ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Нищий Граф "Линия Горизонта"

Нищий Граф "Линия Горизонта"

04-02-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
НИЩИЙ ГРАФ
Релиз
“ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА”
Год
2017
Стиль
Rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Абакан

Группа с поэтичным названием Нищий Граф является одним из старейших рок-формирований в Абакане и ведёт свою историю с самого начала 90-х. За столь немалое время коллективом была реализована обширная дискография, в которой помимо ряда номерных альбомов присутствуют, как водится, сборники, демо, концертники и прочие фанатские радости, а сейчас перед нами новейший на данный момент диск коллектива, который датируется, как вы уже поняли, 2017 годом и представляет собой самую выверенную и зрелую на данный момент работу состава.

За неполные 30 лет существования команды в её рядах отметились в общей сложности 33 музыканта, некоторые из которых использовали помимо традиционного рок-инструментария саксофон, скрипку и клавишные, однако во главе состава по-прежнему стоит лидер и основатель всего этого вокально-инструментального действа Юрий Биндюков, который является основным автором, а также выполняет функции вокалиста и гитариста. Группа активна, даёт концерты, появляется в эфире разного рода передач и продолжает всячески продвигать свой актуальный LP.

Раннее творчество Графа представляло собой размашистый, размеренно-рефлексирующий рок с прочной бардовской основой, философско-тусовочными текстами и легко идентифицируемыми влияниями Машины Времени, Воскресенья, Чайфа и Сергея Чигракова. Если вы знакомы с сольным творчеством Дюши Романова, то это имя сможет намного более точно прояснить суть исполняемого коллективом материала. Алкогольная романтика, неприкаянность и вера в чудеса, примат искренности и настоящих чувств – всё это вы без труда найдёте в песнях НГ.

По крайней мере, так было раньше, и именно в силу этих качеств материал Нищего Графа получил распространение и известность среди заинтересованных слушателей, ну а сейчас перед нами современный альбом команды, и аранжировки на нём уже куда более профессиональны и разнообразны, а приёмы Юрия не так прямолинейны и безапелляционны. От открывающей диск “День слепого дурака” сквозит есенинской бесшабашностью и ритмикой a la Калинов Мост, и следующая за ней “Кабак” лишь подтверждает подобные ассоциации, а затем наступает время более традиционных для группы номеров - и звучат “Ветры”, “Самое время” и “Застывший город”.

Нищий Граф потяжелел. Даже медленная гэримуровская “Ветры” обладает в припеве тяжёлым дисторшном шагающих хардроковых гитар, и мелодичный саксофон лишь ещё более подчёркивает объёмную хардовую основательность сегодняшних НГ, а стремительное блэкморовское соло в титульной вещи однозначно даёт понять, что отныне коллектив Юрия Биндюкова играет очень гитарную музыку, а повсеместная бардовская повествовательность осталась в прошлом. Всё так, собственно, и есть, и последующие пьесы лишь подтверждают это, а новая версия трека 2004 года “Холодный расчёт” – это своего рода индикатор произошедших перемен и позволяет оценить и сопоставить прежних НГ и НГ нынешних.

Тем не менее, на диске по-прежнему преобладают балладные пьесы, и такие номера, как “Человек с зонтом” и “Город твой” всё ещё являются более типичными для НГ, чем напористые и инструментально насыщенные треки. Музыканты, как и прежде, не скрывают своей симпатии к пространным лирическим изысканиям, и именно они получаются у абаканцев лучше всего, ну а вкрапления этно-прогрессива и народной классики (в открывающей диск сюите присутствует фрагмент, в мелодии которого без труда узнаётся “Эх, раз, да ещё раз…”) вносят необходимую толику разнообразия, новизны и непредсказуемости, давая возможность поэкспериментировать.

Нищий Граф воплощает в своём лице среднее арифметическое между ранним Аквариумом, светлой печалью Константина Никольского, размеренностью Андрея Макаревича и хипповской неприкаянностью Дюши Романова. Если вам знакомо то особое состояние светлой печали, глубоко задумчивой и как будто свинцовой тоски, которой так сладко и горько предаваться в долгие ночные часы за стаканом портвейна (вина, пива, etc.), уставившись невидящим взором в тёмное окошко и/или растворяясь взглядом в бесконечных узорах ковра, то эта музыка определённо для вас.

Я бы даже сказал, что на роль вот такого одинокого полночного саундтрека песни Нищего Графа подойдут даже лучше, чем оные из репертуара перечисленных выше групп, и здесь дело вот в чём. И Машина Времени, и Аквариум, и тот же Дюша Романов неоднородны, разноплановы и эмоционально разрозненны. У них есть самые разные композиции с самым разным настроением и для самых разных ситуаций, а вот рокеры из Абакана в этом плане прямо-таки образцово самоидентичны и кидаться в противоположные крайности отнюдь не намерены. Мысли, печаль, ностальгия, алкоголь – за рамки этого заколдованного квадрата НГ не выходят и выходить не собираются, что одновременно является и сильной стороной группы, и её недостатком.

Стоит похвалить ребят за инструментальный и композиторский прогресс, за изобретательные метафоры и за верность себе. Конечно, свежести и какой-то особой аутентичности на ранних дисках Нищего Графа было больше, однако сейчас они звучат куда более фирменно, взросло и зрело – с такими песнями хоть на радио, хоть на ТВ, хоть на большие фестивальные сцены. Их грустный юмор и сократическая диалогичность по-прежнему подкупают своей неподдельностью, а повысившийся уровень исполнения позволяет группе возвыситься до стандартов рок-групп первого эшелона. О “Линии Горизонта” можно долго говорить, но так и не приблизиться к ней ни на шаг, а лучше просто один раз послушать и попробовать всё самому. Возможно, это не лучший альбом НГ, но и не худший.