ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Монте-Кристо "Жизнь"

Монте-Кристо, Жизнь

04-10-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МОНТЕ-КРИСТО
Релиз
“ЖИЗНЬ”
Год
2017
Стиль
Punk rock / rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Красноярск

Эта красноярская капелла взяла себе в качестве названия интересное слово, в котором одновременно слышатся отсылки к бессмертному роману Дюма “Граф Монте-Кристо”, и к не менее трогательному и прославленному творчеству Агаты Кристи, уже успевшей вдохновить некую российскую рок-группу. Как вы помните, не раз экранизировавшийся “Граф Монте-Кристо” долгое время был, да и сейчас остаётся, кумиром отшельников, мечтателей, идеалистов, тайно мечтающих о возмездии и о торжестве справедливости. Утончённый и благородный граф вполне мог бы стать кумиром современных эскапистов, если бы оказался известен нынешней молодёжи.

Впрочем, не будем ломать головы над проблемами вселенского масштаба, а лучше посмотрим и послушаем, что же Монте-Кристо записали на своём актуальном лонгплее с бесхитростным и прямолинейным названием “Жизнь” и довольно-таки сереньким артом (как там говорил Валерий Александрович по фамилии Кипелов, какая жизнь – такие песни. Вот и обложки такие же). Титульный трек представляет собой в меру тяжёлый, в меру душевный и в меру лиричный рок с влияниями Короля и Шута, Гражданской Обороны и Станционного Смотрителя – в запевах чуть больше тоски в духе Егора Летова, а припевы расцветают мелодикой a la Горшок и Князь.

При всём своём здоровом минимализме и непритязательности инструментальных партий, музыканты не забывают о том, что песня должна быть гармоничной и цепляющей, а после вкрадчивого, акцентирующегося на смысле куплета должен следовать зажигательный риффовый припев. Именно так они и поступают, и второй трек “Память Чиста” строится по той же самой схеме, но в этой песне чуть больше драйва и общего напора, даже когда рефрен давно миновал или ещё и не думал наступать. Кстати, харизматичный голос фронтмена опять-таки напоминает что-то среднее между вокальными партиями классических Короля И Шута и ГР.ОБ.

Но есть и отличия. У Монте-Кристо нет такой искромётной иронии, которой всегда славилась команда отправившегося в иные миры Горшка, нет той безбрежной депрессии и отчаянного надрыва лидера Гражданской Обороны, а вместо них полным-полно утончённого романтизма, светлой печали и лирических зарисовок на тему вечных как сама жизнь проблем и таких же универсальных и понятных абсолютно каждому ситуаций. “Оборванные Души” и “Осенние Дни” следуют в меланхолично-дождливом стиле ДДТ и Чайфа, но со своей особой и узнаваемой спецификой и чуть сбивающимся, но от этого ещё более искренним, вокалом.

Ребята определённо делают ставку на лирическую составляющую своих пьес, в их тексты приятно вслушиваться и следить за развитием сюжета, увязая в достаточно безыскусных, но однозначно ярких и запоминающихся словесных пассажах, а музыка выполняет роль необходимого, приятного, съедобного, но всё же гарнира, хотя в том, что касается создания нужного настроения для песен инструменталисты вполне справляются со своей задачей, не вдаваясь в экспериментальные изыски и не стараясь прыгнуть выше головы. Всё звучит ровно, вполне предсказуемо и не отвлекает от искренних и обнажённых повествований лидера и вокалиста.

Звонкое “железо” невпопад в песне “Два Белых Крыла” на самом деле обладает какой-то парадоксальной притягательной силой, и в целом трек выглядит достаточно рельефно, убедительно, по-своему хитово, а главное – искренне. Грязноватое и немного небрежное звучание инструментов с лихвой компенсируется стройной вокальной мелодией и запоминающимся “жизненным” текстом. Альбом хоть и звучит монохромно и целостно, но не кажется нудным и однообразным, а следующая композиция “Надежд Больше Нет” удивительным образом напомнила мне классические баллады Metallica – вот уж неожиданность!

“Прогулка По Небу” своими атмосферными, немного расслабленными рисунками не оснащённых дисторшном гитар напомнил мне даже The Cranberries и ещё целый сонм самых разнокалиберных рок-групп вплоть до Radiohead и чуть ли не The Beatles с вальяжным басовым соло перед выходом на финишную прямую. Своеобразный гимн наркомана-социопата “Зависимость” переходит в завершающую пластинку ностальгически-среднетемповую вещицу “Мечта”. Стартовав как очередная баллада, песня постепенно раскачивается в плотный тяжёлый рок с самозабвенными распевками, привычно упоительными текстами и простыми, хоть и эффектными гитарами.

Пластинка обладает своим особым шармом, и группа уверенно варьирует в рамках собственного узнаваемого стиля с характерными, немного хаотичными ударными и безусловно узнаваемым, иногда чуть нарочитым голосом вокалиста. Это не совсем панк (у Монте-Кристо не так много энергии и протеста), не совсем хард-рок (они не так ограничены жёстким рок-квадратом и не так напористо-тяжелы, хотя без плотных риффов дело всё-таки чаще всего не обходится), но инди-рок – определённо, лиричный, глубокомысленный, поэтичный и достаточно складный рок с элементами харда, панка и пост-рока.

Из минусов отмечу всё-таки пока ещё слишком бросающуюся в глаза однотонность и однотипность их произведений, однако по большому счёту это не портит общего впечатления: у группы есть свои хиты – такие крепкие и запоминающиеся боевики, как “Два Белых Крыла” и “Зависимость” и приятные глубокие баллады в духе “Надежд Больше Нет” и “Осенних Дней” будут кстати на всяком концерте и почти на любом локальном сейшне. За почти десять лет своего существования ребята научились сочинять действительно неплохие сюиты, в большей степени напоминающие столь осязаемо печальную сторону творчества группы Кукрыниксы, но навыки владения инструментами и в целом звук можно было бы ещё подтянуть.