ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Locus Titanic Funus "Never Pretend"

Locus Titanic Funus "Never Pretend"

29-12-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
LOCUS TITANIC FUNUS
Релиз
“NEVER PRETEND”
Год
2018
Стиль
Gothic doom metal
Лейбл
METAL SCRAP RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

В переводе с латыни на русский язык название этой команды переводится как Место Необъятной Гибели (вариант: Обитель Безмерной Катастрофы), существует коллектив с 2010 года, а сейчас в рядах Locus Titanic Funus помимо отца-основателя Алексея Михайлова (музыка, вокал, гитара), известного по участию в Fright Night, можно заметить бас-гитариста/вокалиста Алексея Кузнецова (Lorelei, Жница), гитариста Дениса Андрианова (Selenseas) и вокалистку/скрипачку Милу Ионову (Mea Vita), в то время как издал новейшее творение этих думстеров всё так же украинский Metal Scrap, ответственный за выпуск их дебютника, но самое интересное в данном случае совсем не это. Алексей Михайлов, он же Казимир Грэвенфейс, является настоящим философом от дум-металла и от его мотивации для занятия музыкой сквозит недюжинным мессианством.

Позволю себе процитировать самого Казимира: “Мы просто пыль. Мы приходим к этой жизни и вернемся к бесконечности. Я говорю это, потому что я часто смотрю на окружающих людей и думаю о забвении в их глазах. Из года в год он становится более явным. В детстве я видел какую-то мысль в глазах людей, теперь я слышу что-то изящное только от моих друзей и некоторых редких людей. Поэтому я подумал: что, если я смогу открыть книгу табу-знаний? Я говорю, что вы забыли, что такое настоящая любовь и печаль. К сожалению, современная культура делает нас гедонистами и манекенами. Все, что я могу, это написать музыку, чтобы передать эту любовь и трудности существования, чтобы помочь людям преодолеть их похожее беспокойство. Если вы знаете, что такое групповая психотерапия, вы можете понять мою позицию”.

Прочитав эти строки, хочется высоко подпрыгнуть, оглушительно хлопнуть себя по лбу и громогласно провозгласить: эврика! Вот где стоит искать спасение кажется безнадёжно больного и почти обессиленного в последнее время дум-металла – если кто-то и способен писать по-настоящему цепляющие и искренние дум-метал-композиции, то только человек с подобным мироощущением. Масла в огонь подливает специфика источников инспирации “Never Pretend” – по словам Казимира, это уничтожение обитателей дикой природы, о чём он намерен поведать нам по всем правилам “концептуальной гигиены”, но не забывая о канонах и заветах Saturnus, Estatic Fear, Autumn Rain Melancholy и Desire, которых главный автор и мастермайнд проекта считает своими кумирами и вдохновителями.

Альбом концептуальный и его сюжет завязан вокруг достаточно интересной и витиеватой истории, связанной с уничтожением части московского заповедника с целью постройки на этом месте дороги. Смысл названия автор объясняет через смысл арта: “Обложка и буклет - это тоже особая история. Я шел и видел этот лист. Моя мысль была следующей: Это отражение, отражение живого как безжизненное. Хорошо, люди покупают мертвое, чтобы погубить живое. Что ты здесь делаешь, каменный обманщик? Никогда не притворяйся (“Never Pretend”). Поэтому это стало названием альбома”. Диск имеет достаточно серьёзную длительность в 66:66 и разворачивает своё повествование крайне неспешно, с чувством, с толком, с расстановкой, с повышенным вниманием к деталям и с особой осмотрительностью в том, что касается слов и звуков.

Небольшое инструментальное интро “Deadly Sun Wretched Skies” в духе атмосферно-старошкольного дэт-дума и вот уже слышится хтонический скрип почти пятнадцатиминутной

“Sweet Embrace of Cowardice” с околоблэковыми гитарами a la Tristitia и болезненным искажённым вокалом. Музыка Locus Titanic Funus так же далека от новомодных трендов и продюсерских решений, как и от современности как таковой – подобный материал мог быть сочинён и записан уже на заре 90-х, а сейчас воспринимается как горячий привет из сладкого безвременья, где с успехом почивают наши забытые мечты и детские фантазии. Медленный, торжественный, величественный и саундтреково-кинематичный с обилием разговорных вставок и эмбиентных зарисовок, материал “Never Pretend” не тянет на революцию, но весьма неплох.

Погрустить и подумать под такую музыку будет идеально, а если вы некогда находились под очарованием первозданного дума начала 90-х, то имеете все шансы безвозвратно утонуть в этом калейдоскопе задумчивых мелодий, высокохудожественных английских рифм и упаднических мелодий. Балладная “When the Robins Fall” изумительно изыскана в своём атмосферном вступлении, а когда вступает шершавый дистрошн и появляется ностальгический гроул с трагическими сопрано-подпевками, слёзы умиления сдержать не так-то просто. Являясь по сути ягодами с той же грядки, где произрастают и дэт-дум/фьюнерал-дум-группы, но вместо чистого дэта или фьюнерал-беспростветности, Locus Titanic Funus добавляют в свой гипермедленный дум влияния готики и таких групп, как Grave Flowers, Elbereth, Avrigus и всё тех же Saturnus, Estatic Fear, etc.

Однако музыканты во главе с Казимиром Грэвенфэйсом не опускаются до простого копирования и воспроизведения идей своих дум-кумиров, а творчески преображают и переосмысливают их каноны, о чём свидетельствуют, к примеру, четвёртый инструментальный трек с пластинки под названием “Asphalt”, драматичный, театрализованный и глубокомысленный “Piper” или невероятно красивый “You’re My Despair”. Кстати, что касается красоты – ещё когда я читал интервью с основателем проекта, которое он дал словацкому Rock Hard, у меня появилась явная, сильная и очевидная параллель с австралийским проектом Avrigus, а по мере прослушивания диска данная ассоциация ещё более упрочилась. Такие вещи, как “You’re My Despair” действительно напоминают тот эмбиент-думовый дуэт, и это весьма хорошо, ибо красиво.

Звук и сведение “Never Pretend” следует в русле канонов классической эпохи дэт-дума, что наверняка порадует олдскуллеров, вокальные линии эмоциональны и порой нестандартны, а женские бэки профильны для такого рода музыки и практически безупречны. Однако самая соль рецензируемого релиза заключается даже не в этом, а в его одухотворённости, глубине и увлечённости главного автора своим делом. Искренность и одержимость Казимира буквально ощущаешь кожей во время прослушивания, и именно в силу данного обстоятельства композиции кажутся такими невероятно притягательными, настоящими. “Eornion…My Dear Phantasm” напомнил мне чуть утяжелённую версию Lacrimosa, “Flowertale” величественно соборен и мистериален, а завершающая “Forgive Us” – это просто многоточие, знак “to be continued”.

А вот и история, которую Locus Titanic Funus поместили на свой новейший полноформатник. В центре повествования молодые парень и девушка, Аарон и Анестезия, которые не знакомы друг с другом, а общего у них только одно – любовь и нежные воспоминания, связанные с заповедником, подлежащем уничтожению. Аарон узнаёт, что будет с заповедником и думает о том, как на самом деле мало значит отдельный человек и его желание что-либо изменить – перед лицом неотвратимости мы попросту бессильны (“Deadly Sun, Wretched Skies” и “Sweet Embrace of Cowardice”). Аарон приходит в лес, чтобы побыть там в последний раз и проститься с дорогой его сердцу природой, но тут он неожиданно видит призрак малиновки, пугается и убегает (“When the Robins Fall”).

“Our home will be a wasted land. Наш дом станет пустынной землёй,
We're flying away to not go mad. Мы улетаем отсюда прочь, чтобы не сойти с ума,
We're flying to heaven. Мы улетаем на небеса
No more home. Нет больше дома

Who might defend us from the doom? Кто может защитить нас от судьбы?
Who might defend us from the cold? Кто может защитить нас от холода?
Who might defend us? Кто может защитить нас?
Nobody. Никто

My fault leads me ...robins fall, they are dying... Моя вина ведёт меня… малиновки падают, они умирают
To saviour. К Спасителю.
Master doesn't hear me, he's a terrible machine of silence. Хозяин всего этого не слышит меня, Он – это ужасная машина тишины.
No faith, Doom leads them in grave. Нет веры, судьба ведёт нас в могилу”

(с) Locus Titanic Funus – “When The Robins Fall”

Парень пытается убежать, но каким-то странным и непонятным образом попадает в такое же странное и непонятное место, где вокруг только асфальт (”Asphalt”). Постепенно он начинает понимать, что происходит и у него в голове появляется стойкая ассоциация с рассказом о дудочнике из Гамельна. Музыкант спас город от крыс, но жители города не заплатили за него. Тогда он увел всех детей своими удивительными звуками. После этого наступает черёд обратиться к судьбе Анестезии. Она приходит в лес и видит берёзу, которая рассказывает ей о своей гибели, в ответ девушка поёт ей свою песню (“You’re my Despair”) Затем она оказывается в больнице и в преддверии своей смерти встречает призрака, который приносит ей чертополох из леса и утоляет её боль. (“Eornion... My Dear Phantasm”).

“If I could take your hands Если бы я мог взять тебя за руки
And light your way И осветить твой путь
To save you Спасти тебя
To guard you Защитить тебя
From all this pain Ото всей этой боли
To guide you Направлять тебя,
To hold you Поддерживать тебя
And take away И увести прочь”

(c) Locus Titanic Funus – “Eornion... My Dear Phantasm”

Последняя фантазия девушки - это рассказ о цветке и листе. Среди дубов вырос тот  самый чертополох. Он встречает лист и узнаёт от него о своей предстоящей гибели. “Зачем это насилие, бесчеловечность? Мне нужно отомстить за лист” (“Flowertale”). Простые, но весьма эмблематические рифмы и слова очень ярко и доходчиво раскрывают шаг за шагом подробности этой несколько гротескной и странной истории. Я думаю, именно в силу своей странности она оказывает настолько сильное эмоциональное воздействие и действительно западает в душу, заставляет задуматься. И ведь то о чём со свойственной им аллегоричностью и мистичностью повествуют Locus Titanic Funus, это действительно важные вещи, о которых далеко не каждый в наше время привык задумываться. Как часто вы убирали за собой, уходя с пикника? То-то же.

Когда-то металлисты были очень патриотично настроены по поводу своей любимой музыки и называли тяжёлый рок музыкой богов, сейчас Казимир Грэвенфейс возвращает подобное отношение к дум-металлу и называет его “музыкой эфира”, попутно замечая, что метал в целом это особый язык для трансляции метареальности (!). Собственно, именно этим (транслированием метареальности) и занимается Locus Titanic Funus – его громоздкие, порой тяжеловесные и неповоротливые, но всегда возвышенные и одухотворённые звуковые вибрации не упрекнуть в недостатке убеждённости или в поверхностности. “Never Pretend” словно приглашает: не сомневайтесь, ныряйте здесь, до дна вам вряд ли удастся достать – здесь глубоко и привольно, здесь много смыслов и духовных феноменов”. И в итоге это действительно действует как групповая психиатрия, как наркоз или даже как долгое астральное путешествие к самому себе.