ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Летеница "Берегиня"

Летеница, Берегиня

04-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛЕТЕНИЦА
Релиз
“БЕРЕГИНЯ”
Год
2017
Стиль
folk rock
Лейбл
FIRESTORM PROD.
Страна, город
Россия, Кострома

Будь бы я старый - повёл бы речь, трогая ветхие струны, рассказывая об ушедших, да завёл бы речь и о песнях, что слагали в былые лета люди высокие сердцем и чистые душою - так и хочется начать эту рецензию в подобном былинном духе, подражая сказаниям, и это не удивительно - композиции, которые записаны на альбоме, действительно оказывают настолько сильное впечатление, что не поддаться очарованию открывающихся перед мысленным взором под их звуки картин не так уж легко. Вы уверены, что сможете устоять? Что ж, посмотрим.

Несмотря на то, что такое явление, как русский фолк-метал существует уже очень давно, в этом жанре по-прежнему продолжают появляться интереснее коллективы, способные удивить и порадовать как искушённого слушателя, так и человека, вовсе не симпатизирующего жанру. Именно такой релиз сейчас перед нами - это группа певицы Ольги Ланцевой - Летеница. Ольга известна по участию в группе Алексея Соловьёва (Alkonost, Сердце-Камень) Чернава Яра и уже давно успела заслужить немалую популярность и уважение слушателей.

В записи принял участие целый ряд отличных музыкантов, стараниями которых музыка группы была обогащена звучанием таких инструментов, как жалейка, аккордеон, скрипка, баян, варган, кавал, блок-флейта, гусли, домры и даже металлофон. Запись разных народных инструментов проходила на разных студиях, чтобы добиться аутентичного звучания.

Первый трек “Твой Голос” стартует с шума моря и сказочных переборов, на фоне которого Ольга плавно вводит нас в понимание концепции альбома, посвящённого дому, родине, любви и собирательному образу богини. Напевный аккордеон в песне “Утро Зорями Восходило” перекликается с флейтой и нежным голосом Ольги. Тяжёлых гитар здесь как таковых нет, зато красивейших народных инструментов более чем достаточно, и волшебный фолк-рок Летеницы звучит почти как голос природы - пение птиц и шёпот ручьёв - но при этом очень и очень музыкально.

Несмотря на то, что диск посвящён любви к родной стране, здесь нет явных патриотических выпадов, всё выглядит очень естественно, живо и органично. Пожалуй, Летеница звучит как Мельница в свои лучшие времена, но в то же время не спадает в свойственную ей прямолинейность. Аллюзии к команде Хелависы можно проследить в композиции “Нить Его судьбы”, но отличий здесь больше, чем общего - больше плавности, журчащей последовательности и почти джазовые соло (!) на гитаре.

Камерное вступление к треку “Младый Месяц” в итоге перерастает в композицию, напоминающую классические работы Инны Желанной такие как “Дальше”. Симфоническая 3D-объёмность очень идёт группе, сообщая песне особый колорит, равно напоминающий и эстрадных финских героев из Varttina, и группы наподобие Ветер Воды и Светлояр, но Летеница, конечно, не имеет с ними много общего, поскольку исполняет всё же нечто совсем другое - более сложное, глубокое, концептуальное, но в то же время и более простое, органичное.

Звуки природы очень удачно завершают каждый трек, словно подчёркивая, что речь здесь идёт именно о родной земле и о любви к ней. Голос эффектно выходит на первый план, словно прекрасный лебедь в танце, едва раскрывается трек “Четырём Ветрам”, но затем возвращаются музыкальные линии, то выходя ближе, то неназойливо обрамляя душевные вокальные партии Ольги. Пожалуй, именно слово “душевно” лучше всего подходит для того, чтобы охарактеризовать эту пластинку - именно так звучит эта музыка, именно на такие мысли наводит голос.

А вот титульная композиция начинается очень необычно, и напоминает, наверное, тоже Инну Желанную, но уже времён её экспериментов с Malerija. Необычные мелодии струятся и наслаиваются друг на друга, а голос переходит на шёпот. Такое чувство, что мы оказались в подводном царстве наподобие того, в которое приглашала нас группа Aesma Daeva на своём дебютном альбоме, но на этот раз перед нами не уснувшая Атлантида, а живой и деятельный мир подводных жителей, не спешащий спрятаться от нашего взгляда.

Бодрые рок-ритмы в песне “Ой далече белокрылый” удачно вступают во взаимодействие с изящными проигрышами народных инструментов, а в итоге мы имеем взаимовыгодное дополнение древнего и современного, фэнтезийного и природного, ведь именно переплетение таких противоположностей и составляет основу музыкального своеобразия и силы Летеницы, что отлично иллюстрирует и следующий трек “Поле-Полюшко”, где Ольга поёт акапелла, а сопутствуют ей лишь журчание ручья да пение птиц.

“Родная Земля” - это настоящая фолк-баллада, проникновенная, вкрадчивая и немного грустная. Такие вещи отлично получались у группы Седьмая Вода, а Летеница сделала медленную песню очень по-своему и ни на кого не равняясь, быть может, только обратившись к неисчерпаемой народной истории и музыкальным преданиям старины глубокой, что хорошо ощущается и в феерическом треке “Сон”, где фолк-рок смыкается с эмбиентом, а вместо голоса только плеск волн и птичьи трели.

Долгое инструментальное вступление “Пробуждения” контрастно противопоставляет себя этой медитативной атмосферности, и звонкий голос певицы летит словно птица над флейтами, гитарами и ударными. Такой же пространный инструментальный проигрыш, предваряет следующий трек “Отразился Рассвет Златогривый” и напоминает уже неоклассику и в частности Caprice или даже Finisterre. Кстати, здесь нас ждёт и ещё один сюрприз помимо изящных хитросплетений инструментальных партий - дуэт мужского и женского голоса.

Есть что-то очень глубокое и даже таинственное в этой музыке - это не просто разухабистые русские народные песни, а что-то гораздо более сложное, но при этом диск совсем не воспринимается занудно. Смесь авангард-прогрессива как раз таки с русской народной традицией мы слышим в инструментальном треке “Купала”, а затем нас ждёт ещё одна безусловная вершина диска - “Выйду Рано В Степь Широку”, полубалладная, проникновенная вещь с лёгкими нотками грусти. И наконец, финальная “Дотронуться Рукою”, замыкающая круг и напоминающая первый трек.

Альбом воспринимается очень серьёзно и внушительно - чувствуется, что была проделана действительно немалая работа по подготовке вошедших на пластинку песен, а главное, все они выстраданы и написаны кровью сердца - но при этом нет и близко никакой грузной массивности, диск слушается естественно и легко. Нет сомнений, что диск концептуальный, это ощущаешь почти физически, но в отличие от типичных рок-опер здесь нет никакой надуманности, а любая песня легко может быть в любой момент взята из контекста и начнёт жить автономно.

Та лёгкость, с которой Ольге удалось собрать вокруг себя столько талантливых людей, благодаря совместным усилиям которых и стал возможным выход этого CD, действительно заслуживает всяческого уважения и большого внимания. Группе удалось создать такой релиз, который вполне может стать синонимом словосочетания “российский фолк-рок” на ближайшие лет десять или двадцать. Безусловно, эти песни нужно распробовать, и они требуют вдумчивого прослушивания, но, думаю, большинству слушателей это и не понадобится, и они полюбят их сразу!