ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Вечная борьба с собой. Интервью с группой Зеркало Души

Зеркало Души

23-11-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Если о говорить о том, как может выглядеть современный отечественный хэви-метал, то здесь мнения наверняка разойдутся. Кто-то кивнёт в сторону Антарес и Багиры, кто-то будет упирать на то, что ветераны из Арии и Легиона по-прежнему на коне, а кто-то вскользь обронит что-нибудь про Зеркало Души и других экспериментаторов тяжёлого цеха, которые совмещают классические риффы, современный звук и актуальные наработки информационного века, пытаясь вывести формулу тяжёлого рока образца XXI века. Сейчас у нас на связи Сергей Кузнецов (вокал, гитара, тексты) и Олег Шкуратов (гитара), и они расскажут, почему их группу можно считать новым словом в хэви-жанре, а попутно помогут разобраться, почему их диск стал таким многогранным, вызывающим и необычным.

— Приветствую, Сергей и Олег! Поздравляю с выходом альбома! Как настроение и с какими мыслями проводите новую осень жизни?

Сергей: Привет всем читающим это интервью, посетителям сайта ASTARTA. И спасибо за поздравление! Настрой хороший, вот пытаемся привести мысли в порядок, и вплотную заняться работой над новыми песнями для нашего второго альбома.:)

Олег: Добрый день! Спасибо, наконец-то свершилось! Настроение замечательное, смотрим в будущее со светлыми мыслями.

— Осень, как известно, царица меланхолии. Помогает ли вам эта меланхолия в вашем творчестве, приносит ли вдохновение и вообще предаётесь ли меланхолии, а то я тут недавно слышал мнение, что грустить осенью не за чем, а нужно просто идти ну турники…как у вас с этим?

Сергей: Турники, действительно, имеют место быть, правда, в моем случае – это тренажерный зал. Действительно, поднимает общее настроение!:) Но человеку свойственна разная палитра чувств, и, конечно же, меланхолия определенным образом сказывается на нашем творчестве. Лично для меня осенние вечера – это замечательной время, чтобы налить кружечку чая и подумать над новыми песнями:)

Олег: Конечно же, осень навевает легкую меланхолию. Во все времена осень была своего рода символом угасания жизни, когда зелень сменяется багрецом, а дни становятся все короче. Многие религии, мифы и легенды впитали в себя эту идею, большое количество стихов и прозы было ей посвящено. Но, к сожалению, а может к счастью, время, которое современный человек может тратить на меланхолию и размышления о вечном, ограничено, поэтому отражения в нашем творчестве тема самой осени обычно не находит, в отличие от таких коллективов, как, скажем, Lake of Tears. Тем не менее, по возможности, мы не забываем созерцать красоту этого времени года.

Сергей: Да, мы в основном стараемся специализироваться на том, чтобы послушав наши песни, человек стряхнул с себя меланхолию, и пошел заниматься чем-то важным и интересным!:)

— А откуда сами черпаете силы и вдохновение, чтобы писать такие жизнеутверждающие песни?

Сергей: Лично меня всегда вдохновляют люди. Здесь отдельно хочется сказать спасибо всем тем, кто нас поддерживает, нашим друзьям и близким! Без них писать жизнеутверждающие песни было бы невозможно! Также, лично меня всегда вдохновляли истории из жизни музыкантов и спортсменов. Зачастую читаешь их автобиографии, и понимаешь, насколько их характер, труд и упорство способствовали достижению крутых результатов! И это действительно мотивирует! Однако, жизнь штука сложная, поэтому, и поводы для грустных песен также случаются. В любом случае – песни отражают нашу жизнь, но хочется верить в лучшее и стремиться к этому тоже!

— Чем сейчас занимается ваша команда и что произошло в жизни коллектива после выхода альбома? Состав остался прежним?

Сергей: К сожалению, после выхода альбома нашу группу покинул барабанщик Андрей Петросьянц, по не связанным с музыкой обстоятельствам. Однако, костяк группы остается прежним, и сейчас мы приступаем к созданию аранжировок для нескольких новых песен.

Зеркало Души 5

— К записи своего первого альбома вы шли в совокупности аж 10 лет! Какими вы начинали этот путь и что изменилось за столько лет в вас самих и в вашей музыке?

Сергей: Да, действительно, путь мы прошли довольно долгий к нашему первому альбому. Все начиналось в 2007 году, когда у нас не было опыта и возможностей для студийной работы. За это время у нас неоднократно менялся состав, мы сочиняли песни (какие-то из них забывались, а какие-то исполняются до сих пор), познавали и искали свой звук и совершенствовались как музыканты. Вобрав весь этот опыт, мы в 2015 году приступили к созданию этого диска, и абсолютно точно можно сказать – в него вошли лучшие песни за 10 лет.

— А почему всё-таки на выпуск альбома ушло так много времени, насколько я знаю, весь материал был записал с 2015 по 2016 г.г., но вышел альбом только в начале 2017-го…были какие-то сложности?

Сергей: Да, у нас возникли небольшие сложности со свободным временем и графиком на студии, плюс во время записи нас покинул барабанщик Сергей Попов, с которым, к сожалению, не нашли общего языка. А найти замену, когда покидает барабанщик, в нашем городе не так и просто:) Плюс хотелось улучшить скилл в плане вокала, и паузу в записи я потратил на обучение у прекрасной вокалистки, которая указала на ошибки и ответила на множество вопросов, за что ей большое спасибо! (Вика, если нас читаешь – привет тебе!:)) Плюс ко всему нехватка свободного времени тоже имеет место быть, так как все мы взрослые работающие люди.

— Альбом называется довольно неоднозначно — “Небо Не Любит”. Что или кого не любит ваше небо?

Олег: Если исключить поиски скрытого смысла, то альбом назван по одноименной песне, одной из самых первых группы, сочиненной еще первым составом в 2007 году.

Сергей: Да, альбом называется по нашей самой хитовой, так сказать, песне. И, если вслушаться в нее – то тематика страха не найти себя так или иначе переплетает песни с первого альбома. Но в целом эта тематика не является главной.

— Помнится, когда в середине 90-х я с единомышленниками слушал Арию, кто-то из них в восторге-упоении сказал, что Ария делает смелее, освобождает от страха. Вы тоже испытывали подобные чувства и хотели сделать саундтрек для борьбы и противостояния на своём альбоме?

Сергей: Да, в юности, когда только начинал слушать метал, такие мысли посещали, безусловно. И хотел бы выделить не только Арию, но и такие группы как Черный Обелиск, Э.С.Т., Мастер, Легион, Крюгер. Все эти группы сильно повлияли на меня в возрасте 16-18 лет, и сейчас, по прошествии времени, не перестаю их слушать. Поэтому, да – концепция альбома тесно переплетается с мыслями о преодолении трудностей, стремлении стать лучше и сильнее. Это вечная борьба с собой, которая особенно свойственна подросткам, пронизывает некоторые наши песни того времени.

— Уже судя по названию группы (да и косвенно по названию диска) можно сделать вывод, что вы стараетесь вложить в музыке частичку своей души, отразить её с помощью музыки. А какие именно мысли и чувства, какое послание вы хотели бы донести до своих слушателей или глобального месседжа нет?

Сергей: Лично для меня – один из главных месседжей – это то, что в любой ситуации нужно не опускать руки и идти к своей цели, а также то, что нужно стремиться к большей человечности и доброте. Поэтому, в своих песнях, мы стараемся прибегать к антагонизму – даже, если песня о каких-то неудачах в куплетах, в припеве – должна быть надежда, что все будет хорошо!

— “…а небо всё точно такое же, как если бы ты не продался” – заканчивал Егор Летов одну свою аудио-эпопею. А что для вас небо: это абстракция, что-то более конкретно-религиозное или просто намёк на одну из песен Арии?

Сергей: Для меня небо – это символ чего-то неопознанного, интимного и близкого. Недаром, практически во всех религиях мира небо – один из главных символов божественного. Мы всегда смотрим на небо с надеждой, являемся ли мы верующими или атеистами. Лично меня звездное небо манило с самого детства. И мысли о Вселенной нашли свой отклик в собственной жизненной философии.

Зеркало Души 2

— Кстати, а как вы понимаете определение Ария-family? Я заметил, что некоторые группы, которые вдохновляются или вдохновлялись командой Холстинина и Дубинина, иногда причисляют себя к этому движению, тем самым как бы определяя ту целевую аудиторию, для которой играют. А как у вас с этим?

Сергей: Мы никогда не относили себя к этой семейке) Да, в юности я много слушал Арию и подобные группы, но уже довольно давно мои вкусы более разнообразные, что ли. Да и, мне кажется, музыка у нас далека от «арийцев», хотя к ней я отношусь с большим почтением и уважением.

Олег: Мы уважительно относимся к Арии, нам нравятся некоторые альбомы группы, но совершенно точно мы не выбирали Арию в качестве творческого ориентира и не позиционируем себя как группа из "семьи Арии". Как мне кажется, те коллективы, которые сознательно вещают на себя такой ярлык, не отдают себе отчет, что все те музыканты, что когда-то прошли через Арию и теперь занимаются творчеством в других коллективах, могут себе позволить играть то, что хочется, без оглядки на саму Арию.

— На альбоме достаточно необычный для хэви-металла звук. Напоминает не столько Iron Maiden и Manowar, сколько Excess или Siren, но со современным modern-звуком. Как вы пришли к идее сделать саунд диска настолько неожиданным? Или это вышло само собой и естественно?

Сергей: Можно сказать, что по саунду мы доверились, в том числе, звукорежиссеру студии LES Records Диме Волошину.  Гитары были записаны с помощью известного студийного прибора – Kemper Profiling. И в итоге выбрались профили, как вы верно выразились, в смеси звука хэви-80-х и современного саунда.

Олег: Мы не искали такой звук целенаправленно. По сути, когда появляются песни, у нас не возникает желания привести их к какому-то общему стилю или направлению, из чего, возможно, и родился подобный звук с музыкальной точки зрения. Что касается технической стороны, то за это спасибо Дмитрию Волошину!

— А сами когда слушаете альбом, довольны звучанием? Или автору сложно оценивать собственное произведение?

Сергей: Лично мне сложно оценивать и много слушать свои песни. Но в целом меня звучание устроило, и слушал с удовольствием! Конечно, уже после выхода всегда может возникнуть желание изменить какие-то нюансы, но написание альбома научило тому, что нужно относиться к записи, как к определенному этапу. На данный момент есть мысль сделать следующий альбом более сырым по звуку, более теплым и ламповым! Однако, время покажет. Ибо поиск звука у гитариста и музыканта почти всегда бесконечный!:)

Олег: Всегда остается что-то, что можно было бы поменять в партиях, лучше сыграть или по-другому свести. Это последствия вечного стремления к недостижимому идеалу. Здесь важно вовремя остановиться, отпустить эти мысли и идти дальше, что сделано, то сделано. В конце концов пока у нас нет возможности на полгода арендовать студию и сидеть там, ожидая нужной фазы луны.

— Скажу честно, ваш альбом произвёл на меня сильное, но в большей степени неожиданное впечатление: мне увиделись в нём прекрасные отсылки к андеграундному хэви 80-х в духе Cities, Angel Dust, Omen и Scavenger, которых мало кто знает, но ценители помнят и любят, а с другой стороны, у вас не обошлось без традиционных для таких групп, как Ария тем в “Мы Вместе”, например, в то время как обложка явно фэнтезийная. В самой музыке слышится и олдскул, и влияния 90-х, и характерные черты металла нового тысячелетия. А как вы сами могли бы прокомментировать эту разноликость своего дебютника?

Олег: Мы любим самую разную музыку и не боимся проецировать её на собственное творчество. Естественно, корни её лежат в хэви-метале, но каждый из нас привносит что-то ещё, и не важно в рамках рок и метал музыки или нет. А порой может статься, что идея для песни придет вообще не из музыкальной сферы. Главное, чтобы в конечном итоге это работало для песни.

Сергей: Я полностью согласен с Олегом, насчет любви разнообразной музыки. Лично мне всегда была близка многогранность в творчестве, поэтому, и песни у нас довольно разнообразные.

Зеркало Души 3

— Как считаете, можно ли сказать, что Зеркало Души – это и есть современное состояние хэви-металла и то, как может и должен выглядеть этот жанр в наше время, не спускаясь в плагиат и не становясь анахронизмом?

Сергей: Очень сложно говорить о своем творчестве. Дело в том, что жанры сейчас настолько тесно переплетаются, что назвать нас однозначно хэви-металлом не так просто. Я думаю, что жанр развивается не только в широком смысле, но и индивидуальном плане групп, которые к нему относятся (или которых к нему относят). Лично меня привлекает определенная эклектика, и мы стремимся делать что-то индивидуальное. Однако меня до сих пор радуют и классические представители хэви, которые до сих пор выпускают крутые альбомы в рамках этого стиля!

Олег: На самом деле даже у Judas Priest и Manowar, классиков хэви, критики находили трэш и пауэр-метал. По сути определить жанровую принадлежность наших песен — это уже дело критиков и слушателей. Я очень не люблю заявления, подобные фразе "мы не ограничиваем себя рамками жанров", потому что на деле это означает, что данный коллектив исполняет скорее всего какой-нибудь металкор или пост-хардкор, но в плане сочинения песен мы действительно ограничены только нашими желаниями, а также композиторским и исполнительским мастерством, которое мы каждый день стремимся совершенствовать.

— Кстати об обложке, что она означает и кто был автором?

Сергей: Автором обложки является наш воронежский художник Ярослав Дмитриев. Он оформлял обложки нескольким местным группам, и фентезийная составляющая – это часть его стиля. Поэтому, мы полностью доверились ему, на мой взгляд, получилось здорово. В ней он попытался показать большинство песен на альбоме – тут и “Небо, которое не любит”, и “Огонь”, и “Время”.

— В “Мести Гора” у вас почти фламенко. Трудно ли было такое придумать и сыграть и что вдохновило на такой неожиданный инструментальный эксперимент?

Сергей: Вдохновил на подобное intro, как ни странно, инструмент. Прикупил себе акустику, и подумал, что надо бы ее использовать в какой-то песне. А уже в студии, записывая подклады, решили записать чистое вступление на акустике. Кстати, с верным интонированием мне как раз помог Дмитрий (Les Records). Плюс сама песня от этого зазвучала более разнообразно. Она раскрывается постепенно – от акустического и мелодического ходов до трэша в куплетах.

Олег: Помимо этого вдохновением послужила сама тема песни: здесь мы пытались передать дух Древнего Египта, ввести слушателя в настроение этой песни. Надеемся, что у нас это получилось.

— Сейчас уже есть какие-то задумки по поводу подобных экспериментов и нововведений в ближайшем будущем?

Сергей: Да, у нас есть мысли сделать 1-2 композиции из акустических песен, с определенным развитием. Но пока об этом рано говорить, будет видно уже ближе к окончательному формированию материала.

Олег: Конечно, мы всегда в поиске новых интересных идей и всегда готовы их использовать, если они соответствуют песне. Думаем, в будущем слушатели определенно услышат нечто подобное.

— Не боитесь попасть со своей музыкой между двух стульев и оказаться слишком сложными и непонятными для широких слушательских хэви-масс, как это было когда-то с “отверженными” из Satan, Blind Fury и Pariah?

Олег: Мы за творчество. Многие коллективы идут по простому пути, порой откровенно копируя известных исполнителей. Не сказать, что это плохо, но нам не хотелось бы быть одними из тех, кто стремится именно к этому.

Сергей: Да, такого страха у нас нет. Хочется найти свое лицо, но и не забывать о группах и направлениях, на нас повлиявших.

Зеркало Души 4

— Ещё до начала прослушивания вашего альбома, а только изучив предварительную инфу, я почему-то сразу вспомнил группу Anesthesia, которая выпустила свой дебютник “A State Of Being Unable To Feel Pain” тоже спустя 10 лет творческой деятельности, в 1997 году…а вы сами считаете какие-то группы своими наставниками и учителями?

Сергей: У меня таких наставников довольно много, и список постоянно пополняется. Наверное, в первую очередь – это Анатолий Крупнов (Черный Обелиск, Крупский сотоварищи, Shah), Жан Сагадеев (EST), Михаэль Аккерфельдт (Opeth) и Стивен Уилсон. В плане отношения к творчеству – у них никогда не было полностью похожих альбомов –  много разнообразия в них присутствовало всегда. Услышав первый раз Черный Обелиск, я понял, насколько много мыслей можно донести до слушателей в одной песне. Сейчас слушаю очень много фолка, прогрессива, ориентал-металла. Нравится, когда в музыку вкрапливаются элементы разных культур народностей нашей планеты! А, к примеру, всего несколько лет назад стал слушать Оргию Праведников… Переслушав все их альбомы, включая сольник Сергея Калугина, подумал – «Где же я был раньше?» Настолько их музыка меня поразила!:)

Олег: Я скорее могу перечислить моих любимых исполнителей, нежели учителей. Неоднократно приходилось ловить себя на мысли, что ты можешь считать своим любимым какого-то конкретного музыканта, восторгаться всем, что он делает, но когда дело доходит до собственного творчества, то оказывается, что у вас не так много общего, не так много его идей находят отголоски в твоих, а когда ты целенаправленно хочешь сделать что-то в его стиле, то не так уж у тебя это и получается.

— А много ли друзей и коллег у вас в Воронеже среди музыкантов? Я знаю, что вы общаетесь с Suffer In Paradise, выступали с Intervesum,  Герцеговиной Флоръ и Mad Head, знакомы ли с кем-то ещё?

Сергей: Да, за 10 лет мы познакомились со многими интересными музыкантами, которых хватает в нашем городе! С лидером Suffer In Paradise меня связывает давнее общение. Также стоит упомянуть группы Планида, Ледокол, Отражение, MAD HEAD, Герцеговина Флоръ, Stress Index, Frenzy Sides — с ними мы часто устраивали концерты. И, конечно же, отличная группа Врата!

Когда-то была замечательная группа Послемарк, с которыми мы отыграли большое кол-во концертов. Из нее вышла отличная группа Magnetic Storm. Всем рекомендую их послушать!

— Шесть треков – не самая традиционное количество для полноформатника… Чего не хватило для того, чтобы песен стало больше или вы сознательно решили не перегружать релиз треками и смыслами, чтобы не пугать тех, кто и без того боится “многабукаф”?

Олег: Корень причины, по сути, в том же, почему альбом долго записывался: мы потратили много сил и средств на запись. С другой стороны, мы не хотели бы обременять слушателя ненужным балластом из проходных песен, и записали только те песни, которые посчитали достойными того.

Сергей: А также не хотели, чтобы выход затянулся еще на один год:) Хотелось закрыть эту страницу 10 лет группы, и начать заниматься новыми песнями.

— Как расценивать ваш релиз: это лонгплей или всё-таки EP?

Олег: Мы смотрим на эту запись именно, как на альбом. В конце концов, в легендарном альбоме “Rising” группы Rainbow тоже только 6 песен, и длится он примерно столько же.

— Я знаю, что диски вы делали сами без поддержки лейбла. Это ситуация, подобной той, что была у Blessed Death, когда никто из лейблов просто не заинтересовался выпуском или вы сознательно решили действовать сами?

Сергей: Мы сознательно решили действовать сами, хотя дистрибьюцией альбома в такие сервисы, как Яндекс-музыка, Google Play и ITunes занималась студия звукозаписи «Les Records». В остальном мы все сделали сами.

Зеркало Души 6

— Какие впечатления остались от концерта-презентации альбома? Всё ли прошло так, как планировали?

Олег: Впечатления только приятные. Конечно, не все прошло так, как было задумано, например, мы планировали записать звук с микшерного пульта, чтобы потом смонтировать концертное видео, но с этим, к сожалению, не сложилось. Но в целом все прошло отлично.

— Можете рассказать какой-то закулисный случай, касающийся этого концерта – что-то, чего не видно или не так явно на видео с него и что помогло бы лучше понять происходящее в тот день?

Олег:  Единственное, что вспоминается — случай с микрофоном для бэк-вокала, в который я должен был спеть буквально пару строк. Но сначала я в концертном раже задел его гитарой, после чего он упал, а когда дело дошло собственно до его использования, оказалось, что он выключен.

Сергей: У нас чаще всего случаются проблемы именно с микрофонами)) Либо он выключается для бэк-вокала, либо кто-то задевает микрофон, снимающий звук с кабинета. Именно поэтому я стал пользоваться импульсами и отличным устройством AMT Pangaea.

— Как соотносится деятельность Зеркала Души и сольное творчество вашего главного автора и вокалиста Сергея Кузнецова? Можно ли считать сольные вещи своего рода “Bard’s Song” – акустической версией металлического амплуа основной команды?

Сергей: Я начинал с написания акустических песен. Поэтому, в этом году круг замкнулся. Меня давно посещала идея о том, что надо все-таки выпустить лучшие песни в акустике, и я сознательно сделал упор на песни, не задействованные в группе, либо же старые песни Зеркала. Для меня акустическое творчество – более интимное, что ли. И позволяет раскрыться в другой части творчества. Так или иначе, меня всегда привлекала меланхолия акустической гитары. В этом формате такие песни раскрываются лучше, на мой взгляд. Может быть в будущем, я постараюсь сделать акустический концерт, а возможно вместе с ребятами, мы сделаем что-то среднее. В любом случае, планы имеются, но все покажет время..

— Что у вас в ближайших планах? Чего ждать от Зеркала Души в ближайшие недели и месяцы?

Олег: Мы ожидаем в скором времени завершить сочинение нескольких новых песен, как можно скорее отрепетировать, и записать и выпустить в качестве сингла, ориентировочно до весны 2018.

Сергей: Да, у нас есть 2 новых песни, и 1 давно забытая, и нам хочется записать их и поскорее выложить в сеть. А дальше будем заниматься уже записью других песен. Надеемся, что долго ждать не придется, как это было с первым альбомом (многозначительно улыбается:))

— Вы пишете, что за последние три года ваше творчество претерпело некоторые изменения. В чём они заключались и продолжаются ли эти перемены?

Сергей: Мы стали более взросло подходить к аранжировкам песен. Во многом, это стало возможным с появлением нашего гитариста – Олега Шкуратова. Мы довольно серьезно переработали старый материал, и получили некоторое понимание, куда двигаться дальше с новыми песнями.

Олег: Да, мы стремимся к качественному звучанию не только с технической, но и композиторской и исполнительской точек зрения. Поэтому партии и аранжировки обдумываются очень тщательно, порой до полного изменения.

— Когда ждать новый релиз? Неужели на него снова уйдёт столь же много времени, как и на дебютник?

Олег: Работа над всеми песнями ведется параллельно, так что мы надеемся, что в том же году вскоре после выхода сингла последует новый альбом.

Сергей: Да, очень на это надеемся!

Зеркало Души 7

— Вы так и будете балансировать между грувом, модерном и трэшем на основе хэви-металла  и с бардовской мелодичностью или сделаете более определённый выбор в пользу одного из этих жанров?

Олег: Да, мы останемся верными себе.

Сергей: Я думаю, это уже часть нас – и основа останется такой же. Но т.к. мы постоянно меняемся, то и музыка не остается на одном месте.

— Общаетесь ли вы сейчас с бывшими участниками и есть ли в планах пригласить их записать совместный альбом или отдельные композиции?

Сергей: Да, с кем-то больше, с кем-то меньше мы стараемся поддерживать связь. Поэтому, нет ничего невозможно в том, что кто-то отметится гостем на нашем новом альбоме. Особенно, это касается ударных, ибо на данный момент мы в поиске барабанщика. Возможно, кто-то из наших друзей поможет нам в работе над синглом.

— Ваши пожелания тем, кто нас читает?

Сергей: Спасибо за внимание! Крепкого здоровья, а также всего наилучшего Вам!

Олег: Слушайте хорошую музыку и читайте умные книги!

— Спасибо за интервью!

Сергей: Спасибо за возможность высказаться! Удачи и процветания вашего замечательного издания!

Олег: Всего доброго!