ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Мы никогда не умрём!” Интервью с Альбертом Кувезиным (группа ЯТ-ХА)

01-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Лидер этой тувинской команды Альберт Кувезин ещё в 90-х обрёл статус легендарного и почти культового музыканта, объездив с концертами почти весь мир. Среди меломанов и ценителей качественной и оригинальной музыки ЯТ-ХА всегда котировались очень высоко, зачастую проходя под определением “микс медитации и драйва”, а сейчас, впервые за последние одиннадцать лет у Альберта и его команды выходит очередной полноформатник. Издание готовящегося релиза планируется на CD и виниле немецким лейблом The Lollipop Shop, а в поддержку  этого горячего и долгожданного лонгплея уже сейчас стартует большой российский тур. Кстати, грядущий альбом называется “We Will Never Die!”, и это действительно нечто очень особенное и заслуживающее внимание. О прошлом, настоящем, будущем, секретах, планах, переменчивом и неизменном рассказал нам сам Альберт, и его искренность, прямота и простота как нельзя лучше соответствуют творчеству ЯТ-ХА и оставляют после прочтения нашей беседы приятное терпкое  послевкусие, ну а в качестве интервьювера мне в этот раз помогал замечательный человек и прекрасный издатель Максим Яременко (Sketis Music), энциклопедические познания и острые вопросы которого вы наверняка оцените по достоинству.

Алексей: Приветствую, Альберт! Как бодрость духа, и в каком настроении готовитесь встречать свою новую весну? Чем эта весна будет особенной и неповторимой для вас?

Здравствуйте! Бодрость духа и настроение уже лучше. Весна всегда приносит обновление и свежесть, мы тоже надеемся на это в своей жизни.

Максим: Здравствуйте, Альберт! Как получилось пережить кризис самоизоляции в психологическом, творческом и финансовом плане? Чем вы занимались в это время, и каким был общий настрой? Чему новому научились за прошедший год?

Более-менее получилось. Многие творческие планы не удалось реализовать, но написал новые песни, занимался альбомом и своим архивом (музыкальным, видео и т.д). Даже удалось записать голос для двух других групп и видео для китайского онлайн-фестиваля. Психологически было тяжело, но недолго - помогли книги, кино, регулярные занятия на классической гитаре, занятия своим огородом. Финансово помогали друзья и родственники. Начал осваивать Интернет-пространство, социальные сети и цифровые музыкальные платформы.

Алексей: Я так понимаю, в самое ближайшее время ЯТ-ХА отправляется в большой концертный тур. Расскажите пожалуйста об этом , по какому маршруту будет пролегать ваш путь и сколько городов планируете посетить?

Большой тур – сильно преувеличено, но рады и этому. Начинаем в Абакане, далее Барнаул, Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Воронеж, С-Петербург.

Могут ли произойти изменения в гастрольном графике и если да, то добавление каких городов более всего вероятно, и в какие города Вы самими хотели бы больше всего попасть и почему?

Да, это возможно теоретически. Были предложения из города Дубна, Московской области и Томска. Особо любимых городов нет (кроме Кызыла и Абакана), но будем рады выступить везде.

Алексей: Как готовитесь к туру? Используете ли какие-то особые ритуалы и практикуете ли усиленные репетиции в преддверии гастролей?

Специально никак не готовимся, конечно, новые песни начали разучивать, но ничего усиленного. А эзотерикой я уже не занимаюсь.

Алексей: Каково это быть лидером группы с такой бурной жизнью, с огромным количеством интереснейших и разнообразных событий и историй? Мечтаете ли вы о возрождении популярности группы или неторопливый ритм текущего времени вас вполне устраивает?  

Да уж, есть, что вспомнить! Иногда хочется вернуться к былой популярности, но тогда не останется времени на простую жизнь и семью. Моя дочь выросла, редко видя меня, а теперь хочется побольше проводить времени с внуками.

Алексей: С какими эмоциями вы возвращаетесь к концертной деятельности, легко ли было пережить, переждать локдаун и отмены запланированных выступлений, не теряя при этом бодрого и позитивного настроя? Как думаете, будут ли новые коронавирусные ограничения в РФ в ближайшее время?

Со светлыми. Всё, перечисленное Вами, было нелегко пережить, но есть в нашей общей культуре Вера, Надежда, Любовь. Не ожидаю в РФ новых ограничений.

Алексей: Прошлой весной, когда это все начиналось, не было ли у вас суеверных мыслей по поводу того, что к отменам  концертов причастны какие-то могущественные метафизические силы, которые хотят всячески помещать вашим планам и концертам? Вы вообще суеверны в повседневной жизни, склонны видеть знаки и символы, а совпадения считать неслучайными?

Суеверных мыслей не было, и если и было вмешательство, то не метафизических, а других могущественных физических сил. Я давно уж не суеверен, но в причинно-следственные связи и закономерности верю, и в то, что случайностей нет.

Максим: Поговорим про новый альбом – как он будет называться, сколько там треков и где происходили запись и сведение? Удалось ли реализовать в нем то, что было задумано изначально, или концепция менялась в процессе работы?

Название – “We Will Never Die”. Так же и называется одна из песен. Будет 9 треков. Часть песен записали по окончании тура в Германии в конце 2019 года, а часть я уже записал у себя дома весной методом наложения. Для сведения посылал тому же звукорежиссеру, который нас записывал в Германии. Мастеринг для CD делали в США (в качестве оплаты я спел в проекте этого саунд-продюсера), а для виниловой пластинки сейчас делается в Германии, но в уже другой студии. Альбом должен был быть так называемым unplugged, и это получилось. Но полностью реализовать задумки не удалось, в том числе и из-за пандемии. Например, я хотел использовать больше разнообразных акустических инструментов, а в итоге часть альбома – исполнение практически под гитару.

Максим: Что касается самих песен, то самые популярные ваши треки это народные песни, исполненные в рок-аранжировках. На новом альбоме концепция осталась прежней или нас ждет что-то новое?

Нет, на предыдущем и в новом альбомах в основном мои песни на стихи других поэтов. Конечно, есть и обработка народной песни, и «кавер», и инструментальная пьеса. В целом, это уже не совсем музыка старого проекта Ят-Ха.

Максим: Какие сложности были связаны с этой записью? Все такие с момента выхода последнего студийного альбома «Поэты и Маяки» прошло 10 лет. Где работать было комфортнее: в Германии или в России?

Главная сложность была в том, что нельзя было собрать музыкантов студии, в том числе и для записи «живого» исполнения. В Германии гастролирующей группе пока что работать комфортнее.

Алексей: Альбом будет издан на немецком лейбле Lollipop Shop – расскажите про этот лейбл и про его продюсера Хеннинга Купера, как я понимаю, это ваш старинный приятель? Знакомы ли вы с творчеством других коллективов издаваемых на этом лейбле, если да расскажите в двух словах, пожалуйста.

Да, с ним мы дружим с 1995 года, когда он нам организовал первые выступления в Германии в андеграунд-клубах и даже сквотах. А лейбл он создал в начале 1990-х и, в основном, на нем издавал Восточно-Европейские группы, в том числе и из России (Оле Лукойе, Волга). Музыка разнообразная: и электронная с этническими элементами, и «психоделика», и рок. Для себя отметил Карай Орём (Korai Öröm), группу из Венгрии. В последнее время Хеннинг Купер еще начал издавать старые малоизвестные забытые группы, как например Ocean.

Алексей: На какой стадии сейчас находится процесс издания нового альбома и когда можно ждать появления этого релиза в продаже?

В ближайшее время ожидаем получить компакт-диски, а ближе к лету – виниловые пластинки. И в скором времени на цифровых платформах выйдет.

Алексей: Что еще было в планах на переиздание из вашего каталога, и повлияла ли пандемия на их реализацию? Планируются ли какие-то релизы или переиздания на лейбле Sketis Music, где некоторое время назад выходили релизы ЯТ-ХА?

Из-за пандемии перенеслось на неопределенное время сотрудничество с китайским рекорд-лейблом.

Хотелось бы выпустить новый альбом в России и надеюсь, Lollipop Shop и Sketis Music смогут договориться.

Максим: Какие из ранних релизов ЯТ-ХА сейчас доступны для покупки на физических носителях и есть ли место где их можно купить все сразу?

“Yenisei-Punk” можно заказать у Global Music Centre (Финляндия), почти все альбомы видел на Amazon и Discogs.

Но сами артисты от этого ничего не получают. До сих пор мы не можем вернуть себе права на управление альбомом “Dalai Beldiri”.

Алексей: У вас достаточно много кавер-версий на классические западные рок-композиции, а как вы обычно подходите к выбору песни для кавера, определяется ли такой выбор только личным вкусом или тут влияют какие-то ещё факторы? Каверов на какие песни можно ждать от вас в ближайшем будущем?

Сейчас только от своего личного вкуса, а на “Re-Covers” было влияние и саунд-продюсеров. На новом альбоме есть две песни, но это секрет. В следующем альбоме вряд ли будут.

Максим: Нравятся ли вам концертные записи (ваши или других коллективов), любите ли вы смотреть и пересматривать концертные видео? В дискографии ЯТ-ХА есть как студийные, так и концертные альбомы. Какие из них Вам больше нравится слушать: студийные альбомы или концертники?

В основном не нравятся, за редким исключением. Из нашей дискографии предпочитаю слушать студийные, хотя Live In Europe 2001 тоже не плохо по звуку и исполнению.

Максим: Какую музыку вообще Вы любите слушать? Следите ли за новинками? Назовите Ваши любимые альбомы которые Вы слушали в течении последнего года.

Слушаю, при случае, самую разнообразную, кроме русской и, вообще, плохой попсы, так называемого “шансона”, современных русского джаза и рока. А специально музыку уже давно не слушаю, разве что если кто-нибудь из молодых не попросит оценить их творчество. Хотя у меня большая фонотека и на дисках, и в “цифре”, в том числе и совсем редкие записи со всего мира.

И за новинками не слежу, только по рекомендации уважаемых мной авторитетов в музыке, а таких совсем мало. Конечно, встречаются интересные молодые, не спорю. Вот , например, группа The Eternal из Австралии для которой я записал бэк-вокал. А так, за последний год я ни одного альбома полностью не прослушал.

Максим: Как изменялись ваши отношения с творческой музой и вдохновением за прошедшие 20-30 лет? Легко ли Вам было «поймать волну» раньше, и как это происходит сейчас? Почему всё-таки у ЯТ-ХА так долго не было альбомов?

Надеюсь, она меня не оставила, хотя и вместе со мной постарела. Раньше “волна ловилась” быстрее и легче, но может быть от того, что меньше знал и был чист разумом – как бы места было в голове больше. Сейчас более самокритичен и терпелив, но стоит начать играть  на чем-нибудь или петь, то получается уже набросок песни или рифф. А самоцели выпускать альбомы каждый год и нет, тем более похожие и одинаковые. Это больше относится к рекорд-лейблам и начинающим музыкантам.

Максим: Тоже насчет личных аспектов: изменились ли ваши философские и мировоззренческие ориентиры, ваше восприятие мира? Повлияла ли как-то на вас и ваше отношение к миру пандемия 2020 и те тенденции и процессы, которые она повлекла за собой?

Стал совсем не религиозным. Еще прошло тщеславие , а вместе с ним и амбиции. Перестал помещать  себя в центр мира. Но это всё происходило постепенно за последние годы.

Пандемия особо на это не повлияла, но уже понимаешь, что можешь не успеть что-то доделать из-за своей лени. Из-за закрытия границ ты не нужен где-то там и потом, а более важно преславутое: ”Здесь и сейчас”. Ну, и так далее...

Алексей: Вашу музыку часто описывают как микс медитации и драйва, а как за годы существования коллектива менялось соотношение этих компонентов в вашем творчестве, и каковы этот баланс и это соотношение сейчас?

Сейчас, наверное, больше “драйва”.

Максим: В составе группы так же произошли изменения – ушел Евгений Ткачев «Распутин». Он был одним из первых участников ЯТ-ХА, сколько лет вы играли вместе и кто теперь занял место  за установкой? Легко ли было сыграться и ощущаете ли вы прилив «новой крови» от работы с новым барабанщиком?

Женя играл в Ят-Ха порядка 20 лет. В разное время у нас играли и другие барабанщики как на записях, так на гастролях: Лу Эдмондс, Алексей Саая, Стив Гулдинг, Мартин Бакер, Игорь Караваев.

Теперь у нас Найыс Дулуш, кому-то знакомый по группе Хартыга. Сыграться было с ним легко и просто, он настоящий “профи”, хорошо знает наши песни, тувинскую музыку и музыку вообще. Свежую волну сразу ощутил: вернулись энергия и темпы песен. В некоторых наших же песнях на концертах я еле поспеваю за молодой ритм-секцией.

Максим: Как рождается ваша музыка? Вы сами продумываете все партии или доверяете работу музыкантам? Как часто Вы встречаетесь и репетируете в последние годы? Ведь Вы и музыканты живете довольно на больших расстояниях друг от друга.

В основном, я придумываю мелодию, рифф, общий “скелет”, а остальные партии доверяю музыкантам, но заставляю что-то изменить если мне не нравится. Да,встречаемся не часто, а репетируем еще реже, но на то и профессионализм и нужен.

Максим: Какие строите творческие планы на будущее? На концертах вы уже давно исполняете песни на стихи русских поэтов-классиков, можно ли надеяться, что эта тема ляжет в основу нового отдельного альбома и программы?

Давно уже у меня есть идея выпустить альбом на стихи русских поэтов и не только классиков. Есть уже написанные и даже записанные демо нескольких песен на стихи Кондратия Емельянова, нашего современника.

Алексей: Как пришла идея сделать такой творческий трибьют поэтам-символистам и задействовать их стихи в собственном творчестве?

Просто нравились их стихи с молодости, лет с 17. Как-то был творческий застой и я попробовал найти вдохновение в русской поэзии. А вслучае с Кондратием Емельяновм, то это он сам ко мне обратился: сначала с одной песней, а потом и весь свой сборник принес.

Алексей: Откуда вообще у вас эта тяга к классицизму, к классической поэзии? Не желание ли это противопоставить строгость и выверенность форм ортодоксального поэтического слова современной литературной и поэтической анархии, обособиться от современности и подчеркнуть свою вневременную инаковость?

Отчасти это от советского времени, но главное, думаю, я попробовал музыкальные эксперименты и сам стал “ортодоксальным”.

Алексей: Почему именно эти поэты? Почему не Брюсов, Гиппиус и Мережковский, например? Чем руководствуетесь при выборе стихотворений и авторов для новых работ?

Просто мне именно эти стихи понравились. Это не зависит от имён.

Так то мне нравится и зарубежная поэзия (разумеется читаю только в переводах): кроме японских поэтов, у меня есть пробы на стихи шотландских и монгольских авторов. На “Tuva.Rock” мои стихи представлены практически в авторском переводе английской поэтессы и певицы Kerry Shaw.

Алексей: Как у Вас складываются взаимоотношения со слушателями и фанатами? Чувствуете ли вы их поддержку в моральном и материальном плане? Бывают ли случаи, когда фанаты подходят, например, после концерта и предлагают деньги или какие-то услуги бесплатно? Изменились ли в период пандемии ваши доходы от цифровых продаж?

Всегда хорошо было и, надеюсь, есть. Хотя их у нас не «армия», но зато «верная гвардия». Большая поддержка уже, что они приходят на наши концерты и покупают наши диски. А во времена пандемии и через Интернет. Всегда есть люди, которые помогают нам всячески и бесплатно. Например галерист Константин Ханхалаев, или вот пару лет назад, как вы и говорите, подошли ребята после концерта и предложили материально поучаствовать в записи нового альбома, что конечно приятно.

Максим: В какой стране у вас больше всего слушателей? Много вообще писем приходит и из каких стран больше всего?

Слушателей большинство в Европе и США, а потом Китай, Россия, Южная Америка, Турция. Насчёт писем примерно в таком же порядке, за исключением Китая из-за языка и их блокировки Google.

Максим: Расскажите про историю с чаем «ЯТ-ХА ТЭНГРИ». Что это за чай и где реально его можно купить?

Чай из сибирский трав на основе черного цейлонского, вкусный и полезный. Это было предложение иркутской компании «Сибирский чайный путь». Партия была limited edition, т.е. ограниченное количество, и почти все ушло за границу. Сейчас его невозможно купить, но, наверное, можно заказать в этой компании.

Максим: Дайте напутствие молодым музыкантам: какие три главных залога успеха музыкального коллектива и как понять что успех рядом и выбранное направление верное?

А нет никаких этих трёх залогов/»китов» успеха, тем более, если вас кто-то продюсирует – это будет зависеть от продюсера и рекорд лейбла, а вы – просто товар.

Но если вы - независимая группа, вы считаете себя талантами и у вас хватит терпения, то это как в шлюпке: доверяйте капитану и гребите в одном направлении.

А если серьёзно, то:

  • будьте оригинальными и интересными, но при этом понятными;
  • найдите свое звучание и даже стиль, по которым вас будут отличать от миллионов других;
  • ваша музыка и ее исполнение – это энергия, а не просто набор нот и звуков;
  • станьте достаточно профессиональными, чтобы работать с людьми в музбизнесе, а это большое количество людей в разных областях, связанных с музыкой от промоутера и звукорежиссера до медиа;
  • общайтесь и любите своих поклонников, и они ответят вам тем же;
  • дружите с журналистами.

А успех где-то рядом.

Алексей, Максим: Спасибо за интервью!

Алексей Иринеев, Максим Яременко.