ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Хара "Явь"

Хара "Явь"

24-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ХАРА
Релиз
“ЯВЬ”
Год
2018
Стиль
Folk / folk rock / psychedelic
Лейбл
SKETIS MUSIC
Страна, город
Россия, Абакан

Очень симпатичный дигипак стал 145-м релизом одного из ведущих российских лейблов, специализирующихся на аутентичном фолке. Данное издание с рисунками Александра Пахтаева содержит второй альбом группы “сибирского русского рока” под названием Хара, которая в этот раз действительно добилась немалых успехов на ниве совмещения традиционных рок-риффов, рок-мелодий наподобие Калинова Моста и медитативной шаманской этники пополам с влияниями разнокалиберной психоделики.

Фолка как такового на альбоме “Явь” минимум и проявляется он по большей части в достаточно авангардных проигрышах диковинных народных инструментов (моринхур, гусли, пимак, кенгирге, шоор). Музыка коллектива на данный момент звучит достаточно зрело и взросло, музыканты научились сочинять неплохие рок-песни, а в плане аранжировок так вообще замечательно преуспели, добавив на диск массу характерных сибирских этно-пассажей. В итоге “Явь” звучит как смесь упомянутого выше Калинова Моста и альбома Арефьевой “Кон-Тики”, заметно углубляясь в собственную сибирскую самоидентичность.

Всё начинается со стартующей с шаманского горлового пения песни “Огненный бубен”, где вся этника и психоделика умело обрамляют материал в духе раннего Калугина и группы Возвращение. “Эй-эй, это огненный бубен, он повис над горами, эй-эй, это огненный бубен, он зовёт меня в пляс” – мягко и неспешно скандирует вокалист, в то время как шаман на заднем фоне ведёт свою бессловесную вокальную линию, а инструменталисты конструируют медитативные психоделические постройки с настойчивостью и скрупулёзностью бывалых этнографов.

Вкрадчивая “Нам бы” сводит вокал в сторону начиток-наговоров, да и воспринимается почти как рок-заклинание, “На ветру” звучит как неспешный рой москитов-мутантов, обкурившихся галлюциногенных трав и пленённых мелодией крысолова, разухабисто-плясовая “Чары” пускается вприсядку, разбавляя диск нехарактерными ритмами и размерами, а далее разнообразия становится ещё больше, и Хара предлагает своим слушателям глубокомысленную балладу “Весенняя” с красивой и грустной лирикой:

“Нас стирает время в пепел или в прах,
Солнечные пятна, песок в руках,
Мы тени от забора, огорода цвет,
До нас дойдёт нескоро звёздный свет.
Нас разносит ветер как семена,
А по белу свету идёт весна,
Прорастаем к небу, смотрим с высоты,
Ищем всё друг друга: ну где же ты?”

(с) ХАРА – “Весенняя”

“В доме моём” воспринимается как продолжение этой философской сюиты, “Так умирает мир” неожиданно сворачивает в постапокалиптическую тематику, повествует о последствиях ядерного взрыва и содержит речевые сэмплы и некое подобие сирены, “Реченька” игриво-театральна в плане вокала и ритма (вокальная мелодия напомнила мне даже шансон) и в то же время достаточно экспериментальна в том, что касается музыки, “Дальняя дорога” весьма напоминает народные песни, а финальная “Колыбельная сыну” – это ещё одна шикарная баллада.

“Явь” представляет собой достаточно самоидентичный и монохромный, но далеко не скучный и весьма приятно звучащий альбом с массой красивых звуков, эффектных текстовых зарисовок и не сильно разнообразных, но впечатляющих этнических пассажей. “Новая волна сибирского русского рока” в лице ХАРА имеет весьма достойных представителей и заинтересованных в своём деле адептов-экспериментаторов, вознамерившихся сделать современную независимую музыку более оригинальной за счёт прививки древних мистических и ритуальных традиций.

iTunes – https://goo.gl/pmVfeV
Google Play – https://goo.gl/3HndEA
Яндекс Музыка – https://goo.gl/FKSRpX
Deezer – https://goo.gl/AGjySM
Купить CD – https://goo.gl/sHiost