ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Morkkis "Плач Отавы"

Morkkis, Плач Отавы

01-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
MORKKIS
Релиз
“ПЛАЧ ОТАВЫ”
Год
2017
Стиль
Progressive rock / progressive metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Этот прогрессивный питерский female-fronted-квинтет подобрал очень атмосферную обложку для своего дебютного мини-альбома: так и хочется пробраться в этот снежный рай как Люси из фильма по сказке Льюиса, подружиться с медведем и добрести до ближайшего пивного ларька. Можно и без последнего, конечно, но такой арт лично я бы не против поместить в рамку и повесить в своей комнате. Нам всем иногда слишком не хватает природы и естественности, и в музыке в том числе.

Снежное “Intro” отлично дополняет волшебные впечатление от обложки, а затем звучит титульная композиция с пространным инструментальным вступлением. Музыка группы имеет много общего с различными метал-жанрами и напоминает то Atrox, то Madder Mortem, то Ayin Aleph. Голос вокалистки появляется только спустя полторы минуты, и он вносит в музыкальную палитру коллектива неожиданные влияния джаза и трип-хопа. Такое чувство, что звучит утяжелённый вариант Portishead или металлизированный Девушкин Сон.

Голос Анастасии очень богат и разнообразен, а напомнил мне что-то среднее между пением Инной Желанной, Бет Гиббонс и Аллы Югановой. Тяжёлые гитары возвращаются в композицию и параллелей к Atrox и Madder Mortem становится ещё больше. Когда звучит “Аскет“ к прежним ассоциациям добавляется нечто от Маюми: риффы с самого начала заводят свою тяжёлую шарманку, а затем раскручиваются по нарастающей и в середине приходят к умеренному фрагменту с привычными уже параллелями к джазу и фьюжну.

Финальный трек “Whiplash” представляет собой уже настоящий авангардный метал с бронебойными клавишными соло и сложными мелодическими и гармоническими структурами. Помнится, Madder Mortem называли металлической Диамандой Галлас, но у Morkkis с “Whiplash” гораздо больше общего с таким определением, ведь этот номер действительно напоминает страшные и потусторонние произведения Диаманды, но однако без характерных для неё вокальных крайностей.

Слово “плач” в названии диска очень точно характеризует его внутреннюю сущность: может, это не рыдания Ярославны и не дум-метал-стенания, но определённо плач: то спокойный, то надрывный, то напряжённый, то тревожный. Все четыре трека с этого EP воспринимаются как единое целое, разделённое на части только из удобства слушателя. Можно искать здесь сходство с The 3rd And The Mortal, можно сказать, что это слегка ужесточённый барокко-рок в духе 33, записавших в начале этого века альбом “Весь Этот Мир”, но на деле это не совсем так.

Morkkis стараются играть прогрессив без привязок к думу или металлу как таковому и упирая на собственную музыкальную и жанровую автономность, что вновь роднит их с Маюми. На альбоме “Плач Отавы” множество элементов, которые с радостью бы забрали себе и думстеры, и симфо-металлисты навроде Tacere, и даже наверное Portishead, не говоря уже о почитателях авангарда, но Morkkis стоят где-то поодаль и не спешат причислять себя ни к одной из этих категорий. Чувствуется, что у них гораздо более благородные и высокие цели.

Пластинка воспринимается как одна большая песня, но хорошая песня. Глупо обвинять группу в недостатке хитовости и цепляющих припевов (в подобном жанре это не является самоцелью), но побольше смысловых акцентов в духе тех же Portishead альбому не помешали бы. Лично мне диск напомнил Aesma Daeva и их “Here Lies One Whose Name Was Written In Water”, хотя заключительная вещь удивила и вызвала уже совсем другие ассоциации. Думаю, “Плач Отавы” – это всего лишь проба пера и взлётная полоса перед чем-то гораздо более мощным и интересным, поэтому пока 4 из 5.