ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Lacrimosa ''Testimonium"

Lacrimosa, Testimonium

01-11-2017 Дмитрий Фомин

Исполнитель
LACRIMOSA
Релиз
"TESTIMONIUM"
Год
2017
Стиль
Gothic metal / symphonic metal
Лейбл
HALL OF SERMON
Страна, город
Швейцария, Шлирен

Весь долгий творческий путь тандема Lacrimosa, не так давно перешагнувшего четвертьвековой рубеж, условно можно разделить на несколько этапов, в совокупности своей составляющих богатую историю этого поистине культового и не нуждающегося в представлениях проекта. Наиболее преданным поклонникам хорошо известно, что чувства и переживания Тило Вольффа неразрывно связаны с творчеством его детища. Поэтому как композитор он вправе творить музыку исключительно для себя, и вовсе не его вина, что не каждый может разделить с ним его идеи.

Так было  в период 2009 – 2012, когда звучание Lacrimosa наполнилось ''чуждыми'' мелодиями и противоречивыми эмоциями. Как видно, Тило потребовалось время, чтобы преодолеть этот период в своей жизни и ступить на более надежную тропу. Альбом 2015-г. для многих в самой прямом смысле стал новой надеждой на возвращение к более привычному звучанию. После того, как новая работа была расслушана вдоль и поперек, общественность замерла в ожидании того, каким будет продолжение.

Впрочем, сам лидер Lacrimosa и его верная подруга Анне Нурми не стали испытывать на прочность терпение поклонников и достаточно оперативно  явили миру новый, тринадцатый по счету лонгплей под названием ''Testimonium". Нельзя утверждать совершенно точно, что этот швейцарский дуэт совершил пресловутое возвращение к корням, но то, что Lacrimosa как и в лучшие годы зазвучала более мрачно, таинственно и "кафедрально" (учитывая то, что на этот раз симфонический оркестр участия в записи не принимал), есть неоспоримый факт.

В основе концепции ''Testimonium" лежит посвящение трем знаменитым музыкантам, в свое время серьезно повлиявшим на Тило как композитора, а именно – Дэвиду Боуи, Принсу и Леонарду Коэну. Все они не так уж давно покинули этот мир, и каждый навечно вошел в историю, как яркая и безгранично талантливая личность мировой музыкальной сцены. И, согласитесь, что последним подтверждением, или лучше сказать, Свидетельством их звездного статуса, как и многих других исполнителей, стала смерть, неожиданная и внезапная. Именно этому посвящена новая работа Lacrimosa и совсем не случайно альбом имеет подзаголовок "Реквием в четырех актах".

Стоит ли удивляться, что вступительный номер ''Wenn Unsere Helden Sterben" встречает нас триумфальным интро с целым шквалом аплодисментов, после чего мы под размеренный аккомпанемент пианино и сосредоточенный голос маэстро можем оценить вполне недурственный готик-металлический гимн, имеющий мимолетные отсылки к работам более позднего периода.

Что ж, первый шаг сделан и наградой за это становится превосходная композиция ''Nach Dem Sturm'', мастерски поданная по всем правилам "этикета" старой доброй Лакримозы: плавно накатывающая клавишная завеса в грозно-минорном ключе, мощный и низкий гитарный остов в духе альбома ''Inferno'', поющая лид-гитара, а также экспрессивный низкий и весьма хриплый голос Тило в обрамлении мимолетных "бэков" Анне. Вполне достаточно, чтобы вызвать мурашки по коже, как и в старые времена.

Продолжение получилось не менее интригующе, чем начало. Второй акт берет свое за счет превосходной игры на контрастах. Динамичное вступление в виде прямолинейного готик-метал номера ''Zwischen Allen Stuhlen'' с преобладанием классических симфо-элементов в стиле незабвенной ''Elodia'' и неожиданно агрессивная середина ''Weltenbrand'', в которой просматриваются чуть ли не дэтовые куски, застает врасплох своей исступленной истерией. Проникновенная пьеса ''Loss Die Nacht Uber Mich Fallen'' усмиряет накал страстей своей исключительно неоклассической структурой и запоминающимися одухотворенными мотивами. Пение Тило под аккомпанемент акустики и мягких оркестровок непринужденно заставляет воспарять вместе со строками и столь же плавно опускаться на землю.

Пафосный номер ''Herz Und Verstand'', открывающий третий акт, исполнен в стиле практически чистейшего, аристократично-вальяжного симфо-метала с ключевой ролью духовых, выделенной блюзовой ритм-секции и узнаваемым пением в унисон Анне и Тило. На смену ему приходит вполне хитовая ''Black Wedding Day'', в которой тяжести и мрака примерно столько же, сколько и нежности. Ну а завершением сего действа выступает вполне драйвовый хит ''My Pain'' с ведущим вокалом Анне.

Таким образом мы добрались до финала. Мрачная  прелюдия ''Der Leise Tod'',  и вот перед нами заключительный номер альбома - десятиминутный титульный опус, в котором весьма неожиданно переплелись как авангардно-индастриальные мотивы с ведущей ролью клавишных, так и откровенно думовые пласты с грубыми риффами, облаченные в похоронные одеяния классических аранжировок. Монотонный и депрессивный, он выступает словно монументальное надгробие, венчающее могилу тех, кто отдал свою жизнь служению Эвтерпе.

Как мы видим, новое творение Lacrimosa получилось достаточно насыщенным и в определенной степени обобщающим. Все композиции являются единым целым, не  выпячивая и не претендуя на первенство. Как следствие, альбом обрел поистине глубокую и притягательную атмосферу, которой вполне по силам удовлетворить вкусы эстетов готического искусства. Но, чтобы оценить по достоинству весь материал, ''Testimonium"  все же следует воспринимать исключительно целиком, как полноценное полотно.

С одной стороны, в музыку Тило и Анне вернулись традиционная гармония декаданса, поэтичность и плавность очертаний (даже преобладание немецкоязычной лирики, что подходит группе как нельзя лучше, не может не радовать). В тоже время повсеместная "камерность", демонстративная прямолинейность и некоторая небрежность в плане записи (да-да, есть такой грех!) придала пластинке тот особый шарм, который возвел ранние работы швейцарцев в статус культовых.

Наследие позднего периода также оставило свой отпечаток. Но сделало это столь легко и изящно и практически неуловимо, что сии штрихи пошли материалу только на пользу. На самом деле Тило Вольфф никогда не чурался нестандартных решений, благодаря чему звучание его группы до сих не имеет аналогов в мире. И новоявленный ''Testimonium" лучшее тому доказательство: хорошо всем знакомая Lacrimosa, прошедшая долгий тернистый путь и представшая перед нами не только со следами печалей и горестей, но и со свидетельствами одержанных побед.