ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Ivar Bjornson & Einar Selvik "Hugsja"

Ivar Bjornson & Einar Selvik "Hugsja"

21-01-2019 Дмитрий Фомин

Исполнитель
IVAR BJORNSON & EINAR SELVIK
Релиз
"HUGSJA"
Год
2018
Стиль
Nordic folk / neofolk
Лейбл
NORSE MUSIC
Страна, город
Норвегия, Осло

Участников этого интереснейшего норвежского проекта вполне справедливо следует назвать настоящими потомками викингов. Как и последние почти тысячу лет назад на свой страх и риск пускались в опасные плавания, открывали, завоевывали и осваивали новые, неведомые доселе земли, так и Эйнар Селвик (Wardruna) и Ивар Бьорнссон (Enslaved) разрабатывают и покоряют совершенно новые музыкальные горизонты.

Этот дуэт был сформирован еще в 2014 г., а в 2016-м представил дебютный альбом "Skuggsja" (''отражение'', ''зеркало''), который произвел довольно сильное впечатление своей новизной и культурологической ценностью. Можно сказать, в какой-то степени эти двое удачно совместили элементы звучания своих основных коллективов  и продолжили творить в сугубо личностном пространстве, не испытывая практически никакого влияния извне. Точкой опоры для них по-прежнему являются истоки родной для них истории, а сами композиторы являются чем-то вроде проводников, через которые до нас доходят отголоски древних времен и иных астральных измерений.

Новое произведение норвежцев под названием ''Hugsja'', что можно перевести как "видеть разумом", является продолжением того удивительного, эклектичного эксперимента, начатого на дебютном альбоме, и заодно демонстрацией поистине широчайшего кругозора музыкантов и их неугасимой магии созидания. При ближайшем знакомстве новый альбом получился более прямолинейным, упорядоченным и во многом рефлексивным (что, на мой взгляд, только пошло ему на пользу), но при этом чрезвычайно завораживающим и по-своему красивым.

Скальдическое искусство и архаичная ритуальность плотно сроднились с прог- и пост-роковыми импровизациями Бьорнссона.  Шаманский мистицизм, черпающий свои силы в рунной магии и возвращенный  к жизни мастерством Селвика, прославившегося своим неподражаемым голосом, а также искусным владением аутентичными древнескандинавскими инструментами (кравик-лира, йоухикко, тагельхарпа, буккехорн и пр.), приобрел надежную основу в виде интенсивной ритм-секции, партиях электро- и акустической гитары и мастерски вплетенных электронных сэмплах и фонах.

И как бы на первый взгляд не были чужды друг другу эти элементы, музыканты смогли добиться поразительной гармонии между ними, сформировав оригинальное звучание, пропитанное скандинавской эстетикой. Здесь минимализм и благородная простота соседствует с размеренным стихийным величием, а ритуальные песнопения на древненорвежском и зацикленный инструментальный гипнотизм оборачиваются душевным умиротворением в полном соответствии с природными законами. Призывные колебания этнических инструментов своевременно уступают первенство ритмичным синтетическим пульсациям и рваным гитарным пассажам, но чаще действуют синхронно, стимулируя сознание и открывая совершенно новые грани мироощущения.

Медитативность, энигматичность и полная отрешенность – вот наиболее подходящее описание состояния, которое может застигнуть вас при прослушивании ''Hugsja'', а продолжительность пластинки и ее разнородность лишь усилят эффект пребывания в параллельном мире. Совместное творчество Селвика и Бьорнссона при сильном желании можно охарактеризовать как неофолк, или модерн-фолк, или даже этно-пост-рок, но по сути ни одно из этих определений в полной мере не сможет отразить его сокровенную суть. Но так ли необходимо загонять искусство в определенные рамки?

А ведь мы, безусловно, имеем дело с настоящим искусством. Несмотря на его глубокие национальные корни, оно не приемлет ограничения и в некотором роде опережает свое время. Внимание ему сродни настоящему ритуалу, его не получится предать широкой огласке и тем более опошлить. Оно притягивает лишь избранных, тех, кто независим и предпочитает мудрое уединение повседневной суете и тем, кто нашел или ищет гармонию прежде всего внутри себя. Музыка, описывать которую чрезвычайно трудно и тем более сложно передать ощущения и образы, рожденные в результате ее метаморфоз. Ей можно только поддаться и позволить увести себя по туманным фьордам прошлого к потаенным водам разума.