ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом MetalBlack "Песни Старика"

MetalBlack "Песни Старика"

02-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
METALBLACK
Релиз
“ПЕСНИ СТАРИКА”
Год
2018
Стиль
Atmospheric doom metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

С достаточно давнего времени MetalBlack это не только название одного из современных альбомов Venom, а также имя самобытного one-man-проекта, исполняющего “некоторую разновидность блэк-металла”. И кстати сейчас ещё более привлекательной данную разновидность делает любовь главного автора к классической поэзии, балладам Жуковского, демонической тоске Лермонтова, стенаниям Майкова и прочим гигантам отечественной зарифмованной мысли. MetalBlack категорически плодотворен, не страдает однообразием, хотя и не склонен изменять себе, а на стихи всех перечисленных выше авторов, а также на некоторых других делает неплохие своеобычные каверы, всячески популяризируя настоящую литературу.

Кстати, в исполнении MetalBlack даже Руки Вверх с их анти-человеческими хитами приобретают классические черты и дышат вдохновением символистов, но сейчас мы поговорим с вами не об этом, а о том, как 18 произведений великих властителей рифм прошлого стали задумчивыми околоблэковыми сюитами с влиянием атмосферного дума и получили название “Песни старика”. Кстати о жанре. Перед нами по большей части всё тот же околоблэковый материал, сырой, грязноватый, в меру трушный, но категорически замедленный, оснащённый меланхоличными синтезаторами и соответствующими пронзительно-тоскливыми мелодиями, однако тематика и смысловое наполнение отобранных стихов однозначно думовые, и звучат строки поэтов позапрошлого века весьма задумчиво.

Открывающая альбом “Тебя уж нет…”, написанная на стихи А.И. Одоевского, получилась, пожалуй, самой дум-металлической, рельефной, трагической и, без сомнений, является одной из самых удачных треков с диска. Блистательный текст идеально лёг на музыку, а хриплое пение музыканта хорошо передаёт те чувства, которые классик вложил в свою стихотворную зарисовку. Уже во второй пьесе “Брожу в стенах монастыря” блэковые симпатии мастермайнда MetalBlack дают о себе знать, и очень скоро автор переходит на пронзительный истошный скрим. Красивые, протяжные мелодии, изысканные аранжировки, крошащийся трухой и пеплом минувших веков звук и надтреснутое пение оригинальны сами по себе, а лирика лишь ещё более усиливает их.

Качество записи и высоты профессионально сведения – это не то, ради чего стоит слушать данный альбом. Сохранив первозданную трушность в качестве безусловной основы, MetalBlack позволил себе на своём актуальном компакте пофантазировать на тему, что было бы, если бы ранний Summoning встретился с такими же ранними и не испорченными коммерцией и дорогими студиями Paradise Lost, Estatic Fear и Anathema, а в довесок наделил этот волшебный задумчивый коктейль профессиональным вербальным ауодиорядом. Идея гениальна в своей простоте. В самом деле, если Summoning эксплуатирует Толкиена, почему нам не поиспользовать Кольцова и Есенина? Лучше, чем они мы всё равно не скажем и не напишем, а так – у нас есть гарант, проверенный временем и опробованный не на одном поколении.

Финальный итог стараний и трудов музыканта действительно близок к упомянутым выше группам: мелодичные блэковые колокольчики, основательный думовый темп, утончённая атмосфера задумчивой меланхолии и несколько неотёсанный, неповоротливо-ржавый скрежет дисторшновых гитар в совокупности звучат как гигантский вентилятор судьбы - мерно, неотвратимо, возвышенно и в то же время воздушно. По стилю – это процентов на 90 дум. Атмосферный дум, местами почти фьюнерал, порой нечто очень близкое паган-думу, но мне за этими думовыми беспросветными дождливыми стенами на всём протяжении альбома настойчиво продолжали видеться более характерные для проекта блэковые и эмбиетно-электронные широты. И это не недостаток, скорее специфика, особенность данного релиза.

Каждый трек с рецензируемого лонгплея заслуживает особого персонального упоминания и детального разбора, и сам музыкант это понимает не меньше чем автор этих строк. Не зря и не случайно в сообществе MetalBlack ВКонтакте композитор сделал отдельный пост для каждого трека с диска, где наряду с фотографией поэта, написавшего стихотворение, присутствует и сам текст произведения. Героев нужно знать в лицо – это правда, и в случае издания рецензируемого компакта на физическом носителе тоже было бы категорически уместно разместить портреты авторов в буклете, вероятно даже с краткими биографическими справками, однако я не буду скакать галопом по европам и пытаться вопреки словам Козьмы Пруткова объять необъятное, а выделю только некоторые треки.

Помимо уже упоминавшейся выше композиции на стихи Одоевского моё внимание привлекла интерпретация стихотворения Кольцова “Молодая жница”– мне показалась удивительной сама идея переложения в дум произведения столь отчаянно любившего жизнь и солнечную, летнюю, плодоносную природу человека. Результат предсказуемо имеет нечто общее с паган-блэком, и чистоголосые партии вызывают недвусмысленные ассоциации с язычеством, хотя в целом перед нами всё-таки дум, дум блэковый и совсем не вариация на тему наследия Scald, Tumulus, Alkonost и иже с ними. А ведь “Песня старика” и “Греет Солнышко” тоже написаны на стихи Алексея Васильевича! – и здесь фолка уже больше, а в мелодиях появляется что-то от Во Скорбях и других исполнителей русского народного дума, что основной настрой не портит, но свою лепту вносит.

Второй момент, который заинтриговал и привлёк моё внимание больше других – это “Голубая кофта” на стихи Есенина. Ну никак не вязался у меня образ этого дебошира и озорного гуляки с атмосферным дум-металлом, как я ни старался, не мог представить ничего кроме Монгола Шуудана с его хулиганским кавером, однако MetalBlack остался верен себе и так мастерски, действительно буквально до неузнаваемости искаверил это стихотворение, что оно стало настоящим эмбиентным думом совсем безо всяких там “но” и “хотя”. Чистоголосые вокальные линии присутствует здесь, как и в случае с Кольцовым, однако звучат они уже совсем иначе и ассоциации вызывают не с паган-металлом, а скорее со штуками a la In The Woods…

MetalBlack мог бы получить патент на свой сыроватый, утробно-кромешный звук ещё лет пять назад, поэтому критиковать данный альбом за его неидеальное звучание не стоит – в этом фишка, таково видение автора, и вероятно именно так и должны звучать эти песни с точки зрения того, кто их создал. Главная сила и ни с чем не сравнимое очарование актуального компакта в его первозданной неогранённо-варварской самоаутентичности. Взял чужую высеченную из сердца искру, добавил к ней свою, и вот в чёрном непроглядном, уныло-упадническом небе зажглась звезда. А как известно, если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно, и в том что данный альбом нужен сомнений тоже не может быть совершенно никаких. Перед нами сейчас одна из вершин (возможных вершин) и звёзд андеграундного русскоязычного дума. Я полагаю, данным релизом музыкант особым образом подвёл итог своей почти десятилетней карьеры, оценил собственные силы и выдал вот такой концептуальный лонгплей. Очень достойный диск.