ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Mokaa "Тематика"

Mokaa тематика

29-01-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

MOKAA – 2015 * * * * *
Experimental progressive metal
"Тематика"
SELFRELEASED
 

Московская группа с затейливым названием Mokaa представляет свой дебютный альбом, на котором исполняет сатирический экспериментальный прогрессив с примесью хаотического хардкора и авангарда. Конечно, Mokaa это не только не Nakka и не Tekna, но и даже не Amatory. Их разнообразный и действительно хаотический стафф напомнил мне в первую очередь таких деятелей авангардного металла, как Atrox, Madder Mortem и Ayin Aleph. Сложная структура композиций, множество нестандартных и подчас неожиданных ритмических и мелодических троп и тот же своеобразный сардонический юмор-сарказм, в котором чувствуется не только знатная глубина, но и немалый жизненный опыт вкупе с какой-то особой потаённой элитарностью.

То, что альбом далеко как не прост, заметно уже не вооружённым глазом, в том случае, если этот самый глаз увидел название компакта и его артворк. “Тематика” – это тематическое тематизирование, возведённое в абсолют, тот самый случай, когда целью и предметом исследования становится само исследование, концепцией становится концепция, а тематикой – тематика.

Если Mokaa играет хардкор, то хардкор пропущенный через мясорубку экспериментов и авангардной крезы, превратившись после этих манипуляций в отборный, исключительный, но совершенно деконструктурированный вышеобозначенной диссимиляцией железный фарш, где всё перемешано со всем, а хардкор, маткор, джент, прогрессив и авангард аккуратно перемолоты и перерублены на одинаковые в своей сущностной разнородности кусочки.

Винтики и гайки в виде гитарных, басовых, барабанных и вокальных партий лезут то сюда, то туда, вылезая то оттуда, то отсюда, и тут действительно не знаешь, где найдёшь, где потеряешь и куда вообще нырнёт линия музыкальной композиции в следующую секунду с лёгкой руки музыкантов Mokaa, которые кажется совершенно не обеспокоены тем, куда и как заведёт их слушателей такая вопиющая прогрессивность. А как это проявляется и действует вы вполне сможете понять по такой же хаотичной и ассоциативной, как и музыкальный материал этих талантливых москвичей, обложке компакта. Если бы Босх жил в наше с вами время, вполне возможно он рисовал бы такие же обложки и играл бы похожую музыку.

Обычно музыка бывает либо для души, либо для ума, и даже в сказке Елена Прекрасная и Василиса Премудрая - это два совершенно разных человека, но Mokaa смогли соединить несоединимое, и их треки звучат одновременно и глубоко душевно, приятно, даже расслабляюще/возбуждающе (в зависимости от трека), и математически выверено, конструктивно и точно.

После нелирической интродукции, которая обозначена “Первый”, нас приветствует удивительный трек “Структура Ковра”, который представляет собой разговор человека с ковром. За ним следует болезненная вещь “Спина ноги”, после которого вы услышите удивительную расслабленную “Аарон” и ещё много интересных треков. А вершиной альбома для меня стала пронзительная эпичная вещь “Океан”, которая, видимо, призвана окончательно добить слушателя и ввергнуть его в выискивание математических закономерностей не только на своём ковре, но и вообще во всём окружающем (как это некогда делал незабвенный Джон Нэш, в честь которого был даже снят фильм “Игры разума”).

Mokaa использует экстремальный и чистый вокалы (а чистый местами напоминает чуть ли не регги) и поёт исключительно на великом и могучем, что неожиданно сближает их даже с группой Tequillajazz (“Ковёр”, “Океан”), хорошо известной всем любителям нелинейного развития сюжета и алогичного восприятия этого мира.

Альбом “Тематика” – это шедевр русскоязычного авангарда, величественное произведение человеческой самоиронии, манифестация того специфически характерного состояния, когда серьёзности в мозгах накапливается столько, что единственной возможностью не сойти с ума и не превратиться в живой памятник самому себе является бесконечно радикальный скепсис, замешанный на самом непримиримом сарказме. Прослушав этот альбом, хочется возразить древним, которые считали, что основой и предпосылкой возникновения философии является либо удивление, либо сомнение. Mokaa утверждает в качестве такой предпосылки юмор, и это им удаётся на все сто.

Впрочем, если вам чужды как древние с их философией, так и вышеобозначенные стили, всё же послушайте этот альбом хотя бы один раз (хотя бы для того, чтобы с полным на то основанием сказать, что я такое не люблю, не слушаю и не приемлю), и вы увидите, как изменится ваше музыкальное восприятие, а весь мир начнёт танцевать и кружиться в ритме совсем другой джиги, чем это было до того, как клавиша “play” оказалась вдавлена в недра киберпространства вашим кликом. Но вот только слушать Mokaa нужно внимательно и не отвлекаясь не постороннее.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев