ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Kinard "Грань"

Kinard, Грань

16-11-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

KINARD – 2016
Alternative gothic rock
"ГРАНЬ"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Этот интересный питерский коллектив во главе с вокалисткой по имени Мария Преображенская недавно обнародовал свой дебютный EP, а совсем незадолго до этого поменял логотип, поистине доведя искусство стилизации сложного в простое до совершенства. Несмотря на свой совсем юный возраст с точки зрения Вечности, KINARD уже успели поучаствовать в съёмках фильма “Сокровища 12 богов”, засветиться в программе “Хорошее утро” на телеканале “Санкт-Петербург”, на 100% осилить запущенный самими же собой краудфандинг, отыграть множество феерических концертов, снять целый ряд необычных видео, где сама вокалистка рассказывает об истории коллектива и, собственно, записать этот дебютный пятитрековый EP, окотором сейчас и пойдёт речь.

Стоит сказать, что альбом концептуальный, и на нём связаны воедино, не только песни, но и визуальное оформление. Сейчас я расскажу, как я это понял. Диск снабжён буклетом со стилизованными изображениями, которые связаны с каждой песней этого мини-альбома. Как я понимаю, пластинка о девушке и о пребывании на грани. На обложке некая молодая особа под знаком “ГРАНЬ”, и, открывая коробку с диском, уже даже просто по имеющимся там артам узнаёшь историю того, почему она сидит под этим знаком, и что произойдёт потом. Кроме логотипа на ковер-арте присутствует женская рука и кофейная чашка в нестабильном положении, что, наверняка, было сделано для того, чтобы создать некое напряжение и раскрыть "истеричность характера" героини уже перед прослушиванием.

Арт-минимализм и насыщенный жёлтый цвет с красующимися на нём чёрными силуэтами и кроваво-красными буквами на обложке альбома сразу настраивают слушателя на нечто альтернативно-пост-готичное с привкусом инди-рока, детективных трагедий, поломанных судеб и лимонных леденцов.  Настраивают – и очень зря. Ведь музыка KINARD намного более тяжела, форсирована, эмоциональна и динамична, недвусмысленно стремясь своим звучанием к хэви-металлу и даже к трэшу и груву. Порой их саунд вплотную приближается чуть ли не к индастриалу и кромсающему металкору. Но не будем забегать вперёд!

Открывающий альбом титульный трек своим грубо-безапелляционным, почти в духе классического Holy Moses интро заставляет удивлённо вскинуть бровь даже бывалого меломана. Но это лишь интро, и мерный тяжёлый драйв, идеально прослушиваемый примоченный бас, чистый, непосредственный и открытый вокал Марии по мере появления из колонок первых аккордов сходу вызывают ассоциации с Lafee, The Birthday Massacre, и даже напоминают утяжелённый вариант таких групп, как The Pretty Reckless, Guano Apes, The Cranberries и Маша и Медведи.

Впрочем, это только призрачные аллюзии, имеющие к музыке состава весьма отдалённое отношение.

Кстати, об отношениях. Песня сопровождается рисунком девушки, которая обнимает контур молодого человека, что, как я понимаю, намекает на то, что их отношения закончились, и песня именно об этом. Основной посыл трека – истерика и неконтролируемое разочарование.  Очень предсказуемо и очень по-женски. Думаю, именно по этой причине эта композиция станет настоящим хитом у прекрасной половины человечества.

Основной упор в композициях KINARD делается на эротично-чарующий вокал Марии и словно вытекающие из него цепляющие вечнозелёные мелодии. Помнится, нечто подобное делала в начале нулевых волшебная группа Слайд Шоу, но как давно это было! И вторая композиция “Ветер” вырывается из динамиков стереосистемы вихрем осенних листьев, а средне темповый качающий драйв перемежается с играющим бликами и оттенками голосом вокалистки, который зовёт за собой, словно проповедуя что-то в разрушенной и расстрелянной, заброшенной церкви.

Пожалуй, “Ветер” - самая драматичная и мрачная вещь на мини-альбоме питерцев. Она пробирает до костей и заставляет душу съёжиться в маленький трепещущий комочек. И хотя по степени накала и концентрации ужаса она далеко не самая мощная и бронебойная на диске, но в этой её непрямолинейности и есть основная и главная сила – сила отражённых бликов чёрной луны. История продолжается. Девушка выходит на улицу, где остаётся наедине с непогодой и разнообразными метеорологическими явлениями, которые вкупе с её тягостным и разбитым эмоциональным состоянием приводят к субъективному созерцанию всего происходящего в весьма мрачных, безрадостных и даже потусторонних тонах.

Почти индустриальныйхэви-метал в треке “Война” стремительно рвётся вперёд, словно грозовые тучи полчищ мессершмиттов. Но долгое инструментальное вступление обрывается, едва в ход вступает звенящий скандирующий вокал. Симфонические элементы ещё более подчёркивают мрачноватую стилизованную атмосферу готики и декаданса, столь характерную для творчества Evanescence и Within Temptation. А вот ближе к концу песни вас ждёт неожиданный сюрприз -  появляется разговорный фрагмент с индустриальным техногенным мужским голосом, напоминающим инфернальные декламации Дениса Ядрова из сибирской группы Сумеречная Депрессия, который ещё более неожиданно срывается в скоростное мощное рубилово с голосом Марии, отрывающейся на все сто.

Как и в любой истории о любви и расставании рано или поздно наступает трезвость и понимание того факта, что любви больше нет, несмотря на все тяжёлые сражения и бои за неё. Вот такая вот война, как пели ещё Агата Кристи в лохматых 90-х: “но я устал, окончен бой, беру портвейн, иду домой”. Однако, не всё так прозаично и легко протекает в подобных “отношениях-крушениях” для слабой половины homosapiens. И в этом глубокий трагизм и безысходность. Основные фрагменты с пронзающим вкрадчивым пением вокалистки напоминает своеобразную исповедь, жалобу, а яростные пассажи в середине и в конце трека вновь как будто цитируют нам Парацельса и других древних лекарей, которые утверждали на своей латыни, что слово “истеричность” и слово “женщина” – однокоренные. Хотя, быть может, Парацельс сам страдал подобными явлениями и симптомами? История медицины умалчивает.

“Тёмный попутчик” – даже само название четвёртого трека не сулит ничего хорошего, и уже начало вещи напоминает нечто патологически-мрачное, навеянное чуть ли не безысходной психопатией Анны Варни (шучу), но эта колдовская, то ли фолковая, то ли индустриально-готическая колыбельная, определённо, не лишена аллюзий уже к современным Слайд Шоу и к успевшим давно стать культовыми Шмелям, при этом нигде и никак не вызывая ощущения плагиата. Ну а я, в который раз пытаясь определить, кого же мне напоминает вокал Марии, поймал себя на мысли, что в её пении очень много именно от хэви-металла: V Стихий, Д.И.В.А., Багира, Судный День – если вам нравятся особенности вокальной подачи фронтвумен этих коллективов, голосовые упражнения KINARD наверняка придутся ещё более (как минимум – не менее) по вкусу. Шикарный вокал. Ну а героиня сюжета оказывается в компании своего “тёмного попутчика” (вполне прозрачная аллюзия к Чёрному человеку Есенина, который таки довёл его до петли) – депрессии, разрухи и бессилия, мучительно выбирая между жизнью и смертью.

Уже ни на шутку пугающее название финальной композиции “Выстрел” намекает, что завершение этого мрачного опуса будет не только неожиданным, но и фатальным. Непривычное отсутствие плотного гитарного дисторшена и лишь слегка по пост-роковому позвякивающие гитары с редкими бас-взрыкиваниями заставляют ещё сильнее вслушиваться в текст – в страшные слова, которые одно за другим чеканит, как будто выплёвывает вокалистка. Внезапно приходит осознание того, что всё, что мы слышали на альбоме “Грани” до этого – никакой не фарс и не игра, не стилизация, а самая настоящая смерть. Ожившая, воплощённая, неумолимая и непроглядная как самая чёрная, злая, яростная и беззвёздная февральская полночь.

Вы вполне поймёте, что я имею ввиду, если когда-либо вам доводилось читать рассказ В.М. Гаршина “Ночь”. Песня, да и альбом в целом именно об этом. Да, естественная и вполне ожидаемая развязка любой подобной истории это суицид, но кровавый след руки на стене на одном из артов, сопровождающем релиз, уводит линию повествования к другой развязке, которую слушатель видит в рисунке под самим диском - девушка с револьвером возле трупа в крови. Она убила того самого молодого человека, с которого началась пластинка. На заднике диска мы видим Форд Мустанг, надо полагать, угнанный героиней у убитого. И, откладывая коробку в сторону, мы вновь видим ту же девушку под дорожным знаком "Грань". Видимо, она пришла к ещё одной грани и теперь не знает, что ей со всем этим делать. KINARD смогли слепить из вполне тривиальной и предсказуемой истории действительно нечто интересное, максимально углубив сюжет и сгустив краски до самого предела.

Что сказать в заключение? Перед  странной, пульсирующей харизмой этой группы и её дебютного релиза практически невозможно устоять, и ваш покорный слуга не стал исключением. Яркая, позитивная по подаче музыка с тяжёлыми гитарами и готическими, совершенно противоположными по эмоциональной окраске текстами, способна поднять настроение даже самому убеждённому мизантропу. По сути, для этой цели альбом, по-видимому, и создавался. Даже законченныйсоциопат должен иногда чему-то радоваться и слышать “своё” хотя бы где-то и в чём-то. А настоящая, весьма искусная поэзия и очаровательное музыкальное обрамление убеждает меня в том, что будет весьма справедливо и адекватно поставить эту капеллу из города на Неве в один ряд с Atrox, Madder Mortem и Emilie Autumn: глубоко прочувствованная, даже истеричная, нелинейная, хитросплетённая музыка питерцев поистине способна творить страшные чудеса.

Искрящаяся, едва заметная, но от этого ещё более притягательная ирония и поразительная, сексуальная харизма вокалистки команды вкупе с то более очевидными, то скрытыми аллюзиями к таким группам, как Fleur, Оля и Монстр, Девушкин Сон, Lacuna Coil, Within Temptation и конечно же к гениальным Слайд Шоу со множеством других фрагментарных влияний и первоклассной инструментальной работой с прекрасными соло-партиями, кажется, может зажечь даже море. И даже без спичек. KINARD – это настоящий ураган. Это “плач по остывшему раю”, игра с тьмой и игра во тьму. Игра, которая в случае внимательного вслушивания в пластинку от начала до конца, становится жестокой и беспощадной, страшной реальностью.  Этот альбом и есть та грань, которая отделяет нашу серую унылую реальность от мира оживших сказок и кошмаров. You’re welcome