ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Madlen "Целое"

Madlen, Целое

20-09-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
MADLEN
Релиз
“ЦЕЛОЕ“
Год
2017
Стиль
Experimental metal / piano rock / progressive rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Валерия “Madlen” Симонова давно известна по участию в самых разных коллективах тёмной сцены от HEiTMi до OktAgon, а также по триумфальному альбому-возвращению Слайд Шоу прошлого года. Личный проект певицы стартовал аж в 2013 году, за это время многое успел сделать и много где засветился, а сейчас перед нами целый полноформатный альбом сольного творчества Валерии, и это действительно большое событие для отечественной тёмной сцены, поскольку вклад этой женщины в неё на самом деле трудно переоценить (коллективы, в которых участвовала Валерия можно было бы перечислять очень долго).

Вокалистка говорит, что запись альбома была сложной, даже самой сложной за всё время её карьеры и отмечает, что альбом “идеален в своём несовершенстве”, а все треки максимально искренние и личные. “Сначала мой альбом должен был называться "Фрагменты", те самые частицы, из которых состоят наши жизни, теперь его зовут "Целое", ведь именно оно и формируется из отдельных фрагментов” – говорит она. К чему все эти длинные цитаты и разговоры? Просто, как мне кажется, в данном случае для понимания этой музыки очень важно понять, кем, как и зачем она создавалась.

Симфонично-задумчивое интро очень быстро развивается в динамично-эдектронную сюиту, которая неспешно, но драматично и насыщенно продолжается в первом треке “Мерцая”. Голос и сопутствующая ему музыка напоминают тёмную барокко-балладу с влияниями 33, Emilie Autumn, Ayin Aleph и, как ни странно, Fleur. Вступают тяжёлые гитары и плотный дисторшн звучит на фоне прозрачной меланхолии и эмбиентно-ньюэйджевой атмосферы очень необычно, если не сказать чужеродно. С другой стороны, идеально достигается эффект скольжения бритвой по обнажённым нервам, что, видимо, и было целью авторов.

И снова чувственное пианино открывает трек “Такое Счастье”, колдовской готический нуар сгущается, а голос звучит очень патетично и стилизованно. Общее настроение немного напоминает Within Temptation с их “Memories”, но очень быстро спускается гораздо ниже в депрессивно-меланхоличные дали. Музыка совсем не кажется безысходной или апатичной, но тот трагический посыл, который совершенно точно кроется за этими звуками, отсылает нас именно к творчеству депрессивно-обсессивных Elisabat Muse и Anima Corpus, столь симпатизировавших абсентным грёзам в окружении винтажной роскоши.

“Прости” уверенно продолжает уже вполне установившуюся и всё наполнившую собой сладкую меланхолию, а неожиданно техничное гитарное соло хоть и удивляет, но ничуть не нарушает общий настрой и ту хрупкую гармонию, которую с такой заботой и нежностью создаёт в своих песнях вокалистка. Конечно, это совсем не “A Woman’s Diary – Chapter 1” от Angel, но что-то очень напоминающее его по задумке и по той невероятной степени откровенности, которая была заложена автором в эти песни. Камерное, хрупкое, почти хрустальное звучание отлично дополняет то спокойный, то надрывный голос Madlen.

“Пройдёт и это” – утверждал мудрейший царь Соломон, а нас встречает следующая песня “Всё Проходит”, которая нежданно-негаданно приносит чуть ли не эстрадные и на порядок более слушабельные и простые мелодии в тандеме с более понятным звучанием. Однако не всё так просто даже здесь, и очень скоро мы слышим сложный инструментальный фрагмент с угадываемым где-то поодаль призрачным симфоническим оркестром. Конечно, никакого оркестра там нет, но сколько же нужно опыта и умений, чтобы создавать настолько объёмные и категорически сильные вещи.

Проникновенная баллада “Звёзды” получилось очень совершенной и по-хорошему попсовой. Такой трек хоть на Первый Канал, хоть на полку рядом с Тори Амос и Сарой Брайтман, а срывающийся на надрывный крик голос рельефно контрастирует с симфонической музыкой. А вот “Импульсы” это тоже баллада, но уже совершенно иная: тёплая, доброжелательная, почти фолк-роковая, сделанная как будто под впечатлением от первого альбома Юты или Маши и Медведей. Аранжировки становятся проще, вокальные партии по-прежнему сложны и полифоничны, но как будто более сдержанны и умерены.

Титульная вещь не создаст бурю в стакане, но определённо порадует даже самого взыскательного слушателя. Здесь тёплый ламповый саунд и многогранный вокал Валерии пришли к идеальному взаимодополнению, а в итоге появилась песня, почти звучащая в такт дыханию Вселенной. Мощные оркестровки и шквальные вокальные партии вторгаются в сознание уверенно, бесцеремонно и торжественно. Так просыпается рассветная магия, так приходит понимание того, что жизнь одна и другой уже не будет. Можно было бы долго цитировать и разбирать тексты, но в отрыве от музыки они неизбежно потеряют часть своего очарования и изначального посыла.

“Весна” в музыкальном плане звучит грустно как расставание, но голос привносит в эту композицию неожиданные оттенки весенней свежести и новой, пока ещё слабой надежды. Завершающая пластинку “Дангра” играет авангардными тенями, но очень скоро возвращается в привычное русло, хотя всё же отличий от других песен у этой финальной пьесы немало: она звучит атональнее, стремительнее и откровеннее, а этническое соло так и вовсе приносит нечто совершенно новое. Такое чувство, что Madlen подготовила сюрприз для всех тех, что прошёл вместе с ней этот путь от начала до конца, и решила подарить им напоследок небольшое чудо.

Я охотно верю, что вы могли ждать от Madlen чего-то совсем другого: более развлекательного, современного, доходчивого и простого в обращении. Ну а получился альбом-дневник, альбом-ретроспектива, альбом-откровение, очень целостный, взрослый, монохромный, сложный, серьёзный и на первый взгляд, возможно, однообразный. Из ряда эпитетов стоит выделить слово “взрослый” и сконцентрироваться на нём. Этот диск действительно совершенно точно не станет саундтреком для шумных алко-сейшнов и весёлых дискотек, здесь перед нами музыка, которая напомнила мне величественные в своём совершенстве концерты Селин Дион.

“Целое” – это такой же “Титаник”, и даже тяжёлые гитары не делают этот саундтрек для жизни более простым и прямолинейным. Но ему и не нужно быть или даже казаться таким. У Валерии Симоновой и Вадима Тарасова получился отличный тандем, благодаря которому свет увидел такой шикарный диск – шикарный как сама жизнь и ровно настолько же несовершенный. “Кто-то находит себя, кто-то навсегда теряет... Наша жизнь непостоянна и не вечна, так быстро можно всё потерять, возненавидеть того, кого любил, обесценить то, чем дорожил, перепутать сигаретный дым с кислородом, а грязь с чистотой...” – лучшее завершения для этой рецензии, чем слова самой Валерии трудно придумать. Давайте не путать снег и осеннюю слякоть и станем ценить по достоинству то, что действительно ценить стоит.