ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Mental Home "Угра"

Mental Home, Угра

30-05-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

MENTAL HOME – 2016 (2012)  * * * * *
Melodic dark metal/doom metal
"УГРА"
MORE HATE PRODUCTIONS
Россия, Москва

Моё знакомство с этой знаковой московской командой состоялось осенью 1995 года, когда ко мне в руки попал их кассетный альбом “Mirrorland”, до сих пор почитаемый мной в качестве непревзойдённой классики российского дум-металла. Так уж вышло, что та кассета стала для меня эталоном творчества Mental Home и всё то, что делала эта команда после неё, я неминуемо сравнивал с “Amidst The Waves”, “Drowned” и другими прекрасными композициями “Зеркальной страны”, где было великолепно всё от оформления и до душераздирающей концептуальной истории об утонувшей девушке и о её призраке, являвшимся автору-повествователю.

Но жизнь не стоит на месте, Mental Home тоже развивались, прогрессировали и выпускали новые альбомы, которые по отношению к “Mirrorland”, конечно же, имели больше отличий, нежели сходств, и вот сейчас перед нами последний на сегодняшний день альбом этой команды, который датируется 2012 годом, называется “Угра” и сейчас переиздан силами лейбла More Hate Productions.  Этот альбом стал не только последней на данный момент номерной работой славных московских думстеров, но и во многом явился апогеем и вершиной их творчества.

Этот особый для команды релиз, как и столь любимый мной “Mirrorland”, тоже посвящён водной стихии и вновь - реке. Но от былых романтических сказаний не осталось и следа, и Mental Home образца года, на который индейцы майя пророчили Конец света – это предельно серьёзный мелодичный и меланхоличный dark metal, повествующий об отчаянии, которое несёт с собой война.

Понятно, что на вкус и цвет все аккумуляторы разные, и каждому своё, но, на мой взгляд, думовый Mental Home звучал и воспринимался гораздо более аутентично и интересно. Нет, я совсем не сомневаюсь,  что на альбоме “Угра” команда стала на голову выше, да и русскоязычные тексты наверняка добавили москвичам дополнительный балл у российских слушателей. Что ни говори, а “Угра” это явный и бесспорный прогресс, который не сможет оспаривать и отрицать даже самый злостный и непримиримый критик. Не оспариваю и я.

Команда давно нашла свой узнаваемый “статосферный”, как говорят сами музыканты, стиль, который не спутать ни с чем другим даже в случае наступления ядерной зимы. А новые треки “ментального дома” узнаваемы, красивы, хитовы и могут посостязаться даже с самими великими португальцами из Moonspell. Могут. Но есть одно “но”. У Mental Home образца 2012 года крайне невыразительный и слабый вокал, который, конечно, можно посчитать особой фишкой группы (и скорее всего так оно и есть), но, сравнивая “Угра” с тем, что можно услышать на “Irreligious”, “Ceremony Of Opposites”, “Headstones”, да и хоть на той же собственной классике команды времён “Mirrorland”, неминуемо приходишь к выводу, что вокал слабоват.

Я не думаю, что дело в самом вокале, тут скорее ошибка звукорежиссера или опять-таки – такая “фишка”, которая лично мне кажется совершенно неудачной. А неудачной по одной простой причине - вокал то и дело переходит на шёпот, а слушателю, даже не испортившему себе ушные раковины бескомпромиссным дэт-молотиловом, всё равно приходится вслушиваться и прислушиваться, чтобы разобрать слова и хоть что-то понять из красивейшей лирики.

И всё-таки альбом хорош. Более, чем хорош. Концептуальное эпическое полотно с красивейшими фотографиями и фрагментами документов военных лет вряд ли кого-то сможет оставить равнодушным. Этой музыкой можно только восхищаться. Она не терпит слов и критики, так как слишком самобытна и хороша для того, чтобы быть оцениваемой какими бы то ни было линейками и лекалами.

А завершает пластинку наверняка всем уже хорошо знакомая кавер-версия на бессмертную классику Lake Of Tears “Ravenland”, которая с лёгкой руки Mental Home получила название “Вороньё” и обрела русскоязычный текст.

При всех своих минусах и плюсах “Угра” является одним из сильнейших альбомов Mental Home, за который ни им, ни нам никогда на свете не будет стыдно ни перед западными аудиофилами, ни перед почившими предками, которым и посвящён этот диск.  Ну а “Вороньё”, вошедшую также в первую часть ФОНОвского трибьюта шведским любителям грибов, обязан знать и хоть раз в своей жизни послушать абсолютно каждый металхэд. Кавер шикарнейший.

 Алексей "Astarte Eel" Иринеев