ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Light? "Песни Маленького Сердца"

Light? "Песни Маленького Сердца"

11-05-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
LIGHT
Релиз
“ПЕСНИ МАЛЕНЬКОГО СЕРДЦА”
Год
2019
Стиль
Atmospheric instrumental
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS
Страна, город
Россия, Данилов

Знаковый металлический лейбл More Hate Productions ассоциируется по большей части с экстремальными направлениями тяжмета, но чем была бы наша жизнь, если бы в ней не было исключений – вот и сейчас перед нами именно такое удивительное исключение, которым стал триста одиннадцатый релиз Александра Кантемирова. Думается мне, one-man-проект Light? в особом представлении не нуждается – коллектив Евгения Чуркина за семнадцать лет своего существования выпустил целый ряд разнокалиберных работ, хотя бы одна из которых наверняка да попала в ваше поле зрения; проекту доводилось издаваться на многих лейблах и выпускать самореализованные альбомы, а сейчас судьба привела его на More Hate Productions.

Напомню, что в уже 2013 году Евгений полностью отказался от вокала как такового, а вместо этого сосредоточился на очень экспериментальной и уже почти не тяжёлой музыке, голоса в которой присутствовали только в виде сэмплированных выдержек-цитат из кинофильмов. Всё примерно в таком же ключе обстоит и сейчас: “Песни маленького сердца” – это всецело инструментально-экспериментальный релиз, который звучит как единый монолит. Музыка на альбоме достаточно разнообразна и временами напоминает этюды Каркасси, то и дело апеллирует к джазу и авангарду, порой электронна, а иногда не чурается тяжёлых гитар и прозрачных аллюзий в сторону околодума в духе поздних Green Carnation, Anathema, Antimatter и In The Woods…

Как говорит сам автор, данный диск инспирирован работами Л.Выгодского, А. Лурии и О.Сакса, а его замысел, как я понимаю, попытаться заглянуть в самую суть психической патологии, а в результате увидеть и воспринять её, что говорится, изнутри – оказаться в коже самого больного и взглянуть на мир из клетки деформированного психическими патологиями сознания. Не случайно в буклете диска присутствует стихотворение А.С.Пушкина “Не дай мне Бог сойти с ума, нет, лучше посох и сума..” – то, что здоровому и относительно благополучному человеку может показаться интересным и даже привлекательным, ни самом деле выглядит куда не столь привлекательно и красочно.… Впрочем, Евгений не старается сгущать краски и пугать своих слушателей – наоборот.

Если верить автору и размещённым в буклете “Песен маленького сердца” иллюстрациям-слайдам, психическая дисфория не лишена особой привлекательности и изящества, вполне способна быть величественной и по-своему прекрасной, а иногда в ней присутствует какая-то особая природная тишина и даже релакс (“Тишина во мне поёт”). На самом деле музыкант хочет провести нас примерно по тем же самым звуковым ландшафтам, куда приглашали слушателей в 1999 году Anathema и In The Woods.., – их спокойствие и невозмутимость кажущиеся, а за неспешными гитарными переборами таятся и готовы в любой момент пролиться кромешной ливневой стеной сокрушительные проявления биполярного расстройства (“Свет пронзит и дождь очистит”).

На альбоме много красивых гитарных партий, близких к классике, неоклассике и фламенко, много возвышенных оркестровых фрагментов, а декламация в пятом и седьмом треках поистине впечатляет. Оформление компакта и особенно буклет выглядят очень стильно и красиво, идеально дополняя представленную на диске музыку, а отсутствие в буклете какой-либо сопутствующей информации и разного рода “credits” впечатление не портит, а наоборот оставляет пространство для воображения и размышлений. Тяжёлые, монолитно свинцовые финальные треки возвращают Light? в русло атмосферного дума, однако даже в них (и тем более в них) проект звучит очень диковинно, экспериментально и непредсказуемо.

Мне альбом показался интересным и порадовал своими абстрактными музыкальными зарисовками, но для высшего балла диску, как мне кажется, не хватает какой-то однозначности, конкретности. Впрочем, это исключительно субъективные придирки-ощущения, и обращать внимание на них вряд ли стоит – несмотря ни на что, я слушал диск раз за разом, а потом поставил на полку с огромным удовольствием и наверняка буду возвращаться к альбому и вспоминать его часто, вопреки тому, что по настроению это не совсем то, что я люблю и к чему тяготею. Релиз сильный и многоплановый, а думстерам широкого профиля, которые не разочаровались в любимых группах даже после радикальных перемен в их звучании и понимают, что корни обречённого металла присутствуют даже у Pink Floyd, для ознакомления обязателен.