ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Мегаватты "Совы и Травы"

Мегаватты Совы и Травы

02-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МЕГАВАТТЫ
Релиз
“СОВЫ И ТРАВЫ”
Год
2019
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Сыграть старый добрый рок по-новому, стряхнуть пыль с древних клише и заставить их звучать так, будто это революция в сфере идеологии и звука ой как непросто, однако сейчас перед нами питерский коллектив, который ставит перед собой именно такую задачу и нельзя сказать, что у них ничего не получается – совсем напротив. Сами Мегаватты утверждают, что исполняют рок нового поколения, себя именуют не иначе как рок-лабораторией, а на данный момент уже успели наштамповать целый арсенал разномастно-разноцветного мерча, который выглядит фирменно и привлекательно, разом напоминая Spiritual Beggars, Black Sabbath, Led Zeppelin, хиппи, растаманов, битников и чудаковатых, зарастающих мхом любителей грибов и трав.

Собственно,и арт у их актуального диска, где яркая зелёная сова обнимает своими крылами земной шарик, а тем временем на этих самых крылах вовсю прорастают весёленькие и совсем не космические цветочки, тоже явно из всё той же концептуальной схемы, и удержаться от того, чтобы попробовать на зуб такой манящий и играющий цветом релиз на самом деле не так просто. Не удержался и я, а восторженные отзывы именитых музыкантов и разного рода деятелей тяжёлой сцены, на которые я наткнулся в сообществе команды, ещё более подлили масла в огонь, и мой интерес разгорелся буйным лесным пожаром, с которым не справиться не только нашим доблестным пожарным службам, но и британской авиации во главе с самой королевой.

А затем я нажал на “play” и ощутил себя Алисой, провалившейся в кроличью нору и попавшей в мир чудес, приключений, говорящих гусениц, котов без улыбок и улыбок без котов. Нет, не то чтобы в новейших треках Мегаватт было что-то откровенно сказочное, слишком “травяное” или “грибное”, но набор используемых ими фишек и ходов на самом деле впечатляет: открывающий диск номер “Барабаны” напомнил мне и голосом и риффами классическую кинчевскую Алису, второй трек “Семена Зла” вызвал в памяти Юрия Клинских и великолепного Эдмунда Шклярского, а третья сюита “Бестия” напомнила Крюгер среднего периода с Джиной “Рок-н-ролл” (да-да, в этой вещи присутствует в том числе женский голос, который немало напоминает Джину!).

А вот тут самое время остановиться, освежиться бодрящим смузи или рассолом (кому что ближе) и сделать важную ремарку. Воспринимать участников этой команды как полупсиходеликов, вышедших из теней прошлого было бы в корне неверно, а при чуть более близком и детальном рассмотрении становится понятно, что суть рецензируемого компакта весьма глубока и серьёзна, а замешана на выстраданной антивоенной тематике. Взяв надрыв и нотки, характерные для таких групп, как Зверобой и BTR, Мегаватты разбавили их удалью, свойственной Ивану Царевичу, добавили драйва, смачных мелодий, искрящегося рок-н-ролльного задора и с размаху вылили этот ушат первобытной интеллектуально-ритмичной риторики на своих слушателей.

И тексты у ребят действительно очень неплохи, а самое главное их достоинство, пожалуй, в той лёгкой, ненавязчивой и игривой манере, в которой они совершенно ненапряжно и не мудрствуя лукаво, рассказывают своим слушателям о вечном, важном и первостепенном, показывая на собственном живом примере, что качающий стадионный хард-рок вполне способен быть философски осмысленным и поднимать по-настоящему серьёзные темы. Музыканты взяли бешеную энергию и помпезный артистизм западных патриархов жанра, добавили к ним мировоззренческую целостность и душевность отечественных рокеров вкупе с их неподражаемым умением так обращаться с рифмами, что форма становится чуть ли не важнее содержания.

Однако вся соль в данном случае именно в содержании – даже не в текстах как таковых и не в их буквальном смысле, а в том, как, зачем и почему авторы вообще затеяли свой диск. При всей разноликой винегретности присутствующих на диске песен и их очевидной самостоятельности, альбом всё  же можно назвать концептуальным, а рассмотреть антивоенную парадигму, красной нитью проходящую сквозь все треки с пластинки, не составит никакого труда, даже несмотря на то, что в такой подаче, с такими риффами и с настолько знойными и сдобными мелодиями мы привыкли слушать совсем другие песни и совсем о другом. Ну а что, почему бы не взять удачные наработки и находки классиков и не заставить их лить воду на свою мельницу?

А затем музыканты пустили в ход лирическую балладу “Вернуться к тебе”, и мне вспомнились перепевки Есенина в исполнении Монгол Шуудан и снова где-то на горизонте как будто показался туманный силуэт классического Сектора Газа. Очень по-разному, но каждый раз непременно классически и хитово Мегаватты снова и снова входят в одну и ту же реку старого доброго чуть утяжелённого рок-н-ролла со слегка разухабистым панковским привкусом, и не устают зажигать, грустить, бунтовать и прикладывать друг к другу в самых причудливых и неожиданных конфигурациях давно всем нам знакомые, но по-прежнему актуальные и любимые звуковые пассажи. Всё это похоже на хорошую сборную солянку, и выглядит она на самом деле аппетитно.

А затем мы переправляемся на “вторую сторону” (на альбоме восемь треков) этой магнит-кассеты и начинается самое интересное – настаёт время фитов. Записанный совместно с А.Чернецким “Фрилансер” рвёт динамики то расслабленно и альтернативно, то жёстко, упруго и яростно, почти в духе Чёрного Обелиска, и такая контрастность на самом деле действует как лёд и пламень. Титульная вещь представляет собой классический медляк с неспешными акустическими проигрышами, вкрадчивыми куплетами, тянучими припевами, мечтательными женскими подпевками и причудливыми текстовыми пазлами про “Приму” и чёрное небо. Классический рок-ролльный гимн “Сепаратисты” это почти AC/DC и Kiss, а завершается всё ещё одним неспешно-мечтательным фитом под названием “Где-то там…”, исполненном совместно с Неоказией.

Конечно, это не революция и даже не бунт на корабле, но вариация на тему того, как проверенные временем бриджи и сбивки легендарных забугорных звёзд рока и вокально-лирические изыскания Кинчева-Шклярского-Хаммера-Крупнова могли бы звучать в XXI веке в исполнении Мегаватт выглядят вполне и вполне неплохо. И каждый трек по отдельности, и все они вместе и в совокупности оставляют очень приятное впечатление на грани с déjà vu. Авторы то как будто очень серьёзны, то как будто слегка ироничны, а то и вовсе кажутся эдакими монструозными Lordi, за масками которых прячутся хулиганы из Бахыт Компот. И никаких хипповских штучек и галлюциногенных грибов – всё чисто, канонично и строго по рок-н-роллу, да ещё и с неподдельным пацифистским надрывом. И всё сильно всерьёз. Конечно, насколько это вообще возможно, если мы имеем дело с наследниками The Beatles, Вадима Степанцова и Slade.