ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Мыс Луны "Лунные Народные Сказки"

Мыс Луны Лунные Народные Сказки

01-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МЫС ЛУНЫ
Релиз
“ЛУННЫЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ”
Год
2019
Стиль
Folk rock / art rock / progressive rock
Лейбл
ARTBEATMUSIC
Страна, город
Россия, Москва

Эта необычная группа исполняет арт-рок в самом широком и всеобъемлющем смысле слова – их смесь фолка и рока не только обладает художественным инструменталом, отличается сложными и необычными структурами композиций, но и зачастую сопровождается полноценным мультипликационным видеорядом. Сами музыканты называют эту свою особенность “иллюстративной музыкой”, а критики проводят параллели с Jethro Tull и Camel, отмечая высочайший исполнительский уровень коллектива.

Свой второй альбом “Лунные народные сказки” авторы выпустили на трёх дисках, первый из которых занимает русскоязычная версия релиза, второй – англоязычная, а третий – инструментальная. Как видно из названия, на этой пластинке нас ждут сказки, и это действительно именно так. Лунные сказки с альбома представляют собой причудливую смесь волшебных произведений разных народов мира, которые с лёгкой руки Мыса Луны приобрели вот такой музыкально-иллюстративный вид, а звучат весьма диковинно и художественно.

На каждом из дисков восемь треков, восемь историй, восемь сказок. Пения на альбоме нет, сказки именно читаются, а несколько авангардная музыка сопутствует этому сторителлингу и довольно неплохо его обрамляет. Если вы знакомы с группой Caprice и слышали их диск “Зеркало”, то представить всё это вам будет совсем легко – капризовский “Денеб” звучит очень похоже на открывающий CD трек “История луны”. Даже голос похож. Музыка тоже следует в том же полифоничном ключе, но в отличие от симпатизирующих неоклассике Caprice Мыс Луны всё-таки однозначно делают упор на прог-рок и фолк (а вот на что больше – сказать сложно).

Если в первой вещи это ещё не столь очевидно, то вторая композиция под названием “Сиринкс среди звёзд” это уже настоящий взрослый арт-прог-рок пополам с таким же взрослым фолком – эдакая смесь Jethro Tull, King Crimson, Очелья Сороки и Caprice. Никаких поп-рок-штампов и клише вы здесь не услышите, ничего даже отдалённо напоминающего безусловно хитовые, но не сильно глубокие и не сильно разнообразные поделки Мельницы здесь тоже нет, а единственная традиционная фолк-рок-команда, параллели с которой проследить было бы можно, это Блуждающие Огни (бывшие Ignes Fatui), которые тоже, помнится, весьма симпатизируют сказкам.

Сказки в первых двух треках читаются по преимуществу женским голосом, но когда дело доходит до третьего трека, всё меняется, и “Путешествие Колобка” целиком читает Максим Кучеренко. Сказка number four читается попеременно женским и мужским голосом (почти по ролям), а в финале слушателя ждут массированные звукоподражания, всхлипы, стоны, смех, фоновые рассуждения и тд, что привносит на альбом ещё больше разнообразия и сообщает диску особый саундтрековый колорит. Сказки у Мыса Луны диковинные, поучительные, порой с элементами современных реалий и с особым, несколько гротескным юмором, но неизменно добрые, располагающие к себе и улыбчивые.

Такие знакомые нам с детства персонажи, как Колобок, Кузнец Вакула, Леший, Кикимора, Курочка Ряба и иже с ними выступают в повествованиях группы в неожиданном, порой на самом деле очень комическом амплуа, а привычные для сказок сюжетные повороты подаются очень творчески и креативно, я бы сказал, художественно и даже с каким-то особенным привкусом питерской интеллигентности, но в то же время не забывая о всепокоряющей русской народной непосредственности и особой деревенской простоте. Всё это отлично иллюстрирует трек “Кто принёс ягоды”, где голос рассказчика напоминает одновременно кота Матроскина из Простоквашино и мужичка из мультфильма “Падал прошлогодний снег”, а сам нарратив отличается немалой театральностью.

Помимо стандартного рок-инструментария, который, к слову сказать, не во всех треках присутствует у Мыса Луны в полном объёме, для записи альбома был задействован фольклорный инструментарий (флейта, мандолина, etc), а большая часть соло-партий исполнена Ольгой Шотландией на флейте. Претензий собственно к инструменталу нет никаких и быть не может – всё сыграно просто виртуозно и на самом деле своим уровнем напоминает о консерваториях, филармониях и прочих музыкальных заведениях, сигнализирующих о высочайшем уровне качества, а в плане композиции музыканты не только грамотны и искусны, но ещё и немало изобретательны.

Качество звука и сведения тоже на высоте, хотя гитарный дисторшн в тех нечастых моментах, когда он на альбоме присутствует, отличается какой-то как будто слишком нарочитой ностальгичностью, вокальные дорожки слишком сильно выведены на первый план, что напоминает о временах радиоспектаклей, а стиль чтения у чтецов довольно сильно разнится и порой может возникнуть ощущение слишком вольного обращения с интонацией, из-за чего лично у меня был некоторый когнитивный диссонанс (музыкальное оформление академическое, а чтение уж слишком народное и свободное; музыка правильная и возвышенно-одухотворённая, а голоса наводят на мысли о карнавальном мироощущении, которое Бахтин усматривал в книжках Достоевского).

Если вам кажется, что три диска практически с идентичным материалом – это перебор, я готов возразить. В данном случае это не только не перебор, а, пожалуй, даже и недобор. Я бы не отказался ещё и от четвёртого диска с более сдержанным чтением тех же самых сказок в духе упоминавшегося в начале этой рецензии капризовского “Денеба”. Я могу тысячу раз ошибаться и ни в коем случае не подвергаю сомнению тот факт, что в том, как всё сделано и реализовано группой есть своя особая изюминка, своя прелесть и ни с чем не сравнимое очарование, но мне всё равно очень сильно кажется, что такая высококлассная серьёзная музыка могла бы звучать ещё более здорово с таким же серьёзным и академическим чтением. Хотя бы как один из вариантов.

Ну а всем тем, кто набрёл на этот альбом и послушал его, я категорически рекомендую обязательно ознакомиться с дебютным инструментальным диском Мыса Луны, который вышел в 2015 году и называется “Мы с Луны”. Там прогрессива, красоты и меланхолии ещё больше, а на фоне идеально выверенных, почти джазовых гармоний то и дело слышатся лёгкие прозрачные реминисценции к классике Кейт Буш, Kansas, Yes и всё тех же Jethro Tull, Camel и King Crimson. Группа такого уровня как Мыс Луны запросто могла бы составить конкуренцию не только Nytt Land и Очелью Сороки, но и таким именитым западным составам, как Hedningarna, Hagalaz’ Runedance и Wardruna, что, надо полагать, и случится уже в самом ближайшем будущем, ведь уже прямо сейчас коллектив объявил, что заканчивает со своими сказками и приступает к записи третьего лонгплея. Этого на самом деле стоит подождать!