ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Излитие желчи как частный случай агрессии” Интервью с Огнелёт

27-05-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Послушать человека мыслящего всегда интересно, особенного такого, что за словом в карман не лезет, знает цену собственным убеждениям и готов при случае их отстоять. Наверное, в том, что лидер группы Огнелёт Дмитрий именно из таких, вы уже убедились и без меня, но интересно в данном случае даже не это. Когда читаешь, видишь или слушаешь беседы с этим человеком или сам их ведёшь, его песни становится приятнее слушать, и они как будто предстают немного в другом свете и под другим углом. Словно обрастают экзистенциальными подробностями и расширяются вглубь. Можно сколько угодно не соглашаться с Дмитрием, плеваться от отдельных его высказываний или вовсе на дух его не переносить, как делает, к примеру, Диана “Isis Bite” Цепеш, однако человек это, безусловно, харизматичный и яркий, а обратить внимание на его творчество и его интервью стоит хотя бы в плане общего развития. Или для того, чтобы посмотреть со стороны, как легко, играючи и даже как будто немного лениво он отбивает мои провокации и самые каверзные вопросы. Кстати, на днях Wings Of Destruction издали в очень стильном и приятном диджипаке последний на данный момент студийный релиз Огнелёта, и наша с Дмитрием беседа приурочена как раз к этому важному и нестыдному поводу. Warning: присутствует ненормативная лексика.

Приветствую, Дмитрий! Как бодрость духа и как пережили непростые времена самоизоляции и карантина в эмоциональном, человеческом и финансовом плане?

Привет! Пережил, как все. Переболел, перенес относительно легко. В остальном меня лично почти не задело - я и так привык работать дома.

Какие мысли и эмоции были в связи с отменой и переносом концертов? Не на этом ли фоне появилась песня “Убъём”?

Подмечено четко - действительно, мысли были самые кровожадные. Даты тура в Поволжье осени 2020 наполовину поотменялись. Куча сил и денег улетело вникуда.

И это только маленький эпизод.

Карантин ударил по и без того дрислому российскому шоу-бизнесу, как кувалда по унитазу. Клубов закрылась куча. Многим знакомым музыкантам, зарабатывавшим до того концертами, даже пришлось устроиться на работу, беднягам.

"Убьем" на самом деле была написана давно, под впечатлением от событий 2 мая 2014 года в Одессе. Я тогда смотрел стримы с места. Пережил реальный шок, когда обычные люди внезапно взяли и сожгли живьем толпу других таких же обычных людей. Это в кино и книжках само собой разумеется, что люди - звери, и все такое. А когда это практически непосредственно наблюдаешь, оно просто нокаутирует. Особенно, когда осознаешь, что потенциальные сжигатели живьем - вокруг тебя. Обычные, цивилизованные.

Не появилось ли тогда желание создать клуб мизантропов и возглавить его в этой связи? А как у Вас в целом с мизантропией?

Зачем мизантропия? Мизантропы - это разочарованные романтики, обидевшиеся на то, что мир - говно.

А я людей люблю. В связи с этим, всегда стараюсь помочь людям, чем могу. И стараюсь не ждать от них ничего в ответ. Смотрю трезво. Поэтому редко разочаровываюсь.

А не было ли желания посвятить какой-то трек или даже целый альбом пандемии, самоизоляции, кризису человеческого в человеке на данном фоне?

Я рассматриваю пандемию как маленький кусочек из кризисной мозаики и как-то особенно концентрироваться на ней не вижу смысла. Болезни, изоляция, безденежье - это все чепуха. Это сопровождает человечество всю его историю. Давайте честно, болели говном и пострашнее ковида - и ничего. А тут вроде и болезнь не самая страшная, а мы раскисаем, как собачье говно по весне. Что-то тут помимо пандемии, гораздо глубже.

Кризис гуманистический и ценностный? Переставшие думать и читать люди показали свою несостоятельность как представители вида homo sapiens?

Дело гораздо глубже и хуже.
Мы живем в тупике модерна, когда сказки о научно-техническом царствии божьем перестали вдохновлять человечество. Конечно, мы еще бодримся и делаем вид, что позитивистский халифат нас всех ведет в какое-то светлое будущее борьбы за права меньшинств и сокращения углеродного следа. Но все это уже на уровне идеологии позднего СССР - все на людях повторяют всякую квазифутуристическую про пятый уклад, но между собой шепотом обсуждают крамольные мысли, как бы смотать из этой парадигмы поскорее. Только пока неясно, куда.

Давайте поговорим про ваш последний на сегодняшний день альбом, который не так давно вышел на физических носителях. Почему “ЖОЛЧ” и что это вообще такое? ЖОЛЧ и желчь – это не одно и то же? И не аббревиатура ли это часом? Большие буквы как бы сами собой намекают, а в памяти сами собой встают Короли на службе у сатаны (Kiss) и Мы сексуальные извращенцы (W.A.S.P.)

Так говорила моя прабабушка, родом со Ставрополья. Не "желчь", а именно "жолч". Мне нравится этот диалектизм. Он хлесткий. Звучит жестче, чем литературная норма.
Один знакомый характеризует мое творчество как излитие желчи. В этом есть известная доля правды. У думающего человека сегодня мало вариантов для реакции на происходящий вокруг хаос - либо вранье и лицемерие, либо агрессия. И излитие желчи как частный случай агрессии, во многом направленной внутрь.

Всё прямо по Летову как-то получается: всего два выхода для честных ребят… Неужели нет совсем никаких вариантов конструктивного воздействия на творящееся вокруг?

Конструктивно можно решать средние и мелкие технические проблемы. Задачи более масштабные конструктиву не по зубам. Как не по зубам трезвому расчету героизм и подвиг.
Даже для микроскопического изменения сегодняшней ситуации от нас требуется страсть, вера, огонь в глазах. А конструктив - это тощая кобыла, на ней далеко не уедешь. Как говорил тов. Уильям Блэйк, "Тигры гнева мудрее ослиц наставления".

Если сравнивать “ЖОЛЧ” с более ранними релизами Огнелёта, то в чём основные отличия, как вам самим кажется?

Мы взрослеем, песни здесь стали более зрелыми, во всех смыслах.
Музыкально тоже многое поменялось. Кое-что усложнилось, кое-что наоборот. Но в целом, все это - Огнелет.

А как так вышло, что ваш альбом два года спустя после своего выхода оказался выпущен на CD, да ещё в таком интересном и привлекательном виде?

Мы долго запрягаем. Пока начнем, пока закончим - вот пару лет и прошло. Знал бы ты, сколько времени мы делаем каждую песню.

Договоренность с лейблом WOD о совместном выпуске альбома была еще с 2019 года. Но моя занятость, а потом и карантин все это дело отсрочили. (Теперь ведь все можно валить на карантин, крайне удобно.)

Недостатки у данного издания присутствуют? Если бы делали дизайн сами и отбирали фото на свой вкус и цвет, насколько всё это выглядело бы иначе?

Недостатки есть у всего и всех. Лучше сконцентрироваться на достоинствах. А их тут масса. Диск приятно взять в руки.
Ну ладно: я бы добавил тексты песен - это вещь, которая мне кажется важной. Но в остальном все очень круто.

А звуком альбома и сведением довольны? Всё так и задумывалось?

Открою тайну: музыканты всегда недовольны звуком, равно как и всеми остальными аспектами своих записей, причем, чаще всего, совершенно неадекватно реальной картине. Так что, они - последние, у кого стоит спрашивать, хорошо ли звучит их альбом. В целом, какой звук мы хотели, такой и получили, с небольшими нюансами. Старались!

Часто ли вам дарят подарки и как оцениваете по десятибалльной шкале в качестве подарка релиз “Жолч”?

Дарят подарки неожиданно часто, и это очень приятно. На концертах, при встрече. Даже по почте присылают - от Прибалтики до Владивостока. Я очень горжусь и дорожу ими. Ведь когда дарят родственники или гости - это скорее традиция. Но когда желание подарить подарок возникает у незнакомого тебе человека - это значит, ты его по-настоящему зацепил. И, конечно же, это лишний раз доказывает, что хороших, искренних людей вокруг гораздо больше, чем принято думать. И это внушает оптимизм.
Что касается "Жолчи", мне кажется, компакт-диск с хорошей музыкой - отличный подарок. Особенно, если он красиво оформлен. Примерно, как в нашем случае.

А какие подарки радуют больше всего? Полезные вроде струн и медиаторов или просто приятные, вроде хендмейдовых плюшевых зайцев и нижнего белья фанаток?

Полезные не дарят - и правильно делают: полезное я и сам себе куплю. У нас в России вообще как-то не принято дарить килограмм масла или пачку стирального порошка. И слава богу.
Радуют подарки, сделанные от чистого сердца. А поскольку от чистого сердца они практически все, то и радуют тоже - практически все.

А что в плане звучания релиза на CD и в цифровой версии: сами замечаете какую-то разницу?

Шутишь? Я на слух не отличу MP3 от WAV, а ты такое спрашиваешь. Я вообще 90 процентов музыки слушаю на ноутбучных колонках и не испытываю никаких угрызений совести.
Но звуком на альбоме занимался, слава богу, не я, а специально подготовленный, опытный профессионал. Поэтому, звучание там на все 100. Или даже 105, я не замерял.

Нет ли теперь желания переиздать и более ранние релизы в таких же коллекционных дигипаках?

Как в тосте из известного фильма: имею желание купить дом, но не имею возможности. Это требует большого гражданского мужества четвертой степени - вместо того, чтобы заниматься всякой фигнёй, взять, и заняться делом. Если ветер будет дуть в паруса, все конечно переиздадим. Обязательно!

Так выпьем же за то, чтобы желания совпадали возможностями, а возможностям не было стыдно перед желаниями! А вообще насколько вам свойствен фетишизм и азарт коллекционеров-собирателей? Насколько это про вас?

Я в этом смысле не очень азартен. Коллекционирую что-либо очень вяло. Единственная моя страсть с детских лет - солдатики. Остальные предметы этого мира лично для меня преходящи.

А как так вышло, что на обложку диска попал гамлетовский Бедный Йорик? Зачем он там?

Это не Йорик, это портрет нашего социума. Картину, которая украшает обложку, нарисовал гениальный художник из Белоруссии Виталий Тамков. Я большой поклонник его творчества.

Выходит, социум накрылся медным тазом, приказал долго жить, начал как рыба гнить с головы и стал колючим и неприветливым словно кнопки на учительском стуле? Аллегория и символизм указывают на это?

Символизм сложно объяснять. Хороший символизм, как торт "Наполеон" - многослоен. Начни все объяснять, и выйдет сочинение в 3-х томах. И скучно, и глупо, и долго.

Не боитесь, что Misfits и предъявят свои авторские претензии, приняв знак респекта и преемственности за плагиат?

А что Мисфитс? Не они первые использовали "мертвую голову" в атрибутике. "Черные гусары" раньше занимали очередь. Про череп из Помпеи я вообще молчу - он смотрит на всю нашу возню с мягким недоумением.

А есть ли у альбома какой-то общий и сквозной культурный посыл, центральная мысль, которая объединяет все композиции воедино?

У правильной группы все песни, которые она сочиняет, отражают ее жизнь. И альбом - это всегда некий слепок, фотография отрезка этой жизни. Все песни, что там есть - неслучайны. Все это - части, без которых картина была бы неполной. Поэтому, да, конечно в "Жолчи" все песни объединены. Чем именно - это вам предстоит узнать, прослушав их.

Трек “Ампутант” напомнил мне диск Pungent Stench, посвящённый той же самой теме. А у вас есть свой сексуальный подтекст в данной вещи?

"Ампутант" - это, прежде всего, про ощущение глубокой неполноценности, ущербности. О тщетности усилий. И об отчаянной надежде "отрастить новые ноги". И еще бог знает, о чем, я и сам хорошенько не сформулирую.

Значит, “Жолч” – это альбом из серии “не нужно понимать, раскладывать по полочкам и складно формулировать – вливайся, чувствуй то, что чувствуем мы, и заряжайся нашей энергией”?

Местами - да, конечно. Всякое творчество неодномерно, что-то поддается формулировке, что-то - только восприятию "на мясо". В любом случае, мне кажется, интереснее разбираться во всем самостоятельно. Потому что авторы зачастую сами мало что могут рассказать о своих творениях.
Понимаешь, если что-то можно сформулировать и выразить в двух словах - зачем тратить силы и время на такой трудоемкий процесс, как делание песни? Вышел и все сказал прямым текстом. Простые вещи так и выражают.
Вещи посложнее требуют более окольного, интуитивного восприятия. Их сухой повествовательной прозой не изложишь. Приходится изощряться.

А как так вышло, что стал нужен сайд-проект и появился Гоголь и Гегель?

ГиГ - не первый мой сторонний проект. До него был Радиопрофилакторий Боль.

Я пишу много всякого, в частности, стихов. И кое-что жалко выбрасывать, потому как выходит неплохо. Песни - это понятно, это Огнелёт. А куда девать стихи? Возникла идея реализовать свои стихи в какой-то слушабельной форме. Просто начитать - скучно. Под музыку гораздо веселее. А под хорошую музыку - вообще ништяк. Так и родился Радиопрофилакторий, а после его заката - ГиГ. Стихи с музыкальной подкладкой. Что-то вроде пара-рэпа.

А почему закатился Радиопрофилакторий и почему нельзя было начитывать стихи под этим названием и дальше?

Как и любой проект, Радиопрофилакторий держался на взаимном интересе участников. Интерес ослаб, идеи истощились. Навалились дела. "Любовная лодка разбилась о быт". Обычная история.

Название нового сайд-проекта намекает на то, что вы готовы всем легко и просто разъяснить самые запутанные и непонятные штуки, навсегда отучив людей путать Гоголя с Гегелем, Гегеля с Бебелем, Бебеля с Бабелем и т.д.?

Ну, кроме игры слов, Гоголь - один из моих любимых авторов. Гегель - один из самых значимых философов в мировой истории. Гегель - рационализм и логика западной философии. Гоголь - мистика, творчество, иррациональное начало. Что-то вроде Инь и Янь. Конечно, предельно карикатурно.

А каким образом вы разделяете религию и мистику? К первой, насколько я понял из обращения на развороте “Жолч”, относитесь враждебно, а ко второй?

Нет. К религии я отношусь как к явлению. Например, к рабовладению в Древнем Риме я не могу относиться враждебно. Скорее, как к сыгравшей свою роль, исторической части мира.

"Мистика" - настолько огромный и расплывчатый термин, что под него можно подверстать что угодно, вплоть до квантовой физики. Но если речь о каким-нибудь Стивене Кинге - мне это все смешно. Слишком примитивно, чтобы даже обсуждать.

Фраза про Гоголя и Гегеля взята из наверное самого расхожего анекдота про интеллигенцию, и мне в нём настойчиво видится ваше неприятие этой самой интеллигенции и скепсис по отношению к ней… как Вам самому, Дмитрий, кажется, может быть, это подсознательный  скепсис какой-то по поводу отсутствия у Вас высшего образования?

Смотри. Сознание собственной необразованности всегда заставляло меня расширять границы познаний самостоятельно. И в какой-то момент я обнаружил, что знаю и понимаю побольше многих дипломированных. Выяснилось, что большинство лиц с "верхним образованием" - идиоты в областях вне их специальности. Причем, идиоты агрессивные, подкрепленные сознанием своей значимости. И как всякие агрессивные идиоты, они сеют вокруг себя энтропию.  Именно это и заставляет относиться со скепсисом к носителям вузовских корочек, а вовсе не какой-то мой образовательный фрейдизм.

Ну, чего уж греха таить – такое у дипломированных специалистов действительно встречается очень часто, и примеры все мы видим, наверное, каждый день. Но в таком случае получается, что “Жолч” – это вариант из серии “клин клином вышибают” и желание уменьшить неоправданную агрессию и ограниченность вовне такой же собственной агрессией? Позиция в духе “если большинство людей вокруг меня узколобые агрессивные идиоты, то я покажу им, что во мне агрессии намного больше, чем в них, и им нет смысла со мной состязаться?”

Я же говорю, тут все в большей степени интуитивно, чем рассудочно. Я не мыслю в духе: "Вы меня задрали. Вот вам, гады, Огнелет!"
Нет, тут реакция творческая. Она формируется на более сложных уровнях, чем рефлексы собачки Павлова.
Это и мысли, и надежды, и чувствования, и прочая лирика. Нарезано и приправлено. Салат Оливье.

А в чём философский смысл помещённой в дигипаке “Жолч” цитаты? Она показывает общий настрой альбома и его желчность или тут как-то всё глубже?

Этот опус попал туда по воле директора лейбла WOD - очень понравился ему. И поскольку он курировал выпуск, он же его туда и поместил. По всей видимости, опус подходящий по настроению.

А как Вам кажется, каким образом на Вас повлияло бы это самое высшее образование? В чём и каким образом Дима Огнелёт был бы другим, если бы в своё время закончил какой-нибудь интересный для себя ВУЗ ,а потом отбарабанил бы там аспирантуру?

Вузовское образование - это круто. Но оно чрезвычайно переоценено. На самом деле вузы атавистичны. Это наследие раннего модерна, когда информация была труднодоступна и легко контролируема. И даже тогда находились самоучки, затыкавшие за пояс образованцев. Сегодня же получить знания самостоятельно может любой. В открытом доступе в тысячу раз больший объем знаний, чем можно вынести из посещений самого крутого вуза - только впитывай. Другое дело, что впитывать люди предпочитают всякий развлекательный шлак. Но тут уж кто как настроится.

А если сравнить и сопоставить три таких понятия как “эрудит”, “интеллигент” и “мыслящий человек”, то как вы их различаете и каково ваше к ним отношение?

Мыслящий человек в моем понимании - это самое крутое и самое трудное. Нельзя просто так взять и научиться быть мыслящим. Необходима длительная и болезненная эволюция. И точных рецептов для нее не имеется.
Слово "интеллигент" давно уже деградировало в ругательство. Еще Гумилев высмеивал это понятие. Говорить тут особо не о чем - российская интеллигенция, особенно творческая, ярко демонстрирует нам все, что касается этой темы, ежедневно и ежесекундно.
Эрудиция же - штука забавная и даже небесполезная, но практически девальвировавшая с приходом в нашу жизнь поисковиков и мобильного интернета. Сегодняшние эрудиты - это такие цирковые фрики, вроде Вассермана. Информация не равна знаниям, а тем более - пониманию происходящего.

И Огнелёт – это музыка для мыслящих людей, не желающих ограничивать себя путами отжившей интеллигентности и погоней за эрудированностью Вассермана?

Огнелет - просто музыка. Для разных. Для хороших людей, плохих людей, умных, глупых, посредственных. Женщин, мужчин, детей - даже зверей. Моя собака слушает внимательно, когда я пою дома под гитару.

А как у Вас, Дмитрий, вообще по жизни с анекдотами? Любите данный жанр народного творчества и как часто с Вами случаются вещи, которые можно назвать анекдотическими и рассказывать в подобном же духе?

Я как и все люблю смешные анекдоты, но их никогда не запоминаю. А запоминаю наоборот, всякие несмешные и бородатые. До такой степени, что, наверное, могу претендовать на звание самого несмешного рассказчика несмешных анекдотов.

Со мной, конечно, происходит всякое анекдотическое. С группой - еще чаще, чем со мной. Но рассказывать все такие случаи надо в непосредственном общении, с актерской игрой и жестикуляцией. Тогда довольно забавно.

А откуда взялись эти страшноватые арты, составленные из фрагментов чьей-то остриженной бороды? Инфернальные проблески из глубин бессознательного и подсознательного и вообще следы Фрейда во всём этом стоит искать?

Это тоже работы Виталика Тамкова. Они не страшны, просто предельно ассоциативны. Настоящее искусство обостряет в зрителе все - в том числе и то, что его мучит изнутри. Оно одновременно - и зеркало, и увеличительное стекло. Отсюда отвращение как побочная реакция на творчество многих хороших художников. Мы боимся самих себя, своих личных демонов.

Как прошли первые мартовские концерты в 2021 году? Как вас принимали в Питере и в Сосновом Бору? Как вы принимали местных хулиганов-интеллектуалов?

Весенние концерты идут просто отлично. После всего, что пережито осенью, мы ожидали самого худшего. Ан наоборот - фурор и аншлаг. Очень приятно. Полагаю, люди истосковались по хорошей живой музыке.

Уже планируете концертные вылазки на лето и осень? Где больше всего хотелось бы выступить?

Конечно, планируем, а как же. Сыграть всегда хочется там, где будет крутой концерт. А поскольку сложно угадать, где это произойдет, хотим играть каждый раз.

А теперь на выходе на финишную прямую несколько совсем простых вопросов, на которые можно отмечать одним словом в режиме “или-или”:

Генри Роллинз или Глен Данзиг?

Оба.

“Село Степанчиково” или “Бедные люди”?

"Бедные".

Правда или сила?

Сильная правда.

Скинхеды или панки?

Панки.

Кортнев или Пирожков?

Не знал, кто такие. Загуглил - обоих на х*й.

Джаз или текила?

Джаз, конечно. Алкоголь - только для протирки контактов.

Оптимизм или реализм?

Философия.

Пиво или квас?

Квас.

Тактика или стратегии?

Стратегия.

Стихи в прозе или проза в стихах?

Стихи.

Колымить на Гондурасе или гондурасить на Колыме?

Не был ни там, ни там. Полагаю, действовать согласно обстоятельствам.

Какой из наших сегодняшних вопросов разочаровал и удивил больше всего?

Разочаровало, что не было вопроса "почему вы называетесь "Огнелет". Шутка. Все было круто, спасибо!

Что в ближайших планах и каковы размеры у этих самых планов?

Играть, делать песни, читать книги, заниматься спортом, писать, снова играть и делать песни. Жить. Примерно так.

Ваши финальные слова и пожелания мыслящим энтузиастам?

Не вешать носа! Прорвемся.

Спасибо за интервью!

Всем спасибо, все свободны!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев