ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Каждый день – это новый вокзал!” Интервью с группой Станция Июль

10-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что может быть более актуальным и интересным в разгар жаркого и ласкового июля, чем путешествия, мысли о путешествиях, перроны, вокзалы и…. станция Июль? А ведь альбом этой группы стал у нас на ASTARTA, как вы помните, лучшим релизом марта, и было это заслуженно и не случайно – играют ребята очень атмосферный и настроенческий материал, а, если быть точным, не столько играют, сколько рассказывают истории, вызывают воспоминания, делятся опытом и помогают проникнуться атмосферой путешествий и странствий. На связи начальник станции бас-гитарист Илья Снегирев (ИС), вокалистка Юлия Седова (ЮС) и клавишник Олег Губанов (ОГ)– то есть весь основной состав Станции Июль, и эти ребята уж точно не дадут вам скучать, пока мы будем терроризировать их своими вопросами!

Алексей: Приветствую, Илья, Юлия и Олег! Поздравляем вас с победой в нашем опросе! Как у вас бодрость духа и чем занимаетесь в эти дни самоизоляции и карантина?

ИС – Сижу дома, работаю дистанционно. Жду, когда смогу обнимать друзей и путешествовать дальше «Пятерочки».

ОГ – Не унываю. Работаю, пока есть возможность! Делаю аранжировки к музыкальным телешоу, мюзиклам, кинофильмам.

ЮС – Здравствуйте! Я дистанционно работаю учителем в школе, поэтому скучать не приходится.

Виктория: Давайте начнём с самого начала. Что вы играете, какие основные вехи истории вашей группы достойны упоминания и почему вас стоит послушать?

ИС - Во Владимире филфак и музыкальный факультет находятся в одном корпусе. Идеальное место, встреча музыки и слова. Там мы с Олегом и познакомились. Юля пришла на филфак позже. Так и познакомились. Я на тот момент был без группы, и мне очень хотелось сделать что-то очень личное. Юля стала идеальным голосом, а Олег – идеальными мозгами для этого личного.

Алексей: Я давно заметил, что люди с педагогическим образованием отличаются от простых смертных, они более дотошны, точны, любят учить и всё раскладывать по полочкам, а вы можете согласиться с таким утверждением или, быть может, сами  можете выделить какие-то характерные черты играющих и поющих педагогов?

ИС – никогда об этом не думали.

Алексей: Что вдохновило вас и до сих пор вдохновляет на такой блюзовый, ностальгический и минорный буги-рок-н-ролл? Как вы нашли формулу создания своей музыки?

ИС – Том Уэйтс. Когда я его услышал, то подумал – Вау. Это идеальное соединение блюза, джаза и умения рассказывать истории. Потом я понял, что играть, как Том Уэйтс здесь и сейчас невозможно. И стал искать свой собственный звук. Поэтому, если описывать формулу – то это блюз+ босса нова + «степь, да степь кругом».

ОГ – Честно говоря, даже не задумывался над жанрами. Просто Снег (Илья Снегирев) начинает играть на басу, а я подхватываю на клавишах. И вроде звучит!

Алексей: Самый известный последователь Тома Уэйтса в России это наверное Билли Новик, как считаете его “Being Tom Waits” это удачная попытка играть как Уэйтс?

ИС – Я хорошо отношусь к Новику и тому, что он делает, но…ну, это другое. Невозможно быть, как Уэйтс. Ты будешь повторять, а его величие в том, что он может придумать что-то новое. Его альбомы очень разные. Что значит играть, как Уэйтс? Как Уэйтс с какого альбома? Он уникален и ищет новое. Поэтому, чтоб быть, как Уэйтс, надо искать новое, а не фиксироваться на повторах.

Виктория: Женский вокал изначально был частью вашей формулы?

ИС – Если бы не было Юли, то альбом был бы другим, если бы вообще был бы.

ОГ – Голос Юли идеально подходит к этим песням.

ЮС – Думаю, что изначально вокал должен был быть мужским. Но однажды Илья сыграл мне одну из своих песен (кажется, это была «Не нам»), а я подпела. Ему, наверное, понравилось, и он меня пригласил в группу.

Алексей: А почему всё-таки ваши песни такие грустные и печальные? Это творческое кредо или стиль жизни?

ИС – Мне кажется, что в жизни мы все очень веселые люди. То есть мы не ходим, поливая мостовую слезами. Но так вышло, что истории, которые хотелось рассказать, были именно такие.

ОГ – Да, почему-то трагическая составляющая мироощущения чаще отражается в творчестве.

ЮС – Мне кажется, что чаще по-настоящему нас может затронуть что-то грустное и печальное, уж такова особенность русской души)))

Алексей: Как считаете, а можно ли назвать ваше творчество и вашу музыку Томом Уэйтсом по-русски?

ИС – нет, не думаю. Мы разные. И потом, Том Уэйтс – это важный для меня исполнитель, но далеко не единственный.  И потом – есть Олег и Юля, у них свои любимые музыканты, свои ориентиры.

Виктория: Осенние воспоминания о лете - это печально и меланхолично по определению, а насколько вероятно такое, что ваш следующий альбом (или послеследующий) будет в стиле летние восторги от лета, например?

ИС – Для этого мы должны полностью переключиться на регги, например. Но едва ли. Сама эта формула, «осенние воспоминания о лете» появилась уже после записи. Мне кажется, пока ты что-то делаешь, ты не можешь это определить. Лишь обернувшись.

ОГ – Я не очень люблю веселую музыку. Разве что В. Моцарта.

ЮС – Думаю, что стиль и направление нового альбома будут зависеть, в первую очередь, от вдохновения и настроения автора песен – Ильи Снегирева. Но не думаю, что его «понесёт» на лето-птички-бабочки…

Алексей: А сами вы считаете свою музыку современной или творчество для вас это разновидность машины времени?

ИС – Как там у Гумилева? «Я вежлив с жизнью современною, но между нами есть преграда». Я просто делаю музыку так, как умею. Как ту музыку, на которой я вырос.

ОГ – Я вообще не понимаю значения словосочетания «современная музыка», мне кажется, «современность» для каждого реципиента своя. Для меня всегда современными и актуальными были Л. Бетховен, Ф. Шопен. Из рок-музыки «Битлз» и т.д. А вот «кальян-рэп» лично для меня не современный… И хочется держаться от него подальше в ожидании, что он выйдет из моды… Если под современностью понимать то, что в топах чартов радиостанций, то «Станция Июль» не современна. И это хорошо!

ЮС – Я считаю нашу музыку современной. Непопулярной, немодной – да, не той, которую сейчас привыкло слушать подавляющее большинство, но современной, поскольку она находит свой отклик.

Виктория: Как так вышло что ваш альбом и творчество в целом столь плотно связаны с тематикой путешествий, станций, вокзалов?

ИС – Я не люблю сидеть на месте. Есть люди, которые путешествуют больше меня. Но долгое сидение на месте меня удручает. Как у Островского: «я было поправился и толстеть уже стал, да вдруг как-то за обедом приходит в голову мысль: не удавиться ли мне? Я, знаете ли, тряхнул головой, чтоб она вышла, погодя немного опять эта мысль, вечером опять. Нет, вижу, дело плохо, да ночью и бежал из окошка».

ОГ – У меня - часто концертирующего музыканта - вся жизнь проходит в разъездах-переездах. Очень нравится бывать в городах, которые имеют свой уникальный облик, это вдохновляет!

Алексей: А какие из городов вам запомнились больше всего и в каких местах вам хотелось бы побывать больше, чем в других?

ИС – Стокгольм. Я хотел бы туда вернуться. Там я был счастлив.

ОГ – Я хотел бы вновь побывать на своей родине – в Ташкенте, в горах Чимгана. Из российских местностей отмечу село Ракитянское Белгородской области, я там выступал с концертом – удивительное место: везде высажены розы, которые пахнут непередаваемо прекрасно, удивительная чистота и порядок, улыбчивые и трудолюбивые люди.

Алексей: Если кто-то вдруг ещё не ознакомился с вашим альбомом и решил сделать это в поезде, то куда ему стоило бы направиться? Есть какой-то идеальный маршрут для восприятия песен с “Божественного Ветра”?

ИС – По маленьким городам, станциям. Входить, смотреть на эти два-три дома, водонапорную башню и бабушку с пирогами. Я бы советовал плацкарт на Юг.

ОГ – дешевая грязная электричка «Москва-Владимир» со всеми остановками. На остановках часть пассажиров начинают бешено нестись по вагонам, скрываясь от контроллеров… Продавцы отчаянно пытаются втюхать обложки на паспорт, «всё для дома и дачи», а слегка подвыпившие таланты лужёными глотками, сорванными от надрывного исполнения и холодного, спёртого воздуха, исполняют песни. Часто собственного сочинения.

ЮС – Очень нравятся варианты Олега и Ильи. Я, например, очень люблю ездить в поезде в Питер, думаю, этот вариант для лучшего восприятия тоже подойдет.

Виктория: А сами часто путешествуете?

ИС - Постоянно. Раньше, когда все только начиналось – больше и разнообразнее.

ОГ – только с концертами или по работе. Ни разу в жизни не путешествовал «просто так». Наверное, это неправильно.

ЮС – Я не так часто путешествую, как хотелось бы. Но, если отправляюсь куда-то, то обязательно с друзьями – впечатлений хватает надолго.

Алексей: Есть ли на альбоме песни, которые были сочинены в ходе поездок или даже прямо в поезде?

ИС: - Да. «Не нам» я точно написал в поезде Владимир-Москва. Сел в поезд, написал текст, добрался до гитары и почти сразу придумал музыку. «Однажды» написал в междугородном автобусе. Все по классике. Ты сидишь в автобусе, его заливает дождь, ты пишешь блюз. «Время для танцев» - результат нескольких поездок на восток и впечатлений от путешествия одной подруги по Индии. Кажется, что «Лирического героя» я тоже написал в дороге, но сейчас уже точно сказать не могу.

Виктория: Сколько времени в общей сложности длилась работа над альбомом, и какими мыслями и чувствами вы сочиняли и записывали песни для него?

ИС - Мне страшно говорить, но, кажется, что-то около четырех лет. Или больше? Очень хотелось сделать все как можно лучше.

ОГ - Кажется, некоторые песни с 2009 года ждали своего часа. Мы играли их на репетиционных базах. А первые попытки записать что-то возникли в 2013 году.

ЮС – Я к работе присоединилась позже остальных, поэтому моя работа над альбомом длилась меньше всех – думаю, около года, может чуть больше (???)

Алексей: Работать над какой из песен вам было приятнее и интереснее всего? Какая из песен сейчас вызывает самые приятные и тёплые ассоциации?

ИС – Мне было приятнее всего работать над «Время для танцев». Мы там собрали хор из всех, кто был на студии, прописывали безумное количество партий гитар, чтоб создать нужный эффект и вообще много экспериментировали. Для меня – эта песня именно сделана в студии. Всеми вместе.

ОГ – Мне больше всего нравятся песни: «Не нам», «Однажды», «Марш зимы».

ЮС – Очень люблю «Не нам» (с нее все началось для меня), «Однажды», «Девушку». А вообще, работать мне всегда было приятно и легко, за это большое спасибо моим супернаставникам - Олегу и Илье.

Алексей: У меня почему-то ваша музыка ассоциируется именно с путешествием на поезде – не с автобусом, не самолётом, не с пешими прогулками и не с кораблями – как думаете с чем это связано и что думаете об особенностях и специфике железнодорожных поездок?

ИС – Я сейчас все чаще или за рулем путешествую, или самолетом. Но, когда все эти песни писались в черновом варианте, тогда для меня была эра поездов. Чем хороши поезда – в них проводишь времени больше, чем в самолете и успеваешь нормально почувствовать дорогу, а не только перебежки от терминала к терминалу. И в тоже время ты свободен. От тебя ничего не зависит. Но пешком я тоже люблю ходить. Мне кажется, что мое идеальное призвание – это пешеход-бездельник, слоняющийся по улицам города. Или одно из.

ОГ – Это, видимо, из-за того, что про поезд поется в «Вокзальном рок-н-ролле», а про другие виды транспорта, кажется, нет.

Виктория: Как вы познакомились с Zombie Cat и как так вышло, что её фото так идеально подходят к вашим песням?

ИС – С Ирой aka Zombie Cat познакомился я. И меня поразило то, что она делает в фотографии. Она постоянно ищет что-то новое, пробует, экспериментирует, делает то, что не делают другие. Мне очень нравится ее мастерство работы с цветом. Это одновременно и очень ново и в то же время, мне кажется, что она стала бы отличным фотографом для обложек 70-х. Для Clash, например. Мы много общались, обсуждали, что такое искусство и, когда стало понятно, что альбом выйдет – я заказал обложку у нее. Альбом с любимыми музыкантами и обложка с любимым фотографом – все логично.

Виктория: Есть ли у вас какое-то жизненное кредо, какой-то девиз или любимая цитата, которая наиболее точно и ёмко отражает ваше мировоззрение и суть вашей  музыки?

ИС - Каждый день – это новый вокзал.

ОС – «Вперед и с песней»? Ахаха

Алексей: Всякий, кто хоть раз ездил в поездах на длинные и внушительные дистанции, знает, как порой тянет пообщаться в ходе таких путешествий, и какие интересные истории порой можно услышать в поезде. А вы можете поделиться каким-нибудь поучительным или просто заслуживающим внимания рассказом, связанной с вашими путешествиями или творчеством?

ИС – Однажды я кормил Юлю мидиями, которых сам поймал. Однажды мы с Олегом ехали за обработкой для гитары на каком-то диком количестве электричек, маршруток и местных такси. Однажды я посадил в поезд Воркута-Москва итальянскую художницу, договорившись с проводником. Много интересных историй, но хочется рассказывать их вот так – одним предложением.

Алексей: А насколько вероятно, что какие-то из этих только что озвученных Вами историй, станут песнями в ближайшем или не ближайшем будущем?

ИС – Некоторые уже стали. Осталось их только записать.

Виктория: Как вы пришли к своему нынешнему названию и почему из всех станций вы выбрали именно эту, летнюю и июльскую?

ИС - Кажется, друзья подсказали. И тогда хороший июль был. И еще несколько лет после. Собственно, это в «Божественном ветре» частично описано.

Алексей: Стоит ли думать, что июль для вас особенный месяц, и вы всегда ждёте его с особыми чувствами, быть может, даже как-то по-особенному празднуете?

ИС – Нет, даже как-то и не задумывался. Хороший месяц, лето, отпуск. Вот это и праздную.

ЮС – Люблю июль, это начало отпуска, отдыха. Этот месяц для -  остановка, перезагрузка перед началом чего-то нового.

Виктория: Как думаете, июль года нынешнего будет для вас каким-то особенным и делаете ли уже какие-то планы на июль-2020?

ИС – Мне всегда страшно говорить о планах. Смешить Бога и вот это вот всё. Надеюсь, что будет июль, будет путешествие.

ОГ – Планы на июль-2020 ничем не отличаются от обычного графика жизни – концерты, студийная работа… Хотя с концертами, скорее всего, придется повременить. В этом месяце уже успел провести несколько дней и бессонных ночей на «Тонстудии» «Мосфильма», приняв участие в качестве аранжировка и пианиста в большом новом проекте, планируется онлайн концерт с известной рок-группой, много всего….

ЮС – в планах отдых, книги, встречи с родными и близкими.

Алексей: Надо понимать, Божественный ветер, давший название вашему альбому, это ветер перемен, о котором пели ещё Scorpions, а как вы сами относитесь к переменам и всегда ли вам удаётся спокойно и философски воспринимать происходящее?

ИС – С Божественным ветром все немного грустнее. Это не столько ветер перемен, сколько ветер камикадзе. Собственно, камикадзе и переводится – «божественный ветер». Я сам не могу объяснить, почему так. Только то, что любовь – это что-то настолько больше, чем ты, чем все. Что же до перемен, то при всей моей любви к путешествиям, большие перемены меня скорее пугают. Потому что путешествия есть путешествия, а дом есть дом. И, если перемены затрагивают дом, то я всегда немного волнуюсь.

ОГ – Про камикадзе даже не подозревал! Я думал, «Божественный ветер» - это такое задумчиво-отреченное дыхание жизни, которое наполняет грудную клетку, и человек становится более одухотворенным.

Алексей: Известный шахматист Борис Спасский говорил, что ситуацию всегда контролирует тот, кто готов в любой момент пожертвовать всем, “покончить с собой”. А вам близок такой максимализм и такое восприятие реальности?

ИС – Я думаю, что это метафора. Просто в шахматах нельзя «привязываться» к фигурам, надо уметь их подставлять под удар, жертвовать. Лужин у Набокова, правда, доводит эту метафору до предела и, чтобы выиграть партию, «жертвует» собой, выбрасываясь из окна. У меня такого нет.

Виктория: А как вы восприняли новости об эпидемии коронавируса и обязательной самоизоляции? Получилось сразу воспринять это как должное и не возмущаться вынужденными мерами по ограничению перемещений и путешествий?

ИС – Вирусу, в общем, наплевать, как я его воспринимаю. И на то, возмущаюсь я или нет. У меня сейчас тот период, когда с вирусом или без, я сидел бы дома и работал. Поэтому я очень волнуюсь за здоровье своих близких, за то, как они переносят эти ограничения, но сам отношусь к этому спокойно. Хуже, что лето может пропасть из-за этих нерабочих дней.

ОГ –  Очень надеялся, что не будет такого вопроса. Плохо отнесся.

ЮС – Восприняла спокойно, но по прошествии нескольких недель осознала всю тяжесть и скуку дистанционной работы и завыла.

Алексей: Как считаете, в сложившейся ситуации, когда у большинства людей уже нет возможности просто сесть в поезд и отправиться туда, куда им хотелось бы, ваша музыка  теряет свою актуальность или наоборот спрос на такие виртуальные музыкально-вербальные путешествия должен только увеличиваться?

ИС – мне кажется, что музыка людям нужна всегда. И музыка дороги тоже. Я вот Рому ВПР «Метеорологическую» поставлю и вообще весь альбом «Звенигород-Крым» и сразу куда-то туда уносит. Хотя просто иду к метро.

ОГ – Наш альбом – не «прикладная музыка для путешествий по российским железным дорогам». Поэтому актуальности не теряет!

Виктория: Когда вынужденная самоизоляция закончится, и ограничения будут сняты, уже решили куда отправитесь первым делом? Куда и чего хочется сейчас больше всего?

ИС – Увидеть друзей, обнять их. Пройтись по теплому городу, без справок, пропусков и какой-либо цели. Досмотреть футбольный сезон. Начать работу над новым альбомом.

ОГ – В парки и фудкорт!

ЮС – Хотела бы прогуляться по родному Владимиру без маски и антисептика в кармане, встретиться с друзьями на летней веранде кафе.

Алексей: На вашу работу над новыми песнями и новым альбомом коронавирус повлиял положительно или скорее отрицательно?

ИС – Отрицательно. Нет доступа к части оборудования. Но, опять же, возможно, что из-за особенностей работы мне было бы не до того.

Виктория: На какой стадии сейчас находится работа над новым альбомом? Станет ли он музыкально и настроенчески последователем и продолжателем традиций “Божественного ветра”?

ИС – Я так-то придумал новые песни и даже придумал, о чем бы мог быть альбом. Если вот все сделать так, как я сейчас думаю, то он вышел бы несколько более цельным, чем «божественный ветер». И вам бы даже не пришлось задавать вопросы о маршруте. Мы бы приложили карту. Но планы – такая штука… По музыке же мы бы сделали лучше. Или взрослее.

ОГ – Я не хочу делать «лучше», хочу просто «по-другому». Попробовать новые стили, саунд, лады…

Алексей: В эти дни самоизоляции новые песни были сочинены? Они чем-то отличаются от материала альбома “Божественный Ветер”?

ИС – Это Олег может писать много. Я мало. Перед тем, как это началось, сочинил хорошую, как мне показалось, и грустную песенку. План на полгода выполнен. Еще мы сочинили с братом матерные частушки про пандемию и песню, с которой мы будем просить милостыню. Но это точно не формат группы «Станция Июль».

ОГ – А что, матерные частушки про пандемию – это прекрасно! Я за то, чтобы они вошли в новый альбом. У меня на синтезаторе есть тембр баяна. Подыграю!

Алексей: Не могу не спросить про песню “Новогодняя”. По своему настроению и настрою композиция далеко не праздничная, а скорее похоронная (честно говоря, думал, что в этом плане вряд ли кто-то сможет переплюнуть Dido и её “Happy New Year”, но у вас получилось). Почему так вышло и как часто у вас бывают такие грустные и рефлексирующие встречи Нового года?

ИС – Мне кажется, что с Новым годом мне раза четыре в жизни повезло. Только мне «Новогодняя» не кажется похоронной. Никто со мной не соглашается. Но она же о принятии смерти, о том, что ты не боишься смерти и, значит, ее нет для тебя. Новый год  - здесь такая точка отсчета времени. Не праздник, тем более, мне с ним не везет.

ОГ – Песня с названием «Новогодняя», звучащая в МАЖОРЕ, является похоронной – нонсенс! Я пытался играть светло-торжественную балладу…

Алексей: И вы тоже не боитесь смерти или в “Новогодней” присутствует некий лирический герой?

ИС – Боюсь я ее или нет – она все равно будет. Неизбежно. И жизнь неизбежно победит.

ОГ – ответить, что ли, словами Ильи Кормильцева? «Ты можешь быть королем, ты можешь быть порнозвездой, но ты не откупишься от той, что пришла за тобой»

Алексей: Как-то Том Уэйтс сыграл дьявола в одном фильме, а вы верите в дьявола и в то что он похож на Тома Уэйтса или слушает такую музыку?

ИС – Я думаю, что дьявол выглядит скромно, как чиновник из провинции. Из ролей Тома Уейтса, мне нравится та, где он один из «Семи психопатов». С ножом и кроликом.

Виктория: Что в самых ближайших планах, и какие мечты и задумки по поводу грядущего лета: отдых, работа, творчество или просто некая пауза в связи с пандемией?

ИС – Я бы хотел играть музыку. И делать ее. Больше записываться и чаще играть. Это то, что я очень люблю.

ОГ – Работа! Она же отдых. Она же всё!

ЮС – Все-таки хочу отправиться в небольшое путешествие, пусть даже в соседний город, побыть с семьей, но при это оставить место музыке и творчеству.

Алексей: Какого вопроса вы очень ждали сегодня от нас, но так и не услышали его?

ИС – Кто из нас хлопает дверью в конце песня «Девушка».

Виктория: Какими словами будем приветствовать конечную станцию и выходить на перрон?

ОГ – конечная станция – это смерть, а перрон – чистилище? Надеюсь, не доехать до конечной станции, а затеряться где-то в коловращении адронного коллайдера или в недрах бермудского треугольника.

ИС – Я вот согласен с Олегом. На последней станции я уже ничего не буду говорить. Может быть, скажут про меня, хотя и не знаю зачем.

Алексей, Виктория: Спасибо за интервью!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев, Виктория “Caracal” Озёрная