ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Mor "Смута"

Mor "Смута"

29-11-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
MOR
Релиз
“СМУТА”
Год
2018
Стиль
Hardcore / post hardcore / stoner / sludge metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тамбов

Мрачный тамбовский хардкор в исполнении этой группы настолько колоритен, что его крутость реально зашкаливает. Мало того, что альбом доступен не только на дисках, но и на винтажных аудиокассетах (кстати говоря, автор этих строк большой любитель данного формата и свою коллекцию тейпов в отличие от несознательного Фила Фасциана и иже с ним даже и не думал утилизировать, а напротив холит и лелеет), очень добротно записан, с любовью и знанием дела сведён, прекрасно реализован, так ещё и всячески продвигает свой местный тамбовский колорит. Нет, ну серьёзно, а чего ещё ждать от всадников апокалиптического хардкора? Можно, конечно, придираться к нюансам звука или исполнения, но делать всего этого в данном случае не стоит, и вот почему.

Альбом вышел почти год назад, в январе нынешнего года, но не только не устарел, а наоборот настоялся как ядерный армянский коньяк и теперь качает на полную катушку. Начать стоит с того, что у Mor очень необычный для выбранного жанра вокал - очень чистый, естественный, не перековерканный эффектами и наложениями, а напротив, простой и обнажённый как…. правда. Инструментал кристально ясен, и все инструменты детально прослушиваются без каких-либо проблем, а звук хоть и жирный и увесистый, но при этом совсем не перебарщивает с дисторшновым жиром, а сохраняет не только подвижность, но и неслабую манёвренность, которая может оказаться как нельзя более кстати в безжалостном концертном моше.

Даже коротенькие, около трёхминутные “Кали-юга” и “Охота на птиц”, с которых и стартует пластинка, достаточно щедры на сюрпризы и музыкальные эксперименты, изобилуют психолелическими припевами, хоровыми поддержками, агрессивными хуками-выкриками, чёткими риффами и пространными проигрышами (зацените хотя бы 1:40-2:05 или 2:45-3:08 в “Кали-юге”), ну а дальше музыкальных вкуснот становится ещё больше. Альбом разгоняется, музыканты входят во вкус, и их минималистический хардкор воспринимается настолько же достоверно, настоятельно и обязательно как… пиво и утренний рассол, которые не надоедают никогда и ни при каких обстоятельствах и по определению надоесть или устареть не могут.

Кстати, о минимализме. Звучит этот диск действительно шикарно, но в то же самое время весьма олдскульно, напоминая своим рваным, сурово-ядовитым шорохом и Nirvana, и Motorhead, и Black Sabbath, и Crowbar, и Biohazard. А вот речитатива и прочей хардкор-альтернативщины на “Смуте” нет совсем (ну не воспринимать же в таком качестве прокламации из “Когда уйдёт вода” в 1:10-2:15 и тд), что меня как не любителя подобных ходов только обрадовало. Вместо биохазардовщины тамбовчане, ничтоже сумняшеся, делают своему материалу прививку жирного южного стоунер-сладжа, благодаря которому начинают звучать как сумрачный полночный локомотив.

Тексты абсолютно разборчивы на слух и для хардкора не просто интеллектуальны и аристократичны, а прямо-таки блистательны. Мата нет, как и ощущения, что лирика писалась для подростков-пятиклассников, а вот красочных образов (то и дело подкрепляемых сэмплами-иллюстрациями), остроумных метафор и категоричных инсинуаций в них хоть отбавляй, а порой на волю как будто вот-вот готовы прорваться глубинные лирические порывы (“Колесо Сансары”). Если бы я не знал, что группа из Тамбова, то подумал бы, что ребята из Питера – по-моему, быть интеллектуальными так легко и ненавязчиво получается только у насельников северной столицы, да и то далеко не всегда.

У музыки, которую исполняют Mor, очень характерный привкус, а я даже не знаю, с чем или с кем лучше его сравнить, чтобы стало понятно, на что он похож. Хлеб и вино пополам с размышлениями о тщете всего сущего поздней осенью в сумерки на крыше где-нибудь на окраине Тамбова? Да, вполне вероятно. А вот никакой уголовщины и прочей сниженной “по фене” тематики на компакте я не нашёл. Возможно, плохо искал, но, повторюсь вновь: звучат композиции Mor как пламенный манифест тайного общества педагогов, переобувшихся в кружок андегруанд-революционеров. Кстати, о Питере. По прослушивании диска у меня осталось стойкое ощущение, что если бы “Преступление и наказание” было написано Достоевским в 2018 году, его Раскольников слушал бы Mor.