ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

"Искренность как жизненное кредо" интервью с Чароит

23-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

В последнее время у нас в гостях с ответами на вопросы всё чаще интересные собеседники, которым есть, что сказать, и ответы которых воспринимаются как хорошая пища для ума, но сегодня всё-таки случай особый. Даже если вы давно привыкли к образованности и энциклопедическому кругозору ролевиков-менестрелей и представителей фэнтезийно-ролевого фолк-рока, интервью с Чароит, чей альбом “Волшебник”, как вы помните, стал у нас на ASTARTA лучшим релизом января 2020 года, всё равно наверняка вас заинтересует и не разочарует. Гендерные тайны, искренность до предела, мифологические нюансы, маленькие повседневные чудеса, декларация прав человека и актуальные события, связанные с коронавирусом – всё это и многое другое в нашем сегодняшнем эксклюзивном интервью с настоящим современным волшебником, творцом заклинаний и генератором творческого чародейства во всех возможных и невозможных смыслах.

Алексей: Здравствуйте, Чароит! Поздравляем Вас с победой в нашем опросе и с получением звания лучший альбом января! Нам было особенно радостно в связи с Вашей победой из-за того что мы восприняли эту победу как торжество магического и волшебного над повседневным и приземлённым. А какие у Вас мысли в связи с этим событием?

Здравствуйте, Алексей! Спасибо за поздравления, это чудесная новость. Мой альбом впервые побеждает в чём-то подобном, и, конечно, мне хочется прыгать от счастья, потому что в него было вложено много труда, сил и души. Очень приятно, когда песни находят своих слушателей и высоко ими оцениваются.

Виктория: Здравствуйте, Чароит! Присоединяюсь к поздравлением Алексея с победой Вашего альбома! Расскажите, как Вы начали писать Ваши сказки и стихотворения? Когда и с чего это началось? Поддерживали ли Вас в детстве Ваши родители, старались ли открывать и развивать Ваши таланты?

Здравствуйте, Виктория! Спасибо вам!

Я пишу стихи очень давно: сколько себя помню. Лет с пяти или даже раньше. В те годы и стихи, конечно, были детскими. И мне всегда нравилось придумывать истории. Моими любимыми книгами были сказки и легенды разных народов: от греческих мифов, до сказок Гвинеи-Бисау. Помню, как мы с друзьями рисовали героев, вырезали их и разыгрывали с бумажными человечками любимые сюжеты: и Троянскую войну, и возвращение Одиссея на Итаку, и поход за кощеевой смертью…

Родители вряд ли считали, что моё увлечение сказками продлится долго. Но я не помню ни особых поощрений, ни запретов. А мама до сих пор любит рассказывать, что самым страшным наказанием для меня в детстве было, что книжку отберут.

Алексей: Раскройте секрет, как Вам удалось сделать альбом “Волшебник” настолько сильным и мощным? Разница между этой работой и Вашим дебютным творением действительно впечатляет!

Тут и правда есть небольшой секрет: между релизами двух альбомов только официально прошло полгода, но на самом деле намного больше — 6 лет. Дебютный альбом был записан в 2013 году, и потом мы до-о-олго его сводили. Так получилось из-за моих проблем со здоровьем (а тогда у меня были все основания полагать, что первый альбом может стать и последним — я уже лет семь сражаюсь с аутоиммунным заболеванием). Но в итоге мне удалось добиться ремиссии, а в процессе доведения до ума первого альбома у меня было много времени, чтобы учиться и совершенствовать навыки.

Алексей: Тема здоровья в наше время не очень популярна среди слушателей и любителей рок-музыки и прилегающих к ней жанров. О проблемах со здоровьем мы знаем по большей части только у музыкантов возраста и ранга Оззи Осборна и Дейва Мастейна, а про более молодых и андеграундных исполнителей информации в разы меньше, и зачастую они сами не очень стремятся рассказывать о своих болезнях.… Как думаете, с чем это связано?

Лично у меня ещё с детства где-то на подкорке было записано: «не жалуйся», и поэтому умалчивать о происходящем было как-то... комфортнее, что ли. Вроде как молчишь о болезни, и можно сделать вид, будто бы её не существует. Но это, конечно, самообман, который потом аукается. Потому что пытаешься вести себя, как раньше, забивать на плохое самочувствие, преодолевать... а потом просто падаешь, лежишь и понимаешь, что всё это превозмогание было никому не нужно.

Честно говоря, мне понадобилось немало времени и чтобы понять, что наличие хронической болезни не делает меня нытиком или слабым человеком, и чтобы смириться, что какие-то вещи, которые раньше давались легко, стали недоступными. И теперь я говорю об этом как об одной из своих особенностей. Что-то вроде: знаете, у меня есть веснушки, серо-голубые глаза, тридцать девятый размер ноги и болезнь Грейвса.

Алексей: А как Вы считаете, как влияет болезнь (и в том числе долгая, серьёзная и опасная, богатая на разного рода симптоматику болезнь) на творческий процесс? Она помогает, дисциплинирует или всё-таки больше мешает и отбирает силы, мотивацию и вдохновение?

Да, конечно влияет. Не может не влиять. Я вообще люблю всё держать под контролем, планировать задолго вперёд, а болезнь ставит в ситуацию, когда ты толком не можешь ничего обещать, потому что кто знает: а вдруг ты завтра просто не встанешь с кровати? Или не сможешь взять гитару, потому что трясутся руки?

Вообще, болезнь сама по себе очень дисциплинирует, потому что приходится подстраивать под неё график всей жизни: лекарства по расписанию, жёсткие диеты, распределение физнагрузки и т. д. Особенно дисциплинирующей для меня оказалась больница, где мне пришлось подписывать бумаги о том, что я не имею права покидать свою палату в течение всей госпитализации, а все личные вещи, которые я принесу с собой, нельзя будет потом забрать домой, потому что радиационная опасность и вообще подсудное дело. Теперь я рассказываю об этом эпизоде своей жизни как о пребывании в «инопланетной тюрьме» — это правда было похоже на какой-то фантастический фильм. Опыт пугающий, но весьма интересный.

Не стану скрывать, в связи с болезнью у меня были и моменты глубокого отчаяния. Но в итоге с этим удалось справиться и решить для себя, что я буду творить, пока есть силы и возможность. В такие моменты начинаешь даже больше ценить то, что имеешь, и — главное — ничего не откладывать на потом.

Алексей: Не могу не спросить Ваше мнение о разразившейся сейчас эпидемии коронавируса. Как Вы в целом относитесь к этому факту и как изменилась Ваша собственная жизнь и расписание в последние дни в связи с данной ситуацией?

Расписание, конечно, изменилось. В связи с постановлением правительства Москвы о запрете мероприятий численностью больше 50 человек, нам пришлось перенести спектакль в театре. А, проснувшись в день сборного концерта, с температурой, я решил не искушать судьбу и отказаться от выступления — не хочется стать причиной болезни других людей.

Я слежу за новостями и считаю, что к ситуации нельзя относиться легкомысленно, но и панику разводить тоже не стоит. Лучше придерживаться разумной золотой середины, не впадая в крайности.

Один мой друг шутил: «Техника безопасности — не наука, а религия. Смысла можно не понимать, но обряды соблюдать надо». Но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды. Я к тому, что есть опубликованные рекомендации ВОЗ, их писали специалисты, и соблюдение этих рекомендаций — это наша личная ответственность не только за собственное здоровье, но и за здоровье окружающих — особенно пожилых людей, для которых вирус опаснее всего.

Влада: Чароит, здравствуйте! И я присоединяюсь к поздравлениям с победой! Как Вы думаете, саундтреком к какому фильму могли бы стать песни из Вашего нового альбома “Волшебник”? И хотели бы Вы сами специально записать саундтрек для какого-нибудь фильма?

Здравствуйте, Влада! Вам тоже спасибо за поздравления!

Конечно, мне хотелось бы написать саундтрек к фильму — всегда интересно пробовать что-то новое. Правда, я осознаю, что я всё-таки больше поэт, чем музыкант. Но опыт написания инструменталов к спектаклям у меня уже был: и для своего театра, и в студенческие годы для Театра на Бутырке. Так что если такая возможность у меня будет, я непременно ею воспользуюсь

А что касается "Волшебника" — мне кажется, что эти песни хорошо бы подошли для какого-нибудь фэнтезийного сериала, где есть сквозные персонажи, но каждая серия — это какая-то отдельная история о встречах людей и фэйри. Что-то такое мрачное, дикое и таинственное по атмосфере.

Виктория: Почему Ваши новые песни по большей части посвящены Британии и британскому фольклору? Чем Вас привлекает туманный Альбион и чем представления британцев о волшебном и чудесном отличаются от всех других?

У меня в творчестве тематические циклы случаются периодами. Есть французский цикл, есть японский, теперь вот настала очередь британской магии. Каждая культура по-своему интересна. Моё осмысленное увлечение кельтской Британией началось примерно в 2001 году с ирландских легенд, а дальше распространилось на весь туманный Альбион.

Но предпосылки к этому увлечению тоже были заложены в детстве. У меня была книга — сборник народных баллад "Чудесный рог", которая произвела на меня огромное впечатление. А лет в одиннадцать со мной случился старый английский сериал "Робин из Шервуда", и с тех пор Англия уже никогда не покидала моё сердце.

Кстати, часть песен с альбома "Волшебник" были написаны прямо в Англии. Там просто невозможно не писать о фэйри и волшебстве — сплошные референсы под каждым кустом)))

Алексей: Мне порой кажется, что Вас привлекает не столько Британия в целом, сколько именно Англия – каких-то специфических и характерных черт ирландского, шотландского или уэльского фольклора у Вас не так много. Сможете согласиться с таким утверждением? И что в менталитете англичан и в их фольклоре Вам больше всего нравится?

На самом деле, меня привлекают все островные кельты, у них довольно много перекликающихся мотивов и заимствований. Например, история о "Короле-Соколе" вполне имеет ирландские отсылки — плащ из соколиных перьев носил верховный филид. А историй о воронах-оборотнях много в Шотландии. Но, пожалуй, на альбоме "Волшебник" действительно, больше английского. Большая часть этих сюжетов придумана мной, у них нет легенд-первоисточников, просто я люблю делать разные стилизации. А по атмосфере альбома (а также в некоторых сюжетах) меня вдохновляла книга Сюзанны Кларк "Джонатан Стрендж и мистер Норрелл". Там как раз есть всё: и английская магия, и английские волшебники, и альтернативная история.

Кстати, альбом "Волшебник" — это не единственная моя вещь о Британии. У меня есть целый написанный и поставленный на сцене театра мюзикл по мотивам британских легенд — "Баллады сэра Акколона" — про спор человека с судьбой в рамках кельтской концепции рока. Там каждая песня — это отдельная история из мифов или её интерпретация. Есть история о Кухулине и о Финне Мак Кумале, история о нарушении Правды короля (а это всё чисто Ирландия), история о келпи родом с острова Мэн, история о Тэм Лине (Шотландия), о Тристане и Изольде (Корнуолл) и многие другие.

Так что да, все островные кельты — это моя большая любовь. И мне сложно выделить из них кого-то более любимого.

Виктория: Если бы Вам представилась возможность уйти в холмы к эльфам - сделали ли бы Вы это? Как считаете, жить среди эльфов и других волшебных существ из мифов и легенд проще, чем в нашем повседневном и приземлённом мире?

Нет, я не уйду в волшебную страну, даже если мне это вдруг предложат. Считаю, что моё место тут: я живу, чтобы делать этот мир лучше. И вопрос не в том, где проще — просто, как мне кажется, не будет нигде. По моим текстам этого, наверное, не скажешь, но по жизни я довольно-таки земной человек, очень любящий все земные удовольствия. Мне нравится жить здесь, несмотря на все недостатки этого мира.

Так уж вышло, что по первому образованию я врач, и мне довелось повидать многое, связанное с этой профессией. Случалось и помогать людям, и, увы, не иметь возможности спасти всех, кого хочется спасти. Да, вокруг нас много несправедливости, много грязи, много страданий… но, как говорится "мы не ценили бы жизнь, не познав смерть". Вот совсем недавно мне написали отзыв про мою сказочную книгу, и, знаете, этот отзыв наполнил мою жизнь смыслом. Мне написали из онкологического отделения, где пациенты читают мою книгу и благодарят за интересную историю. Одна бабушка даже сказала, что ни за что не умрёт, пока не узнает, чем дело кончилось. Мне едва удалось сдержать слёзы, если честно. И вот тогда мне подумалось: это то, ради чего я здесь: чтобы дарить людям утешение, надежду и силы для борьбы с трудностями. Так что нет, мне нельзя в волшебную страну — тут ещё много незаконченных дел.

Алексей: На альбоме Вы даёте прекрасный рецепт того, как стать волшебником: “чтоб чудеса творить, сперва уверуй в чудеса”, а верите ли Вы в чудеса в реальной жизни, и как часто они случаются в Вашей жизни?

Конечно, я верю в чудеса. Потому что эти чудеса мы тоже творим сами. Каждый из нас может быть волшебником. Например, можно написать текст или музыку, нарисовать арт, который заставит людей улыбнуться, что-то почувствовать, переосмыслить, задуматься. Можно пожертвовать деньги на благотворительность. Поддержать любимого автора морально или материально. Подобрать чужую бумажку и донести её до урны. Помочь тому, кто нуждается в помощи, утешить кого-то, сказать комплимент, уступить место в транспорте — все эти маленькие чудеса под силу каждому. А наш мир от каждого доброго дела становится немного лучше.

Виктория: Легко ли придумывать персонажей, мифы, легенды и давать им жизнь? Когда Вы делаете так, то чувствуете прилив сил или скорее опустошение и желание отдохнуть, набраться сил?

Творчество для меня — это занятие, дающее ресурс. И чем больше я пишу — тем больше хочется продолжать, этот процесс очень затягивает. Сюжеты приходят сами, иногда достаточно зацепиться за одну мысль или фразу, и от неё раскручивается целая история. Главное — понимать, что именно ты хочешь сказать в данный конкретный момент. Часто бывает, что я о чем-то долго думаю, а потом вижу во сне сюжет будущего рассказа или песни. Иногда мне кажется, что это не я придумываю истории, а они просто хотят быть рассказанными.

Алексей:….ммм, может быть, это эльфы и фейри вам их напевают, как Вы думаете? И вообще склонны ли Вы к мистике?

Я думаю, что в мире есть много неизученного и непознанного, и всему, что сейчас принимается за мистические проявления, когда-нибудь будет найдено научное объяснение. Меня, например, в своё время очень привлекала теория Вернадского о ноосфере, и, хотя там много спорных моментов, кто знает, до чего дойдёт наука  через десятки лет? Раньше вон и в асептику с антисептикой никто не верил.

У меня есть и свои маленькие суеверия, и ритуалы на удачу (наподобие того, как в театре было принято в день премьеры прибивать к сцене пятак, чтобы премьера прошла удачно). Не то, чтобы я отношусь к этому с убийственной серьезностью, но такие штуки помогают чувствовать себя увереннее в ситуации, когда ты сделал то, что было в твоих силах, а дальше всё зависит от внешних обстоятельств. Ну и как человек, увлекающийся мифологией и древними традициями, я всегда с интересом изучаю мистические традиции и ритуалы разных народов. Это и для книг полезно, и в целом для понимания, как работает человеческий разум, откуда возникают различные когнитивные искажения, например.

Влада: Продолжая тему кинематографа: сейчас существует множество фильмов жанра “фэнтези”, и часть из них основана на сказках и мифах - как Вы думаете, в каком из них Вы могли бы сыграть роль? Или, может быть, Вы хотели бы принять участие в создании экранизации ещё не использованного мифологического/сказочного сюжета?

Моё второе образование — актерско-режиссёрское, так что сыграть я могу то, что предложат, не бывает плохих ролей. Правда, как-то так исторически сложилось, что я предпочитаю театр и играю на театральной сцене, а в кино у меня были только совсем эпизодические роли.

А в плане создания фильмов мне бы когда-нибудь очень хотелось бы увидеть (и поучаствовать в создании) фильм по мотивам моей книги "Ведьма Дивнозёрья". Это могла бы быть хорошая сказка для детей и взрослых. У меня есть группа ВКонтакте, где выкладывается эта история, группе всего полгода, а количество читателей там уже приближается к тридцати тысячам человек. И читатели часто говорят, что эта сказка очень кинематографична, и хорошо смотрелась бы если не фильмом или сериалом, то, может быть, мультфильмом.

Кстати, если кто-то захочет почитать историю о приключениях юной ведьмочки Тайки и её волшебных друзьях — заходите в группу "Ведьма Дивнозёрья" https://vk.com/divnowitch — у нас там тепло и уютно)

Алексей: У Вас есть любимые персонажи-архетипы из мира фэнтези и сказок? Какие три женских и три мужских любимых персонажа Вы могли бы назвать?

Все мои любимые герои мужского пола чаще всего так или иначе связаны с борьбой за справедливость. Это герои-бунтари - Робин Гуд, Зорро. Или хитроумные ребята вроде Одиссея (который, впрочем, тоже не чужд восстановления справедливости на отдельно взятой Итаке). Кстати, среди исторических персоналий меня привлекают примерно такие же личности.

А вот интересные мне женские архетипы обычно таинственные, порой хтонические создания с двойственной природой, посылающие героя в квесты и/или блюдущие равновесие мира: например, Баба Яга, фея Моргана, или разнообразные персонификации судьбы типа тех же мойр.

Виктория: А есть ли у Вас кумиры или наставники среди фолк-менестрелей-ролевиков? И что Вы обычно чувствуете, когда Вас сравнивают с Тэм Гринхил? Вам близко её творчество?

Это вряд ли можно назвать именно кумирами и наставниками, но многие из фолк-менестрелей-ролевиков — мои хорошие друзья, которых я люблю, и, конечно же, люблю их творчество. Со многими мы приятельствуем. Наверное, нет ни одного исполнителя (не только среди фолк-музыкантов, а вообще) у которого мне бы нравилось вот вообще всё (ближе всех к этому "почти всё" подошла горячо любимая мною группа Queen, я старый квиноман), а мой актуальный плейлист — это совершеннейшая сборная солянка из русского и зарубежного рока, хард-рока, металла, фолка, мюзиклов и саундтреков к любимым фильмам.

Что касается сравнений с Тэм Гринхилл или с кем-то ещё: я отношусь к этому вполне спокойно и даже считаю неизбежным. Никто ведь не творит в вакууме. Что-то всегда влияет на нас: осознанно или неосознанно. А у Тэма есть отличные песни, которые мне очень нравятся).

Алексей: Когда я слушаю Ваши песни, то в первую очередь вспоминаю не Толкиена и не Льюиса и даже не Киплинга, как написал в своей рецензии (их всех тоже, да, но их во вторую очередь), а перво-наперво всё-таки Питэра Пэна. Основная ассоциация с Вашим творчеством у меня – это вечная юность, вечное детство, детская непосредственность, детский восторг и всепокрывающая вера в волшебство. А как Вы думаете, как сильно влияет возраст на восприятие сказок и творчества той направленности, каким занимаетесь Вы? И влияет ли как-то возраст на Вас лично? Вы сейчас и Вы десять лет назад это два разных человека или разница не так глобальна?

Честно говоря, я стараюсь сильно не задумываться о возрасте (особенно, после того, как разменял пятый десяток, лол). Вот в детстве да, мне хотелось поскорее вырасти, стать взрослым и самостоятельным человеком, жить отдельно от родителей, зарабатывать на жизнь своими силами… Мама до сих пор любит повторять, что я из породы "маленьких взрослых", у которых с рождения на всё есть своё мнение.

Да, с возрастом какие-то вещи переосмысливаются, становишься где-то осторожнее, больше думаешь о последствиях, отращиваешь ответственность, начинаешь сильнее бояться потерять близких... Но это всё можно подытожить одним словом: опыт. Вот и всё различие между взрослыми и детьми. Поэтому я десять, двадцать, тридцать лет назад — это всё равно я. Может, поэтому, мне так легко писать сказки для детей и взрослых.

Виктория: У Вас очень насыщенная жизнь, Вы даже играете в спектакле. Будет мюзикл по мотивам легенд о короле Артуре, и Вы объявили, что играете там любимого персонажа. А что это за персонаж и почему именно он для Вас является самым любимым?

Я не умею отдыхать — это факт. Для меня отдых — это перемена вида деятельности. А театр — это моя любовь, а с некоторых пор ещё и моя профессия. Театр, в котором я играю — ещё и моё родное детище: я его создатель, художественный руководитель, режиссёр, актёр — всё вместе. Это наш совместный проект с Энид, созданный более одиннадцати лет назад — женский музыкальный театр "Волки Мибу". Сейчас мы имеем звание ведущего театрального коллектива г. Москвы (это бывшее звание "народный"), являемся лауреатами многих международных театральных конкурсов, у нас в репертуаре семь мюзиклов, в шести из них я играю, к шести же приложил руку как автор, а к пяти — как режиссёр.

В мюзикле по мотивам легенд о короле Артуре я играю рыцаря и барда сэра Акколона. У Томаса Мэлори в "Смерти Артура" это эпизодический персонаж, многие его даже не помнят. У нас в мюзикле ему отведено больше "экранного времени". Его история довольно печальна: он влюбился в леди Моргану, и та решила сделать юношу орудием своей мести. Она украла волшебный меч Артура Эскалибур, вручила его Акколону и повелела убить короля. В общем, ничем хорошим это не кончилось, конечно. Но я действительно люблю этого героя — за искренность его чувств, за отвагу и готовность пожертвовать собой и за намерение идти до конца даже в заведомо проигрышном деле.

Алексей: Случается ли у Вас такое ощущение, когда Вы пишете песню от лица какого-то персонажа или играете в театре, что Ваша настоящая и реальная жизнь это совсем не то, и Вы были бы намного более счастливой, если бы получили вдруг возможность жить в другое время, в другом окружении, в другом теле?

Нет, такого не бывает. Я легко вхожу в образ персонажа, потому что меня этому учили в институте, и так же легко выхожу из образа. Меня вполне устраивает моя жизнь здесь и сейчас — ведь я знаю, чего хочу, занимаюсь любимым делом, имею возможность путешествовать, общаться с людьми из разных стран, у меня много друзей, которых я очень люблю... В реальной жизни много всего прекрасного: разные красивые уголки нашей планеты, далёкие страны и города, интересные личности, у которых можно научиться чему-то новому, родные и любимые люди, творчество моё и чужое, всякие клёвые технические девайсы и плоды прогресса, вкусная еда, отличная музыка и кино, секс, в конце концов… вот она, настоящая жизнь))) А то, что мне хотелось бы изменить — вполне можно изменить реально существующими средствами и своими руками.

Виктория: А склонны ли Вы подражать любимым героям в реальной жизни? Перенимаете ли их черты характера, может даже что-то от внешности (например, делаете такую же причёску, надеваете соответствующую одежду и т.д.)? И как Вы считаете, стоит ли это делать, не теряется ли от этого часть себя настоящего как индивидуальности?

Скорее, наоборот — моими любимыми героями становятся те, кто, как мне кажется, какими-то чертами похож на меня. Признаюсь честно, я вообще себя люблю.)

Но я не вижу ничего плохого в том, что люди подражают каким-то персонажам, делают под них "закосы" — почему нет? Это тоже способ самовыражения и самопознания. Ведь если какой-то персонаж зацепил, значит, это неспроста. Иногда даже полезно разобраться, почему оно так, и что именно привлекает — бывает, узнаёшь о себе что-то новенькое и неожиданное. С цепляющими сюжетными паттернами, кстати, то же самое.

Алексей: Бывает ли у Вас такое, что играя на сцене какого-то персонажа или сочиняя песню от лица того или иного персонажа, затем замечаете, что приобрели нечто от его характера и этот опыт перевоплощения изменил Вас и Вашу личность?

Нет, мне кажется, тут опять-таки обратная закономерность: не себя натягиваешь на персонажа, а персонажа на себя. В этом, в общем-то и заключается работа актёра над образом. Каждый актёр должен быть немного детективом: разобрать персонажа и предлагаемые обстоятельства по полочкам, осознать его характерные особенности, черты, мотивации, понять, что именно у персонажа "болит", о чём он мечтает, полюбить его со всеми его достоинствами и недостатками, разложить по действиям — и только потом примерять его на себя — на собственную органику и жизненный опыт.

Это не значит, что у персонажа ничему нельзя научиться — очень даже можно. Актёрское мастерство (которое я, кстати,  преподаю) — это вообще отличный способ познания себя через героя.

Виктория: Когда Вы пишете и исполняете свои песни, то случается ли так, что полностью отождествляете себя с каким-то персонажем? И если да, то какие это персонажи: чаще мужские или женские, однозначно положительные или не всегда?

В моём случае это не отождествление, а, скорее, актёрское эмоциональное проживание, которое тоже неотъемлемая часть актёрской профессии. Ведь зритель далеко не дурак, он прекрасно чувствует, когда эмоции честные, а когда за таковые пытаются выдать фальшь и откровенный наигрыш. Песня длится, положим, 3-4 минуты — у каждой из них своя проблематика, свои лирические герои. А часто в моих песнях бывает и не один герой, а сразу несколько. Они могут вести диалог, даже спорить. Каждая песня, каждая роль — это маленькая жизнь. И надо прожить её от и до.

Если же говорить о, скажем, моих читательских или зрительских самоассоциациях — когда я не представляю творческий продукт, а потребляю его — то я чаще всего ассоциирую себя с протагонистами мужского пола. Особенно, если они сражаются за справедливость.

Алексей: А чем Вас так привлекает борьба? Эльчин Сафарли пишет, “в любой борьбе нужно уметь остановиться и даже проиграть”. Вы можете согласиться с такой точкой зрения, или Ваше кредо – бой до победного и никак иначе?

У меня с детства было какое-то обострённое чувство справедливости. Если я вижу, что происходит что-то, что я считаю несправедливым, мне очень сложно пройти мимо. Раньше из-за этого я часто ввязывался в драки и во всякие холивары в интернете, но с возрастом немного поумнел и теперь стараюсь не спорить с дураками, а сразу банить. Пользы от боя с ветряными мельницами никакой, зато нервы целее будут.

А вообще признаюсь честно — я очень не люблю проигрывать. Но также понимаю, что выигрывать всё время не получится, а значит, проигрывать тоже надо уметь — иначе не выйдет собраться с силами для следующей победы. У меня даже в песне есть цитата на эту тему: «отступить — не значит сдаться». Наверное, это и есть кредо: бороться до упора, но отступить в ситуации, когда все обстоятельства сложились не твою пользу — это ещё не поражение. Значит, просто надо что-то переосмыслить, перегруппировать силы и подойти к решению проблемы с другого конца. Главное — не сдаваться и не терять надежды ни при каких обстоятельствах.

Алексей: Случалось ли Вам играть и “роллить”, а может быть писать песни от лица бесполых персонажей – призраков, теней, непонятных существ, чудовищ и т.д.? Не пугала ли и не пугает ли Вас такая перспектива?

Хороший актёр должен уметь сыграть и призрака Сталина, и тумбочку, и жареного цыплёнка табака, в этом нет ничего пугающего. Играть этюды от лица животных, растений, бытовых предметов — это часть обычного актёрского обучения. Так что кого надо, того и сыграем. )

Виктория: Представьте, что Вам предложили прожить жизнь, перевоплотившись в одного из Ваших персонажей. Приняли бы Вы это предложение, и если да, то что это был бы за персонаж и почему именно он?

В момент, когда я пишу песни и сказки, я и так проживаю жизни всех своих персонажей, и выбрать кого-то одного из них — означало бы сильно себя обделить, да ещё и от своей собственной жизни отказаться. Нет, на такое я пойти не могу. )

Алексей: Я давно заметил, что в жанре менестрель-фолк-рока, который Вы исповедуете, доминируют исполнительницы женского пола с некоей гендерной тайной. Когда мне было лет 17-19, и я впервые это заметил, то мне сразу же вспомнились слова Шэрон Стоун “мы сами стали теми парнями, за которых хотели выйти замуж”, уж очень проникновенно выглядели вокальные диалоги Иллет, Йовин, Тэм, Джем и других. А Вы как-то можете прокомментировать эту закономерность? Как Вам кажется, почему так мало мужчин в такой музыке и почему так велики симпатии исполнительниц данного жанра к мужской гендерной специфике?

Мне кажется, что в этом жанре не так уж мало мужчин, вышедших из околоролевой среды. Я, например, с удовольствием слушаю песни Сауроныча, Крыса, Дэна Назгула, Эжена, Сказочника, Леверлина, Малыша Энди…

Что касается тяготения исполнительниц к мужской гендерной специфике, думаю, у каждого человека найдётся своя причина и своё объяснение, почему лично у него оно вот так. Я не могу говорить ни за кого другого — в чужую голову не залезешь. Поэтому скажу только за себя: мне понадобилось немало лет, чтобы осознать и признать свою гендерную идентичность; пройти через все стадии: отрицание, гнев, торг, депрессия, прежде чем дойти до стадии принятия; едва не выйти в окно от гендерной дисфории, годами принимать антидепрессанты, провести кучу времени "сидя в шкафу", всё надеясь, что это как-нибудь само рассосётся. Нет, не рассосалось. И однажды я решил, что всё, хватит это терпеть. Так что больше у меня нет никакой гендерной тайны: сейчас я с уверенностью могу сказать, что моя гендерная идентичность — мужская. Я предпочитаю обращение в мужском роде и считаю себя парнем. И это не только моё мнение: комиссию я прошёл, справка о транссексуальности имеется.

Алексей: Да, а ещё были Маугли, Деметриус, Саруман, но творческие мужчины в среде ролевиков-толкиенистов всё равно в заметном меньшинстве… А на Вас как-то повлияло получение такой справки? Возможность открыто говорить о своём самоощущении и его официальное медицинское и лабораторное подтверждение полностью устранили дисфорию?

Справка повлияла на моё самоощущение в нескольких аспектах. Человеку всё-таки свойственно сомневаться в себе, и пока медицинская комиссия не подтвердила мою транссексуальность, у меня порой проскакивало ощущение из серии «ну а вдруг я просто псих, который напридумывал себе невесть что?». Теперь я точно знаю, что нет, я не псих. Ушло это дурацкое ощущение, как будто бы я — китайская подделка.

Сама по себе справка, конечно, не может, устранить дисфорию. Но она официально  разрешает переход — коррекцию пола — которую я планирую осуществить в ближайшее время, чтобы привести моё внутреннее состояние и внешность к общему знаменателю.

Что касается «говорить открыто» — тут всё немного сложнее. То, что я сейчас в принципе говорю на эту тему — это для меня уже большая победа. Когда решаешься однажды «выйти из шкафа», то надо понимать, что найдутся и те, кто тебя примет, и те, кто оттолкнёт. Например, мне было совершенно не понятно, как на такую новость отреагирует моя мама, удастся ли мне сохранить с ней тёплые отношения (спойлер: удалось!) И, конечно, совершая каминг-аут, нужно быть готовым к волне негатива и хейта на свою голову. Но я всё-таки надеюсь, что в итоге я не пожалею о том, что решился говорить открыто, потому что мечтаю о мире без ненависти на почве любой «инаковости». Многие люди просто недостаточно информированы о том, что такое гендерная дисфория, транссексуальность, смена пола и всё вот это вот. Есть куча «страшилок», не имеющих ничего общего с действительностью. Поэтому я готов рассказывать правду тем, кто захочет слушать. Ведь понимание расширяет внутренние границы восприятия и порождает принятие.

Виктория: Как думаете, современные мужчины не могут или всё же не хотят сочинять и исполнять такие глубокие, прочувствованные и романтичные песни? И, как Вы думаете, как бы выглядели и звучали, скажем, Ваши песни, если бы они были придуманы и исполнены мужчиной? Это бы пошло им на пользу?

Мне кажется, творчество вообще не зависит от гендера: каждый пишет о том, что его трогает, что ему близко.

Кстати, среди мужчин тоже много романтиков. Например, существует творческое объединение Dark Romantic Club, у него есть филиалы в Москве, Питере, Казани, Праге. И среди его членов много как женщин, так и мужчин, а я являюсь другом этого клуба и регулярно участвую в творческих встречах.

Учитывая же мою гендерную идентичность, мои песни и так написаны и исполнены мужчиной. Транс-мужчиной, но тем не менее.

Алексей: А как считаете, есть ли какая-то связь между отчаянной верой в сказку и в волшебство, которыми отличаются фолк-менестрели, и гендерной дисфорией, которую они зачастую переживают? Не проистекает ли такая неистовая вера в мечту из-за глобального разочарования в реальности и из-за тотально некомфортного самоощущения в её контексте, ведь, как известно сила любви зачастую это всего лишь сила, предшествовавшего её возникновению одиночества… Как Вам кажется?

Опять же — не знаю, как у других, так что скажу за себя: в моём случае это определённо не так. Я верю в мечту и творю эту мечту своими руками. Да, у меня есть гендерная дисфория, но её природа кроется не в эскапизме, потому что эскапизм мне в принципе не свойственен. У меня нет разочарования в реальности, мне нравится жить в современном мире с нынешним развитием технологий и медицины, я люблю и любим, состою в браке, у меня много друзей, и я вовсе не чувствую себя одиноким. Даже в самые чёрные периоды моей жизни, у меня всегда было, на кого опереться, меня поддерживали мои близкие. Думаю, что мне с ними очень повезло.

Кстати, сейчас современная наука больше склоняется к мнению, что транссексуальность имеет не психологические или психические а вполне биологические причины. Лично знаю одного доктора, которая как раз сейчас пишет диссертацию на эту тему. Это очень увлекательная научная работа. Мне, как врачу по первому образованию, было особенно интересно — ведь мы на самом деле ещё столького не знаем о человеческом организме.

Алексей: И получается, что транссексуальность – это исключительно ошибка природы, биологический сбой, когда мужчина рождается в женском теле, а женщина в мужском?.... Только ошибка, случайность и не более того, как Вам кажется?

Пока сложно об этом говорить с уверенностью — исследования всё ещё ведутся, и не только в нашей стране. Есть много иностранных публикаций на эту тему, я стараюсь по мере сил с ними знакомиться. Думаю, когда-нибудь учёные найдут точный ответ на этот вопрос. И если это действительно окажется биологический сбой, это в значительной мере упростит диагностику и облегчит жизнь многим людям.

Алексей: А верите ли Вы в такое сумрачное и эфирное понятие как душа и что думаете по поводу утверждения о том, что “душа беспола”?

Сложный вопрос... скорее верю, да. Наверное, эта вера основана на том, что мне хочется думать, что наше земное существование не является конечным, и что после смерти всегда есть что-то ещё. Помните, у Высоцкого: «хорошую религию придумали индусы: что мы, отдав концы, не умираем насовсем». И ведь не только у индусов было поверье о переселении душ. Надеюсь, что так оно и окажется. Помрём — узнаем.

И если душа — это энергия, или что-то вроде того, тогда да, вероятно, душа не имеет пола.

Виктория: Как Вы думаете, каких качеств не хватает современным мужчинам и женщинам для того, чтобы вывести нашу реальность на адекватный уровень? Какими должны стать мужчины и женщины, чтобы у адекватного человека не появлялось желание сбежать в мир эльфов, холмов, принцесс и фей?

Чтобы не хотеть сбежать из этого мира в лучшее место, мы все — вне зависимости от пола — должны приложить усилия, чтобы сделать наш мир лучшим местом, чем он есть сейчас. Если каждый сделает по чуть-чуть, то вместе получится большое дело. Выше, отвечая на вопрос о вере в чудеса, я уже говорил, что можно сделать из того, что каждому по силам. К уже сказанному могу ещё добавить, что мир обязательно станет лучше, если люди не будут осуждать других людей за инаковость, не будут дискриминировать и травить по признаку пола, этнической принадлежности, внешности, ориентации, социального положения, образования, вероисповедания, убеждений, не будут намеренно причинять друг другу боль — душевную и физическую, перестанут обесценивать чужие достижения и переживания, станут вежливее и добрее друг к другу — вот тогда заживём. Всё, как говорится, в наших руках.

Алексей: Мне в этой связи вспоминается замечательный фильм “Я сражаюсь с великанами”. Иногда в реальности есть что-то, что очень больно ранит и причиняет большие страдания, и тогда человек уходит в выдуманный мир с тем, чтобы хоть немного отвлечься, а если у него уже достаточно сил и мужество, то, быть может, вернуться обратно к действительности из этого прекрасного выдуманного мира и хоть немного её облагородить, окультурить. Вы ощущаете в себе какие-то из подобных интенций?

К сожалению, не знаю этого фильма, но как-нибудь обязательно посмотрю. А так да, я не планирую никуда убегать — от себя всё равно не убежишь. И всё, к чему я призываю выше, я, разумеется, тоже делаю. А как же иначе? Как говорится, хочешь изменить мир — начни с себя.

Влада: Часто бывает так, что человек видит несовершенства своего пола, глубоко их переживает, отрицает, меняет своё поведение не с тем, чтобы их преодолеть, а чтобы убежав от одной крайности, удариться в крайность противоположную: мужчины, которым претит “слишком мужская грубость” в своём поведении становятся жеманными инфантильными принцессами, а девушки, уставшие от этой жеманности и от кажущейся им повсеместной женской глупости примеряют на себя образ пацанов-хулиганов.

Я вообще против любых стереотипов и считаю, что от них сплошной вред и никакой пользы. Пусть человек ведёт себя так, как ему хочется — одевается, красит волосы, делает татуировки, экспериментирует, занимается любимым делом, встречается с тем, с кем хочет, — и будет счастлив.

Виктория: В наше время и уже довольно давно тиражируется идея о том, как прекрасно быть бесполым. Андрей Пежич и сонмы его последователей, что только бесполое может быть по-настоящему красивым, быть бесполым легче и проще, в то время как философы вроде Бердяева констатируют, что бесполое всегда бессильно и бездарно, а сила творчества – это прежде всего половая, гендерно окрашенная стихия. А что по этому поводу думаете Вы?

Творчество бывает очень разное, а его красота, как мне кажется, вообще от пола не зависит. Оно может быть как бесполым, так и выраженно сексуально окрашенным, но нельзя сказать, что какое-то из них лучше, а какое-то хуже. Вообще, говорить, что бывает только так и никак иначе — это ставить себе какие-то искусственные ограничения. Зачем?

Творцу важно понимать, что он хочет сказать здесь и сейчас. Понимать свою тему, идею и сверхзадачу в каждом конкретном произведении. А дальше уже решать, какие приёмы и средства художественной выразительности будут наиболее уместны для реализации каждого конкретного замысла.

Алексей: А как думаете, с чем связано, что женщина всё чаще начинает восприниматься как низшее существо в глазах женщин? Знаменитое умкино “Я ненавижу девочек” и Тикки с её "хоть тараканом, хотя бы пупырчатой жабой, только не бабой" – это лишь два примера из целого сонма подобных. Как думаете, откуда это и почему так происходит?

Мне кажется неправильным воспринимать эти строчки с такой убийственной серьёзностью. Всё-таки сатира — это отдельная песня. Она бывает злой. Она и должна быть злой — таковы законы жанра. Но высмеиваются тут всё-таки не все женщины скопом, а некоторые отдельно взятые личности, обладающие набором определённых отрицательных характеристик. Что поделать, если дураки и душнилы встречаются среди всех полов — это тоже явление внегендерное. Мы лично не знакомы с Умкой, но Тикки — мой хороший друг и прекрасный человек, я с уверенностью могу ручаться, что она не ненавидит женщин.

А откуда берутся такие настроения в принципе… как говорится в скелах "нетрудно сказать": в нашем обществе действительно очень много ненависти. И это не ограничивается одной только мизогинией. В сознании многих людей установлены рамки — обществом, родителями, общественным мнением, телевизором, воспитанием, окружением — всем, что так или иначе на нас влияет. И всё, что выходит за эти рамки, имеет шансы восприниматься людьми как страшное, вражеское, достойное ненависти и презрения. Таких, как я, например, тоже очень многие ненавидят — мне не раз доводилось сталкиваться с трансфобией. И она столь же отвратительна, как мизогиния, как гомофобия, как расизм и.т.д... Ненависть вообще никого не красит. И я думаю, что задача каждого нормального образованного человека — расширять свои рамки, узнавать новое, открываться миру — тогда и мир откроется в ответ.

Как говорит декларация прав человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Это то, что я никогда не устану повторять.

Алексей: Когда-то Симона де Бовуар писала, что этот мир – это мужской мир, хорошо и адекватно здесь живётся только мужчинам. Как думаете, насколько её слова актуальны и адекватны сейчас? И нет ли у Вас ощущения, что только принадлежность к мужскому полу это единственная возможность в этом мире выбирать свободно и неограниченно?

Я думаю, что человек может и должен делать свой жизненный выбор опять же вне зависимости от пола. Но проблема гендерного неравенства, увы, всё ещё существует — и в профессиональной сфере, и в сфере образования, и в отношениях... Как это ни грустно признавать, наше общество заражено гендерными стереотипами, которые порой доходят до абсурда: чего только стоит недавнее высказывание протоиерея Смирнова о том, что женщине не обязательно учиться в школе, а главное научиться нянчить детей...

Каждый человек должен иметь право на самореализацию — вне зависимости от пола. Хочет делать карьеру — пусть делает, хочет заниматься домом и детьми — тоже молодец. И никто не имеет права осуждать людей за сделанный ими выбор. Лучше заниматься своей жизнью, а не лезть в чужую. Когда общество это поймёт, всем нам станет жить намного проще. А пока, увы, многим из нас приходится бороться против стереотипов: за равные права и свободы, за личную безопасность, за возможность выбирать собственный путь и право быть собой.

Виктория: Как Вы считаете, является ли стремление быть собой и не лгать себе основным и самодостаточным принципом, важнейшим условием для творческого человека? Насколько это важно лично для Вас?

По-моему, это важно не только для творческого человека, а для любого человека в принципе. Ложь отравляет существование, а фальшь мешает человеку быть счастливым. Когда мы создавали театр, то выбрали в качестве нашего символа иероглиф "искренность". Так что да, можно сказать, что это своего рода моё жизненное кредо.

Алексей: Пишете ли Вы уже песни для очередного альбома? Будут ли новые песни отличаться от треков с альбома “Волшебник”?

Да, новые песни уже есть, и их немало. Прежде, чем начинать работу над новым альбомом, я планирую выпустить два сингла. Один из них будет посвящён выходу моей книги "Ведьма Дивнозёрья", на нём будут песни по мотивам истории, описанной в романе. Сейчас у нас как раз идёт краудфандинг — мы собираем средства на издание этой книги, и набрали уже 98%.

А второй сингл будет с песнями на стихи талантливой поэтессы и моего друга Стефании Даниловой. У неё прекрасные берущие за душу стихи, и мне было очень приятно положить эти тексты на музыку.

Что же касается более далеко идущих планов — выхода полноценного альбома теперь придётся подождать пару лет. В ближайшее время врачи рекомендовали мне воздерживаться от вокальной и голосовой нагрузки. По этому поводу я планирую 29 марта дать в Москве концерт — последний перед долгим перерывом. А дальше мы встретимся со зрителями года через полтора, надеюсь. Правда, голос мой изменится, но тут уж ничего не поделаешь.

Концепция нового альбома уже есть: это будет магический реализм — не просто волшебные истории с фольклорными отсылками, а магия в повседневной жизни: наше современное технологическое общество и волшебное в обыденном, города и городские легенды. Рабочее название этого альбома — "Подменыш".

А чтобы скрасить ожидание, я пока буду выкладывать песни с будущего альбома, записанные на моей домашней студии у себя на Патреоне — это мой закрытый творческий блог, где я знакомлю читателей с внутренней творческой кухней, бэкстейджами, черновиками и в том числе выкладываю уникальный контент, которого нет больше нигде. И всё это — по цене одной чашечки кофе в месяц ) https://www.patreon.com/snowcharoite

Влада: А как насчёт дуэтов и “фитов”? Вы когда-нибудь думали о дуэте с кем-либо из музыкантов? Если да, то с кем и почему?

Мы периодически устраиваем что-то подобное у нас в театре. В наших спектаклях играли и играют многие исполнители фолк- и ролевой сцены. Например, Джем, Алькор, группа "Золото и ртуть"... Также мы неоднократно делали совместные концерты с Энид — у нас много песен написано в соавторстве.

С Арнакшей и Алексом мы уже два лета подряд делали совместный концерт "Triple Treat" — с программой из мировых мюзиклов.

А 20 марта в Москве грядёт весёлый концерт в Гарцующем дредноуте и музее толкинистики, который устраивают Тикки Шельен и группа товарищей. Концерт называется “Древний эльф и старые тролли”. Там участвуют, собственно, Тикки Шельен, Леголас, Аше Гарридо, Хали и я. Собираемся похулиганить от души!

В целом я всегда отлично отношусь к любым совместным замесам и открыт для предложений. Сейчас меня ограничивает только запрет на вокальную нагрузку, но потом я вернусь к концертной деятельности и готов буду зажигать как один, так и в компании единомышленников.

Виктория: Что у Вас в ближайших планах и чего ждать от Чароит в 2020 году? Вы ставите перед собой какие-то задачи и планки для достижения?

О, я тот ещё "достигатор", всегда пишу себе планы на год, а в конце года традиционно подвожу итоги: что получилось, а что нет. Ещё у меня есть ту ду листы на неделю, на месяц, я рисую себе прогресс-бары и корректирую планы по ходу дела.

В 2020 году моя программа-минимум:

— Выпустить два музыкальных сингла, о которых говорилось выше

— Издать книгу "Ведьма Дивнозёрья". Это славянское фэнтези — сказка для детей и взрослых, которые верят в чудеса. Кстати, в краудфандинге всё ещё можно поучаствовать https://planeta.ru/campaigns/divnowitch

— Ещё хочу создать отдельную группу ВКонтакте по своему второму прозаическому циклу "Королевские Соколы" — это кельтское фэнтези, трилогия романов. Сейчас я жду одобрения от администрации ВК на подключение подкастов, чтобы можно было выкладывать сразу тексты, иллюстрации и аудиокнигу. Скоро всё это будет вот тут: https://vk.com/royalfalcons

— Показать на театральной сцене презентацию нашего мюзикла о Робин Гуде, который мы с соавтором сейчас пишем.

Ну и, конечно, писать новые песни и тексты, и обязательно — в меру своих сил и способностей — делать этот мир лучше)

Алексей: На какой ноте Вам хотелось бы закончить это интервью и с какими словами обратиться к тем, кто следит за Вашим творчеством и поддерживает Вас?

Я хочу сказать огромное спасибо всем, кто поддерживает меня: патронам, которые поддерживают моё творчество на Патреоне; всем, кто слушает мои песни и читает мои тексты; всем, кто приходит на концерты и спектакли; кто рассказывает, какие эмоции вызывает у них моё творчество — всё это очень важно. Благодаря вам я знаю, что то, что я делаю — не зря. Вы помогаете мне не сдаваться, верить в свои силы и идти дальше — несмотря ни на что. Так что вперёд и вверх, друзья!  Желаю всем большой удачи и попутного ветра!

Алексей, Виктория, Влада: Спасибо за интервью!

И вам спасибо за эту беседу. Было очень приятно пообщаться!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal Lake” Озёрная, Влада “Vlada Salt” Салтыкова