в виду то самое древнегреческое понятие. Но в обширном смысле, не сужая до перечисленных Зеноном.

Иван: Когда мы начали работу над музыкой, выяснилось, что Даня уже давно и целенаправленно шел именно к цели создания проекта под этим названием. Обсудив вопрос, мы пришли к согласию, что нам обоим по душе концепция и она хорошо характеризует наше творчество.

- Апория означает некое интеллектуальное «затруднение», «парадокс». С какими апориями вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни и как это влияет на ваше творчество?

Д: Я думаю, их легко найти, если попытаться вдуматься глубже в происходящее вокруг. Даже многие люди, а если быть точным, то все, сочетают в себе абсолютно противоположные вещи. Которые логически как бы и не совместимы, как абсолютный ноль и абсолютная единица. Но при этом в реальной жизни мы наблюдаем, что такое имеет место быть. Забавно, что то, что я привел в пример – это своего рода реверсивная апория, потому что изначально термин означает как раз разрешимую логически ситуацию, но не в реальной жизни. Думаю, что я ответил в стиле нашего творчества)

И: Для меня те самые интеллектуальные парадоксы являются движущей силой для написания песен. Когда ты испытываешь конфликты внутри самого себя, это рождает эмоции, которые ты затем вкладываешь в музыку и она начинает звучать искренне и «оживать».

- А с чего началась история группы The Aporia? Давайте вкратце пройдёмся по основным вехам вашего становления и развития.

Д.: Тут все достаточно банально. Мы с Ваней познакомились на концерте и обнаружили, что тащимся по одной и той же музыке и как оказалось оба стремимся ее играть. Потом некоторое время просто обменивались своими идеями и демо «на зацен». А затем Иван предложил переписать мои «талантливые» барабанные партии, а я записал пару его риффов на гитаре. Нам понравилась совместная работа, ну а затем репетиции, новые идеи и так далее.

И.: Поработав некоторое время над инструментальным материалом и записав первое демо уже под эгидой Апории и выложив его в сеть, мы получили достаточно хороших отзывов для такой сырой записи и решили, что стоит продолжать. Но остальные наши песни были рассчитаны на участие вокала и этот вопрос мы не могли решить около года. Внезапно наткнувшись в сети на кавера Артема Сергеева, нынешнего вокалиста, мы предложили ему записать вокал на Dragon God. Ну и он неплохо влился в команду и остался. Такой же сложной оказалась проблема поиска басиста. С пятой попытки нам удалось - им стал Денис Кораблев.

The Aporia 1

- Кто на данный момент входит в состав группы? Давайте вкратце охарактеризуем каждого участника.

И.: Так случилось, что у нас в группе два сонграйтера – мы с Даней оба пишем песни. И у нас своего рода противоборствующее сотрудничество, если можно так выразиться. Я всегда стараюсь писать музыку более близкую и понятную большинству, в то время как Даня увлечен экспериментами и концептуальностью. Таким образом мы неплохо влияем друг на друга, делая мою музыку более интересной и наполняем ее идей, а Даниному безумию придаем законченную форму.

Д.: Артем отличный вокалист, он способен вдохнуть в музыку жизнь и пишет партии, до которых мы с Ваней не додумались бы сами. Денис имеет огромный музыкальный кругозор, отлично владеет бас-гитарой, помимо этого играет еще на нескольких инструментах и пишет музыку в отличных от нашего стилях, и мы уверены, что это благотворно повлияет на наше творчество.

- Давайте поговорим о новейшем сингле и клипе The Aporia, который навеян бессмертным призведением Льюиса Кэролла “Алиса в стране чудес”. Что вдохновило вас на то, чтобы сделать клип на эту песню?

Д.: Мне бы хотелось начать с того, что, по моему мнению, ошибочно считать произведение сказкой. По крайней мере не в привычном значении этого слова. Вообще все, что касается этого произведения не должно иметь привычное значение. Сама песня основана на персонаже – Кэролловской Алисе. Только в нашей слегка мрачной интерпретации. Песня имеет несколько значений. Трек, так сказать, с шизофренией. Одно из них – побег от реальности. Человек сбегает от всего в «Страну Чудес» в своей голове в образе Алисы. Также, песню можно интерпретировать как и повествующую о раздвоении личности: одна личность – рассказчик(мужского пола), другая личность – Алиса, которая воспринимает мир совершенно иначе.

- Как зовут девушку, которая исполняет вокальные партии в этом треке? Нет ли планов продолжить с ней сотрудничество или даже взять её в состав The Aporia на постоянной основе? Вам не кажется, что эксперимент с синлом “Alice” был очень удачным во многом благодаря присутствия её вокала и вообще её самой, что сделало трек предельно интересным и привлекательным?

И: Девушку зовут Мила, мы как-то списались в вк на тему музыки и я предложил ей спеть у нас на сингле. Это был очень интересный опыт и мы совместили несовместимое: низкие мат-металлические риффы и нежный высокий вокал, такое сочетание пришлось многим очень по вкусу, это придало песне контраста и того самого безумия.

- А как сами относитесь к произведениям Кэролла? Читали только в детстве или любите и перечитываете до сих пор?

Д: Произведение Кэролла сложно оценить как надо, будучи ребенком. Оно должно быть прочитано во взрослом состоянии. Я большой фанат и у меня даже есть книга в неадаптированном оригинале.

- А что думаете об экранизациях? Какие вам ближе? Что можете сказать о фильме с Д. Деппом и Энн Хэттуэй и экранизации с Кейт Бекинсейл в главной роли?

Д: Экранизация Бёртона хромает Диснеем на обе ноги. Отвратительная актриса на роли Алисы. Хотя он и пытался реализовать мир хорошо. Хорош только Чешир. А по правде говоря, я не знаю хороших экранизаций, которые бы меня устроили.  Я могу отметить только тематические  компьютерные игры МакГи. Они подошли к теме безумия очень ответственно.

- Вы хотели бы оказаться на месте Алисы и попасть в тот мир, где живёт Шляпник, где улыбка может существовать без кота, а гусеница предсказывает будущее?

И.Д.: …и курит кальян.

The Aporia 2

- Что думаете о таком понятии, как “Red Queen Effect”, об “эффекте Красной Королевы”. Это понятие взято именно из книги Кэролла, из того места, где Алиса попала к Красной Королеве и удивилась тому, что она идёт, но при этом остаётся на одном и том же месте. “Здесь для того, чтобы куда-то попасть, нужно идти в несколько раз быстрее” - ответила ей Красная Королева. Ведь этот закон действительно действует в нашем мире: для того чтобы просто не деградировать и оставаться собой, нужно прилагать довольно много усилий. Для того, чтобы развиваться и эволюционировать – намного больше.

Д: Так и есть. Это легко можно заметить при занятии музыкой. При занятии на музыкальном инструменте. Нужно сильно постараться, чтобы не сделать хуже, чем в прошлый раз и еще сильнее, чтобы сделать хоть чуточку лучше. Да и в любом виде деятельности так.

- Как считаете, в чём главное отличие вашего нового сингла “Alice” от предыдущего “Dragon God”?

И: Отличительной чертой именно этого трека является его нестандартная структура, интересные и разнообразные риффы, использование сэмплов речи Алисы из одноименной игры. Песня больше с уклоном в пост металл, она берет своей атмосферой, нежели типичным метальным «молотиловом».

- Чему посвящён такой мистический и таинственный “Dragon God”?

Д: Цитата, с которой мы выпустили эту песню неплохо передает ее суть. На обложке изображен Уроборос – символ, обуславливающий существование бесконечности, часто связываемый с реинкарнацией. Но в этом случае речь о человеческом восприятии – оно очень ограниченно, мы живем и воспринимаем всего три измерения, а нашу с вами жизнь – как вектор времени(из начала в конец). В то время как здесь человеческая жизнь рассматривается как зацикленное движение по кругу. И «Дракон-Уроборос» как бы посвящает рассказчика в эту мудрость и тот избирает его своим жизненным символом/тотемом, хотя при этом все равно не имеет возможность вырваться из этого цикла.

- Откуда взята и что означает цитата, предваряющая сингл “Dragon God”: "...мы рождаемся заново, но проживаем ту же жизнь, которую уже много раз проживали. Сколько раз мы вели уже эту беседу, господа? Кто знает...”. Это намёк на реинкарнацию, метемпсихоз?

И: Да, это цитата героя Мэтью Макконахи из сериала «Настоящий Детектив», Раста Коула, который рассказывает об М-теории: что жизнь имеет начало и конец только для нас, в то время как вселенная вечна, а человеческая жизнь – это зацикленное движение по кругу.

- Вам нравится сотрудничать с Владимиром Лехтиненом и BLASTBEAR SOUND? Как и когда Вы познакомились с ним? Что Вы думаете о творчестве его группы Second To Sun?

Д: Владимир очень трудолюбив и работать с ним одно удовольствие. Он всегда ответственно относится к делу и действительно одержим музыкой и тем, что она в себе несет. Познакомились благодаря тому, что мы с Ваней слушали его группу Second to Sun и когда увидели, что он занимается звуком, решили обратиться.

И: Да, как звукорежиссер, Вова кропотливо относится к работе и выполняет наши пожелания и требования по звуку, делая все до мелочей. Помимо сведения, он также дал нам много других полезных и действенных советов.

- Как Вы сами определяете свой музыкальный стиль? Как считаете, элементов какого жанра больше в ваших треках: прогрессива, модерн-металла, мат-кора, джента или чего-то ещё?

И: Мы стараемся не сковывать себя рамками определенного стиля, но в основе стоит прежде всего мат-метал, прогрессивный металл. Однако в каждом треке есть свои влияния, отсылки: в Dragon God это куски, напоминающие дэт-метал, в Panda’s Dream много того, что понимается под словом-мемом “thall”, Alice, как мы и говорили, сильно уходит в пост-метал. Мы и дальше планируем внедрять элементы разных стилей, если это будет соответствовать идеям песен.

The Aporia 3

- Наверное самым крышесрывающим в вашем творчестве был сингл “Panda’s Dream”, который предваряла такая цитата:

"...— Так я об этом и говорю, единственное ощущение, что у меня человеческие мозги, появляется только благодаря тому, как ко мне относятся, но кто знает, что на самом деле у нас внутри.

— Такое впечатление, что ты сомневаешься в своем призраке.

— А что, если кибер-мозг может самостоятельно создать свой призрак, создать душу сам по себе, и если это так — какая разница, человек ты или машина. »

Однако при первом появлении сингла в сети, его сопровождал другой текстовый фрагмент:
“Представьте себе, что Вы видите прекрасные, невообразимые вещи,

от вида которых у вас замирает дыхание, бегут мурашки по всему телу и наворачиваются слезы на глаза.

Это те вещи, сам вид которых настолько безумен и прекрасен, что заставляет Вас верить в их существование.

Потом наступает момент, когда Вы просыпаетесь и не понимаете, что произошло. То, что Вы только что видели - сон? Или то, что Вы видите сейчас - сон? Что из этого реальность?

После чего Вы встаете и идете жевать свой бамбук.

Такой вот сон - Сон Панды”.

- Почему вы решили сменить текст-описание и что вообще для вас значат и означают эти сопровождающие треки отрывки текста, присутствие которых с самого начала существования вашей группы стало традицией?

И: Когда я написал эту песню еще в инструментале, она была как раз о том, что написано выше – о том, какие невероятные эмоции ты можешь получить во сне, какие вещи увидеть и пережить, а затем проснуться и осознать, что это все было лишь в твоей голове, задаваясь вопросом, а что же все-таки первично – сознание или бытие?

Д: Текст описания мы не меняли. То был пост о моей собственной интерпретации этой песни, с какими мыслями и эмоциями я записывал для нее гитары. Мне все это очень навеяло атмосферу и идеи «Призрака в доспехах» и «Нейроманта» Уильяма Гибсона. Эта цитата ярко отражает мое видение.

- Я так понимаю, вам всем очень понравился вокальный лирик-кавер Ивана Евсеева на “Panda’s Dream”. Полагаю, именно этот кавер навёл вас на мысль о том, что в песни хорошо бы вставлять ещё и вокальные линии с текстом? Так ли это?

И: Когда Иван Евсеев прислал нам свой вокал, мы были очень рады и удивлены – для нас, как для музыкантов было большим комплиментом, что человеку так понравилась наша песня, что он и партию к ней вокальную написал, и текст, и записал все это, а потом скромно закинул в комментарии к релизу. Вообще мы изначально хотели добавить вокал, но на момент написания трека подходящего кандидата не было. А сейчас мы уже почти закончили запись своей версии. Интересно, что текст будет опять на другую тему,  Артема вдохновляла книга «Горы, моря и гиганты», повествующая о противостоянии человека и природы, а его партии будут абсолютно не такими как в версии Ивана, мы специально не давали Артему её слушать J. И это очень здорово, что каждый находит в песне то, что ему близко.

The Aporia 4

- Через всё творчество The Aporia словно красной нитью проходит тема безумия, сумасшествия, пограничных состояний. Почему эта тема вам настолько близка и с чего начался ваш интерес к ней?

Д: На самом деле эта тема касается каждого, мы все немного безумны и вопрос лишь в том, кто это признает, а кто предпочитает прятать под маской обыденности и притворства.
В: Именно пограничные состояния порождают наибольший импульс, побуждающий тебя творить, и вызывают желание передать свои эмоции, придать им форму музыки, сделать из них что-то красивое, запечатлеть их.

- Как считаете, насколько вы сами похожи на свои творения и на героев (и героинь в случае с Алисой) своих композиций?

Д: Сложно сказать. Все наши персонажи это образы, они, помимо всего прочего, отражают что-либо личное.

- Как считаете, насколько связаны и нераздельны прекрасное и безумное, нереальное? Какой смысл в этой взаимосвязи и почему она существует? Почему всё нормальное и обыденное чаще всего блекло, пресно и неинтересно?

Д: Прекрасное чаще всего создано чем-то безумным, а нереальное, так как создано в голове человека, может быть настолько прекрасным, насколько он это может себе представить.
И: Почему все нормальное неинтересно? Ответ в самом определении слова.

- Два ваших первых сингла были посвящены китам и пандам. Наверняка, это не случайно. Откуда у вас такая любовь к животным и почему именно к этим животным?

И: Не случайно: животные – яркие символы. Люди когда-то считали, что мир стоит на трёх китах, для нас кит - символ основы как понятия, также символ красоты и величия. А панда олицетворяет природу как силу, движущую всеми существами.

- Какие планы у The Aporia на сегодняшний день? Чего ожидать от команды в ближайшем будущем?

И: В ближайшее время скорее всего будет басовое прохождение одного из треков, представим слушателям Дениса 🙂 Сейчас мы пишем много материала для будущего альбома, песни гораздо более взрослые по звучанию, да и альбом будет намного целостнее ЕР, который уже не за горами. Возможно скоро снимем клип.

- Когда ждать давно обещанный группой EP и сколько треков на него войдёт?

Д: Работа над ЕР почти завершена: в него войдет 5 треков, часть из которых вы уже слышали, что-то переделаем, что-то доделаем, приведем это все в человеческий вид. Такой длительный срок выпуска связан с тем, что мы долго не могли укомплектовать состав и записать все так, как нам нравится. Для нас ЕР это важное событие, мы получили огромный опыт, создавая его и для группы это только начало, дальше будет только лучше.

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям, почитателем панд, китов и творчества Л.Кэролла, а также вашим последователям и слушателям?

И. Д.: Слушайте хорошую музыку, поддерживайте группы, которые вы любите, мы не понаслышке знаем как это важно, ну и конечно развивайтесь. До новых встреч.

- Спасибо за интервью! Удачи вам и The Aporia!