ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Монолит "Оглянись"

Монолит "Оглянись"

19-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МОНОЛИТ
Релиз
“ОГЛЯНИСЬ”
Год
2018
Стиль
Heavy metal / power metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Калуга

Сейчас перед нами одни из ветеранов и корифеев калужского тяжёлого рока – Монолит существуют вот уже 20 лет и всё это время нарезают олдскульный стафф в духе Iron Maiden, Saxon и Royal Hunt. Через эту команду прошла целая череда неплохих музыкантов (пара их бывших коллег, например, сейчас вовсю трудятся в составе Темнолесья), но во главе коллектива по-прежнему стоит его бессменный лидер и основатель Дмитрий Волков, что обеспечивает преемственность и узнаваемость стилю состава, который можно определить как классический хэви с заметными влияниями исконно русского поэтического рока в целом и мейстера Никольского в частности.

Чего ждать от группы, которая два десятилетия творит под девизом “Heavy metal жив!”? Очевидно, канонический хэви-метал весьма неплохого качества! Ребята не стараются подражать классической Арии и снимать её нетленные треки один в один, а вместо этого сосредоточены на создании собственного материала, который звучит скорее как ностальгический хард-н-хэви, чем как пауэр или традиционный хэви. Много мелодичных соло-партий, преимущественно средний темп, мягкий и напевный вокал, хорошо срифмованные тексты, чувственные баллады – если с кем-то и сравнивать Монолит, то в первую очередь с героями и патриархами Новой волны британского хэви-металла, заветы которых калужане чтут с большим прилежанием.

Всё начинается с титульного трека, где на фоне достаточно разреженного риффинга мы слышим помпезные синтезаторные аранжировки и узнаваемый голос фронтмена. Вокал не так сиреноподобен, как у Кипелова и не так безупречен, как у Брюса Дикинсона, но всё же звучит весьма привлекательно за счёт своей эмоциональности и огромного количества передаваемых оттенков. В самой по себе музыке и выбранном коллективом жанре нет ничего нового или тем более удивительного, но исполняют свою музыку ребята с таким явным удовольствием, что она поневоле становится живой и сияющей, чем, кстати говоря, Монолит весьма напомнил мне обновивших не так давно свой состав и музыкальный стиль ветеранов из Tank.

Чуть более отрывистая и динамичная “Дороги нет назад” обладает весьма привлекательной вокальной линией, а прозрачная синтезаторная подкладка отлично оттеняет боевой напор гитар, но отнюдь не сводит их в компромиссный хард, подобный Чёрному Кофе и Куприянову. Откровенная ностальгическая баллада “Я разучился видеть мир” поражает своей искренностью и звучит очень тепло и лампово, “Не лучше, не хуже” улыбает непривычной трактовкой привычных тем, “Вечный странник” срывается на более стремительные скорости, действительно местами смахивая на неплохой пауэр, а затем музыканты вновь предлагают погрустить под красивейшую балладу “Прощание (серая пыль)” с замечательным драматизмом в лирике.

“Серая пыль, пеплом осела давно,
Сон или быль - мне теперь всё равно,
Тесно прижалась к сердцу печаль невзначай,
Крикнуть осталось, утро, ты слышишь, прощай!
Слышится плач двух обречённых сестёр,
Как же горяч мой погребальный костёр,
Птица, вещай, память о прошлом храня,
Утро прощай, утро вчерашнего дня”

(c) Монолит – “Прощание (серая пыль)”

Светлая грусть красной нитью проходит сквозь все композиции коллектива, даже самая скоростная и мощная на пластинке “Последний звук”, где игривые клавишные вовсю стараются создать ощущение ничем не детерминированного раздолья, не свободна от этой всепобеждающей печали, которую стоит расценивать как особую фишку команды. “Помоги кто-нибудь заглушить в сердце плач, но уже не вернуть жизнь, прожитую вскачь” – подтверждает эту мысль в припеве и сам вокалист. А завершается всё многочастным эпиком “Великая Русь”, стартующим как раздольная баллада, а затем раскачивающимся в мощный разудалый хэви-метал с неожиданными электронными экспериментами в середине (3:11-3:40).

К чести Монолита стоит сказать, что музыканты совсем не пытаются выезжать на тяжёлых риффах и делать себе тяжесть ручкой громкости, предпочитая создавать умные и прочувствованные песни с красивыми, почти прогрессивными проигрышами и грамотными гитарными соло в традициях патриархов гитарного хэви-металла. Песни оставляют впечатление абсолютной честности, открытости и взвешенной взрослой любви к своему делу. Такое чувство, что на актуальном диске не надумано ни одно слово, ни один рифф, настолько здесь всё правдиво и аутентично. Кстати, альбом выпущен небольшим тиражом на CD, что стоит расценивать как отличную возможность для всех интересующихся заиметь в свою коллекцию столь  редкий и вдохновенный компакт.