ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Navalm "Tyranny"

Navalm "Tyranny"

16-03-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
NAVALM
Релиз
“TYRANNY”
Год
2016
Стиль
Death metal / technical death metal
Лейбл
METAL RACE RECORDS
Страна, город
Россия, Севастополь

На своём третьем полноформатнике эти ребята из Севастополя продолжают с разных сторон и концов исследовать феномен прогрессивного дэт-металла. Помните ту древнюю философскую притчу о том, как три слепых калеки пытались узнать, что такое слон? Один схватил его за хобот и утверждал, что слон – это типа змея такая, другой дёргал слона за хвост и сравнивал его с верёвочкой, которую стибрила сова у ослика Иа из сказки про Винни-Пуха, а третьего слон лягнул ногой, и своё мнение он не смог и не успел озвучить, исходя из чего историки философии единодушно полагают, что говорить он ничего и не хотел, а желал только многозначительно промолчать. Может, я что-то и переврал, но суть той бородатой легенды была в целом такая.

Так вот. Navalm на каждом из своих четырёх доступных на сегодняшний день релизов проделывает примерно то же самое. Состав группы постоянно видоизменяется, а следом за ним меняется и музыка коллектива, который склоняется то в одну крайность, то в другую. Единственное что не меняется – это неизменное желание музыкантов тиранить общественность сложными гитарными запилами и мудрёными инструментальными зарисовками. Молчать севастопольцы категорически не желают, а наоборот выражают свои идеи максимально громко, чётко и ершисто. Долго ли, коротко ли, в 2016 году ребята решили во всеуслышание признаться в своих аудио-тиранских наклонностях, а помогал им в этом Metal Race Records.

Сказано – сделано. Была нарисована замысловатая абстрактная обложка, участники насочиняли целую кучу мудрёно-извилистых риффов, добавили к ним техничную ритм-секцию, скупой гроул и каноничный скрим, нарулили олдскульно-минималистичный саунд и разделили получившийся пирог на восемь более-менее одинаковых порций, попутно снабдив каждую из них лирикой и названиями. Скажу сразу: вышло очень неплохо. Единственное, что мне не очень понравилось – это слишком схематичный, какой-то не дэтовый звук, категорически отдающий традиционным хэви-металлом, прогрессивом и чуть ли не арт-роком. Идей на компакте выше крыши, сложные переходы сложны, техничные сбивки техничны, а соло вовсю солируют, но…

Дэта как такового здесь минимальное количество. Прежде чем решиться написать эту рецензию, я прослушал CD трижды, и меня так и не покинуло чувство, что звучит какая-то одиозная легенда. Нет-нет, я совсем не против классики или даже архаики, и вообще сам из себя практически весь мезозойский и старательно противлюсь прогрессу, однако то, что Navalm на своём третьем диске звучат как какой-то восставший из склепа римский император нужно признать фактом и просто принять со всеми потрохами! На “Tyranny” безраздельно царствует ощущение, что где-то поблизости вовсю громыхают Celtic Frost, Messiah, Pestilence, Atheist, Cynic и Nocturnus, но гнаться за ними ребята не желают, а нарезают свой материал исключительно по-своему.

Соль в том, что ни с одной из этих групп сравнивать севастопольцев я отнюдь не стал бы. Они делают ставку не на риффинг, шред и агрессию, а на музыкальную мысль как таковую, обильно увязают в мелодиях и навороченных гармониях, как будто старательно кивая в сторону Pan.Thy.Monium, Edge Of Sanity, Carbonized или даже Misanthrope. Мне настойчиво слышится что-то очень шведское во всех без исключения работах команды, и “Tyranny” не стал исключением. По мере прослушивания компакта перед мысленным взором проплывают лица Пети Тагтгрена, Дэна Сванё и других шведских подданных, а порой хочется прямо-таки снять шляпу перед инструментальным гением соотечественников – играют они здорово, и этого не отнять!

Что очень отрадно, пластинка злобствует очень фирменно и увлечённо: совершенно нет чувства, что гремят плагиаторы или подражатели, ведь идеи прямо таки фонтанируют и бьют ключом, а собственной особой харизмы у Navalm хоть отбавляй. Нет совершенно никаких сомнений в том, что если бы “Tyranny” появился на заре 90-х, его авторы и создатели моментально стали бы культом. Понятное дело, мастерство не пропьёшь, и альбом даже сейчас звучит очень целостно и впечатляюще, а я бы даже процитировал по этому поводу великого Толкиена и вспомнил о том, что в старом вине – особый вкус! И ведь это действительно так! Самое время запустить покрывшийся мхом дедушкин патефон, достать вставную челюсть и как следует тряхнуть стариной под соответствующий аккомпанемент! Танцуют все!

Ну а если серьёзно, в случае  обращения с “Tyranny” с должным уважением и прослушивания на CD, альбом раскроет перед вами целый спектр дополнительных опций, благодаря которым вы сможете на практике прочувствовать и понять, что же было такого особенного в том мифическом андеграунде 90-х, что дэт-адепты готовы были на такие подвиги ради него.  Не зря и не случайно создатели релиза так много внимания уделили арту – такое бы издавать и ставить в коллекцию на виниле. Ну а CD-формат можно расценивать как адекватную, доступную и вполне бюджетную версию LP: за совершенно символический прайс каждый желающий в любой момент может получить уникальную возможность устроить у себя в квартире настоящий прог-дэт-стерео-хэлл в лучших традициях оного!